Просмотр содержимого документа
«Стратегия активного обучения»
Стратегия активного обучения
Проблема эффективности обучения в данное время очень актуальна. Изменяется позиция учителя по отношению к ученику, к себе самому. Учитель становится не только носителем предметных знаний, но и помощником в становлении и развитии личности ученика, уважающий эту личность независимо от его знания или незнания . Изменяется характер воздействия на ученика. Позиция учителя становится более активной. Меняется и позиция ученика, для которого главным становится не полученная оценка, а активное взаимодействие с учителем и другими учениками с целью получения знаний. Ведь знание (если оно представлено в духе современного информатизированного общества – как системное, междисциплинарное, обобщенное) в наше время дает возможность человеку занять место в современной культуре и цивилизации.
Какие же современные образовательные технологии применяются мною для более эффективного внедрения “Стратегии активного обучения”? Это:
проблемное обучение;
разноуровневое обучение;
исследовательские методы;
технология коллективного обучения;
проектные методы;
игровые технологии.
технология обучения в сотрудничестве (командная и групповая работа).
информационно-коммуникационные технологии.
Хочу немного остановиться на некоторых из них. Широко использую в своей работе проблемное обучение.
Учебные занятия с применением данной технологии организуются таким образом: создается проблемная ситуация, которая предполагает активную самостоятельную деятельность учащихся по её разрешению, в результате чего происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Вариантами проблемного обучения являются поисковые и исследовательские методы, при которых учащиеся ведут самостоятельный поиск и исследование проблем, творчески применяют и добывают знания. Это и сопоставительный анализ (например, видеофрагмента фильма Э.Рязанова “Жестокий романс” с текстом пьесы Островского “Бесприданница”), и урок-исследование (например, “Художественное мастерство Гончарова в романе “Обломов”), и литературные встречи, которые организуются на разных этапах обучения.
Часто используется мною и технология коллективного обучения, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого.
Работа организуется так, чтобы весь учебный материал был последовательно проработан сначала с позиции ученика, затем с позиции учителя. Чаще всего я использую технологию взаимообмена заданиями: теоретический материал и упражнения распределяются по карточкам, которые выдаются учащимся с заданием освоить или повторить в самостоятельной работе (прием “самозапуска”). Затем каждый выбирает партнера и происходит взаимообучение, выполнение упражнения на закрепление, обмен карточками, поиск нового партнера. При этом ведется экран учета работы учащихся, применяются маршрутные карты, различные формы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя.
Информационно-коммуникационные технологии. Компьютерные средства обучения называют также интерактивными, они обладают способностью “откликаться” на действия ученика и учителя, “вступать” с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения. Информатизация обучения требует от учителя компьютерной грамотности, которую можно рассматривать как особую часть содержания компьютерной технологии. Компьютер используется мною на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, при закреплении, контроле, во внеурочной деятельности – это и профориентационные тесты, и досуговая среда, которая организуется с помощью игровых программ, компьютерных игр по сети, компьютерного видео.