СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Педагогический дует" (опыт работы)

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья "Педагогический дует" (опыт работы)»

Педагогический дует (опыт работы)

За годы существования педагогического дуэта была накоплена целая сокровищница как традиционных, так и инновационных форм проведения урока физической культуры: урок - игра; урок - соревнование; урок-забава, урок-праздник, «Сам себе тренер», «Игровой турнир», урок-практикум, урок-презентация (с использованием ИКТ); уроки межпредметной интеграции физической культуры с уроками географии, математики, русскому, английскому языку, музыки, уроки с элементами аэробики, скиппинга, кроссфита, стретчинга, художественной гимнастики, оздоровительно-корректирующей гимнастики (иммунной гимнастики, гимнастики для глаз).

Можно утверждать, что для большинства учащихся нашей школы самым интересным является урок физической культуры. И не потому, что на этом уроке не надо думать - играй себе в мяч, а потому, что только здесь, в спортивном зале, в честном поединке можно победить одноклассника в одном из видов физических упражнений, преодолеть свою физическую и моральную слабость. Победы чаще всего остаются яркими воспоминаниями надолго, а иногда и на всю жизнь ребенка.

Дети любят порядок, дисциплину и не любят хаос и неорганизованность. Наша задача состоит в том, чтобы приучить учеников к определенному порядку урока: начало, подготовительная часть, основная и заключительная. Каждая имеет свои особенности, которые мы и рассмотрим.

Школа – консервативное заведение, которое очень трудно поддается коренным преобразованиям. В этом сила школы, но в этом и ее слабость. Мы пришли к выводу, что надо соединить в процессе обучения постоянное, неизменное с элементами инновации. Например, в начале урока класс всегда строится на том же месте в зале. Постоянно происходит одинаковый ритуал приветствия, объяснение задач урока, команда «Направо! Бегом - марш!». Но вот другая команда: «Налево! Бегом - марш!» Или «Класс, прямо шагом марш!». Ученики по традиции поворачиваются вправо и начинают движение в колонне по одному, потому что они привыкли к всегда заведенному порядку и не прислушиваются к словам учителя. Ошибки, смех - все вместе создает атмосферу непринужденности.

Хорошее начало урока - игра. Чем старше дети, тем с большим удовольствием они играют и с меньшим проигрывают.

На наших уроках нет мелочей. На качество влияет все: от выражения лица учителя к тембру голоса. Есть хорошее правило: прежде чем что-то делать, нужно четко, ясно и кратко объяснить детям, что вы от них хотите. Если класс построенный в одну шеренгу, а учитель находится перед первыми 5-7 учениками, то дети, которые находятся в другом конце шеренги, не слышат объяснения и начинают разговаривать, переминаться, толкаться. Начало урока под угрозой срыва. Объяснять надо так, чтобы слышал весь класс. Например, перед бегом необходимо обсудить заранее все возможные нарушения: нельзя обгонять, срезать дистанцию, выбегать из строя и тому подобное.

Учитель во время бега располагается в углу зала, возле которого класс выстраивался. Стоять надо так, чтобы видеть каждого ученика, иметь с каждый зрительный контакт. В этот момент учитель может подсказать направляющему темп бега или изменить его направление, похвалить одного, пригрозить пальцем за нарушение другому. Результатом будет полная отдача учащихся на уроке. Кроме того, несмотря на лица детей, можно, заметить у кого признаки усталости, остановить, предложить ему перейти на ходьбу, то есть пусть и пассивно, но все-таки участвовать вместе с детьми на уроке. Никто не должен чувствовать себя потерянным на занятиях.

Ученики редко устают от физических нагрузок, однако их утомляют монотонность и однообразие.

Можно начать урок и по-другому. После объяснения задач урока класс поворачивается направо и становится парами. Так, в колонне по двое, ребята бегут по залу. Одну колонну можно пустить по часовой стрелке, другой - против, тогда дети ускоряются против воли.

Еще один вариант. Класс бежит парами, одна колонна получает номер 1, другая - 2. По первому сигналу учителя команда № 1 поворачивается кругом и строго в колонне по одному бежит в противоположном направлении. Сравнявшись с учениками колонны № 2, ученики колонны № 1, возвращаются кругом и продолжают движение в двух колоннах. По второму сигналу то же самое делают ученики колонны № 2. Однако вводить элемент игры не всегда нужно.

