СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология построения семейного бюджета

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока «Технология построения семейного бюджета». В файле представлена технологическая карта урока, домашнее задание, а также план-конспект к уроку. Презентацию вы можете найти у меня в файлах.

Просмотр содержимого документа
«Технология построения семейного бюджета»

Методическая разработка урока

«Технология построения семейного бюджета»

Тема урока: Технология построения семейного бюджета.

Предмет: технология

Класс: 8

Календарный срок: 28 неделя обучения (IV четверть)

Учебник: Технология. Обслуживающий труд. 8 класс. Авторы: Кожина О.А., Кудакова Е.Н., Маркуцкая С.Э.

Тип урока: урок открытия новых знаний - 45 минут.

Учебно–методическое обеспечение и техническое оснащение: аудитория с мультимедийным проектором, раздаточный материал (приложения), презентация.

Цели урока как планируемые результаты обучения:

Предметные: знакомство с бюджетом семьи, технологией построения семейного бюджета, способами его эффективной организацией, доходами, видами расходов, коммунальными платежами.

Познавательные: сформировать представление о видах семейного бюджета, сделать выводы о том, как правильно вести семейный бюджет, осуществлять выбор наиболее эффективных способах ведения сбалансированного семейного бюджета, а также при избыточном или дефицитном бюджете.

Регулятивные: оценивать имеющиеся и возможные источники доходов семьи, анализировать потребности членов семьи.

Коммуникативные: взаимодействие в группе, умение высказывать свою точку зрения, анализировать и обобщать.

Личностные: формирование экономического мышления, объективно оценивать свой вклад при построении семейного бюджета, научиться планировать свои расходы.

Ход урока с указанием входящих в него этапов представлен в виде технологической карты (Таблица 4), в которой описана деятельность учителя и деятельность учащихся.

Таблица 4 – Технологическая карта урока «Бюджет семьи: планирование расходов»

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

Личностные

1

2

3

4

5

6

1.Организационный этап (1 мин).

Приветствует учащихся.

Фиксирует отсутствующих в журнале. Проверяет готовность к уроку.

Дежурный докладывает о готовности класса к уроку и об отсутствующих. Контролируют готовность к уроку.


Планирование сотрудничества с учителем.

Волевая саморегуляция.

Самоопределение

2.Мотивационный этап (3 мин).

Предоставляет ко вниманию учащихся фразу на презентации (Приложение 2, слайд 2):

«Неважно сколько человек получает, важно какую сумму он готов заплатить», озвучивает перефразированное предложение, более подходящее к теме урока: «Неважно сколько вы получаете, важно сколько остается за день до з/п. Если остается ничего значит у вас проблемы». Предлагает учащимся высказать свои точки зрения по поводу того, с какой проблемой это связано, подводя их в теме урока: «Бюджет семьи: планирование расходов».

Выдвигают свои предположения о том, с какой проблемой может быть связано отсутствие денег за день до з/п. Формулируют тему урока.

Установление причинно-следственных связей на основе своего опыта и экономических знаний, построение логической цепи рассуждений.

Формулирование своей точки зрения.


Волевая саморегуляция, формирование цели деятельности на уроке.

Осмысление; развитие познавательных интересов, учебных мотивов.

3.Активизация и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии (6 мин).

Определяет начальные экономические знания. Используя жизненный опыт учащихся, создает проблемную ситуацию, тем самым стимулирует познавательную деятельность, задавая при этом следующие вопросы:

«1. Для чего нужно планировать бюджет семьи?

2. Что такое бюджет семьи?

3. Что такое доход? Совокупный доход?

4. Что такое расход? Каким бывает расход?

5. Что входит в бюджет семьи?»

Предлагает учащимся выполнить задание «Семейные доходы и расходы».

Отвечают на вопросы учителя, используя имеющиеся экономические знания. Пытаются самостоятельно выполнить задания, распределяя основные источники по статьям дохода и расхода с их процентным соотношением. Фиксируют возникшие затруднения.

Построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

- анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Формулирование определений понятий основываясь на имеющихся экономических знаниях.

Отвечают на вопросы учителя, выдвигают свою точку зрения. Формулирование собственного мнения (позиции);

- умение договариваться и приходить к общему решению;

- использование речи для регуляции своего действия.

Волевая саморегуляция;

- постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем;

- принятие и сохранение учебной задачи.

Осмысление;

- развитие познавательных интересов, учебных мотивов;

- эмпатия.

4.Выявление места и причины затруднения в пробном действии (2 мин).

