МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5 Г. Тайшета
Рыба.
Технология обработки и приготовления блюд из рыбы.
(технологическая карта урока)
Рупатко Анастасия Валерьевна,
учитель технологии
МКОУ СОШ № 5 г. Тайшета
Педагогический работы 3 года
Квалификационная категория отсутствует
г. Тайшет, 2019 г.
Технологическая карта урока.
Рыба. Технология обработки и приготовления блюд из рыбы.
Класс: 6 класс
Предмет: технология
Цели и задачи деятельности педагога | Познакомить с возможностями использования в кулинарии рыбы, ее питательной ценностью, технологией обработки рыбы, приготовлении из нее блюд; учить подбирать инструменты для разделки рыбы, определять доброкачественность рыбы, готовить блюда из нее, самостоятельно выполнять практические задания; развивать наблюдательность; воспитывать интерес к предмету |
Тип урока | Постановка и решение учебной задачи |
Методы и формы обучения | Объяснительно- иллюстративный; практический/ групповая, фронтальная |
Основные понятия и термины | Оттаивание, вымачивание, разделка, пластование рыбы, отваривание, припускание, жарки, тушение, запекание, повар |
Наглядно-демонстративный материал | Мультимедийная презентация; продукты для приготовления блюда, инструменты |
Оборудование | Учебник «технология. Технологии ведения дома» спецодежда |
Планируемые Образовательные результаты | Предметные умения: получат представление о питательной ценности рыбы, возможностях использования рыбы разных пород в кулинарии; познакомятся с технологией приготовления блюд из рыбы, технологией ее первичной обработки; научатся подбирать инструменты для разделки рыбы, определять свежесть продукта, готовить из рыбы блюда. Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): - научатся принимать и сохранять учебную задачу; познавательные – научатся извлекать необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, наблюдать, анаплировать информацию, делать выводы; коммуникативные – научатся инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, вести познавательный диалог по теме урока, слушать однаклассников, учителя, воспринимаь мнение других, работать в группе, составлять рассказ о профессии повара. Личностные:проявляют познавательный интерес к предмету. |
Организационная структура урока |
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формы организации взаимодействия на уроке | Универсальные учебные действия | Промежуточный контроль |
1.Организационный момент | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся. | Приветствие, проверка присутствующих и готовности учащихся к уроку (наличие рабочей тетради, ручки, карандаша, продуктов для приготовления блюд). | Слушают учителя | фронтальная | Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу | Устные ответы. |
2. Повторение пройденного материала. | Проверка домашнего задания. | Учитель раздает карточки с тестом по пройденной теме «Молоко и его свойства. Приготовление блюд из молока». Активизация обучающихся с использованием теста с вопросами.(см. ресурсный материал к уроку) | Отвечают на вопросытеста. | фронтальная | Личностные: умение ориентироваться.излагать свои мысли, приводить примеры, делать выводы. Коммуникативные: взаимодействовать с учителем группой. Познавательны: умение анализировать, выделять и формулировать ответ. | Устные ответы |
3.Изучение нового материала | Словесно–иллюстративный рассказ с элементами беседы «Рыба: пищевая ценность, кулинарное использование». Просмотр мультимедийной презентации | Формирование вместе с обучающимися темы и цели урока. - Ребята, как вы думаете, обязательно ли включать в рацион рыбные продукты? Рассказать учащимся о рыбе и морепродуктах, о пищевой ценности. (см. ресурсный материал к уроку)(слайд 2) Откуда берется рыба у вас дома, на вашем столе? (Слайд 3) Какую первичную обработку выполняют при приготовление рыбных блюд? (слайд 4,5) (см. ресурсный материал ) Как определить доброкачественности рыбы?