СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Создание условий для поддержки инициативы и самостоятельности детей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования в ДОУ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная публикация будет интересна методистам, педагогам-психологам, воспитателям ДОУ, всем тем, кто стремится воспитать инициативных, самостоятельных,творческих детей.

Просмотр содержимого документа
«"Создание условий для поддержки инициативы и самостоятельности детей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования в ДОУ"»

Проблемно - тематический день

«Создание условий для поддержки инициативы и самостоятельности детей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования в ДОУ»



Формирование у детей дошкольного возраста личностных качеств, определяемых целевыми ориентирами ФГОС.

 

Поддержка инициативы и самостоятельности.

В научной педагогической литературе существуют разные точки зрения на определение понятия «самостоятельность».

  1. Это умение не поддаваться влиянию различных факторов, действовать на основе своих взглядов и убеждений.

  2. Это общая характеристика регуляции (управление) личностью своей деятельности, отношений и поведения.

  3. Это постепенно развивающееся качество, высокая степень которого характеризуется стремлением к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей, умением поставить цель деятельности, осуществить элементарное планирование, реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленный цели, а так же способствовать к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач.

            Самостоятельность – обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.

            Инициативность – частный случай самостоятельности, стремление к инициативе, изменение форм деятельности или уклада жизни. Это мотивационное качество, рассматривается и как волевая характеристика поведения человека.

            По определению в "Советском энциклопедическом словаре",

инициатива - (от латинского initium - начало) почин, первый шаг в каком-либо деле; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивости; руководящая роль в каких-либо действиях.

            В "Справочнике по психологии и психиатрии детей и подростков"

инициативность определяется, как "характеристика деятельности, поведения и личности человека, означающая способность действовать по внутреннему побуждению

в отличие от реактивности - поведении, осуществляемом на внешние стимулы. Инициативность показывает развитие деятельности и личности, особенно на ранних этапах развития.

Руководствуясь Стандартом ДО

        Инициативность проявляется во всех видах детской деятельности, но ярче всего в коммуникативной, познавательно – исследовательской, игровой, изобразительной. Это важнейший показатель развития детского интеллекта. Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, но особенно творческой (п.1.2 Стандарта). Инициативный ребенок стремится к организации игр, изобразительных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям. В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью. Инициативного ребенка отличает содержательность интересов.

 

Самостоятельная деятельность детей - одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста.

            В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, утвержденном приказом Министерства образования и науки от 17 октября 2013 г. № 1155 формирование самостоятельности детей заложено в принципах дошкольного образования (п. 1.2, 1.4 ФГОС ДО).

            Одной из целей Стандарта является формирование самостоятельности и ответственности ребенка (пункт 1.5 абзац 6 ФГОС ДО).

Стандарт дошкольного образования определяет,

что образовательная программа должна быть направлена на создание условия развития инициативы и творческих способностей ребенка (пункт 2.4 ФГОС ДО). Должна обеспечивать развитие личности, мотивации способностей детей в различных видах деятельности (п. 2.6 ФГОС ДО).

Содержательный раздел программы должен включать (пункт 2.11.2. абзац б) ФГОС ДО) способы направления и поддержки детской инициативы.

В соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13 на самостоятельную деятельность детей 3-7 лет (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) в режиме дня должно отводиться не менее 3-4 часов.

 



Для развития самостоятельной деятельности должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:

  • Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях (п. 3.2.1. абзац 1 ФГОС ДО).

  • Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности (пункт 3.2.1 абзац 4 ФГОС ДО).

  • Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения (пункт 3.2.1 абзац 6 ФГОС ДО).

  • Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфичных для них видах деятельности (пункт 3.2.1. абзац 5 ФГОС ДО).

 

Самостоятельная деятельность предполагает потребность заниматься любимым делом. Дети объединяются в подгруппы по интересам и индивидуально-личностным особенностям, для игровой деятельности, увлеченно занимаются художественным творчеством, театрально-игровой деятельностью, экспериментированием.