Вариантов много, главное - меньше муштры и более сознания в действиях. Однообразно повторяющиеся из урока в урок рывки руками и приседания ученики называют зарядкой. Такая зарядка носит ритуальный, дисциплинирующее характер и не несет ни значения, ни физической нагрузки.

Эмоциональная и неожиданная по содержанию разминка с музыкальным сопровождением, с произношением букв, слов, стихов, пением, с элементами аэробики, стретчинга, скипинга, тенниса и с упражнениями, требующие напряжения всех сил, быстро приводит учеников в рабочее состояние.

Если после разминки предполагается провести эстафеты, то класс сразу перестраивается в колонну по 3 или 4 (в зависимости от числа учеников). Можно нанести разметку для перестроения, и каждый ученик быстро займет свое место в зале. Следует учитывать, что излишняя разметка на полу мешает детям.

Гораздо сложнее с общеразвивающими упражнениями без предметов, так как на первый взгляд они менее интересны. Однако, постоянно меняя форму выполнения упражнений, можно активизировать действия учащихся. Например, класс стоит в одну шеренгу на боковой линии. После выполнения одной или двух упражнений на месте класс поворачивается направо и пробегает один круг. Затем каждый ученик занимает свое место и выполняет 2 упражнения, затем снова пробежка и тому подобное. В конце разминки - отжимания 5 отжиманий и пробежка (1 круг), затем 4 отжимания и пробежка и тому подобное. Обязательное условие - класс пробегает круг строго в колонне по одному и в полном составе. Количество упражнений и отжимания учитель меняет в зависимости от подготовленности класса и с учетом распределения детей на медицинские группы.

В начальной школе мы используем другие варианты. Класс разделяем на 2 или 3 команды. Разминка проходит в виде соревнования на слаженность выполнения упражнения всей командой. Например, команда стоит в одну шеренгу - надо 10 раз наклониться, коснуться ладонями пола и 10 раз выпрямиться, поднимая руки вверх. Упражнения можно делать и перестроившись в колонну. Оцениваем слаженность выполнения.

Очень интересно проходит разминка, если упражнения в командах учащиеся выполняют, положив руки на плечи друг другу. Наклоны, приседания, упражнения для пресса на полу в этом положении дают такой заряд эмоций, которые может хватить до конца урока.

Ученики очень переживают за свое здоровье, боятся болезней, травм и т.д. Мы учитываем эту особенность и при проведении общеразвивающих упражнений систематически напоминаем детям об их значении, подводя школьников к осознанию важности занятий общеразвивающими упражнениями.

Чтобы исключить механическое выполнение упражнений и постоянно поддерживать внимание учащихся, в разминку включаем задачи, требующие не только физической, но и умственного напряжения. Например, упражнение объясняем один раз и без показа: 1 - упор присев, 2 - упор лежа, 3 - ноги врозь, 4 - ноги вместе, 5 - ноги врозь, 6 - ноги вместе, 7 - упор присев, 8 - встать. В классе всегда найдутся 1-2 ученика, правильно выполнят достаточно сложная задача. Главное, что весь класс попытается запомнить порядок выполнения упражнения, а это значит, что и в разминке будет инновация. Кроме того, возрастет цена слова учителя, которая скажется на эффективности урока.

Оживление в разминку вносят и так называемые упражнения «ловушки», которые заставляют учащихся быстро реагировать на ситуацию, например, из исходного положения - упор присев, быстро, не отрывая рук и ног от пола, выпрямите ноги. Дети, как правило, принимают положение упор лежа и только один или два ученика в классе, принимают правильное положение - упор стоя, согнувшись; или из исходного положения ноги врозь, руки в стороны, быстро, сгибая левую ногу, наклониться к правой ноги. Вариантов много: и изменение мест между упражнениями, и ускорение счета и тому подобное. Главное в разминке - исключить лишние перестроения, длинные объяснения, длительное выполнение упражнений и большие паузы между ними.

Важно не потерять темпа в конце подготовительной части, чтобы плавно и естественно перейти к основной части урока. Наши ученики привыкли к определенному порядку, а главное, осознали значение каждой части урока, если они разделены между собой.

