СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья по теме: «Педагогическая этика в работе с учащимися и родителями».

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья по теме: «Педагогическая этика в работе с учащимися и родителями».»

Статья по теме: «Педагогическая этика в работе

с учащимися и родителями».

Нормой общения педагогов и воспитанников в школе являются гуманные отношения. Такие отношения подчинены достижению воспитательного результата и основаны на добровольном признании учащимися авторитета педагога и его лидерства, что должно проявляться в стремлении учащихся учиться у учителя, общаться с ним и подражать ему.

Большое влияние на становление взаимоотношений педагогов и воспитанников оказывает личный пример  педагогов, их убеждения, личные моральные качества и поступки.

В.А. Сухомлинский подчеркивал, что учитель становится воспитателем, лишь овладев тончайшим инструментом воспитания – наукой о нравственности, этикой. Без знания теории морали сегодня не может быть полноценной профессиональная подготовка учителя.

Педагог участвует в процессе воспроизводства нравственного сознания личности не только индивидуально, но и через педагогический и ученический коллективы, через родительскую общественность. В данном случае он выступает как концентрированный носитель общественной морали.

«Этика – философское учение о морали, её развитии, принципах, нормах и роли в обществе; совокупность норм поведения» (С.И. Ожегов).

Педагогическая   этика рассматривает нравственные отношения как совокупность общественных контактов и взаимных связей, возникающих у учителя с теми людьми и  учреждениями,  по  отношению, к  которым  он  имеет                              профессиональные  обязанности.  На основании такого подхода целесообразнее всего рассматривать нравственные отношения  в  наиболее четко  выделяющихся  подсистемах: “учитель - ученик”,  “учитель - педагогический  коллектив”, “учитель - родители учащихся”. При таком выделении  подсистем  можно  более  четко проследить особенности  нравственных  отношений  по  их  качественным  признакам, субъективно – объективным и др.
   Такт – это нравственное поведение. В числе основных составляющих элементов педагогического такта учителя можно назвать уважительное отношение к личности, высокую требовательность, умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему, уравновешенность и самообладание, деловой тон в отношениях, принципиальность без упрямства, внимательность и чуткость по отношению к людям.

Педагогический такт – это чувство меры в поведении и действиях учителя, включающее в себя высокую гуманность, уважение достоинства ученика, справедливость, выдержку и самообладание в отношениях с детьми, родителями, коллегами по труду. Педагогический такт – одна из форм реализации педагогической этики.

Основными элементами педагогического такта являются:

- требовательность и уважительность к воспитаннику;

- умение видеть и слышать ученика, сопереживать ему;

- деловой тон общения;

- внимательность, чуткость педагога.

Профессиональный такт проявляется:

- во внешнем облике педагога;

- в умении быстро и правильно оценивать сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;

- в умении сдерживать свои чувства и не терять самообладания в сложной ситуации;

- в сочетании разумной требовательности с чутким отношением к учащимся;

- в хорошем знании возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;

- в самокритичной оценке своего труда.

      Душевная чуткость, теплота, забота о детской радости - важнейшие нравственные качества учителя, которые определяют  и нормы его взаимоотношений с детьми. Эти чувства должны  быть искренними, неподдельными и проявляться во всех жизненных ситуациях. Помощь детям  в трудные моменты их жизни – одна из важнейших моральных норм, регулирующих отношения между учителем и учащимися. Эта помощь  основывается на абсолютном   бескорыстии, а иногда и на  самопожертвовании.
 
         В адаптивной школе для детей с интеллектуальными нарушениями в отношениях учитель-ученик должна учитываться  специфика обучаемых детей: особенности их познавательной сферы, их поведения, особенности общения. Отсюда следует, что учителю  в отношениях с умственно отсталыми учащимися необходимо иметь следующие качества:

  • любовь к детям (только через искреннюю любовь к своим “питомцам”, по словам В.А.Сухомлинского, можно добиться  взаимопонимания и взаимоуважения);

  • терпимость;

  • профессионализм (глубокие знания в области специальной педагогики и психологии);

  • высокая нравственность (педагог должен сам обладать всеми теми качествами, которые  в школе он должен прививать детям);

  • доброжелательность (создание положительного эмоционального фона в ученическом коллективе - на уроках и внеклассных мероприятиях);

  • коммуникабельность (от умения построить диалог с трудными детьми зависит успешность педагогического процесса в школе);

  • эрудиция (проявление широты интересов, опирающейся на большой объем знаний);

  • склонность к творчеству (оригинальное, высокоэффективное решение учителем учебно-воспитательных задач, обогащение теории и практики воспитания и обучения);

  • требовательность (способность добиваться решения поставленных задач);

  • уважение прав и обязанностей ребенка;

  • оптимизм (положительное восприятие окружающего мира);

  • самокритичность (признание своей неправоты).

           Обладание перечисленными качествами создает необходимые предпосылки для организации эффективной воспитательной работы с учащимися   адаптивной школы для детей с интеллектуальными нарушениями. Построение правильных отношений педагога с коллективом учащихся ведет к более результативной социализации  умственно отсталых детей, что является одной из основных задач адаптивной школы.


Учитель и родители 
          Связь семьи и школы – одно из важнейших условий  при обучении и воспитании детей в школе.  Для успешности работы с родителями учителю важно владеть такими качествами, как:

  • коммуникабельность;

  • вежливость (необходима для построения эффективного диалога между учителем и родителем);

  • терпимость (даже при явном проявлении  негативизма со стороны родителей учитель должен  находить позитивные решения воспитательных проблем);

  • готовность к сотрудничеству (взаимопомощь родителя и педагога  при влиянии на умственно отсталого ребенка);

  • единые требования (общая линия в воспитательной работе, выработанная педагогом и родителями).

Первое правило. В основе работы классного руководителя и воспитателя с семьей должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей. Чаще всего родители знают свои обязанности, но не у всех на практике воспитание получается таким, каким оно должно быть, им важно знать не только, что делать, но и как делать. Единственно правильная норма взаимоотношений учителей и родителей - взаимное уважение. Тогда и формой контроля становятся обмен опытом, совет и совместное обсуждение, единое решение, удовлетворяющее обе стороны.

Второе правило. Доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение их активности в воспитании. Психологически родители готовы поддержать все требования, дела и начинания школы. Даже те родители, которые не имеют педагогической подготовки и образования, с глубоким пониманием и ответственностью относятся к воспитанию детей.

Третье правило. Педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи. Классный руководитель - лицо официальное, но по роду своей деятельности нередко он становится вольным или невольным свидетелем отношений, скрывающихся от чужих. Хороший классный руководитель в семье не чужой, в поисках помощи родители ему доверяют сокровенное, советуются. Учитель должен быть всегда тактичным, доброжелательным. Все знания о семье он должен обращать на утверждение добра, помощи родителям в воспитании.

Четвертое правило. Жизнеутверждающий настрой в решении проблем воспитания, опора на положительные качества ребенка, на сильные стороны семейного воспитания, ориентация на успешное развитие личности.

Формирование характера воспитанника не обходится без трудностей, противоречий и неожиданностей. Их надо воспринимать как проявление закономерностей развития, тогда они не вызовут негативных эмоций и растерянности педагога. 

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!