СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья учителем надо родиться и только потом им стать

Нажмите, чтобы узнать подробности

Жить - значит учиться.

Учиться – значит жить.

Сенека

Учитель! Сколько надо любви и огня, чтобы слушали ,чтобы верили, чтобы помнили люди тебя! Для меня это значит намного больше, чем просто название профессии. Это, прежде всего, образ жизни, призвание и, наверное, предмет гордости: специалистов много, но не все они могут или хотят работать учителями. Да и я тоже могла бы стать следователем, адвокатом, прокурором. Но я всё равно стала учителем. Скорее всего, потому, что не могу иначе. Ведь я родилась и выросла в семье педагогов, где ученики всегда были желанными гостями. Почти все мои родственники работали учителями. Педагогический стаж нашего рода составляет более 400 лет. А когда пришла учиться в среднюю школу №14 окончательно поняла, что быть и мне учителем. Там работал молодой педагог, учитель истории - Шевченко Валентина Ивановна. Она отличалась от опытных учителей: манера доверительного общения, а не авторитарности над учениками, ярко выраженная общительность, умение устанавливать контакты с учениками, эмоциональная пластичность. За этот авторитет, она, безусловно, платила большую цену: её сердце воспринимало и вмещало проблемы своих учеников, как свои собственные, она «болела» за чужих детей, как за своих. Но мы, старшеклассники, были все влюблены в неё.

Выбор был сделан. Учёба в институте, практика в школе. Родители говорили, что будет тяжело, но я отвечала: «Мне это нравится!» А ведь в работе главное – получать от неё удовольствие!

37 лет я работаю учителем начальных классов в школе №14, затем в Макеевском городском лицее, ныне МОУ Лицей №1 «Лидер», из них 28 лет работаю по системе развивающего обучения Эльконина –Давыдова.

Вспоминаются первые годы работы в школе: самое большое желание пробудить любовь к наукам у каждого маленького ученика, научить каждого на «пять». Сейчас спустя много лет, эти устремления вызывают улыбку, как я была далека от понимания, что не владела технологиями, позволяющими, хотя бы просто включить каждого ребёнка в продуктивную деятельность на уроке, предсказать результат нашей совместной деятельности. Успех деятельности я вижу не в слепом везении, а в награде за работу над своим самоусовершенствованием, стремлением идти в ногу со временем, желанием постоянно учиться самой. Оказалось, есть способ: создать на уроке и вне его атмосферу, позволяющую раскрываться каждому ребёнку, почувствовать себя успешным. Каждый день, входя в класс, вижу глаза своих учеников. Одни смотрят с интересом, чем удивлю, другие с настороженностью, неизвестно, что сегодня она преподнесет, третьи с тоской, четвёртые с равнодушием, скорее бы домой. Какие они все разные! Стараюсь понять, угадать, почувствовать настроение каждого, найти его струнку, потянув за которую, услышать её звучание. Каждый ученик, даже самый неуспешный, обладает своим особым талантом. Я это помню, потому, что я –учитель.

Какие они, мои ученики? Одни говорят шумные, другие - любознательные, третьи - молчат. Но я точно знаю, что у детей есть живая мысль, они творческие, у них оригинальное мышление, они любимы. Эти дети живут с ощущением успеха, чувствуют уверенность в себе и внутреннее удовлетворение.

Как же включить каждого ученика в образовательный процесс? Невозможно представить деятельность современного учителя без применения современных, информационных технологий. В процессе обучения, применяю созданные мною, а так же готовые презентации из единой коллекции, фрагменты учебных фильмов, фрагменты видеоуроков.

Как же сделать так , чтобы ребенку захотелось «уметь учиться», было интересно учиться?

Предстоит шаг за шагом организовать обучение так, чтобы ребенку стало интересно самостоятельно «увидеть», в чем заключается неизвестная задача, предложить и опробовать способы решения, обсудить свои решения с учителем и одноклассниками. Только в этом случае знания детей будут глубокими, ведь понимание гораздо лучше механического заучивания.

Такой подход к учебе делает сам процесс учёбы увлекательным. Кроме того, дети учатся по-новому общаться друг с другом и со взрослым, осваивая новый тип общения, называемый учебным сотрудничеством.

Поэтому перед каждым уроком я озабочена тем, как сделать так, чтобы на уроке состоялась совместная, обязательно трудная, но радостная жизнь.

