СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) для обучающегося класса "Особый ребенок"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основная цель СИПР - построение образовательного процесса для ребёнка с ОВЗ в соответствии с его реальными возможностями, исходя из особенностей его развития и образовательных потребностей.

СИПР – документ, описывающий специальные образовательные условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ в процессе обучения и воспитания на определенной ступени образования. Она реализует индивидуальный образовательный маршрут ребенка в рамках образовательного учреждения.

Просмотр содержимого документа
«Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) для обучающегося класса "Особый ребенок"»








Специальная индивидуальная программа развития


Исполнитель:

Лобкова Светлана Андреевна,

учитель















Введение.

Вопросы образования детей с особыми образовательными потребностями являются актуальными в педагогике и в системе профессионального образования. С 1 сентября 2016 года введены федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и интеллектуальными нарушениями. Обучающийся с умственной отсталостью в умеренной, тяжелой или глубокой степени, с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР), интеллектуальное развитие которого не позволяет освоить АООП (вариант 1), получает образование по (варианту 2), адаптированной основной общеобразовательной программы. На основе которой образовательная организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (СИПР), учитывающую индивидуальные образовательные потребности обучающегося с умственной отсталостью. 
Основная цель СИПР - 
построение образовательного процесса для ребёнка с ОВЗ в соответствии с его реальными возможностями, исходя из особенностей его развития и образовательных потребностей. СИПР – документ, описывающий специальные образовательные условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ в процессе обучения и воспитания на определенной ступени образования. Она реализует индивидуальный образовательный маршрут ребенка в рамках образовательного учреждения.

Актуальность предлагаемого исследования определяется  тем, что введение федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) образования обучающихся с умственной отсталостью имеет большое значение для реализации права на образование детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Во-первых, в связи с тем, что такие дети до недавнего времени считались «необучаемыми» и находились вне образовательного пространства. Во-вторых, отсутствуют единые требования к содержанию и примерным результатам образования, соблюдение которых позволило бы ребенку получать непрерывное доступное образование независимо от места жительства. В-третьих, внедрение ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью будет способствовать решению вопросов кадрового и материально-технического обеспечения образования таких детей.

Цель исследования: изучение и реализация принципов формирования специальной ин­ди­ви­ду­аль­ной программы развития, для обучающихся с умственной отсталостью в умеренной степени, с множественными нарушениями развития.

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи исследования:

  • изучить ФГОС для обучающихся с ОВЗ и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

  • изучить методические рекомендации по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

  • обобщить опыт по актуальным вопросам создания организационно-методических условий реализации специальной индивидуальной программы развития (СИПР).

Практическая значимость  состоит в описании алгоритма составления СИПР, обращается внимание на наиболее значимые звенья цепочки шагов по разработке и применению индивидуальной программы.   

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ


ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ




  1. Общие сведения о ребёнке.

ФИО ребенка: К. С. С.

Возраст ребенка: 12 лет

Место жительства: Ростовская область…

Мать: К. Н. А.

Отец: К. С. Г.

Год обучения:

Ступень обучения: I

Группа (особые потребности):


Заключение ПМПК: умеренная умственная отсталость сложного генеза. Системное недоразвитие речи тяжелой степени. Алалия.


2. Характеристика обучающегося на начало учебного года.

Ребенок посещает образовательную организацию пятый год.

Семья полная, состоит из 4-х человек, проживает в отдельном благоустроенном доме. Мать – К. Н. А. Домохозяйка. Отец – К. С. Г. Работает частным способом. Родители заботливо и доброжелательно относятся к дочери, заинтересованы в успешном развитии ребенка.

Девочка часто болеет соматическими заболеваниями. Основные (ходьба, бег) и прикладные (прыжки, лазание и пр.) двигательные навыки сформированы. Состояние слуха и зрения соответствует норме. С. стремится к постоянной стимуляции вестибулярных и проприоцептивных ощущений (раскачивается на стуле, гимнастическом мяче; резко ложится на пол, катается по полу; забирается в «сухой» бассейн с мячами).

Эмоциональное состояние девочки неустойчивое. Большую часть времени она находится в возбужденном состоянии. Наблюдаются смены настроения: смех, крик; двигательное беспокойство: хаотичное, спонтанное перемещение по классу; импульсивность, беспорядочное хватание предметов.

Учебное поведение сформировано на низком уровне: речевые инструкции, действия по подражанию выполняет со значительной помощью взрослого.

