СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по окружающему миру "Лес - природное сообщество" 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по окружающему миру "Лес - природное сообщество" 4 класс»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Сатисская средняя общеобразовательная школа







Разработка урока по окружающему миру

Тема: Лес – природное сообщество (растения леса)







Автор: Тундалева Ольга Викторовна,

учитель начальных классов,

первая квалификационная категория







2020 г.




Цель:

Образовательные:

  • Создание условий для формирования представлений учащимися о лесе как природном сообществе

  • Ознакомление с ярусами леса.

  • Закрепление знаний о лесных обитателях: о растительном и животном мире.

  • Раскрытие связи между членами лесного сообществ

Развивающие:

  • Способствовать развитию самостоятельности, умению преодолевать трудности в проблемных ситуациях.

  • Развивать умение организовывать и поддерживать диалог, умение слушать и слышать.

  • Развивать познавательную активность детей, умение работать в группе, умение наблюдать, обобщать, делать выводы.

Воспитательные:

  • Прививать интерес к предмету, воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, учить выслушивать мнения других и высказывать свою точку зрения, воспитывать навык самоконтроля, толерантное отношение друг к другу.

  • Воспитывать любовь к природе, чуткое отношение к животным и растениям. Содействовать формированию экологической культуры.

Тип урока: открытие новых знаний

Оборудование: запись «Звуки леса» (соловей), картинки с растениями, маркеры, клеящие карандаши, ватманы

УМК: «Планета знаний».

Образовательные ресурсы: презентация на тему «Лес – природное сообщество »

Техническое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор и экран

Программное обеспечение: Microsoft Power Point, Microsoft Word

Формирование УУД:

Регулятивные:

- планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

Познавательные:

- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, словарей и справочников в открытом информационном пространстве.

Коммуникативные:

- учитывание другого мнения и позиции, стремления к координации различных позиций в сотрудничестве.

Методы:

-по виду источника информации:

словесные (беседа на этапе самоопределения, при подготовке к активизации познавательной деятельности, на этапе изучения нового материала)

наглядные (при подготовке к активной познавательной деятельности, на основном этапе, этапе рефлексии - как сопровождение)

практические (работа в группах - это деятельностный подход (составление обучающимися группой схемы «Ярусы леса»; работа с материалом из учебника, с толковыми словарями (это ИКТ технология – умение работать с информацией);

-по виду учебной деятельности:

самостоятельная работа (работа в группах с раздаточным материалом).

Методы и формы обучения: частично-поисковый; фронтальная, групповая и индивидуальная.

Литература:

  1. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками. Москва, 2020.

  2. Потапов И.В., Ивченкова Г.Г. Окружающий мир. Учебник  4 класс. Москва. АСТ, «Астрель». 2016

  3. Потапов И.В., Ивченкова Г.Г. Обучение в 4 классе по учебникам "Окружающий мир". Москва. АСТ, «Астрель». 2018


Технологическая карта урока


Этап урока

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.

Самоопределение к деятельности (Организационный момент)

Добрый день, ребята, я предлагаю вам прочитать 

девиз нашего урока: 

 «Тоткто хочет много знатьдолжен сам всё постигать

Сегодня мы с вами продолжим изучать тайны природы. Людей, изучающих природу, можно назвать учёными, исследователями.

– Вы бы хотели на сегодняшнем уроке стать исследователями?

- А что делают исследователи?

- Правильно, открывают новое. Вот и мы сегодня будем делать открытие.

Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Создаёт эмоциональный настрой и мотивирует учащихся на работу.


Приветствуют учителя.


Делают открытия

Личностные:

Выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание.

Регулятивные:

Нацеливание на успешную деятельность

2.

Актуализация знаний. Определение темы урока. Постановка учебной задачи (целеполагание)

- Согласование цели и темы урока

- Угадайте, где же мы будем делать это открытие.

Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят,

Сашу - земляникой,

Таню – костяникой,

Наташу – орешком,

Серёжу – сыроежкой,

Леночку – малиной,

Алёшу – хворостиной.

- Что это за богатырь?

- Что такое лес?

- А как они живут?

- То есть в сообществе. А точнее в природном сообществе.

- Поэтому, тема урока «Лес – природное сообщество».

- Сегодня мы с вами обратимся к растениям леса.

- Ребята, а всё ли вы знаете о растениях леса?

Организует диалог с учащимися.

Нацеливает учащихся на выбор правильного поведения в природе.

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Организует формулирование темы урока.








Лес.

Это природное сообщество, территория, покрытая деревьями, кустарниками, травами, дом для животных

дружно, сообща.




Наверное не всё

Коммуникативные:

Формировать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её.

Регулятивные:

Уметь формулировать цель, учебную задачу, тему урока.

Познавательные:

Осуществлять логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию.

3.

Физкультминутка для глаз


- Закрыли глазки и послушаем звуки леса

Звучат звуки леса


Просит закрыть глаза и включает звучание соловья.

Организует психоэмоциональную разгрузку учащихся.

