II. Актуализация знаний | 1.Синтаксическая разминка. 1. Наличие каких членов делает предложение распространенным? (второстепенные) 2. Какой второстепенный член может быть прямым и косвенным? (дополнение) 3. Какими бывают определения? (согл. и несогл.) 4.Особый вид определения, выраженный существительным(приложение) 5.Какой член предложения бывает просым и составным? (сказуемое) | Записывают ответы в оценочныхлистах. Проверка (слайд 1) | Регулятивные УУД формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. |
III. Создание проблем-ной ситуации, целепола-гание. (Введение в тему с последующим планированием деятельности на уроке). | Запись предложения учащимся на доске: Над скоше(н,нн)ой травой (из)редк(а,)о перелетают белые бабочки. - Проверьте разбор, какие у вас замечания? У кого не так? - Какими членами предложения являются слова: над травой, изредка? Какая будет тема урока? – Прочитайте ключевые слова темы в конце параграфа 22, стр. 109, выскажите предположения о содержании нашей предстоящей работы на уроке. Цель сегодняшнего урока – выяснить, какие виды обстоятельств существуют в языке, научиться видеть обстоятельства в тексте и определять их вид. | Записывают предложение в тетради, на доске. Проводят наблюдение, отвечают на вопросы учителя,выполняют синтаксический разбор предложения,объясняя изученные орфограммы. Выясняют и называют тему урока Запись темы урока: Обстоятельство. (Слайд 2) | Регулятивные УУД 1.Высказывать предположения на основе наблюдений. 2.Формулировать тему (проблему) урока и его цель. 3.Планировать деятельность. Познавательные УУД Производить анализ, синтез, обобщения. |
IV. «Откры-тие» нового знания. | 1.Актуализация знаний. Давайте вспомним, что мы знаем об обстоятельстве. 2. Что нового мы узнаем на уроке об обстоятельстве? Работа с п. 22 (учебник) 3. Работа с таблицей с. 110 (учебник) | (слайд 3) Учащиеся дополняют слайд Работают с таблицей, делают выводы о видах обстоятельств, отчего это зависит . | Регулятивные УУД Искать пути решения проблемы. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Познавательные УУД Выделять главное. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему, таблицу). |
V. Примене-ние нового знания (Развитие учебноязыковых, правописных и речевых умений). 20 минут | А теперь теоретические знания и наблюдения применим на практике 1. Работа с карточкой, обсуждение Проверяем правильность выполнения (слайд 4) 2. Следующую карточку пробуем выполнить самостоятельно (самопроверка) Разбор ошибок | Учащиеся выполняют задание в карточке, используя таблицу учебника, составляют и применяют алгоритм нахождения обстоятельства в предложении Слайд 4 Разбирают ошибки Записывают ответы в оценочных листах | Познавательные УУД Владеть приёмами отбора и систематизации материала. Сравнивать и обобщать, делать выводы. Строить алгоритм рассуждения (преобразовывать информацию из текста в алгоритм). Коммуникативные УУД Владеть монологической речью. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. Строить связное монологическое высказывание. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль. Соблюдать речевые нормы в процессе коммуникации. Соблюдать правила работы в группах, в парах, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Регулятивные УУД определять и формулировать цели деятельности; понимать и сохранять учебную задачу, осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера; составлять план действий по решению проблемы и его реализовывать |
VII. Примене-ние нового знания (Развитие учебноязыковых, правописных и речевых умений). 5 минут | 1. Конструирование текста. (слайд 6) - Для чего нужны обстоятельства? Какую роль они играют в нашем языке? Ответить на этот вопрос вам поможет творческое задание - Перед вами отрывок из текста. - Добавьте в предложения обстоятельства, употребив нужную часть речи. 1) Утром …(существительное с предлогом, обстоятельство места) появились орлы. 2) …(деепричастный оборот, обстоятельство образа действия), они поднялись с земли. 3) Орлы начали …(наречие, обстоятельство образа действия) выписывать в раздольном поднебесье огромные круги. 4) …(существительное с предлогом, обстоятельство времени) они попарно опустились на землю. 5) Одна пара, …(деепричастие, обстоятельство образа действия), шумно снизились на проталину. 6) Крупные и красивые птицы некоторое время зорко, …(сравнительный оборот, обстоятельство образа действия), осматривались вокруг. 7) …(деепричастие, обстоятельство образа действия), орлы вышли на открытое место. (Для справок: успокоясь, немного отдохнув, стремительно, припоздав, в степи, под вечер, словно дозорные). 2. Проверяем (слайд 7) 1) Утром в степи появились орлы. 2) Немного отдохнув, они поднялись с земли. 3) Орлы начали стремительно выписывать в раздольном поднебесье огромные круги. 4) Под вечер они попарно опустились на землю. 5) Одна пара, припоздав, шумно снизились на проталине. 6) Крупные и красивые птицы некоторое время зорко, словно дозорные, осматривались вокруг. 7) Успокоясь, орлы вышли на открытое место. - Какую же роль играют обстоятельства в нашей речи? (Делают ее более точной, конкретной, выразительной, яркой) | | Регулятивные УУД Искать пути решения проблемы. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Познавательные УУД Выделять главное. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему, таблицу). Коммуникативные УУД Владеть монологической речью. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. Строить связное монологическое высказывание. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль. Соблюдать речевые нормы в процессе коммуникации. Соблюдать правила работы в группах, в парах, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. |
VIII. Рефлек-сия (Итог урока). | - Вспомните, какие цели мы ставили? - Что нового мы узнали сегодня на уроке? Чему научились? - Кто испытал трудности сегодня на уроке? С чем они были связаны? Над чем еще нужно поработать? Посмотрите на записи сегодняшнего урока и поставьте на полях знак вопроса радом с теми упражнениями, которые вызвали у вас затруднения. (слайд 8) Как вы чувствовали себя на уроке? Если вам было комфортно, поднимите ладошку, а если нет, то поднимите кулачок | Отвечают на вопросы учителя. (слайд 8) Записывают ответы на маршрутных листах. Выводят итоговую оценку за урок, выставляют ее в оценочные листы Показывают уровень комфортности | Регулятивные УУД 6. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 7. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. |