Ведущая рука – левая. Трудность представляет поддержание правильной позы на занятиях. Девочка работает на групповых занятиях 5-10 минут, пресыщается, ложится на парту.

Базовые учебные действия не сформированы. С трудом поддерживает правильную позу на занятии (сидит на стуле непродолжительное время), с трудом фиксирует взгляд, действия инструкции не выполняет.

С. понимает обращённую речь на бытовом уровне. Выполняет простые речевые инструкции. Употребляет отдельные слова: «мама», «папа», «кушать», «дай»; фразы отсутствуют. Речь грубая, невнятная.

В общении с взрослыми девочка избирательна. Выделяет значимого взрослого, к которому подходит, берет за руку, сообщает о своих желаниях (произносит слова– «рисовать», «мячик»), реагирует на изменение голоса, понимает ситуацию запрета, но не принимает ее, отказывает выполнять просьбы. Девочке нравятся игры с детьми. Находясь в игре, выражает положительные эмоции.



Трудность представляет работа с пластилином: разминание, катание колбасок. При выполнении графических работ карандашом и кистью наблюдаются неправильное удержание инструмента, слабый нажим.

Девочка не группирует предметы по цвету, форме. Разрезную картинку из 2-х частей не собирает. «Почтовый ящик» собирает путем подбора с помощью взрослого

Навыки самообслуживания частично сформированы. С. неаккуратно ест ложкой, пьет из кружки. Отмечается высокая скорость приема пищи, гиперсаливация. Одевается и раздевается с помощью взрослого. В туалет не просится, нужно напоминать и предлагать. Не умеет пользоваться туалетной бумагой. Не моет руки после посещения туалета.

Ребенок относится к 2 группе. Требуются постоянный присмотр и помощь педагогов. Для создания условий эффективной педагогической работы родителям рекомендовано обращение к психиатру для подбора медикаментозной коррекции поведенческих проблем.


Приоритетное содержание обучения и воспитания:

  1. Альтернативная коммуникация.

  2. Предметно-практические действия.

  3. Сенсорное развитие.






3. Индивидуальный учебный план





Учебные предметы, коррекционные курсы

Групповые занятия

Индивидуальные занятия

учитель

воспита

тель

учитель-логопед

учитель

физ-ры/АФВ

учитель музыки

Учитель-дефек

толог

Речь и альтернативная коммуникация








Математические представления








Окружающий природный мир








Окружающий социальный мир








Человек








Адаптивная физкультура








Музыка и движение








Изобразительная деятельность








Домоводство








Профильный труд








Сенсорное развитие


3

2

2




Предметно-практич. действия


3

2





Двигательное развитие








Альтернативная коммуникация


4

2

2




Коррекционно-развивающие занятия








Всего


10

6

4




Внеурочная деятельность









Итого: 20



4. Содержание образования.

4.1. Базовые учебные действия.

Содержание

1 полугодие

2 полугодие

15. Программа формирования базовых учебных действий

15.1. Создание благоприятной обстановки, способствующей формированию положительной мотивации пребывания в образовательной организации и эмоциональному конструктивному взаимодействию с взрослыми (родственник, специалист, ассистент и др.) и сверстниками.



  • 15.1.3. Принятие контакта, инициированного взрослым

  • 15.1.4. Установление контакта с педагогом и другими взрослыми, участвующими в организации учебного процесса

  • 15.1.5. Ориентация в учебной среде (пространство, материалы, расписание) класса: нахождение индивидуального шкафа для хранения личных вещей; нахождение своего (рабочего) места за столом; нахождение своего набора индивидуальных заданий; нахождение места хранения набора индивидуальных заданий; нахождение места для отдыха; нахождение места, предназначенного для игровой деятельности; нахождение места хранения игрушек

  • 15.1.7. Ориентация в расписании дня (последовательности событий/занятий, очередности действий)



15.2. Формирование учебного поведения



  • 15.2.1. Поддержание правильной позы

  • 15.2.2. Направленность взгляда на лицо взрослого, на выполняемое задание

  • 15.2.4. Выполнение простых речевых инструкций (дай, возьми, встань, сядь, подними и др.)

  • 15.2.6. Выполнение простых действий с одним предметом (по подражанию)

  • 15.2.14 Сидение за столом в течение определенного периода времени на групповом занятии

  • 15.2.16 Выполнение речевых инструкций на групповом занятии




4.2. Содержание учебных предметов и коррекционных курсов.

Содержание

1 полугодие

2 полугодие

11 Сенсорное развитие

11.1. Зрительное восприятие.



