СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока литературного чтения "Гласный звук [а], буквы А, а"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока литературного чтения "Гласный звук [ а], буквы А,а. УМК "Школа России"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературного чтения "Гласный звук [а], буквы А, а"»

Урок литературного чтения в 1 классе (УМК «Школа России»)


Тема

Гласный звук [а], буквы А, а

Педагогическая цель

Создать условия для ознакомления учащихся с гласным звуком [a], буквами А, а, развития речи

Тип урока

Открытие нового знания

Планируемые результаты (предметные)

Знают особенности произнесения звука [а] и его характеристику; называют букву А как знак звука [а]; различают печатные и письменные, заглавные (большие) и строчные (маленькие) буквы; знакомятся с «лентой букв», пословицей об азбуке и пользе чтения; составляют небольшие рассказы повествовательного характера по сюжетным картинкам; называют русские народные сказки

Личностные результаты

Выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем.

Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием иллюстраций, схем; логические – характеризуют звук [а]; осуществляют сравнение печатных и письменных, заглавных и строчных букв; анализируют задание, определяют его цель.

Коммуникативные: составляют небольшие рассказы, «удерживают» логику повествования; работают в паре при выполнении задания на соотнесение рисунка и схемы

Методы и формы обучения

Методы: словесный, наглядный, проблемно-поисковый, практический. Формы: индивидуальная, фронтальная.

Основное содержание темы, понятия и термины

Звук [а], буква А, печатные и письменные, заглавные (прописные, большие) и строчные (маленькие) буквы, «лента букв», пословица, русские народные сказки

Образовательные ресурсы

Схемы слов астра, арбуз. Счетные палочки Учебник «Русская азбука» Автор: В. Г. Горецкий (часть 1), мультимедийная презентация.








Технологическая карта урока.

Этапы урока

Виды работы

Содержание взаимодействия с учащимися

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организация начала урока.

Цель: содействовать установлению нормального рабочего настроения у школьников и готовности к сотрудничеству.

1.Приветствие учащихся, эмоциональный настрой учащихся, проверка готовности к уроку.

- Здравствуйте, ребята! (Слайд 2)

Вот книжки на столе,

А вот тетрадки.

Не хочется играть

Сегодня в прятки.

Сегодня в классе у ребят

Урок уж очень важный.

А почему он важный –

Скажет каждый!

– Проверим готовность к уроку

- Проверим, все ли необходимое есть у вас для урока! Положите руки на парту, сядьте ровно.

- Мы начинаем наш урок.


Приветствует учащихся, создает эмоциональный настрой, активизирует внимание


Приветствуют учителя, организуют рабочее место, настраиваются на работу, сосредотачивают внимание, демонстрируют готовность осуществлять учебную деятельность.

II.Подготовка учащихся к работе на основном этапе.

Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока.

Актуализация субъективного опыта учащихся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений).

1.Работа с пословицей «Азбука

к мудрости ступенька»

2. Формулировка темы и цели урока




– Какой учебник лежит у вас перед глазами? (Азбука).

– Послушайте пословицу про азбуку: «Азбука к мудрости ступенька». Как вы понимаете ее смысл? (Ответы детей)

– Азбука помогает научиться читать, стать грамотными. Сегодня мы начнем изучать буквы. Посмотрите на с. 20–21. С какой буквой мы сегодня познакомимся? ( С буквой А) (Слайд 3)


Формулирует вопросы, контролирует правильность ответов, подводит к определению темы урока, помогает сформулировать задачи урока.

Слушают пословицу, выполняют задание учителя.

Объясняют смысл пословицы, высказывают свое мнение.

Называют тему урока.

Физкультминутка

Цель: предупреждение утомления и активизация для дальнейшей работы учащихся.

Гимнастика для глаз

Глазки видят всё вокруг,

Обведу я ими круг.

Глазкам видеть всё дано –

Где окно, а где кино.

Обведу я ими круг,

Погляжу на мир вокруг. (Слайд 4)

Контролирует

правильное выполнение движений

Выполняют движения по тексту под руководством учителя.

III.Усвоение новых знаний
и способов действий.

Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала.

Содействовать усвоению учащимися способов , которые привели к определенному выводу.

1. Слого-звуковой анализ слов астра, арбуз (учебник, с. 21)























2. Игра «Конструкторы». Конструирование буквы А из счетных палочек


3. Работа с картинкой «Лесная школа». Составление рассказа (учебник, с. 20)


– Что изображено на картинке? ( Астра). (Слайд 5)

– Составим схему этого слова:

– Каким звуком начинается первый слог? ( Произносят звук [a])

– Давайте произнесем его все вместе.

– Какой это звук: гласный или согласный? ( Гласный)

– Почему? (При произнесении звука [a] выдыхаемый воздух во рту не встречает никаких преград, звук [a] поем).

– Звук [a] образует слог. Особенность его произнесения – рот широко открыт. Звук [a] на письме обозначается гласной буквой А.

(Аналогично проводится слого-звуковой анализ слова арбуз.)

Вот два столба наискосок,

А между ними – поясок.

Ты эту букву знаешь, а?

Перед тобою буква А.

– На что похожа буква А? (Высказывают свои предположения).

– Найдите букву А на «ленте букв» (Находят букву А на «ленте букв»)





– Из счетных палочек выложите букву А.





– Рассмотрите картинку. Кто на ней изображен? (Звери в лесной школе).