Основные формы работы на уроке - это парная и групповая форма организации учебного взаимодействия. Реализую на практике принцип «Учимся рядом и вместе». Детские рассуждения, работа в дружной команде , умение выражать своё мнение в ходе учебной дискуссии - всё это наполняет уроки положительными эмоциями и способствует росту желания учиться.

При этом у детей развивается познавательная активность, снижается тревожность, появляется чувство уверенности в своих силах. А процесс обучения становится содержательным, эффективным, интересным.

На своих уроках стараюсь создать условия для того, чтобы научить детей думать.

Учащиеся могут самостоятельно рассуждать, иметь своё собственное мнение и принимать решения. Ребята ощущают свою исключительную роль в творении урока.

Каждодневное общение с моими учениками всё больше и больше убеждает меня в том, что каждый ребенок старается думать и работать в меру своих сил, потому что он видит, как взрослые ценят его достижения. На протяжении многих лет у моих учеников самый любимый урок - математика. И новые первоклассники с нетерпением ждут уроков математики.

Также в своей работе использую технологию критического мышления.

Особенно детям нравится составлять ассоциативный куст, брать интервью, писать сенквейн, учиться сравнивать и находить общее по диаграммам Венна. Эти приемы дают возможность поспорить с учителем, размышлять вслух, высказывать свое мнение.

Одно из ведущих мест в системе РО занимает и проектная деятельность . Коротко алгоритм работы над проектом включает в себя пять П: Проблема - Планирование – Поиск - Продукт –Презентация. Постоянное внедрение в практику методов проектов делает обучение важным, ориентированным на личность ученика. Учащиеся лучше начинают анализировать, сравнивать, выделять главное, приобретают коммуникативные навыки. Повышается интерес к процессу обучения, появляется самоуважение. Наиболее яркими были проекты: «Дерево моего рода», «Наше здоровье в наших руках», «Мой Донбасс», «Грамотейка», «Птицы– наши друзья» , «Деревья, травы, кустарники».

Система РО дает возможность ребенку сделать первый шаг к самостоятельной взрослой жизни, понять ,что в ней есть много интересного. Результативным ,на мой взгляд ,является использование также витагенной технологии с голографическими проекциями, которые основываются на актуализации жизненного опыта детей.

Ценностью для ученика будет только то знание, которое он воспринимает как личностно значимое. Самодостаточными будут лишь те знания, которые ученик прочувствует, познает, испытает на практике и захочет сохранить в запасниках своей долговременной памяти.

А какой творческий потенциал у этих детей! А ведь творческая деятельность формирует всесторонне развитую, открытую, заинтересованную личность, которая может отличать добро от зла, зажигать в детских сердцах искорки любви.

Творчество - эта самая высокая форма активности, а когда творческая атмосфера в классе хочется творить чудеса :писать стихи, придумывать новые праздники ,дарит радость детям.

За время работы по системе РО были созданы книги, в которых помещены детские работы: ”Мой Донбасс”, “Времена года”, “Очерки о дружбе”, “Что за чудо эти сказки”, “Хочу быть поэтом», “Полёт души”. Эти сборники стали хорошим подспорьем в работе, использую материалы при подготовке к уроку.

Мои дети активны и инициативны, с удовольствием принимают участие в различных конкурсах и показывают хорошие результаты. Неоднократно становились призерами городского конкурса «Лучший читатель». А сколько творческих выставок.

Что же дает мне такая работа? Даёт то, что учебная деятельность становиться целенаправленной и дети приобретают личностную черту: мыслить критически. Они не испытывают дискомфорта, если говорят неправильно и рады, когда их мнение совпадает с результатами долгих лет работы учёных. Часто на уроках вспыхивают аплодисменты - так дети переживают эмоциональную радость открытий.

Работая по системе РО, используя современные технологии, я и для себя сделала открытия:

  • очень важно правильно построить урок, чтобы как можно больше использовать познавательный интерес учеников в учебных целях;
  • групповая работа способствует решению учебной проблемы;
  • дети учатся правильно, всесторонне, глубоко рассматривать предметы;
  • ученики наблюдательны, внимательны;
  • есть возможность высказать свое мнение, не бояться что ты скажешь неправильно;
  • дети любят контрольные, самостоятельные , тесты;
  • с удовольствием выполняют задание повышенной сложности;
  • охотно выполняют творческие задания ,причем сами могут найти себе работу;
  • радуются успехам своих друзей;
  • умеют работать с дополнительной и справочной литературой, создают презентации;
  • готовность этих детей помогать всем, кто рядом, причем во всем: как в учебе так и в различных проблемах;
  • родители радуются тому , что их дети с удовольствием ходят в школу и хотят учиться, они союзники учителя.