Задает наводящие вопросы для выявления причин затруднения у учащихся: «Легко ли вам было справиться с этим заданием? Где у вас возникли затруднения? Как вы думаете, почему именно в этом вы испытали затруднения,

хотя каждый из вас является активным участником формирования семейного бюджета?»

Осознают, каких знаний им не хватило для выполнения задания.

Построение логической цепи рассуждений;

- подведение под понятие;

- формулирование проблемы.

Учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве;

- использование речи для регуляции своего действия.

Целеполагание;

- выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач

Формирование границ собственного знания и «незнания»;

- формирование мотивов достижения и социального признания;

- развитие познавательных интересов, учебных мотивов;

- осмысление.

5. Построение проекта выхода из затруднения (3 мин).

Организует коллективный анализ учебной задачи. Направляет выбор учащихся алгоритма построения нового знания.


В коммуникативной форме формируют цель своих будущих учебных действий, согласовывают с учителем дальнейшее построение нового знания.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Планирование учебного сотрудничества со сверстниками;

- умение договариваться и приходить к общему решению;

- владение диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.

Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

- планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

прогнозирование;

целеполагание;

Формирование мотивов достижения и социального признания;

- установка на здоровый образ жизни;

- развитие познавательных интересов, учебных мотивов;

6.Реализация построенного проекта выхода из затруднения (9 мин).

Направляет получение нового знания учениками, придерживаясь намеченного плана. (Приложение 2, Слайд …)

Получают и фиксируют новые знания. Задают вопросы, чтобы уточнить неясные вопросы.






Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности.

- учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве;

;

- умение задавать вопросы;

- использование речи для регуляции своего действия.

Осуществление итогового и пошагового контроля по результату;

- внесение необходимых дополнений и корректив в план и действия.

Осознают, какую роль играет планирование бюджета в их жизни.


7. Включение в систему знаний и повторение. (Первичное закрепление материала с проговариванием). 3 мин.

Задает вопросы учащимся, с целью определить их усвоенный материал:

«1. Как вы думаете, какое состояние бюджета считается лучшим с экономической точки зрения и почему?

2. Из чего складывается доходная часть семейного бюджета?

3. Перечислите источники доходов вашей семьи?

4. На какие виды расходов распределяется доход семьи?

5. Что включают в себя обязательные платежи?

6. Как следует поступать, если расходы больше, чем доходы?

7. Кто в вашей семье является «домашним бухгалтером»? Почему?»

Отвечают на вопросы учителя, оперируя новыми экономическими понятиями.

Использование общих приемов решения задач;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

решения задач;

- анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Построение монологического высказывания в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка;

- использование речи для регуляции своего действия.

Выполнение учебных действий в материализованной, громкоречевой и умственной форме;

- волевая саморегуляция.

Осознание своего места в формировании семейного бюджета. Формирование экономического мышления.


8.Рефлексия (5 мин).

Подводит итоги урока, предлагает учащимся высказать, что нового они узнали на этом уроке и как эти знания пригодятся им в жизни.

Раздает и объясняет домашнее задание.

Высказывают, что они узнали на этом уроке, и как они будут использовать эти знания в жизни.

Получают домашнее задание, задают вопросы по поводу выполнения домашнего задания.

Анализ проведенной работы на уроке.

Учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

Осознание качества усвоения;

- определение уровня усвоения;

- адекватное восприятие оценки учителя.

Формирование экономической культуры.

Домашнее задание: выдается на индивидуальных листах


План-конспект урока

1. Организационный момент.

  1. Приветствие.

  2. Проверка готовности учащихся к уроку.

(слайд 1)

2. Мотивационный этап

Продавцы магазинов категории люкс считают, “Неважно, сколько человек получает. Важно, какую сумму он готов потратить”. Немного по-другому скажем это предложение, чтоб оно больше подходило к теме нашего урока.

(слайд 2)

Неважно, сколько вы получаете, важно, сколько остается за день до зарплаты. Если не остается ничего – значит, у вас проблемы. Как вы думаете, с чем же у вас проблемы, если за день или за несколько дней до зарплаты у вас ничего не осталось?


Если у нас ничего не остается за день до зарплаты, значит у нас проблемы с планированием семейного бюджета.

(слайд 3) Итак тема нашего урока «Бюджет семьи: планирование расходов»


3. Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии.

Определение начальных экономических знаний. Используя жизненный опыт учащихся, учитель создает проблемную ситуацию, тем самым стимулирует познавательную деятельность.

