Мотивация или самоопределение к учебной деятельности. | Словесный метод (беседа) Прием-девиз урока. | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. - Здравствуйте, ребята. Меня зовут Виктория Владиславовна и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Проверьте свою готовность к уроку. Организовывает мотивацию через девиз урока: «Лучший способ изучить что – либо – это открыть самому.» Задает вопросы на понимание обучающимися высказывания: - Как вы понимаете эти слова? - Согласны ли вы с этим высказыванием? - Надеюсь на сегодняшнем уроке вы так же откроете для себя много нового. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. Обсуждают высказывание отвечая на вопросы: - Самостоятельно открывая для себя новые знание мы сможем лучше их понять и усвоить. - Да, согласны | Ф | Слайд презентации | - |
Актуализация знаний. | Практический метод (выполнение заданий) | Организует работу в ТПО. - Ребята, откройте тетрадь для самостоятельной работы №2 на стр. 22. - Прочитайте 1 часть задания 21. (выполнение задания) -Перед тем, как приступить ко второй части задания, давайте вспомним, что такое синонимы? -Посмотрите на экран. Кто прочитает? Как вы понимаете эту пословицу? Рука победит одного, а знания поборют тысячи. -Попробуйте в этой пословице найти синонимы. - Прочитайте 2 часть этого задания. (выполнение задания) | Выполняют работу в ТПО Отвечают на вопрос Синонимы – это слова близкие по значению. Победит-поборют | Ф и И | ТПО | Самоконтроль |
Применение знаний и умений в новых условиях. | Практический метод (выполнение заданий) | - Ребята, откройте учебники на странице 38 и прочитайте тему нашего урока. - Какую учебную задачу поставите перед собой? Организует работу в учебнике -Ребята, прочитайте 1-ю часть задания в №36 -В какой словарь отправляемся? -Найдите пары синонимов и запишите их в тетрадь -Прочитайте 2-ю часть задания. -А что такое антонимы? -Подберите антонимы к этим словам и запишите. –Посмотрите на экран, как думаете, что это? -Многие поэты и писатели посвятили Москве свои произведения. -Прочитайте, как о Москве сказал Федор Глинка -Что обозначает слово «град», повторённое три раза? -Найдите слово с тем же значением, но звучащее по- другому? -ГРАД – так говорили в старину, ГОРОД – так говорят сейчас. -Прочитайте предложение Из темной тучи выпал крупный град. -Что заметили? -Что означает слово «град» в этом предложении? -Ну, а теперь сделайте вывод, какие это слова? Почему? (это - омонимы, одинаковые по написанию слова, но с разными значениями) - Ребята, запишите в рабочие тетради такой вывод: «Слова град (город) и град (осадки) – это слова, которые звучат и пишутся одинаково, но имеют разное значение. Такие слова называются омонимами». - Ребята, посмотрите на 1 часть упр. 38. Кто прочитает задание? (Выполнение задания) - Прочитайте 2 часть упр. 38. - Ребята, как можно доказать, что эти слова омонимы? (Выполнение задания) Физминутка. Руки ставим все вразлет: появился самолет. Мах крылом туда-сюда, делай «один» и делай «два». Один и два, один и два! Руки в стороны держите, Друг на друга посмотрите. Один и два, один и два! Опустили руки вниз, и на место все садись! | Читают тему Ставят учебную задачу Повторить знания, которые уже имеются и узнать новое Работают в учебнике В Толковый стр.142 Записывают, один ученик у доски НАИВНЫЙ - ДОВЕРЧИВЫЙ НАИВНЫЙ – НЕОПЫТНЫЙ ОПРЯТНЫЙ - АККУРАТНЫЙ ОПРЯТНЫЙ – ЧИСТЫЙ Антонимы – это слова, имеющие противоположное значение. НАИВНЫЙ – НЕДОВЕРЧИВЫЙ ОПРЯТНЫЙ – НЕАККУРАТНЫЙ НАИВНЫЙ – ОПЫТНЫЙ ОПРЯТНЫЙ – НЕЧИСТЫЙ (ГРЯЗНЫЙ) г. Москва Читают, один ученик вслух Город Город Читают предложение (ответы детей) Осадки (ответы детей) Записывают вывод Читают задание Это можно сделать, составив с ними предложения, из которых будет ясно, что слова имеют разные значения, но одинаково пишутся и произносятся. Например, такие: Монтёр включил электрический ток1. Весной глухариный ток2 оживает. Крестьяне привезло зерно на ток3. Тройку породистых лошадей запрягли в экипаж1. В полёте экипаж2самолета действовал слаженно и чётко. У хамелеона очень длинный язык1. Вы говорите на французском языке2? Выполняют физминутку. | Ф | Учебник, слайд презентации | Самоконтроль |
Обобщение и систематизация знаний. | Словесный (беседа), наглядный (текст) | - Ребята, расскажите своими словами, какие слова называются синонимами, какие антонимами, а какие омонимами. Приведите примеры. - Ребята, давайте с вами прочитаем объяснение о происхождении этих слов синонимы антонимы и омонимы. | Отвечают на вопрос, приводят примеры. Читают объяснение. | Ф | Учебник | Самоконтроль |