Закрывают глаза

Коммуникативные:

Проявлять активность в коллективной деятельности.

Личностные:

Создать условия для установки на здоровый образ жизни.

4.

Постановка проблемного вопроса. Выдвижение гипотез.

- А знаете ли вы, что существует несколько типов лесов? Нет?

- Тогда рассмотрите картинки на слайде, сравните их и дайте названия данным лесам

- Почему вы их так назвали?


- Но в лесу кроме деревьев растут и другие растения. Всем им необходимы свет, тепло, вода и минеральные вещества.

- Как же здесь могут вместе ужиться столько разных растений?

- Ваши предположения.

- У кого другое мнение?

- Одно из приспособлений растений леса к совместной жизни заключается в расположении их этажами – ярусами.

Организует практическую работу, ставит проблемный вопрос, побуждает учащихся высказать свои предположения – гипотезы.






нет/да


хвойные, лиственные, смешанные

в хвойных преобладают хвойные деревья, в лиственных – лиственные, а в смешанных – и те, и другие



высказывают свои предположения


Познавательные:

Осуществлять логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию.

Личностные:

Оценивать усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения.

Регулятивные:

Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные:

Формулируют и аргументи-руют своё мнение, учитывают разные мнения.

5.

Поиск решения проблемы. Работа с толковыми словарями.

- Работа с толковыми словарями В.И. Даля, С.И. Ожегова.


- Может кто-то из вас знает, что такое ярус?

- Нет. Давайте узнаем его толкование в словаре.

- У меня в руках толковые словари Сергея Ивановича Ожегова, Владимира Ивановича Даля.

- Кто хочет найти толкование слова «ярус» в данных словарях и всем прочитать?

Ярус (по Ожегову)- ряд горизонтально расположенных предметов.

Ярус (по Далю) -  порядок в длину, 

где каждый из рядов лежит один над другим

- Предположите, как же тогда уживаются растения в этих ярусах?

- Иными словами, учёные располагают растения в ярусах в порядке уменьшения: от самого большого до самого маленького.

Организует практическую работу со словарями.

Организует диалог с учащимися, включая их в обсуждение проблемного вопроса.

Побуждает к высказыванию своего мнения.













нет






желающим даются словари


Коммуникативные:

Проявлять активность, строить грамотно речевые высказывания, соблюдать правила общения, осуществлять взаимный контроль.

Познавательные:

Предложение способа решения задачи.

Регулятивные:

Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Личностные:

Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое.

6.

Проверка информации.

Самостоятельная работа в группах с проверкой и оценивание по эталону.

- Тренировка способности к самоконтролю и самооценке.

- Предлагаю поработать в группах и выяснить, какие растения и как расположились на ярусах в хвойных, лиственных и смешанных лесах.

- Каждой группе дано задание и план работы.

- Что же вы должны сделать, согласно плану работы? Прочитайте по группам пункты:

1. Изучите информацию о представителях леса.

2.Внимательно рассмотрите растения леса.

3.Сравните и выявите их отличительные признаки.

- На работу в группах вам отводится 3 минуты. Это время будут фиксировать песочные часы.


- Проверяем работу.

- Сравните составленные группы.

- Что заметили?


- Почему вы так расположили растения?


- Заполните таблицу 2-3 примерами ярусов леса (на карточках)

Организует работу в группах.

Идёт работа по группам «Угадай, кто я?»

1 группа – получают картинки ели, берёзы, осины, дуба, сосны

(картинки в конверте)

2 группа – получают картинки малины, калины, бузины, смородины


3 группа – получают картинки земляники, ландыша, одуванчика, мать-и-мачехи.










Заполняют таблицу, приводят примеры представителей каждого яруса леса.

работа ведётся

3 минуты

1 группа характерные особенности – имеют один ствол, высокие, бывают лиственные и хвойные. Многолетние растения с крупным твёрдым стеблем. Это деревья.

2 группа Характерные особенности - имеют несколько стволиков, не такие высокие как деревья. Многолетние растения, у которых от общего ствола отходит несколько твёрдых стеблей. Это кустарники.

3 группа Характерные особенности – растения с мягкими зелёными стеблями. Это травы.


Деревьям нужно много света, а кустарникам и травам требуется меньше, поэтому могут жить в тени деревьев.

Регулятивные:

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, уметь вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок, оценивать результаты работы группы.

Познавательные:

Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.

Коммуникативные:

Осуществлять взаимный контроль, планировать способы взаимодействия.

Личностные:

Использовать жизненный опыт, распределять роли в группах.


7.

Физкультминутка.

Закрепление изученного.

- А сейчас немного отдохнём. Встали.

Раз, 2, 3, 4, 5, 

В лес идём мы погулять.     

За  малиной,

За калиной.          

За черникой,    

За брусникой,

Землянику мы найдём,

Маме с папой отнесём.   

- Садитесь.

- Работа для закрепления:

-К какому ярусу относятся малина и калина?

- Черника, брусника и земляника?