После разминки 5 минут уделяем развитию физических качеств (силовая подготовка). Набор упражнений на развитие основных групп мышц (пресса, спины, рук и ног) зависит от задач урока. Главным условием успешного проведения силовой подготовки является систематичность, то есть обязательное проведение силовой подготовки на каждом уроке. Тем самым мы практически показываем детям важность физической подготовки, постепенно захватывая постоянным ростом результатов. Соревнуясь друг с другом, а главное, с самим собой, ученики не замечают, как их класс постепенно превращается в коллектив единомышленников.

Мы считаем, что на уроке физкультуры множество возможностей для обучения разнообразным двигательным навыкам, и каждый ученик должен получить шанс для реализации своих способностей.

Обучение двигательным навыкам проводим по известной схеме: показ и краткое описание основ техники движения - первые попытки – исправление ошибок - повторение и совершенствование. Нет необходимости изучать технику движения, потому что времени на обучение мало. Обучать навыкам желательно в целом, расчленяя их на составные части, чтобы ученик мог схватить движение сразу, постепенно отбрасывая лишнее, неправильное. Для обучения мы используем различные методы: поточный, фронтальный, групповой, самостоятельный и тому подобное. Например, на уроке физической культуры «Донбасс-футбольный край» групповую работу можно организовать таким образом.

Ученики объединены в группы:

1 группа - историки;

2 группа - теоретики;

3 группа - болельщики.

Задание:

1 группа - подготовить доклад «История формирования футбольных традиций на Донбассе»;

2 группа - рассказать об основных правилах игры в футбол;

3 группа - подготовить рассказ о выдающихся футболистах родного края.

Хорошо, если изученное движение или элемент можно на этом же уроке применить в игре, соревновании. Если это получится, то дети увидят результат обучения не в перспективе, а немедленно, и можно смело говорить, что урок физкультуры состоялся. После 3-4 уроков оценивается двигательное действие (ОРД) на этом этапе обучения.

Главный принцип обучения: не умел - научился - применил. Мы замечаем и отмечаем динамику обучения - и потому урок физкультуры становится для ученика в нашей школе постоянным источником радости. Для нас очень важно замечать каждого на уроке, особенно в момент самостоятельного совершенствования техники движения, подсказывать, исправлять, отмечать малейшие сдвиги в сторону улучшения. Ученики чувствуют нашу заинтересованность в результатах своего труда. Но, чтобы процесс обучения состоялся, необходимы два условия: 1) чтобы ученик хотел, 2) чтобы учитель умел.

В основной части урока обязательно должна присутствовать игра: спортивная, если дети достаточно хорошо подготовлены; подвижная (в младших классах). Урок без игры превращается в нудную работу, которую дети не могут выполнять долго.

Обучая детей, мы учимся сами, постепенно отбрасывая лишнее (паузы, перестроения), делаем урок динамичным, интересным.

В заключительной части урока используем такие инновационные формы: метод аутогенной тренировки, гимнастика для глаз и т.д. Такое проведения заключительной части урока нравится детям, вносит разнообразие, а главное - способствует достижению его основной цели - снижению нагрузки, восстановления организма. Заканчиваться урок должен организованно. Как закончился предыдущий урок, так начнется и следующий.

Для оценки учеников мы определяем цели и ожидаемые результаты урока: какие знания учащиеся должны усвоить и на каком уровне; какие знания, умения и навыки они должны овладеть; физические способности должны развивать. Способы оценивания учащихся на уроках с использованием элементов инновационных технологий осуществляем зависимости от поставленной цели:

- Бальное;

- От достигнутого уровня;

- По глубине усвоения.

Инновационные уроки: «Путешествие в мир сказок», «Спартакиада», игра «Поход» и т.п., их можно проводить на контрольных уроках, после изучения отдельных тем и целых разделов учебной программы. Проверить уровень усвоения учащимися учебной программы, их умений и навыков с применением в современных условиях. Сюжет добавляет уроку эмоциональности, заинтересовывает учеников.

Таким образом, урок физической культуры является единственным предметом, где любой ученик, независимо от физических данных, может быть отличником.

Постоянно показывая каждому положительные изменения в усвоении двигательных навыков или в развитии физических качеств, мы пришли к принципу оценки действий ученика: в начале урока не умел, в конце урока научился. Если ученик на уроке не учится, виноват в этом только учитель и его система урока, при которой не каждый ученик может усвоить учебный материал. Если же учитель сумел своим уроком заинтересовать детей, привлечь совершенствовать свои физические и двигательные возможности и после урока, его с полным правом можно назвать профессионалом.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!