В процессе самостоятельной деятельности реализуются задачи пяти образовательных областей (п. 2.6. ФГОС ДО):

 «Социально-коммуникативное развитие»

- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

«Познавательное развитие»

- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, развитие творческой активности;

«Речевое развитие»

- овладение речью как средством общения и культуры;

«Художественно - эстетическое развитие»

- реализация самостоятельной творческой деятельности;

«Физическое развитие»

- приобретение опыта в двигательной деятельности,

- становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере

 

Главный принцип самостоятельной деятельности: поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

Необходимо стремиться к поддержке разнообразия детства, сохранению уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека. (п. 1.2. ФГОС ДО).

Необходимым условием развития

поведения ребенка, позитивной свободы и самостоятельности

является воспитание на принципах

любви,

понимания,

терпимости

и упорядоченности деятельности.

Инициативный ребенок должен уметь реализовать свою деятельность творчески, проявлять познавательную активность. Новизна продукта детской деятельности имеет субъективное, но чрезвычайно важное значение для развития личности ребенка. Развитие творчества зависит от уровня развития когнитивной сферы, уровня развития творческой инициативы, произвольности деятельности и поведения, свободы деятельности, предоставляемой ребенку, а также широты его ориентировки в окружающем мире и его осведомленности.

 Что же характерно для инициативной личности ?

- произвольность поведения;

- самостоятельность;

- развитая эмоционально волевая сфера;

- инициатива в различных видах деятельности;

- стремление к самореализации;

- общительность;

- творческий подход к деятельности;

- высокий уровень умственных способностей;

- познавательная активность.









Способы развития инициативности:

Для педагогов важно учитывать :

  1. Давать простые задания, поручения (снимать Страх "не справлюсь", создание ситуаций успеха), развивать у детей инициативу.

  2. Давать задания интересные или такие, в которых у ребенка есть личный интерес что-то делать.

  3. Поддерживать инициативы (быть готовым платить за ошибки и неудачи). Научить адекватно реагировать на собственные ошибки .

 

Основным критерием оценки самостоятельной игровой деятельности воспитанников является  игровое поведение, способы распространения игры, умение ребенка, в зависимости от собственного замысла, включать в игру условные действия с предметами, ролевые диалоги, комбинировать разнообразные события.

Самостоятельная изобразительная деятельность возникает по инициативе ребенка для удовлетворения его индивидуальных потребностей (сделать подарок маме, смастерить игрушку и пр.) Задача взрослого развивать самостоятельность, не нарушая замысла ребенка, используя подсказки, привлекая внимание к объекту, задавая вопросы.

Признаками проявления самостоятельности являются внимание и заинтересованность ребенка в определенной деятельности и умение переносить усвоенное в собственную новую деятельность.

Организуя самостоятельную деятельность детей, воспитатель особое значение придаёт формированию доброжелательных отношений между ними.



Формы организации самостоятельной деятельности:

  1. свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-пространственной образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;

  2. организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).

Самостоятельная деятельность включает в себя такие виды деятельности как игровая, двигательная, познавательно-исследовательская, изобразительная, коммуникативная.

  1. Игровая деятельность: режиссерская игра, ролевая игра, игры с правилами и т.д.;

  2. Двигательная: подвижные игры, игровые упражнения.

  3. Изобразительная: рисование, конструирование, лепка.

  4. Познавательно-исследовательская: исследования объектов окружающего мира и экспериментирование с ними.

  5. Коммуникативная: общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками.

  6. Конструирование.

  7. Самообслуживание и элементарный бытовой труд.





В ДОО должны быть созданы условия, обеспечивающие эмоционального благополучия детей (п.1.6. Стандарта ДО).

В нашем доу созданы такие условия, о чем свидетельствует диплом лауреат конкурса



Каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности.

Так, игра способствует развитию активности и инициативы (С.А. Марутян, Н.Я. Михайленко, Д.Б. Эльконин),

в трудовой деятельности заложены благоприятные возможности для формирования целенаправленности и осознанности действий, настойчивости в достижении результата (М.В. Крулехт, В.И. Логинова, Д.В. Сергеева),

в продуктивных видах деятельности формируются независимость ребенка от взрослого, стремление к поиску адекватных средств самовыражения.

