СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья - "Духовно-нравственное развитие и воспитание личности на уроках и во внеурочное время"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время необходимо целенаправленное развитие у человека проявлений духовности, а точнее – ее светлой стороны, ориентированной на доброту, любовь, истину, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие, что соответствует православным ценностным ориентациям, определяющим смысл жизни человека как непрерывное духовно-нравственное его совершенствование.

В статье представлена информация о деятельности учителя истории, обществознания, руководителя школьного музея "Русская изба" по направлению "Духовно-нравственное развитие и воспитание личности на уроках и во внеурочное время".

Прикреплённый архив содержит презентацию и статью.

Просмотр содержимого документа
«Статья - "Духовно-нравственное развитие и воспитание личности на уроках и во внеурочное время"»

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности

на уроках и во внеурочное время.

Я считаю, что сегодня современный молодой человек должен понимать, что ему предстоит участвовать в формировании российского общества, государства, которое будет способно обеспечить своим гражданам демократические права и свободы.

Но наши дети живут в условиях всё возрастающего потока информации, который зачастую несёт западное влияние: смотрят западные фильмы, играют в иностранные компьютерные игры, предпочитают заграничную одежду, предметы быта, мечтают уехать за границу. Стала более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, снижением воспитательного воздействия культуры и образования, широким распространением таких негативных качеств как агрессивность, индивидуализм, равнодушие, эгоизм. И как результат этого - дети плохо знают своих предков, русские сказки, песни. У молодых людей меняются идеалы, страдает их нравственность.

Поэтому, духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса, осуществляемого в системе отечественного образования. В настоящее время необходимо целенаправленное развитие у человека проявлений духовности, а точнее – ее светлой стороны, ориентированной на доброту, любовь, истину, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие, что соответствует православным ценностным ориентациям, определяющим смысл жизни человека как непрерывное духовно-нравственное его совершенствование.

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России такой идеал обоснован и сформулирована высшая цель образования высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны.

Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала, представляющего собой высшую цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных социальных субъектов: государства, семьи, школы, традиционных религиозных и общественных организаций.

И поэтому в настоящее время в педагогической практике очень актуальной становится тема приобщения детей к национальной культуре: к её историческому прошлому, к русской культуре. Именно сейчас особенно важно и необходимо воспитывать в молодёжи такие качества как гражданственность, трудолюбие, любовь к Родине и окружающей природе, семье - всё то, что является одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закреплённых в Законе «Об образовании» РФ. И если идти по пути приобщения к народному творчеству наших детей, то можно развивать не только духовно-нравственную, но и творчески мыслящую личность.

В педагогической деятельности ставлю несколько задач:

  • Дать учащимся качественное образование по истории и обществознанию

  • Раскрыть способности, интеллектуальный, творческий и нравственный потенциал каждого учащегося.

  • Воспитать трудолюбие, сознательное, творческое отношение к труду и жизни, подготовить к сознательному выбору профессии.

  • Воспитать ответственность и компетентность.

  • Воспитать гражданственность, патриотизм, уважение к правам, свободам и обязанностям человека.


Каким человеком должен быть современный учитель?


Что должен уметь, каким должен быть педагог,

Чтоб в сказочный мир взять ребенка он смог?
Чтоб души свои не отдав никому,
Доверились дети ему одному?

Он должен корректным и грамотным быть,
Проблемы понять, а печали – забыть,
На творчество, радость ребят вдохновлять,
Поддержкой, вниманием их поощрять.

Он должен быть личностью мудрой и чуткой:
Уметь разрядить климат доброю шуткой,
Оплошности сгладить, успех поощрить,
Конфликты уладить, проступки простить…

Для достижения поставленных задач сформулировала для себя следующие принципы работы учителя:

  • Стараюсь быть для ребят источником разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью, столкнувшись с той или иной задачей.

  • Стараюсь чувствовать эмоции, настрой класса и принимать его.

  • Делаю установки на лучшие качества ребёнка.

  • Стараюсь проявлять высокую культуру, личное обаяние, эрудицию, поддерживая тем самым высокий авторитет исторических знаний, идей, принципов.

В своей работе использую различные современные образовательные технологии гуманитарно-ориентированной направленности, при которых востребовались бы личностные качества ученика- стремление осознать смысл изучения истории, проявить самостоятельность.

    1. Инфорационно-коммуникативные

    2. Проектно-исследовательские, так как считаю, что подобный вид деятельности способствует наиболее полному раскрытию и развитию творческого потенциала личности ребенка.

    3. Технологии проблемного обучения

    4. Игровые технологии

    5. Здоровьесберегающие - сохранение здоровья за период обучения в школе.


Один из путей решения поставленной цели - это внеурочная деятельность.

