СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Специфика здорового образа жизни детей средней возрастной группы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Специфика здорового образа жизни детей средней возрастной группы.

 

Просмотр содержимого документа
«Специфика здорового образа жизни детей средней возрастной группы.»

Специфика здорового образа жизни

детей средней возрастной группы.

Дошкольный возраст относится к так назы­ваемым критическим периодам в жизни ребенка. На протяжении всего дошкольного детства происходит нарастание силы и подвижности нервных про­цессов, формирование высшей нервной деятельности. Нервные про­цессы отличаются быстрой истощаемостью. Эмоциональное перена­пряжение связано с ростом частоты пограничных состояний и невротических реакций. Не случайно именно в этом возрасте родители и педагоги час­то сталкиваются с такими проявлениями в поведении детей, как смена настроения, повышенная раздражительность, психомоторная возбудимость, плаксивость, быстрая утомляемость, невниматель­ность при выполнении заданий. У детей могут наблюдаться следу­ющие реакции: они грызут ногти, крутят волосы, длительное время не засыпают, совершают беспорядочные движения (покачивания, подпрыгивания и т. д.) [21, c. 129].

Возраст от четырех до пяти лет — период относительного затишья. Ребенок вышел из кризиса и в целом стал спокойнее, послушнее, покладистее. Все более сильной становится потребность в друзьях; резко возрастает интерес к окружающему миру. В этом возрасте у ребенка активно проявляется стремление к самостоятельности. Ребенку важно многое делать самому.

Детьми хорошо освоен алгоритм процессов умывания, одевания, купания, приѐма пищи, уборки помещения. Дошкольники знают и используют по назначению атрибуты, сопровождающие эти процессы: мыло, полотенце, носовой платок, салфетку, столовые приборы. Уровень освоения культурно-гигиенических навыков таков, что дети свободно переносят их в сюжетно-ролевую игру. К 4—5 годам ребѐнок способен элементарно охарактеризовать своѐ самочувствие, привлечь внимание взрослого в случае недомогания.

В среднем дошкольном возрасте у детей формируется представление о здоровье как «не болезни». Дети могут рассказать о том, как болели, на основании своего опыта у них вырабатывается отрицательное отношение к заболеваниям. Но, разницу между «быть здоровым» и чувствовать себя здоровым, они объяснить еще не могут. Здоровье в их понимании это что-то абстрактное. Они считают что быть здоровым это значит не болеть. На вопрос, что нужно делать, чтобы не болеть, многие дети отвечают, нужно не простужаться, не есть на улице мороженого, не мочить ноги и т.д. Из этих ответов следует, что в среднем дошкольном возрасте дети начинают осознавать угрозы здоровью со стороны внешней среды (холодно, дождь, сквозняк), а также своих собственных действиях (есть мороженое, мочить ноги и т.д.) [9, c. 24].

И именно в этот период взрослые, находящиеся рядом с ребенком и дома, и в дошкольном учреждении должны как можно раньше помочь ребенку осознать всю ценность здоровья. Побудить ребенка с ранних лет самостоятельно и осознанно сохранять и формировать свое здоровье. Очень важно с самого детства формировать у человека знания о здоровом образе жизни, так как именно в детском возрасте формируются основы психического и физического здоровья. Впервые о необходимости привития таких знаний человеку заявил крупнейший отечественный микробиолог, врач Илья Ильич Мечников. Он считал: самое главное – научить человека правильному, безошибочному выбору в любой ситуации только полезного, содействующего здоровью и отказу от всего вредного.

Зачастую у детей отсутствует заинтересованность в занятиях оздоровительного характера. По мнению Г. К. Зайцева, это связано с тем, что, во-первых, рекомендации по здоровому образу жизни насаждаются детям чаще всего в назидательной категорической форме и не вызывают у них положительных эмоциональных реакций, а во-вторых, сами взрослые редко придерживаются указанных правил в повседневной жизни, и дети хорошо это видят. Кроме того, выполнение необходимых правил здорового образа жизни требует от человека значительных волевых усилий, что крайне затруднительно для ребенка-дошкольника, имеющего недостаточно сформированную эмоционально-волевую сферу.