  • 11.1.1. Фиксация взгляда на лице человека

  • 11.1.2.Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете (фонарик, пламя свечи, светящиеся игрушки)

  • 11.1.6. Узнавание (различение) цвета объектов (красный, синий, желтый, зеленый, черный и др.)



11.2. Слуховое восприятие.



  • 11.2.1. Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха (плеча, талии)

  • 11.2.3. Локализация неподвижного удаленного источника звука



11.3. Кинестетическое восприятие.



  • 11.3.1. Адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека

  • 11.3.3. Адекватная реакция на вибрацию, исходящую от объектов

  • 11.3.5. Адекватная реакция на горизонтальное (вертикальное) положение тела

  • 11.3.8. Адекватная реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей

  • 11.3.9. Различение материалов (дерево, крупа, вода и др.) по температуре (холодный, горячий), фактуре (гладкий, шероховатый), влажности (мокрый, сухой).



11.4. Восприятие запаха.



  • 11.4.1. Адекватная реакция на запахи



11.5. Восприятие вкуса.



  • 11.5.1. Адекватная реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый).




12 ППД

12.1. Действия с материалами.



  • 12.1.1. Сминание материала (салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца и др.) двумя руками (одной рукой, пальцами)

  • 12.1.2. Разрывание материала (бумагу, вату, природный материал) двумя руками, направляя руки в разные стороны (двумя руками, направляя одну руку к себе, другую руку от себя; пальцами обеих рук, направляя одну руку к себе, другую руку от себя)

  • 12.1.5. Пересыпание материала (крупа, песок, мелкие предметы) с использованием инструмента (лопатка, стаканчик и др.)



12.2. Действия с предметами.



  • 12.2.1. Захват, удержание предмета (шарики, кубики, мелкие игрушки, шишки и др.)

  • 12.2.3. Толкание предмета от себя (игрушка на колесиках, ящик, входная дверь и др.).

  • 12.2.4. Притягивание предмета к себе (игрушка на колесиках, ящик и др.)

  • 12.2.8. Вынимание предметов из емкости.

  • 12.2.9. Складывание предметов в емкость.

  • 12.2.11. Вставление предметов в отверстия (одинаковые стаканчики, мозаика и др.)

  • 12.2.12. Нанизывание предметов (шары, кольца, крупные и мелкие бусины и др.) на стержень (нить)



14 Альтернативная и дополнительная коммуникация

14.1. Коммуникация.



14.1.3. Коммуникация с использованием невербальных средств.



  • 14.1.3.1. Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос выражение мимикой согласия (несогласия), приветствие (прощание) с использованием мимики

  • 14.1.3.2. Выражение жестом согласия (несогласия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста

  • 14.1.3.4. Выражение своих желаний (благодарности), обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа



14.2. Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации.



14.2.1. Импрессивная речь.



  • 14.2.1.1. Понимание простых слов «мама», «папа», «дядя» и др.

  • 14.2.1.2. Реагирование на собственное имя

  • 14.2.1.3. Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов

  • 14.2.1.6.Понимание слов, обозначающих действие предмета (пить, есть, сидеть, стоять, спать, рисовать, играть и др.)



14.2.2. Экспрессивная речь.



  • 14.2.2.1. Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов

  • 14.2.2.2. Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.)

  • 14.2.2.3. Называние собственного имени

  • 14.2.2.4. Называние имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса)




Коррекция поведенческих проблем.


Проблемы поведения

Способы и методы коррекции


1 полугодие

2 полугодие

Неадекватный крик

Прерывание ситуации, переключение на другие действия (когда С. кричит, ее просят ответить на вопрос).


Реже наблюдаются эпизоды проблемного поведения


Двигательные стереотипии (падает на пол, катается по полу).

Замещение. Предлагаем другую деятельность и условия, в которых стереотипия прекращается (катание по полу заменяем игрой в «сухом бассейне».


Частота проявления стереотипий снизилась.





4.3. Нравственное развитие.


  • Доброжелательное отношение к окружающим; умение устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с детьми и взрослыми с использованием общепринятых форм общения.

  • Умение выражать свои желания.

  • Усвоение правил совместной деятельности в общении, в игре.


    1. Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.


  • Готовность безбоязненно посещать медицинский кабинет по любым вопросам, связанным с особенностями состояния здоровья.


4.5.Внеурочная деятельность.