Она помогает формированию мировоззрения учащихся. Воспитывать чувство патриотизма, содействовать выявлению творческих способностей школьников, вовлекает их в активную деятельность. Во внеурочной работе повышается интерес к предмету – непременное условие улучшения качества обучения, происходит интенсивный процесс взаимного духовного обогащения, накапливается опыт взаимопонимания.

Деятельность школьного музея в создании системы духовно-нравственного воспитания принадлежит важная роль. Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, развивающей активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.

С 2006 г. в школе работает музей «Русская изба», создателем и руководителем которого я являюсь.

Воспитание патриотизма, одной из составляющей духовно-нравственного воспитания – сложный и многогранный процесс, успех которого во многом зависит от того, насколько удалось привнести в душу ребенка уважение к прошлому и настоящему своей Родины. А любовь к Родине начинается с любви к родному дому, с интереса к истории своего края. Именно поэтому большое место во внеклассной работе отвожу исследовательской деятельности учащихся с опорой на краеведческий материал. Ситуация поиска очень увлекает детей, они с удовольствием включаются в работу по сбору информации. За эти годы собрано немало материала по краеведению

Учащиеся нашей школы пишут исследовательские работы и рефераты на такие темы как «Архитектурные памятники прошлого», «Выдающиеся личности в истории», «Культура и быт Руси». «История становления и развития православия в нашем государстве», «Медаль в моей семье», «Моя родословная», «Моя Школа» и др.

С ребятами много путешествуем по историческим местам нашей области (военно-исторические музеи г. Воронежа, усадьба Веневитиновых, дворец принцессы Ольденбургской (г. Рамонь), музей школы-интерната им. М. Шолохова); совершаем туристические походы с учащимися старших классов с целью изучения родного края.

Комплексная деятельность детей помогает активному, целенаправленному формированию духовных интересов, интеллектуальных потребностей, своей деятельностью умножать красоту окружающего мира и воспитывать патриотизм, гражданственность.

Таким образом, музей способствует формированию чувства ответственности за сохранение природных богатств, художественной культуры края, гордости за своё отечество, школу, семью, т. е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины.


Награды, призовые места учащимся и руководителям музеев являются результатом нашей плодотворной работы:


1) 2 место в областной краеведческой конференции школьников «Отечественная война 1812г.» - Диплом ГОБУ ДОД ВО «Областной центр дополнительного образования, гражданского и патриотического воспитания».

2) Грамота Администрации Лискинского историко-краеведческого музея за исследовательскую работу, посвящённую 200-летию Отечественной войны 1812 г.

3) победа в районной конференции «Народные традиции – моя история и моя культура». Герасименко Анастасия 10 кл. стала победителем конференции.

4) Герасименко Анастасия 10 кл. стала участницей открытого регионального конкурса творческих работ по краеведению «Гордость моего родного края», который проводил Воронежский институт высоких технологий - награждена дипломом участника-Воронеж

5) Феденко Елизавета 10 кл. стала участницей открытого регионального конкурса творческих работ по краеведению «Гордость моего родного края», который проводил Воронежский институт высоких технологий – заняла II место в номинации «Мой школьный музей».

6) Петрова Виктория 10 кл. приняла участие в Международном интернет-конкурсе «Мой край родной» в номинации: «Конкурс исследовательских работ» и представила работу «Край Воронежский в 1812 году: люди, события, факты» - награждены сертификатами участника.

7) участие в конкурсе на соискание региональной Общественной премии «Золотой Лев 2013» в номинации «Социальный проект», посвящённой ветеранам Великой Отечественной войны, жителям г. Лиски и района.

8) 2014-2015 уч. г. посвящён очень памятной дате – 70-летия Великой Победы. И большинство участников было именно по этому направлению. Итогом явились призовые места на всероссийском уровне.

Свой педагогический опыт распространяю и обобщаю:

  1. Создан свой сайт, где размещаю свои статьи, разработки по предметам и внеклассной работе

  2. Выступление на районных семинарах библиотекарей, директоров школ.

  3. Публикации во всероссийском журнале «Метод-сборник».

  4. Статьи в сборниках в рамках районных конференций.

  5. Выступления на педагогических форумах в рамках Всероссийских конференций обучающихся.

  6. Статьи в сборниках в рамках международных конференций.

Виктор Фёдорович Шаталов российский и украинский педагог-новатор писал: «Как сделать, чтобы годы учения […] стали для каждого моего ученика точкой опоры на всю последующую жизнь». В.Ф. Шаталов на первое место в процессе обучения ставит воспитательную задачу, а также формирование у учащихся общественно ценных мотивов учения, любознательности, познавательных интересов и потребностей.

В нашей сегодняшней такой непростой жизни, пожалуй, только школа и остается «точкой опоры» для человека. И учитель может дать ученикам не только сумму знаний, но и развить творческие способности, пробудить в детях «чувства добрые», привить глубокую любовь к родному языку. Все это поможет формированию человека с активной жизненной позицией. Став взрослым, он обязательно найдет свое место в жизни.

6




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!