Постепенно самостоятельность репродуктивного характера сменяется на самостоятельность с элементами творчества, повышается уровень осознанности, самоконтроля, самооценки ребенка в процессе осуществляемого им вида деятельности. 

 

Проблема воспитания самостоятельности у дошкольников рассматривается в двух аспектах: умственном и нравственном.

 

Выделяют 3 компонента развития самостоятельности:

  1. Интеллектуальный: продуктивное и традиционное мышление (формирование самостоятельности, по мнению Выготского Л.С. (1983), во многом зависит от уровня сформированности памяти, мышления, развития внимания, речи и т.д. благодаря этому ребенок умеет подчинять свои действия той или иной задаче, достигать цели).

  2. Эмоциональный: при определенных условиях эмоции могут существенно повышать продуктивность мыслительной деятельности.

  3. Волевой: элементы воли, закладывающиеся у детей еще в преддошкольном возрасте; уровень развития воли зависит от средств, форм и методов воспитания.

 

Среди показателей самостоятельности специалисты отмечают:

- стремление решать задачи деятельности без помощи и участия других людей;

- умение ставить цель деятельности;

- осуществление элементарного планирования деятельности;

- реализацию задуманного и получение результата, адекватного поставленной цели.

 

Для организации самостоятельной деятельности детей необходимо создать

развивающую предметно-пространственную среду в соответствии с ФГОС



Предметно - развивающая среда должна организовываться таким образом, чтобы

каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Такая среда должна отвечать индивидуальным и возрастным особенностям детей, их ведущему виду деятельности - игре.

Именно моделирование игры по выбору ребенка, его сценарию способствует развитию творческих способностей, будит фантазию, активность действий, учит общению, яркому выражению своих чувств.

Игра в детском саду должна организовываться, во-первых, как совместная игра воспитателя с детьми, где взрослый выступает как играющий партнёр и одновременно как носитель специфического «языка» игры. Естественное эмоциональное поведение воспитателя, принимающего любые детские замыслы, гарантирует свободу и непринуждённость, удовольствие ребёнка от игры, способствует возникновению у детей стремления самим овладеть игровыми способами. Во-вторых, на всех возрастных этапах игра должна сохраняться как свободная самостоятельная  деятельность детей, где они используют все доступные им игровые средства, свободно объединяются и взаимодействуют друг с другом, где обеспечивается в известной мере независимый от взрослых мир детства.

Наряду с игрой немалое место в жизни ребёнка занимает свободная продуктивная деятельность детей (конструктивная, изобразительная и т.д.) Так же как и в игре, здесь обогащаются возможности развития ребёнка.

Оборудование развивающей предметно-пространственной среды должно давать возможность ребенку активизировать познавательные способности. Развивающие игры, технические устройства, оборудование для экспериментирования, игрушки должны быть представлены в соответствии с потребностями детей в различных видах самостоятельной деятельности (п. 3.3.1. ФГОС ДО).

Требования к построению предметно-пространственной развивающей среды определены во ФГОС ДО (п. 3.3.).  В пункте 3.3.4 ФГОС ДО говорится о принципах организации предметно-пространственной развивающей среды. «Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной». В соответствии с принципом доступности и безопасности развивающая среда должна быть организована так, чтобы материалы и оборудование необходимое детям для осуществления любой деятельности, были либо в поле зрения ребёнка, либо были доступны, чтобы ребёнок мог их взять, не обращаясь за помощью к взрослому.  И чтобы  каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом 

Самостоятельная деятельность детей организуется 

посредством создания развивающих центров разной направленности в каждой группе детского сада (п. 3.3.2. ФГОС ДО сегодня мы представим работу в разных центрах ДОУ.