– Что написано на доске в лесной школе: звук или буква? Почему вы так думаете? (Буква. Звуки мы слышим и произносим. Буквы мы читаем и пишем).

– Какую букву изучают звери? (Звери изучают букву А).

– Составьте предложение по схеме. (Звери учат азбуку.)

– Составьте рассказ «Лесная школа» (Составляют рассказ). (Слайд 6)

Показывает слайды с изображением астры, арбуза

Ведет тематическую беседу



























Формулирует учебную задачу, помогает в составлении предложений.

Производят слого-звуковой анализ слова с изучаемым звуком (астра, арбуз). Выделяют звук [а] в процессе слого-звукового анализа с опорой на предметный рисунок и схему-модель слова. Наблюдают над особенностями произнесения звука [а]. Характеризуют выделенный звук. Доказывают, что звук [а] гласный.

Слушают звук [а]
в произносимых словах, определяют место нового звука в слове. Определяют место изученной буквы на «ленте букв»


Выкладывают из счетных палочек букву А.


Рассматривают сюжетную картинку, отвечают на вопросы учителя, составляют рассказ по картинке








Физкультминутка

Цель: предупреждение утомления и активизация для дальнейшей работы учащихся.


Упражнение для профилактики утомления.

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежали,

До лужайки добежали.

На лужайке, на лужайке,

Мы попрыгаем как зайки.

Стоп! Немного отдохнём…

Дальше мы пешком пойдём (Слайд 7)

Проводит физкультминутку

Внимательно слушают, выполняют упражнение в соответствии с показом учителя

IV.Закрепление знаний и способов действий.

Цель: обеспечить усвоение учащимися знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях.

1. Гласный звук [а], буквы А, а






























2. Чтение стихотворения Н. Костаревой (учебник, с. 21). Дифференцированное задание



3. Работа с пословицами (учебник, с. 20)









4. Сравнение слов волк и лиса. Рисунок «Айболит и звери» (учебник, с. 22)



5. Работа с сюжетной картинкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»





6. Дидактическое упражнение. «Найдите ошибки» (учебник,

с. 22)

Букву А

За первой партой

Посадили перед картой,

А на карте вся земля –

Реки, горы и поля.

И спросили, кем она

Стать мечтает, буква А?

– Я хочу быть агрономом,

Я смогу и астрономом,

Архитектором, артистом

И еще… аквалангистом!..

А какие вы слова

Знаете на букву А? (Называют слова, начинающиеся на букву А)

– Звук [а] гласный или согласный? Почему? (Гласный. Его можно петь.)

– Назовите слова, в которых звук [а] есть в середине слова, в конце слова. (Называют слова).

– Найдите ударные и безударные слоги в словах: астра, азбука, айва.



– Звук [а] в словах может быть ударным и безударным. Буква А обозначает твердость предшествующего согласного звука.


– Прочитайте стихотворение Н. Костарёвой на стр.21






– Найдите буквы А в пословице. Сколько их? (Находят буквы, считают их – 4).

– Почему так говорят? Аккуратность человека красит. Чтение – вот лучшее учение.






– Найдите на рисунке волка и лису.

– Сравните слова: волк и лиса. Сколько в них слогов? (Волк – 1 слог, лиса – 2 слога).



– Вспомните сказку, как она называется? Расскажите ее. («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»).

– Составьте предложение по схеме. (Аленушка плачет).

– Прочитайте предложение с восклицательной интонацией.





– Соотнесите рисунки и схемы. Найдите ошибки. (Роза и ландыш – схемы поменять местами).

– В каких словах есть буква А? (Лак, роза, ландыш)



Читает стихотворение, формулирует учебную задачу



























Организует и контролирует правильное чтение стихотворения




Организует обмен мнениями, учит формулировать связно мысль








Формулирует учебную задачу




Организует работу по развитию связной речи: рассказ по сюжетной картинке, составление предложения по схеме




Дидактическое упражнение на соотнесение рисунка и схемы, нахождение ошибки и ее исправление

Слушают стихотворение.

Выделяют звук [а] в словах. Наблюдают над особенностями произнесения звука [а].


Характеризуют выделенный звук. Доказывают, что звук [а] гласный. Слушают звук [а] в произносимых словах, определяют место нового звука в слове. Приводят примеры слов

со звуком [а]в начале, середине, конце слова. Умеют ставить ударение в словах








Дифференцированное задание выполняют читающие ученики





Находят буквы, считают их – 4.

Объясняют смысл пословицы, высказывают свое мнение. Строят высказывания о пользе чтения




Осуществляют сравнение слов




Составляют рассказ

по сюжетной картинке сначала по вопросам учителя, а затем самостоятельно. Читают предложение с восклицательной интонацией (А-а-а!)


Обнаруживают несоответствие между словом, называющим изображённый предмет, и схемой-моделью, исправляют ошибку, выслушивают ответ товарища, оценивают правильность выполнения задания в доброжелательной форме

V.Рефлексивно-оценочный.

Цель: обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества..

1.Обобщающая беседа.


2.Рефлексия.

– С какой первой буквой русского алфавита вы сегодня познакомились?

– Какой звук она обозначает?

– Понравился ли вам урок?

– Какими красками вы бы раскрасили свою работу на уроке? Почему? (Слайд 8)


Анализирует и оценивает успешность в достижении цели.

Формулируют собственное мнение. Адекватно воспринимают качественную оценку своей работы.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!