Название мероприятия



Планируемая деятельность ребенка


Участие ребенка в мероприятии


День Знаний


присутствие на торжественной линейке, праздничном чаепитии



«Праздник Осени»


подготовка к мероприятию: изготовление украшений (сбор осенних листьев в парке), участие в празднике




«День матери-казачки»


подготовка к мероприятию, участие в совместных играх с мамами и педагогами



Новогодний праздник


подготовка к мероприятию: изготовление украшений класса (бусы, гирлянды), новогодних открыток (простые аппликации);

участие в новогоднем празднике (разучивание новогодних песен, ритмических упражнений)



«Масленица»




подготовка к мероприятию: знакомство с атрибутами праздника, участие в мероприятии


«8 Марта»





подготовка к мероприятию: изготовление простой поздравительной открытки маме, праздничное чаепитие.



«Последний звонок»


присутствие на торжественной линейке, праздничном чаепитии



Организация свободного времени


Игра




игры с мячом, настольные дидактические игры, игры в «сухом бассейне», подвижные игры в спортивном зале



Прогулки на улице


игры с мячом, подвижные игры, экскурсия в парк






Название рабочей программы



Возможные предметные результаты



Возможные личностные результаты

«Веселые пальчики»



- приобретение подвижности и гибкости кисти рук;

- развитие точности выполнения движений;

- совершенствование координации движений руки и глаза.

- получение удовольствия от проведения пальчиковой гимнастики;

- обогащение эмоциональной сферы.



«Вместе поем и танцуем»


- умение взаимодействовать с взрослыми и сверстниками в игровой деятельности;

- умение двигаться в заданном темпе, изменять направление движения со сменой музыки и ритма;

- умение повторять за взрослым звукоподражания, звуки, слова.

- развитие памяти, внимания через выполнение повторяющихся игровых действий.

- развитие интереса к совместной игровой деятельности посредством слова, музыки и движения.
















5. Условия реализации потребности в уходе и присмотре.



8.45-9.00

9.00-11.20

11.20-11.40

11.40-13.10

13.20-13.50

13.50-14.00

14.00-16.00

16.00-18.00

пн

Раздевание

(присмотр)

Воспитатель


Второй завтрак

(присмотр)

учитель


Гигиенические процедуры

(присмотр)

Воспитатель


Обед

(присмотр)

воспитатель

Гигиенические процедуры

(присмотр) учитель и

воспитатель


Тихий час

(присмотр)

воспитатель

Свободная деятельность, игры

(присмотр)

Воспитатель

вт

Раздевание

(присмотр)

Воспитатель


Второй завтрак

(присмотр)

учитель


Гигиенические процедуры

(присмотр)

Воспитатель


Обед

(присмотр)

воспитатель

Гигиенические процедуры

(присмотр) учитель и

воспитатель


Тихий час

(присмотр)

воспитатель

Свободная деятельность, игры

(присмотр)

Воспитатель

ср

Раздевание

(присмотр)

Воспитатель


Второй завтрак

(присмотр)

учитель


Гигиенические процедуры

(присмотр)

Воспитатель


Обед

(присмотр)

воспитатель

Гигиенические процедуры

(присмотр) учитель и

Воспитатель


Тихий час

(присмотр)

воспитатель

Свободная деятельность, игры

(присмотр)

воспитатель

чт

Раздевание

(присмотр)

Воспитатель


Второй завтрак

(присмотр)

учитель


Гигиенические процедуры

(присмотр)

Воспитатель


Обед

(присмотр)

воспитатель

Гигиенические процедуры

(присмотр) учитель и

воспитатель


Тихий час

(присмотр)

воспитатель

Свободная деятельность, игры

(присмотр)

Воспитатель

пт

Раздевание

(присмотр)

Воспитатель


Второй завтрак

(присмотр)

учитель


Гигиенические процедуры

(присмотр)

Воспитатель


Обед

(присмотр)

воспитатель

Гигиенические процедуры

(присмотр) учитель и

Воспитатель






6. Специалисты, участвующие в разработке и реализации СИПР.

Учитель класса, учитель-логопед, учитель музыки, воспитатели, педагог-психолог.


7.Возможные задачи, мероприятия и формы сотрудничества организации семьи обучающегося.