 

В самостоятельной  деятельности детей, лежит личная заинтересованность (внутренняя мотивация). Мотивом может быть и интерес, и желание помочь кому-либо, и стремление получить похвалу и необходимость удовлетворить какие-то иные свои потребности. В любом случае, внутренняя мотивация вызывает подъем физических сил, всплеск эмоций, активацию мышления. Мотив формирует цель. Именно цель занимает ведущее место в любой деятельности. Получив определенный продукт собственной деятельности, ребенок анализирует: достиг он или нет собственной цели. Таким образом, происходит самооценка и самоконтроль.

Предоставляя детям самостоятельно действовать, создавая условия для самостоятельной  деятельности и поддерживая ее, педагог непроизвольно формирует предпосылки учебной деятельности (умение планировать деятельность, действовать согласно плану, осуществлять самоконтроль и др.).

Вся работа по развитию самостоятельной  деятельности детей должна осуществляться по принципу: планируем - делаем - подводим итоги.

Планирование - мыслительный процесс, при котором внутренние цели формируют определенные действия.

 

Что дает процесс планирования деятельности детям?

  1. Способствует развитию целеустремленности, самоопределения, самоутверждения, умение принимать решения.

  2. Помогает детям обдумывать и выражать в речи идеи и действия.

  3. Развивает абстрактное мышление, способность представлять будущие действия, опираясь на опыт.

  4. Дает возможность детям обмениваться идеями и использовать опыт друг друга.

Ясность и определенность детских планов зависит от возрастных и познавательных возможностей детей.

Главная задача создания плана - это его осуществление, т.е. превращение намерений в действия.

 

Задача воспитателя в этот период:

  1. Помочь детям начать работу по плану.

  2. Помочь детям преодолеть затруднения в ходе работы.

  3. Поддерживать речевое общение детей в деятельности.

  4. Наблюдать за тем, как дети овладевают информацией, как взаимодействуют с партнерами, как решают проблемы.

  5. Подводить итоги того, что уже сделано, и выстраивать новый план.

Таким образом, самостоятельная деятельность имеет принципиальное значение для формирования полноценной личности с высокой самооценкой и самоуважением. Чем полнее ребенок реализовал потребность в самостоятельных действиях, тем сильнее в свое время у него возникает потребность во взаимодействии с другими. Организация самостоятельных игр, общения сверстников друг с другом позволят педагогу достичь целевых ориентиров  на этапе завершения детьми уровня дошкольного образования (п. 4.6 ФГОС ДО).

Это следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка:

В раннем возрасте:

  • Ребёнок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними, эмоционально вовлечён в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявить настойчивость в достижении результата своих действий.

  • Появляются игры, в которых ребёнок воспроизводит действия взрослых.

  • Проявляет интерес к сверстникам, наблюдает за их действиями и подражает им.

 

На этапе завершения дошкольного образования:

  • Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.;

  • способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

 











В ФГОС ДО (общие положения п.3) утверждаются основные принципы дошкольного образования. Одним из принципов является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Инициативность проявляется во всех видах деятельности, ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании.

Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития. Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, особенно творческой

. Инициативный ребенок стремится к организации игр,продуктивных видов деятельности,содержательного общения.Он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор,предложить интересное дело другим детям. Необходимым условием развитием инициативного поведения является воспитание его в условиях развивающего общения. Педагогическое общение, основанное на принципах любви, понимания, терпимости и упорядоченности деятельности, станет условием полноценного развития позитивной свободы и самостоятельности ребенка. Инициативный ребенок должен уметь реализовать свою деятельность творчески, проявлять познавательную активность. Для инициативной личности характерно: - произвольность поведения; - самостоятельность; - развитая эмоционально волевая сфера; - инициатива в различных видах деятельности; - стремление к самореализации; - общительность; - творческий подход к деятельности; - высокий уровень умственных способностей; - познавательная активность (проявление любознательности, пытливости ума, изобретательности); - содержательность интересов.





Педагогические задачи поддержки деткой инициативы в соответствии с возрастными особенностями детей дошкольного возраста

Для детей четвертого года жизни (3-4 года) приоритетной сферой проявления детской инициативы является продуктивная деятельность.