С учениками стараюсь быть искренне дружелюбной, поддерживать их, помогать и понимать в трудной ситуации. Ведь только так можно добиться от них взаимной искренности и отдачи.

Время не стоит на месте. Педагог должен соответствовать требованиям времени, общества, значит нужно забыть, что получил образование раз и навсегда, всё уже знаешь. И багаж полученных знаний не держать при себе. Распахнуть двери своего кабинета для конструктивного общения с коллегами, родителями. Время тоже работает на нас: информационное пространство без границ, позволяет находить единомышленников в разных городах, обеспечивает самыми разнообразными материалами. Сетевые сообщества творческих педагогов на любой вкус, выбирай, обменивайся опытом, учись сам и научи других. «Что спрятал, то пропало, что отдал, то твоё». Этого принципа придерживаюсь в общении с коллегами.

Я считаю главным в моей работе – найти и не потерять талантливого ученика. Каждый ученик должен быть услышанным, иметь право допускать все ошибки, которые он может допустить, а учитель должен понять логику ответа ученика. Педагог, который уважает личность в своих учениках, всегда уважаем и любим.За долгие годы работы  выпустила целый класс (29 человек),где учились и братик ,и сестричка.

Я не знаю, кем станет каждый из них в будущем, главное– не подавить его как личность в настоящем. Каждый человек по-своему велик. Только у каждого своё предназначение. Если правда говорят, что каждый рождается с Божьим поручением, то моё поручение - быть учителем, воспитывать детей.

Спасибо родителям моим, маме и папе, за то, что привили любовь к детям, спасибо за то, что взрастили чуткое сердце и добрую душу, спасибо за то, что подарили мне сестричку, которая всё своё сердце отдаёт детям (она замечательный учитель), за то, что я - учитель. Как учитель я могу учить, вдохновлять, переубеждать и облагораживать. Каждый мой ученик покинет мой класс хоть немного изменённым. Значит, через моих учеников я могу менять мир. Спасибо моей семье - супругу и детям, они помогали мне быть учителем, оттачивать мастерство, быть настоящим профессионалом.

Искренне верю в то, что учитель – это не профессия, а образ жизни, который помогает дышать полной грудью.

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Статья учителем надо родиться и только потом им стать»

УЧИТЕЛЕМ НАДО РОДИТЬСЯ

И ТОЛЬКО ПОТОМ ИМ СТАТЬ


Жить - значит учиться.

Учиться – значит жить.

Сенека

Учитель! Сколько надо любви и огня, чтобы слушали ,чтобы верили, чтобы помнили люди тебя! Для меня это значит намного больше, чем просто название профессии. Это, прежде всего, образ жизни, призвание и, наверное, предмет гордости: специалистов много, но не все они могут или хотят работать учителями. Да и я тоже могла бы стать следователем, адвокатом, прокурором. Но я всё равно стала учителем. Скорее всего, потому, что не могу иначе. Ведь я родилась и выросла в семье педагогов, где ученики всегда были желанными гостями. Почти все мои родственники работали учителями. Педагогический стаж нашего рода составляет более 400 лет. А когда пришла учиться в среднюю школу №14 окончательно поняла, что быть и мне учителем. Там работал молодой педагог, учитель истории - Шевченко Валентина Ивановна. Она отличалась от опытных учителей: манера доверительного общения, а не авторитарности над учениками, ярко выраженная общительность, умение устанавливать контакты с учениками, эмоциональная пластичность. За этот авторитет, она, безусловно, платила большую цену: её сердце воспринимало и вмещало проблемы своих учеников, как свои собственные, она «болела» за чужих детей, как за своих. Но мы, старшеклассники, были все влюблены в неё.

Выбор был сделан. Учёба в институте, практика в школе. Родители говорили, что будет тяжело, но я отвечала: «Мне это нравится!» А ведь в работе главное – получать от неё удовольствие!

37 лет я работаю учителем начальных классов в школе №14, затем в Макеевском городском лицее, ныне МОУ Лицей №1 «Лидер», из них 28 лет работаю по системе развивающего обучения Эльконина –Давыдова.