Задачи

Мероприятия


Отчет о проведении

Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и образовательных потребностях ребенка

  • индивидуальные консультации родителей со специалистами (по запросу родителей)

  • тематические семинары:

«Коррекция поведенческих проблем», «Вопросы взаимодействия и сотрудничества

школы и родителей в условиях реализации СИПР»


Обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР

  • заключение договора о сотрудничестве между родителями и ОО

  • Обсуждение специалистами совместно с родителями содержания обучения и воспитания ребенка, вносимого в СИПР

  • посещение родителями уроков/занятий

  • информирование электронными средствами

  • личные встречи, беседы

  • домашнее визитирование


Психологическая поддержка семьи

  • участие в тренингах – 2 раза в год

  • участие в занятиях коррекционной группы

  • индивидуальные консультации с психологом


Организация участия родителей во внеурочной деятельности

  • привлечение родителей к реализации мероприятий:

    • Праздник осени

    • День Матери-казачки

    • Новогодний праздник

    • Последний звонок

  • привлечение родителей к решению вопросов, связанных с управлением образовательной организацией (родительский комитет)





8. Необходимые технические средства и

дидактические материалы.


  • Материалы для пересыпания (крупа), емкости разной величины для сыпучих материалов; крупные и мелкие бусины для нанизывания на нить, крупная мозаика, тренажеры с молниями, пуговицами, шнурками, кнопками, ремнями.

  • Наглядный и дидактический (демонстрационный и индивидуальный) материал по темам: «Овощи», «Фрукты», «Дикие и домашние животные», «Времена года», «Объекты и явления природы», «Посуда», «Одежда и обувь», «Мебель».

  • Набор пиктограмм;

  • конструктор «Лего», логические блоки Дьенеша, «Почтовый ящик», набор предметов для группировки по цвету, форме и величине, вкладыши по форме и величине, геометрическое и цветовое домино, геометрическое лото, матрешка, пирамидка, счетный материал, разрезные картинки для составления изображения из 2 частей.

  • Компьютер, проектор, презентации, видеозаписи, экран для проектора.


9. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.


Условные обозначения


Уровни самостоятельности при выполнении заданий

- не выполняет задание

-

- выполняет задание со значительной помощью

з п

- выполняет задание с частичной помощью

Ч п

- выполняет задание по подражанию

п

- выполняет задание по образцу

о

- выполняет задание самостоятельно, но допускает ошибки

сш

- выполняет задание самостоятельно (без ошибок)

+



Реакция на воздействия

- негативная реакция

нг

- нейтральная реакция

нр

- положительная реакция

пр


Заключение.

Основные выводы по исследуемой проблеме.


Разработка и реализация СИПР влияет на изменение содержания, структуры и качества профессиональной деятельности учителя.


Разработка помогает:


  • Структурировать и систематизировать процесс обучения в определённых образовательных областях (целевых направлениях);

  • Сфокусироваться на моментах, которые являются приоритетными для обучения ребёнка в определённый период времени, опираясь на понимание его возможностей;

  • Привлечь дополнительные ресурсы, разделить ответственность за качество обучения и воспитания ребенка с несколькими специалистами и родителями;

  • Увидеть динамику развития ребенка, оценить эффективность собственной деятельности;

  • Сделать образовательный процесс «прозрачным» для родителей и администрации.


Обеспечивает:


  • Использование специфических методов и средств обучения;

  • Организацию обучения в разновозрастных классах (группах);

  • Дифференцированное, "пошаговое" обучение;

  • Обязательную индивидуализацию обучения;

  • Создание оптимальных путей развития;

  • Организацию взаимодействия специалистов и семьи обучающегося.


Общий вывод: СИПР


  1. Оптимизирует коррекционный процесс.

  2. Обеспечивает эффективное взаимодействие специалистов и педагогов.

  3. Обеспечивает каждому ребенку адекватный для него темп и способы усвоения навыков, умений и знаний.

  4. Позволяет повысить результативность коррекционно-развивающей работы.

  5. Повышает мотивацию и педагогическую компетентность у родителей.










Список использованной литературы:


    • Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Министерства образования и науки Российской Федерации. — М., 2014. — 61 с.

    • Царёв А.М. Требования к структуре образовательных программ для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития и к возможным результатам их освоения в контексте разработки ФГОС для обучающихся с ОВЗ / А.М. Царёв, Л.А. Головчиц // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2014. — № 3. — С. 12–19.

    • Царёв А.М. Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) как основа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в контексте ФГОС/ А.М. Царёв // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2016. — № 3. С. 33–42.

    • Рудакова Е.А. Разработка индивидуальной программы обучения ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями развития / Е.А. Рудакова, О. Ю. Сухарева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2014. — № 3. — С. 20–22.


.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!