(слайд 6) -Зачем нам нужно это знать? - Конечно, молодцы! - Следующее о чем мы с вами поговорим, это механическая обработка рыбы. - А кто мне скажет, что значит механическая обработка? - Правильно! И последовательность такой обработки .Смотрим . (Слайд 8) - Но прежде чем приступить к обработке рыбы, мы должны с вами вспомнить санитарные требования, предъявляемые к ней и правила безопасной работы. Смотрим презентацию. (слайд 8с ТБ и Санитарными требованиями). - Когда рыба разделана и нарезана порционными кусками, к чему можно приступать? - Верно! К тепловой обработке. Чтобы узнать виды тепловой обработки.Смотрим презентацию (слайд 9) - А сейчас самое время немного отдохнуть. | Слушают учителя, анализируют информацию; смотрят презентацию, отвечают на вопросы | фронтальная | Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя; умеют наблюдать. Коммуникативные: умеют инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации; формулируют ответы на вопросы, слушают учителя | Устные ответы |
| Игровой момент: разгадывание загадок | Предлагает обучающимся отгадать загадки. (см. ресурсный материал к урока)(слайд 9-12) | Слушают учителя, отгадывают загадки. | Фронтальная | Коммуникативный:умеют инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, воспринимать мнение других. Познавательные: умеют находить необходимую информацию, анализировать ее, делать выводы | Устные ответы |
| Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы «Технология приготовления блюд из рыбы» | Кулинария знает сотни рецептов приготовления рыбных блюд, и каждый из этих рецептов и по способу тепловой обработки, и по использованию дополнительных продуктов – приправ, гарниров, соусов-может придать блюдам, приготовленным из одной и той же рыбы, своеобразный вкус. (См. ресурсный материал к уроку) | Слушают учителя; анализируют информацию, отвечают на вопросы | фронтальная | Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя; умеют наблюдать Коммуникативные: умеют инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации Личностные: проявляют познавательные интерес | |
4. Творческая практическая деятельность | | Выполняют лабораторные работы № 1,2 (с.39, 45-46) Учитель наблюдает. | Выполняют задания | групповая | Коммуникативные: взаимодействие друг с другом. | Работа в группам |
5. Итоги урока. Рефлексия | Дегустация блюд. Обобщение полученных на уроке сведении, оценивание результатов работы. | Учитель организует обсуждения качества приготовления блюда, его вкуса. Беседа по вопросам: -что нового вы узнали? -назовите рыб, изображенных на представленных рисунках -для чего мы свами изучали правила приготовления блюд из рыбы? - нравятся ли вам блюда из рыбы? | Слушают учителя; дигустируют блюда; отвечают на вопросы | Фронтальная | Личностные: обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев. Регулятивные: оценивают свою работу; умеют адекватно воспринимать информацию учителя ил товарища Коммуникативные: Умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, формулировать ответы на вопросы | Оценивание учащихся за работу на уроке. Устные ответы |
| Домашнее задание | Сообщает и поясняет домашнее задание : подготовит сообщение «Экология мирового океана и качество рыбных продуктов» | Слушают учителя. Записывают задание | Индивидуальная | Устные ответы .Наблюдения. |
Ресурсный материал к уроку.
Тест (проверка пройденной темы)
Тема: МОЛОКО И МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ
1 уровень
1. Выберете из перечисленных продуктов молочные:
А) творожные сырники, Б) йогурт, В) кисель, Г) масло топленое, Д) майонез, Е) простокваша.
2. Выберете из перечисленных блюда из молока и молочных продуктов:
А ) манная каша, б) бутерброды, в) сырники, г) вареники, д) котлеты, е) блины, ж) запеканка творожная.
3. Перечислите блюда из творога, не требующие тепловой обработки:
А) творог со сметаной, б) запеканка, в) сырники, г) пудинг, д) творожная масса
2 уровень.
1. Допиши названия блюд из творога, не требующих тепловой обработки:
а) творог со сметаной, в)
б) г)
2. Стерилизованное молоко получают путем нагревания молока до температуры …….