Проводит физкультминутку, показывает движения.








шагают

шагают

наклоны вправо

наклоны влево

приседание

приседание

прыжки

шагают


Познавательные:

Классифицировать объекты.

Коммуникативные:

Проявлять активность в коллективной деятельности.

Личностные:

Создать условия для установки на здоровый образ жизни.


8.

Постановка новой проблемы. Закрепление изученного.

- Легко ли в лесу найти животных?

- Почему?

- Чем для животных является лес?

- Какие животные встречаются в нашем крае?

- У птиц, зверьков в лесу есть свои этажи. Мыши, кроты, землеройки живут в корнях – в самом низу. Соловьи, тетерева вьют свои гнёзда прямо на земле. Дрозды устраивают свои гнёзда повыше, на кустарниках. Дятел, синица, совы живут в дуплах деревьев. А на самом верху селятся хищники: ястребы, орлы.

- Сделайте вывод.

- Какую роль играют животные в жизни растений?


- Какую роль играют растения в жизни животных?


Сделайте вывод. Могут ли животные жить без растений, а растения без животных?


- Мы забыли об одном обитателе леса:

И на горке, и под горкой

Под берёзой, и под ёлкой

Хороводами и в ряд

В шляпках молодцы стоят.


- Нужны ли лесу грибы?

- Какую роль в жизни леса и животных играют грибы?


- Как же все эти разнообразные растения и животные уживаются вместе?



- Зачем бы ты ни пришёл в лес – собрать лукошко грибов или просто полюбоваться красотой, помни: ты в гостях. Ты в чужом доме, где много своих жильцов и правил. Выполняй эти правила.

Организует диалог с учащимися, включая их в обсуждение проблемного вопроса. Побуждает к высказыванию своего мнения.


Называют животных нашего края







Делают вывод


























Ученики составляют памятку «Заповеди юных защитников природы».

Это не всегда удаётся делать сразу.

Животных в лесу меньше, чем растений, и они прячутся в листве деревьев, в траве.


Домом, в лесу находят пищу.

Вывод: Каждое животное имеет своё место обитания


Участвуют в размножении растений, переносят семена на шерсти, отмершие животные участвуют в образовании почв.


Растения являются средой обитания, жилищем для животных;

животные питаются растениями; отмершие растения участвуют в образовании почв.

Вывод: Все обитатели леса живут совместно, тесно связаны между собой. Жизнь одних животных зависит от других.


Грибы.

Грибами питаются многие животные: олени, лоси, белки, сороки, слизни; грибы способствуют разложению растительных остатков в лесу: пней, упавших стволов и веток, отмершей листвы.

Вывод: Растения в лесу живут ярусами. Животные делят между собой эти этажи: одни живут на деревьях, другие в кустах, третьи – на земле. Все живые организмы живут сообща. Значит лес – это сообщество.


Познавательные:

Осуществлять логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию.

Коммуникативные:

Проявлять активность, строить грамотно речевые высказывания, соблюдать правила общения, осуществ-

лять взаимный контроль.

Регулятивные:

Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Личностные:

Использовать жизненный опыт.

9.

Рефлексия учебной деятельности. Итог урока. Домашнее задание.

- Фиксирование нового содержания урока.

- Оценивание результатов учебной деятельности.

- Согласование домашнего задания.

- Наш урок подходит к концу.

- Ребята, покажите, каким цветом вы оцениваете свои знания.

- Ребята, а сейчас я открою ещё одну тайну природы. Оказывается, данные цвета есть и у неё. И вот что каждый из них означает:

Зелёный показывает, что этих растений в природе ещё достаточно.

Жёлтый цвет, что растений с каждым годом становится всё меньше, и просит нас об этом задуматься.

Красный сигнализирует, что эти растения находятся на грани исчезновения, и их нужно спасать.

- О таких растениях, о том, что для этого нужно делать, мы будем говорить на следующих уроках.

- А сегодня цвету светофорика будет соответствовать задание на дом.

Зелёный – Составить кроссворд на тему «Растения нашего леса».

Жёлтый – Найти необычную, интересную информацию о любом лесном растении в нашей местности и представить в виде сообщения.


Красный - прочитать параграф учебника стр. 65-68, ответить на вопросы, выполнить задания в рабочей тетради.

- Я надеюсь, что для многих урок действительно стал уроком открытий, уроком удивлений.

- Спасибо всем за хорошую работу.

- Урок окончен.

Организует беседу, связывая результаты с его задачами.

Организует фиксирование содержания.

Организует рефлексию.

Отмечает степень вовлечённости учащихся на работу на уроке.

Организует самооценку учебной деятельности.









Даёт комментарий к домашнему заданию.




















Оценивают работу светофориками

















записывают домашнее задание

Личностные:

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи).

Выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

Познавательные:

Уметь представлять подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде.

Регулятивные:

Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, формировать адекватную самооценку.

Коммуникативные:

Проявлять активность в деятельности, уметь оформ-лять мысли в устной форме.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!