СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 21.06.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В материале описаны, как используются с детьми раннего и младшего возраста технологии морального воспитания.
Выступление из опыта работы на тему:
«Технологии морального воспитания детей раннего и младшего возраста».
Воспитатель: Замараева Е.В.
16.05.2025г.
Первое вхождение ребенка в мир социальных отношений, усвоение элементарных моральных требований, приучение к их выполнению происходит в раннем возрасте. Придя в детский сад, дети оказываются в обществе сверстников, начинают вступать друг с другом в отношения. Появляются первые конфликты, так как ребенок этого возраста воспринимает своего сверстника скорее как занятный движущийся предмет, а не как значимый партнер по общению, поэтому он может толкнуть сверстника, оказавшегося на их пути, наступить на него, если он упал, отнять игрушку и т.д. Дети быстро перенимают у других такие «силовые приёмы». Это легко может войти в привычку, а те, кто особенно склонен, начинают со временем просто терроризировать более слабых и миролюбивых. Такое поведение отнюдь не свидетельствует об агрессивности ребенка, оно вызвано неумением общаться со сверстниками, непониманием прав и переживаний последнего. Несмотря на примитивные формы взаимоотношений, детей раннего возраста достаточно легко приобщить к некоторым групповым нормам, прежде всего к норме пресечения агрессии и насилия по отношению к другим.
Чтобы добиться в группе спокойных и дружелюбных отношений между детьми, я в своей практике использую два направления работы морального воспитания: систематическое торможение нежелательных форм поведения и постепенное формирование сочувственного и уважительного отношения к другим.
В своей работе я учитываю, что реакция на нарушение социальных требований должна отличаться от реакции на нарушение прочих требований. Если мы будем одинаково реагировать на забрызганные при умывании рукава и на кусание сверстника, ребенку трудно понять разницу между ними.
Наиболее приемлимым и эффективным средством пресечения агрессии по отношению к сверстнику, на мой взгляд и по мнению психологов С.Якобсон и С.Чернавиной является использование методики «Пальчик сердится», которую я использую постоянно в работе с малышами. Особенность ее состоит в том, воспитатель осуждает или порицает проявление агрессии ребенка, но не от себя, а от игрового персонажа Пальчика- колпачка, с одной стороны на нём нарисованы глаза, нос и рот с чрезвычайно сердитым выражением, с другой – то же самое, но с радостным выражением. «Колпачок» не игрушка, детям его не дают, он лежит там, где они не могут его достать, используется только в случаях физической агрессии против сверстника. Использование данной методики описана на примерах, описанных далее.
Обыгрывание ситуации: Оля строит домик для зайчика. Катя подходит и ломает постройку. Воспитатель надевает Колпачок сердитой стороной, грозит «Ай-яй-яй! Нельзя ломать постройки, нехорошо! Посмотри, Катя, как Оля старалась, строила домик, а сейчас он сломан. Пальчик сердиться. Оля и зайчик расстроились. Катя, если ты хочешь, можешь помочь Кате построить домик для зайчика». Если ребенок стал участвовать в постройке, воспитатель поворачивает Пальчик улыбающейся стороной, хвалит. «Молодец, Катя! Пальчик радуется. Надо играть дружно!
Для того, чтобы и остальные дети участвовали в порицании поступков, необходимо пояснять им, что у Пальчика –колпачка есть друзья, пальчики малышей, они тоже могут ему помочь осудить того, кто поступил нехорошо. Так как дети очень чувствительны к интонациям и к проявлениям эмоций, со временем они привыкают, что воспитатель грозит пальчиком, легко и охотно заимствуют у взрослого такую форму осуждения агрессии, подражают взрослому, присоединяются к порицанию пальчика, говорят нарушителям "Ай-яй-яй!" грозят им пальцем и ссылаются на колпачок, заявляя: "Пальчик будет сердиться".
Для формирования уверенности у ребенка в одинаковом отношении воспитателя ко всем, я использую методику "Одинаковые подарки". Работа по формированию у ребенка уверенности в том, что у него равные права со всеми остальными, что воспитатель любит и ценит его, как и всех других, продиктована тем, что объективно одинаковые условия, в которых дети находятся в детском саду, и блага, которыми они пользуются, субъективно воспринимаются разными детьми неодинаково. Все получают одну и ту же еду, но одним она нравится, а другие едят через силу. Все имеют одинаковые права на игрушки, но одни быстро завладевают наиболее привлекательными, а другим приходится довольствоваться теми, что остались. Одним детям делают больше замечаний, другим - меньше. Все это может создавать почву для переживания неравенства, а также различного отношения к ним воспитателя. Подобные ощущения, достаточно смутные вначале, в последующие годы, укрепляясь, начинают влиять на отношение к детскому саду, другим детям и себе самому.