Необходимо: - создавать условия для реализации собственных планов и замыслов каждого ребёнка; - рассказывать детям об их реальных, а также возможных в будущем достижениях; - отмечать и публично поддерживать любые успехи детей; - всемерно поощрять самостоятельность детей и расширять её сферу; - помогать ребёнку найти способ реализации собственных поставленных целей; - способствовать стремлению научиться делать что-то и поддерживать радостное ощущение возрастающей умелости; - в ходе занятий и в повседневной жизни терпимо относиться к затруднениям ребёнка, позволять ему действовать в своём темпе; не критиковать результаты деятельности детей, а также их самих. Ограничить критику исключительно результатами продуктивной деятельности, используя в качестве субъекта критики игровые персонажи (например, критикует игрушка, а не педагог); - учитывать индивидуальные особенности детей, стремиться найти подход к застенчивым, нерешительным, конфликтным, непопулярным детям; - уважать и ценить каждого ребёнка независимо от его достижений, достоинств и недостатков; - создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и тёплое слово для выражения своего отношения к ребёнку, проявлять деликатность и тактичность; - всегда предоставлять детям возможности для реализации их замысла в творческой продуктивной деятельности.

 Для детей пятого года жизни (4-5 лет) приоритетной сферой проявления детской инициативы является познавательная деятельность, расширение информационного кругозора, игровая деятельность со сверстниками.

Необходимо: - способствовать стремлению детей делать собственные умозаключения, относиться к таким попыткам внимательно, с уважением; - обеспечивать для детей возможности осуществления их желания переодеваться и наряжаться, примеривать на себя разные роли. Иметь в группе набор атрибутов и элементов костюмов для переодевания, а также технические средства, обеспечивающие реализацию стремления детей петь и двигаться под музыку; - создавать условия, для творческих строительных игр, где дети могут реализовать свои интересы и фантазии; - не допускать диктата, навязывания в выборе детьми сюжета игры; - при необходимости осуждать негативный поступок, действие ребёнка, но не допускать критики его личности, его качеств. Негативные оценки давать только поступкам ребёнка и только с глазу на глаз, а не перед всей группой; - обязательно участвовать в играх детей по их приглашению (или при их добровольном согласии) в качестве партнёра, равноправного участника, но не руководителя игры; - привлекать детей к украшению группы к праздникам, обсуждая разные возможности и предложения; - побуждать детей формировать и выражать собственную эстетическую оценку воспринимаемого, не навязывая им мнения взрослых; - привлекать детей к планированию жизни группы на день; - читать и рассказывать детям по их просьбе, включать музыку.

 Для детей шестого года жизни (5-6 лет) приоритетной сферой проявления детской инициативы является внеситуативно–личностное общение со взрослыми и сверстниками, а также информационная познавательная инициатива

. Необходимо: - создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и тёплое слово для выражения своего отношения к ребёнку; - уважать индивидуальные вкусы и привычки детей; - поощрять желание создавать что-либо по собственному замыслу; обращать внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-то (маме, бабушке, папе, другу); - создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей; - при необходимости помогать детям в решении проблем организации игры; - привлекать детей к планированию жизни группы на день и на более отдалённую перспективу: обсуждать выбор спектакля для постановки, песни, танца и т.п.; - создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или познавательной деятельности детей по интересам.

 Для детей седьмого года жизни (6-7 лет) приоритетной сферой проявления детской инициативы является научение, расширение сфер собственной компетентности в различных областях практической предметной, в том числе орудийной, деятельности, а также информационная познавательная деятельность.

Необходимо: - вводить адекватную оценку результата деятельности ребёнка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта деятельности; - спокойно реагировать на неуспех ребёнка и предлагать несколько вариантов исправления работы: повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание, совершенствование деталей и т.п. Рассказывать детям о трудностях, которые испытывали при обучении новым видам деятельности; - создавать ситуации, позволяющие ребёнку реализовывать свою компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников; - обращаться к детям с просьбой показать воспитателю те индивидуальные достижения, которые есть у каждого, и научить его добиваться таких же результатов; - поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворение его результатами; - создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей; - при необходимости помогать детям в решении проблем при организации игры; - привлекать детей к планированию жизни группы на день, неделю, месяц. Учитывать и реализовать их пожелания и предложения; - создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или познавательной деятельности детей по интересам; - устраивать выставки и красиво оформлять постоянную экспозицию работ; - организовывать концерты для выступления детей и взрослых.