Вспоминаются первые годы работы в школе: самое большое желание пробудить любовь к наукам у каждого маленького ученика, научить каждого на «пять». Сейчас спустя много лет, эти устремления вызывают улыбку, как я была далека от понимания, что не владела технологиями, позволяющими, хотя бы просто включить каждого ребёнка в продуктивную деятельность на уроке, предсказать результат нашей совместной деятельности. Успех деятельности я вижу не в слепом везении, а в награде за работу над своим самоусовершенствованием, стремлением идти в ногу со временем, желанием постоянно учиться самой. Оказалось, есть способ: создать на уроке и вне его атмосферу, позволяющую раскрываться каждому ребёнку, почувствовать себя успешным. Каждый день, входя в класс, вижу глаза своих учеников. Одни смотрят с интересом, чем удивлю, другие с настороженностью, неизвестно, что сегодня она преподнесет, третьи с тоской, четвёртые с равнодушием, скорее бы домой. Какие они все разные! Стараюсь понять, угадать, почувствовать настроение каждого, найти его струнку, потянув за которую, услышать её звучание. Каждый ученик, даже самый неуспешный, обладает своим особым талантом. Я это помню, потому, что я –учитель.

Какие они, мои ученики? Одни говорят шумные, другие - любознательные, третьи - молчат. Но я точно знаю, что у детей есть живая мысль, они творческие, у них оригинальное мышление, они любимы. Эти дети живут с ощущением успеха, чувствуют уверенность в себе и внутреннее удовлетворение.

Как же включить каждого ученика в образовательный процесс? Невозможно представить деятельность современного учителя без применения современных, информационных технологий. В процессе обучения, применяю созданные мною, а так же готовые презентации из единой коллекции, фрагменты учебных фильмов, фрагменты видеоуроков.

Как же сделать так , чтобы ребенку захотелось «уметь учиться», было интересно учиться?

Предстоит шаг за шагом организовать обучение так, чтобы ребенку стало интересно самостоятельно «увидеть», в чем заключается неизвестная задача, предложить и опробовать способы решения, обсудить свои решения с учителем и одноклассниками. Только в этом случае знания детей будут глубокими, ведь понимание гораздо лучше механического заучивания.

Такой подход к учебе делает сам процесс учёбы увлекательным. Кроме того, дети учатся по-новому общаться друг с другом и со взрослым, осваивая новый тип общения, называемый учебным сотрудничеством.

Поэтому перед каждым уроком я озабочена тем, как сделать так, чтобы на уроке состоялась совместная, обязательно трудная, но радостная жизнь.

Основные формы работы на уроке - это парная и групповая форма организации учебного взаимодействия. Реализую на практике принцип «Учимся рядом и вместе». Детские рассуждения, работа в дружной команде , умение выражать своё мнение в ходе учебной дискуссии - всё это наполняет уроки положительными эмоциями и способствует росту желания учиться.

При этом у детей развивается познавательная активность, снижается тревожность, появляется чувство уверенности в своих силах. А процесс обучения становится содержательным, эффективным, интересным.

На своих уроках стараюсь создать условия для того, чтобы научить детей думать.

Учащиеся могут самостоятельно рассуждать, иметь своё собственное мнение и принимать решения. Ребята ощущают свою исключительную роль в творении урока.

Каждодневное общение с моими учениками всё больше и больше убеждает меня в том, что каждый ребенок старается думать и работать в меру своих сил, потому что он видит, как взрослые ценят его достижения. На протяжении многих лет у моих учеников самый любимый урок - математика. И новые первоклассники с нетерпением ждут уроков математики.

Также в своей работе использую технологию критического мышления.

Особенно детям нравится составлять ассоциативный куст, брать интервью, писать сенквейн, учиться сравнивать и находить общее по диаграммам Венна. Эти приемы дают возможность поспорить с учителем, размышлять вслух, высказывать свое мнение.

Одно из ведущих мест в системе РО занимает и проектная деятельность . Коротко алгоритм работы над проектом включает в себя пять П: Проблема - Планирование – Поиск - Продукт –Презентация. Постоянное внедрение в практику методов проектов делает обучение важным, ориентированным на личность ученика. Учащиеся лучше начинают анализировать, сравнивать, выделять главное, приобретают коммуникативные навыки. Повышается интерес к процессу обучения, появляется самоуважение. Наиболее яркими были проекты: «Дерево моего рода», «Наше здоровье в наших руках», «Мой Донбасс», «Грамотейка», «Птицы– наши друзья» , «Деревья, травы, кустарники».

Система РО дает возможность ребенку сделать первый шаг к самостоятельной взрослой жизни, понять ,что в ней есть много интересного. Результативным ,на мой взгляд ,является использование также витагенной технологии с голографическими проекциями, которые основываются на актуализации жизненного опыта детей.

Ценностью для ученика будет только то знание, которое он воспринимает как личностно значимое. Самодостаточными будут лишь те знания, которые ученик прочувствует, познает, испытает на практике и захочет сохранить в запасниках своей долговременной памяти.