Эта методика так же является и традицией групп раннего и младшего возраста, она позволяет распределять между всеми детьми группы какие-то привлекательные для них одинаковые маленькие предметы. Самое главное, чтобы каждый малыш в присутствии всех детей группы получил такой же подарок, что и остальные, и услышал несколько приветливых слов. Поиграв некоторое время, дети скорей всего выбросят подарок, но факт внимания к каждому останется в памяти.
Я дарю малышам подарочки раз в неделю, применяя игровой сюжет, рекомендованный программой «Радуга»: «Я пришла к вам с подарками». В качестве подарков я использую красивые фантики, бантики, ленточки, картинки, поделки из бумаги и т.д. Подарки можно вручать из кармашка красивого фартучка, коробочки, корзинки, «Чудесного мешочка», сундучка. Готовлю их заранее в достаточном количестве, так как малыши могут их измять, потерять.
Так же вручить детям подарки можно от одного из детей группы. Данная ситуация возникает, если кто-то из детей по собственной инициативе приносит для всех остальных то, что можно поделить поровну. Такие подарки, которые можно разделить (если это конфета, воспитатель, комментируя свои действия, на глазах у всех делит ее на маленькие части). Если это игрушка, воспитатель организует с ней общую игру.
Обыгрывание « Подарочки –бабочки». Воспитатель обращает внимание детей на коробочку: «Ребятки, посмотрите какая у меня есть коробочка, в ней подарочки для всех. Что же это за подарочки? Да это же красивые бабочки! На улице тепло, светло, летают бабочки, и я захотела вам подарить таких бабочек, чтобы вы с ними поиграли. Хотите получить в подарок бабочку?». Воспитатель вручает бабочку, называя имя каждого ребенка. Предлагает поиграть с ними, побегать в группе, взять на улицу. После игры прибрать в шкафчик.
Для формирования сочувствия к сверстникам я использую методику "Пожалеем друга". Она позволяет постепенно подводить детей к тому, что определенные события, ситуации, а также поступки окружающих могут стать для любого члена группы причиной страданий, страха, обиды и огорчения и потребуют помощи, сочувствия и утешения; привлекать внимание детей к огорчениям сверстников, приобщать их к выражению сочувствия по отношению к ним и к поддержке последних.
Когда возникает такие ситуация в группе, как например: малыш споткнулся, упал или у него отняли игрушку, с которой он играл, мои действия сводятся к тому, что я привлекаю внимание детей к пострадавшему, предлагаю детям пожалеть его. Ситуацию организую "по горячим следам", сразу после происшествия, напугавшего или огорчившего ребенка, когда тот огорчен и нуждается в немедленном утешении. При этом необходимо иметь в виду, что, часто становясь предметом всеобщего внимания и сочувствия, ребенок может привыкнуть к этому и начать сам жалеть себя по самым незначительным поводам, поэтому необходимо увидеть, что произошло что-то серьезное. К данной методике, я добавила свой вариант «Добрая рукавичка», когда вначале я, а затем и дети одевают ее на руку и гладят, успокаивают расстроенного малыша. Так же помогают успокоить детей разные уговорушки.
Обыгрывание ситуации «У девочки отняли куклу, с которой она играла». Воспитатель: «Ребятки, посмотрите, наша Леночка плачет, что же случилось у нее? Давайте подойдем к ней, успокоим и узнаем, что случилось у нее». Своим примером глажу по головушке, спинке, предлагаю погладить, обнять детям, погладить «Доброй рукавичкой». Воспитатель: Лена расстроилась, что Маша забрала у нее куколку. Давайте Леночку пожалеем и скажем «Не плачь, Лена, у нас в группе много куколок, с которыми ты можешь поиграть, пойдем выберем». Для Маши будет использован вариант «Пальчик сердиться», убеждаем ее отдать игрушку обратно Лене.
Таким образом, используя данные методики у детей раннего и младшего возраста постепенно формируются доброжелательных взаимоотношений со сверстниками, происходит становление групповой нормы предотвращения агрессии в адрес членов группы, появляются предпосылки сочувствия и сопереживания сверстникам, формируется у каждого ребенка уверенность в симпатии и внимании воспитателя к нему лично и ощущение своего равенства с остальными детьми.
© 2025, Замараева Елена Владимировна 27 0