Дополни ответ:
3. К молочным продуктам относятся следующие:
а ) масло, г)
б) д)
в) е)
4.Закончите предложение
Пастеризация – это процесс…
5. Укажите виды обработки молока:
А) сгущенное с сахаром, Б) __________________________, В) __________________________
Г) ___________________ Д) _________________ Е) ____________________Ж) _______________
Рассказ учителя о пищевой ценности рыбы(продолжение)
Человечество употребляет в пищу рыбу очень давно. Ее полезные свойства известны и широко используются диетологами: по питательности рыба соперничает с лучшими сортами мяса, при этом легче и быстрее усваивается организмом. В некоторых странах рыба – это основной продукт питания. В течение последнего времени, в основном, благодаря СМИ, крайне возросла популярность различных морепродуктов, в частности, самых разных видов рыб. Жители местностей, которые расположены поблизости от рек, озёр, морей и океанов, употребляют в пищу большое количество рыбных блюд, и отчасти поэтому люди эти живут дольше, чем те, которым не улыбается удача кушать достаточное количество рыбы.
Рыба — источник полноценных белков. Недостаток белка в питании приводит к значительным нарушениям в организме человека, отрицательно сказывается на трудоспособности, сопротивляемости. Следует отметить, что так или иначе полезна рыба любых пород. Причём, главная её польза заключается в содержании в ней рыбьего жира, природного лекарства, необходимого для синтеза в организме витамина D, который требуется нам для правильного усвоения кальция и фосфора. Если провести сравнение полезных свойств речной и морской рыбы, то мы получим больше аргументов в пользу рыбы морской, а не речной.
Рыба и морепродукты имеют высокую пищевую ценность, поскольку содержит белки, жиры, минеральные вещества, витамины А, D, Е, В1, В12, РР, С, экстрактивные вещества и углеводы. В икре содержатся так же полноценные белки, жиры, минеральные вещества и витамины A, D, группы В, РР. Особенно ценна икра осетровых и лососевых рыб.
Химический состав рыбы не является постоянным, он меняется в зависимости от вида, возраста, места и времени вылова. Разнообразие химического состава и особенности строения тканей рыбы делают ее диетическим продуктом.
Рыба, поступающая в торговую сеть, может быть живой, но чаще всего бывает охлажденная или замороженная. Но рассматривая рынок рыбной продукции можно заметить, что покупатели чаще сейчас отдают предпочтения рыбным продуктам готовым к употреблению. Так же значительно повысился интерес к икре и нерыбным пищевым продуктам.
После исследования всех данных можно сделать вывод, что рыбные продукты и морепродукты занимают важное место в питании человека.
Гордостью русской кухни считается уха. Ухой называли рыбный отвар. Народная уха состояла из недорогих сортов рыбы. В разных уголках страны старались внести в это блюдо какие- то региональные особенности.
Загадки(игровой момент)
В море плавает, в реке, С плавниками в чешуе. Она ни с кем не говорит, Пузырьки пускает и молчит. (щука) | Плавает в воде, Весь в серебристой чешуе. И червяку он будет рад, Речная рыба это (карп) | Важная рыба, плавает в реке, Усатая очень, узнаешь везде. Она так прожорлива, ест и ночью и днем. Удивительная рыба под названием (сом) | Она в реках обитает, А бывает и в морях. Червячков так обожает, К людям испытывает страх. Все потому, что червячком они ее заманят, И на свою удочку поймают. (рыба) |
Бывает золотая, бывает в серебре, Махает плавниками, и плавает в реке. Рот свой открывает, но всегда молчит, И с братьями своими никогда не говорит (рыба) | В холода ловится и летом, Рыбаком или сам в сетку. А коль напугается, В муле сразу прячется. (Карась) | В муле прячется, в муке жарится. (Карась) | В омуте речном живет, У него огромный рот, Вы слыхали о таком? Ну конечно, это…(сом) |
Рассказ учителя о правилах обработки и разделки рыбы
Для разделки рыбы используют терку для удаления чешуи, рыбный нож и ножницы для срезания плавников у мелкой рыбы. Чешую необходимо снимать со стороны хвоста. Отделять ее легче, если перед этим теркой провести поперек рыбы.