(слайд 4)

Для начала давайте подумаем над следующими вопросами:

1. Для чего нужно планировать бюджет семьи? проблемный вопрос

Рациональное расходование денежных средств является необходимым условием нормального существования семьи (нелегко прожить от получки до получки). Нам нужно научиться правильно решать вопросы, связанные с семейным бюджетом.

2. Что такое бюджет семьи?

3. Что такое доход? Совокупный доход?

4. Что такое расход? Каким бывает расход?

5. Что входит в бюджет семьи?

(слайд 5)

Бюджет семьи состоит из доходов и расходов.

(слайд 6)

Сейчас вам нужно будет нарисовать таблицу, предложенную на слайде и заполнить ее, используя предложенные статьи доходов и расходов в нужные столбцы и указать какой процент составляет та или иная статья в бюджете. На это задание у вас 5 минут, приступайте.

(слайд 7)

Давайте проверим, правильно ли вы сделали это задание

Семейные доходы
(в % к общему доходу семьи)

%

Семейные расходы
(в % к общим расходам семьи)

%

1. Заработная плата членов семьи

2. Пенсии, стипендии, пособия

3. Доход от личного подсобного хозяйства

4. Доход от других источников

(– ценных бумаг;

от сдачи недвижимости и других средств в аренду;

выплат и льгот от общественных организаций;

от предпринимательской деятельности)

80

9

4

7

1.Коммунальные платежи

2. Питание

3. На непродовольственные товары

4. На культурно-бытовые услуги

5. Накопления, сбережения

25

40

20


10


5



4. Выявление места и причины затружнения в пробном действии.

Легко ли вам было справиться с этим заданием? Где у вас возникли затруднения? Как вы думаете почему именно этом вы испытали затруднения?

5. Построение проекта выхода из затруднения

Давайте запишем опорные определения темы нашего урока, а затем попробуем запланировать свои расходы на ближайшую неделю.


6. Реализация построенного плана

(слайд 5)

Семейный бюджет – это финансовый план, который учитывает и сопоставляет все доходы и расходы семьи за определенный период (месяц, год).

(слайд 6)

Доход - деньги или материальные ценности, получаемые от предприятия, отдельного лица или какого-либо рода деятельности.

Все полученные средства составляют совокупные доходы.

Совокупный доход семьи включает:

  • — заработную плату всех работающих членов семьи;

  • — пенсии, субсидии, стипендии, алименты и льготные выплаты (которые обычно не считаются видом дохода и не приносят материальной отдачи);

  • — ренту, дивиденды, проценты по вкладам, прибыль (если семья или кто-то из членов семьи занимается предпринимательством), т. е. доходы от использования других факторов производства, кроме рабочей силы;

  • — другие виды доходов (например, подарки).

Семья может потратить только ту сумму, которую заработали ее члены. Ни копейки больше.

(слайд 10)

Расход – это затраты, издержки, потребление чего-либо для определенных целей. Расходы бывают постоянными (или ожидаемыми) и дополнительными.

К постоянным относятся расходы на:

— оплату жилья и коммунальные платежи;

— питание семьи;

— транспорт;

— плату за обучение (в том числе спортивные секции, кружки, курсы, детский сад);

— товары первой необходимости (в том числе лекарства и средства гигиены);

— питание для домашних животных;

— досуг.

Это те расходы, которые семья осуществляет ежемесячно.

Расходы на покупку обуви и одежды, мебели, бытовой техники, подарков на праздники бывают не каждый месяц, и их учитывают только в определённом бюджете определённого месяца. Это дополнительные расходы.

Кроме того, если семья собирается откладывать каждый месяц деньги на крупную покупку, то и эту сумму необходимо учитывать в расходах.


Главный смысл ведения семейного бюджета в том, чтобы доходы не превышали расходы.

  1. Бюджет можно представить в виде весов. На одну их чашу помещаем доходы семьи, на другую ставим расходы так, чтобы чаши пришли в полное равновесие.

(слайд 11)

Если весы находятся в равновесии: расходы равны доходам – бюджет сбалансированный.

Когда расходы превышают доходы, то говорят, что бюджет имеет дефицит.

Если же складывается ситуация, при которой доходы больше расходов, то бюджет называется избыточным.

Бюджет семьи должен быть строго сбалансированным, так как это позволяет рационально использовать ресурсы семьи, удовлетворить большинство потребностей.