III. Диалог участников « От пассивности-к инициативе»









Инициативная личность развивается в деятельности.

А так как ведущая деятельность дошкольного возраста - игра, то, чем выше уровень развития творческой инициативы, тем разнообразнее игровая деятельность, а следовательно, и динамичнее развитие личности.

Короткова Н. А. и Нежнов П. Г. вводят такое понятие как «творческая инициатива»

 Под творческой инициативой следует понимать включённость ребёнка в сюжетную игру, как основную деятельность дошкольника.



(Слайд ) Выделяют три уровня творческой инициативы:

1-й уровень

 Активно развертывает несколько связанных по смыслу условных действий (роль в действии), содержание которых зависит от наличной игровой обстановки; активно использует предметы-заместители, наделяя один и тот же предмет разными игровыми значениями; с энтузиазмом многократно воспроизводит понравившееся условное игровое действие (цепочку действий) с незначительными вариациями

Ключевые признаки: в рамках наличной предметно-игровой обстановки активно развертывает несколько связанных по смыслу игровых действий (роль в действии); вариативно использует предметы-заместители в условном игровом значении.

 

2-й уровень

Имеет первоначальный замысел («Хочу играть в больницу», «Я - шофер» и т.п.); активно ищет или видоизменяет имеющуюся игровую обстановку; принимает и обозначает в речи игровые роли; развертывает отдельные сюжетные эпизоды (в рамках привычных последовательностей событий), активно используя не только условные действия, но и ролевую речь, разнообразные ролевые диалоги; в процессе игры может переходить от одного сюжетного эпизода к другому (от одной роли к другой), не заботясь об их связности.

Ключевые признаки: имеет первоначальный замысел, легко меняющийся в процессе игры; принимает разнообразные роли; при развертывании отдельных сюжетных эпизодов подкрепляет условные действия ролевой речью (вариативные диалоги с игрушками или сверстниками).

3-й уровень

Имеет разнообразные игровые замыслы; активно создает предметную обстановку «под замысел»; комбинирует (связывает) в процессе игры разные сюжетные эпизоды в новое целое, выстраивая оригинальный сюжет; может при этом осознанно использовать смену ролей; замысел также имеет тенденцию воплощаться преимущественно в речи (словесное придумывание историй) или в предметном макете воображаемого «мира» (с мелкими игрушками-персонажами), может фиксироваться в сюжетных композициях в рисовании, лепке, конструировании.

Ключевые признаки: комбинирует разнообразные сюжетные эпизоды в новую связную последовательность; использует развернутое словесное комментирование игры через события и пространство (что где происходит с персонажами); частично воплощает игровой замысел в продукте (словесном - история, предметном - макет, сюжетный рисунок).

 Видео

«Цирк»

IV. "Рефлексивная мишень"

В каждом из 4 секторов записываются параметры – вопросы рефлексии состоявшейся деятельности, взаимодействия.

1-й сектор – оценка содержания;

2-й сектор – оценка формы, методов взаимодействия;

3-й сектор – оценка деятельности педагогов –организаторов мероприятия

4-й сектор – оценка своей деятельности в общем мероприятии

Каждый участник педагогического взаимодействия

В чате пишет оценку результатов состоявшегося взаимодействия.

Если участник очень низко оценивает результаты, то метка ставится им в "молоко" или в поле "0" на мишени, если выше, то в поле "5". Если результаты оцениваются очень высоко, то метка ставится в "яблочко", в поле "10" мишени.

После того как каждый участник взаимодействия "выстрелил" (поставил четыре метки) в рефлексивную мишень, она вывешивается на всеобщее обозрение и педагог организует ее краткий анализ.

Высказывания участников проходят ( в конце представляется мишен

V. Итоги


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!