Педагогическая задача состоит в том, чтобы ребенок сам осознал необходимость в здоровом образе жизни. Почувствовал желание беречь и преумножать его, чтобы у ребенка появилось стремление к усовершенствованию своего образа. Полученные ребенком знания и представления о себе, своем здоровье, физической культуре, безопасности жизнедеятельности позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья. Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни. Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев.

В детском саду вся жизнедеятельность ребенка направлена на сохранение и укрепление здоровья детей. Основой являются еженедельные познавательные, физкультурные и интегрированные занятия, партнерская совместная деятельность педагога и ребенка в течение дня.

Основные компоненты здорового образа жизни детей включают в себя:

- Рациональный режим.

- Правильное питание.

- Рациональная двигательная активность.

- Закаливание организма.

- Сохранение стабильного психо- эмоционального состояния [7, с. 56].

Режим – это распорядок жизни ребенка, который предусматривает

рациональное распределение времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха. При соблюдении режима вырабатывается четкий ритм функционирования организма. Что создает условия для работы и полноценного отдыха.

При проведении режимных процессов следует придерживаться следующих правил:

- Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (во сне, питании).

- Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели.

- Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах.

- Формирование культурно-гигиенических навыков.

- Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов.

- Учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка [7, с. 57].

Особое место в здоровом образе жизни занимает питание. В детском возрасте формируется пищевой стереотип. Именно от питания во многом зависит состояние здоровья.

Основные принципы рационального питания:

- Обеспечение баланса

- Удовлетворение потребностей организма в основных питательных веществах, витаминах и минералах.

- Соблюдение режима питания [12, с. 62].

Рациональное питание детей является одним из основных факторов внешней среды, определяющих нормальное развитие ребенка. Оно оказывает самое непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья ребенка, повышает устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям.


Важным компонентом в жизни ребенка является физическая культура.

Она направленных на развитие таких качеств, как координация и гибкость; способствует правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук. Способствует становлению ценностей здорового образа жизни, овладению его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

 Закаливание детей – одно из основных направлений в оздоровительной программе детского сада. В дошкольных учреждениях проводится обширный комплекс закаливающих мероприятий. Это:

  • Соблюдение температурного режима в течение дня.

  • Правильная организация прогулки и её длительность.

  • Соблюдение сезонной одежды во время прогулок с учётом индивидуального состояния здоровья детей, сезонности;

  • Облегчённая одежда для детей в детском саду.

  • Дыхательная гимнастика после сна.

  • Мытьё прохладной водой рук по локоть, шеи, верхней части груди (индивидуально).

  • Полоскание рта  водой комнатной температуры.

  • Комплекс контрастных закаливающих процедур:

Закаливание способствует решению целого комплекса оздоровительных задач. Оно повышает устойчивость организма к всевозможным отрицательным факторам (стресс, переохлаждение), повышает его работоспособность. Если закаливание проводить систематически и планомерно, оно положительно влияет на организм ребенка: улучшается деятельность его систем и органов, увеличивается сопротивляемость к различным заболеваниям, и, в первую очередь, простудного характера, вырабатывается способность без вреда для здоровья переносить резкие колебания различных факторов внешней среды, в частности, метеорологических, повышается выносливость организма [29, с. 34].

Специалисты отмечают, что психофизическое здоровье и эмоциональное благополучие ребенка во многом зависит от среды, в которой он живет и воспитывается. Психическое здоровье является составным элементом здоровья и рассматривается как совокупность психических характеристик, обеспечивающих динамическое равновесие и возможность выполнения ребенком социальных функций. Поэтому необходимо создать условия, обеспечивающие психологическое здоровье дошкольника, гуманное отношение к детям и индивидуальный подход с учетом их личных особенностей, психологический комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду.

Охрана и укрепление здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни являются первостепенной задачей для педагогов. В связи с этим необходимо организовать разностороннюю деятельность, направленную на сохранение здоровья детей, реализацию комплекса воспитательно-образовательных, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий по разным возрастным ступеням.

Таким образом, охрана и укрепление здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни являются первостепенной задачей для педагогов и родителей, которые организуют разностороннюю деятельность, направленную на сохранение здоровья детей, реализацию комплекса воспитательно-образовательных, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!