(слайд 12)

  1. Планирование семейного бюджета – это реальная оценка и реальное использование будущих доходов с учётом действующих цен и уровня инфляции. (слайд 13)

Основные принципы составления плана расходов:

  • подсчитать общую сумму доходов;

  • вычесть обязательные платежи;

  • определить сумму расходов на питание, транспорт, хозяйственно-бытовые нужды, предметы личной гигиены, медикаменты, кино, театр…);

  • учесть сезонные расходы (подписка на газеты, журналы, закупка картофеля на зиму…);

  • учесть прочие расходы (подарки, карманные расходы, дни рождения);

  • рекомендуется выделить резерв на непредвиденные расходы.


Если вычесть все перечисленные деньги из дохода, то получится сумма, которую можно истратить на удовлетворение потребностей каждого члена семьи или положить в банк для накопления.


7. Первичная проверка усвоения знаний.


Учащиеся устно отвечают на вопросы: (слайд 14)

  1. Как вы думаете, какое состояние бюджета считается лучшим с экономической точки зрения и почему?

  2. Из чего складывается доходная часть семейного бюджета?

  3. Перечислите источники доходов вашей семьи?

  4. На какие виды расходов распределяется  доход семьи?

  5. Что включают в себя обязательные платежи?

( слайд 14)

  • налоги;

  • взносы в общественные организации,

  • погашение ссуд в банке, кредитов;

  • оплата коммунальных услуг(квартплата, отопление, газ, вода, электроэнергии,

телефона, радио и т.д.);

  • транспортные расходы;

  • оплата детского сада;

  • дополнительные услуги образования.

  1. Как следует поступать, если расходы больше, чем реальные доходы?

  2. Кто в вашей семье является “домашним бухгалтером”? Почему?


(слайд 15)

Домашний бухгалтер – это член семьи, который занимается семейной бухгалтерией, т.е. ведет хозяйственную книгу в которой записывает все суммы доходов и расходов за определенный период времени.

(слайд 16-19)

Формы ведения учетной книги


Сейчас в большинстве семей сложилась такая система, когда все нити семейного бюджета находятся у мамы. Но и вы не должны чувствовать себя сторонними наблюдателями. Каждый должен иметь право голоса в распределении доходов и уметь это делать рационально. Побыв в роли главного экономиста даже непродолжительное время, вы поймете, что расходовать деньги грамотно, целенаправленно, осмысленно – труд непростой. Но всему можно научиться.


7. Самостоятельная работа

Задание

Сейчас попробуйте запланировать ваши расходы на следующую неделю, напишите только ваши личные расходы. У вас на это 3-4 минуты.


8. Включение в систему знаний и повторение

Вывод по уроку:

    1. Давайте вспомним вопрос, поставленный в начале урока. (Для чего нужно планировать бюджет семьи? (слайд 17)

    2. Так как же надо планировать семейный бюджет?

Учитель подводит итог:

Чтобы стать рачительным хозяином, необходимо иметь представление о бюджете своей семьи, уметь рассчитывать ее доходную и расходную части.


Домашнее задание для 8А класса: найти 3 программы или приложения, с помощью которых можно планировать бюджет семьи. Составьте характеристику этих приложений, опишите их плюсы и минусы. Формат – презентация. Приложения и программы не должны повторяться.

Раздаточный материал 1 к уроку «Бюджет семьи: планирование расходов» Таблица 5 - Домашнее задание для 8Д класса:

1

Тема урока

Бюджет семьи: планирование расходов

2

Требуемое время выполнения

1 неделя

3

Цель выполнения домашнего задания

Научиться анализировать свои расходы в течение недели и планировать свой личный бюджет как часть семейного бюджета.

4

Содержание задания

Составьте отчет о своих расходах и доходах в течение недели следуя инструкции.

5

Форма выполнения

Письменная или печатная (двойной листок или лист формата А4)

6

Инструкция выполнения домашнего задания

1. Зафиксируйте свои доходы и расходы в течение недели.

2. Проанализируйте свои расходы: какие из них относятся к постоянным, а какие к переменным.

3. Составьте отчёт о ведении своего недельного бюджета в форме таблицы. Формат таблицы выберите самостоятельно. В отчете также укажите, какое количество карманных средств вы получаете в течение недели. Как часто вам дают карманные деньги (раз в неделю, каждый день или когда вы попросите). Если у вас есть какие-то сбережения и вы их использовали в течение недели, то это также следует указать в отчете. В таблице подсчитайте общую сумму своего дохода и расхода. Сделайте вывод о том, каким является ваш бюджет (сбалансированным, дефицитным или избыточным).

4. Определите, какую долю от совокупного дохода вашей семьи составляют ваши расходы.

5. Сделать общий вывод о том, какую роль вы играете в формировании семейного бюджета.

7

Рекомендуемая литература

Записи в тетради, раздаточный материал





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!