А какой творческий потенциал у этих детей! А ведь творческая деятельность формирует всесторонне развитую, открытую, заинтересованную личность, которая может отличать добро от зла, зажигать в детских сердцах искорки любви.

Творчество - эта самая высокая форма активности, а когда творческая атмосфера в классе хочется творить чудеса :писать стихи, придумывать новые праздники ,дарит радость детям.

За время работы по системе РО были созданы книги, в которых помещены детские работы: ”Мой Донбасс”, “Времена года”, “Очерки о дружбе”, “Что за чудо эти сказки”, “Хочу быть поэтом», “Полёт души”. Эти сборники стали хорошим подспорьем в работе, использую материалы при подготовке к уроку.

Мои дети активны и инициативны, с удовольствием принимают участие в различных конкурсах и показывают хорошие результаты. Неоднократно становились призерами городского конкурса «Лучший читатель». А сколько творческих выставок.

Что же дает мне такая работа? Даёт то, что учебная деятельность становиться целенаправленной и дети приобретают личностную черту: мыслить критически. Они не испытывают дискомфорта, если говорят неправильно и рады, когда их мнение совпадает с результатами долгих лет работы учёных. Часто на уроках вспыхивают аплодисменты - так дети переживают эмоциональную радость открытий.

Работая по системе РО, используя современные технологии, я и для себя сделала открытия:

  • очень важно правильно построить урок, чтобы как можно больше использовать познавательный интерес учеников в учебных целях;

  • групповая работа способствует решению учебной проблемы;

  • дети учатся правильно, всесторонне, глубоко рассматривать предметы;

  • ученики наблюдательны, внимательны;

  • есть возможность высказать свое мнение, не бояться что ты скажешь неправильно;

  • дети любят контрольные, самостоятельные , тесты;

  • с удовольствием выполняют задание повышенной сложности;

  • охотно выполняют творческие задания ,причем сами могут найти себе работу;

  • радуются успехам своих друзей;

  • умеют работать с дополнительной и справочной литературой, создают презентации;

  • готовность этих детей помогать всем, кто рядом, причем во всем: как в учебе так и в различных проблемах;

  • родители радуются тому , что их дети с удовольствием ходят в школу и хотят учиться, они союзники учителя.

С учениками стараюсь быть искренне дружелюбной, поддерживать их, помогать и понимать в трудной ситуации. Ведь только так можно добиться от них взаимной искренности и отдачи.

Время не стоит на месте. Педагог должен соответствовать требованиям времени, общества, значит нужно забыть, что получил образование раз и навсегда, всё уже знаешь. И багаж полученных знаний не держать при себе. Распахнуть двери своего кабинета для конструктивного общения с коллегами, родителями. Время тоже работает на нас: информационное пространство без границ, позволяет находить единомышленников в разных городах, обеспечивает самыми разнообразными материалами. Сетевые сообщества творческих педагогов на любой вкус, выбирай, обменивайся опытом, учись сам и научи других. «Что спрятал, то пропало, что отдал, то твоё». Этого принципа придерживаюсь в общении с коллегами.

Я считаю главным в моей работе – найти и не потерять талантливого ученика. Каждый ученик должен быть услышанным, иметь право допускать все ошибки, которые он может допустить, а учитель должен понять логику ответа ученика. Педагог, который уважает личность в своих учениках, всегда уважаем и любим.За долгие годы работы выпустила целый класс (29 человек),где учились и братик ,и сестричка.

Я не знаю, кем станет каждый из них в будущем, главное– не подавить его как личность в настоящем. Каждый человек по-своему велик. Только у каждого своё предназначение. Если правда говорят, что каждый рождается с Божьим поручением, то моё поручение - быть учителем, воспитывать детей.

Спасибо родителям моим, маме и папе, за то, что привили любовь к детям, спасибо за то, что взрастили чуткое сердце и добрую душу, спасибо за то, что подарили мне сестричку, которая всё своё сердце отдаёт детям (она замечательный учитель), за то, что я - учитель. Как учитель я могу учить, вдохновлять, переубеждать и облагораживать. Каждый мой ученик покинет мой класс хоть немного изменённым. Значит, через моих учеников я могу менять мир. Спасибо моей семье - супругу и детям, они помогали мне быть учителем, оттачивать мастерство, быть настоящим профессионалом.

Искренне верю в то, что учитель – это не профессия, а образ жизни, который помогает дышать полной грудью.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!