СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология проектной деятельности на уроках русского языка и литературы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технология проектной деятельности на уроках русского языка и литературы»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6»



«Технология проектной деятельности на уроках

русского языка и литературы»







Подготовила

Ветошкина Евгения Игоревна

учитель русского языка и литературы









Ангарск,2021г.

Введение

Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменения ни одну сторону учебного процесса. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь и новых методов обучения.

Школе потребовались такие методы обучения, которые:

  • формировали бы самостоятельную и инициативную позицию обучающихся в учении;

  • развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;

  • формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения непосредственно связанные с опытом их применения в практической деятельности;

  • были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса обучающихся;

  • реализовывали принципы связи обучения с жизнью.

Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов.

























  1. Метод проекта – современная образовательная технология, включенная в «Приоритетный национальный проект» «Образование»»


В «Приоритетном национальном проекте «Образование» проектный метод обучения отнесен к числу современных образовательных технологий, позволяющих обеспечить развитие ребенка за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности в учебном процессе, что создает условия для повышения качества образования, снижения нагрузки учащихся, более эффективного использования учебного времени.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно­познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практической или теоретически значимой проблемы.

Внешний результат можно увидеть, осмыслить. Применить в реальной практической деятельности.

Внутренний результат опыт деятельности становится бесценным достоянием обучающегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Проектная деятельность развивает познавательные, регулятивные, коммуникативные компетенции:

- развитие познавательных навыков учащихся,

-умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве,

-развитие критического и творческого мышления. .

-индивидуальное развитие личности, творческой инициативы, навыка самостоятельного движения в информационных полях,

-формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем – самоопределения, повседневной жизни.

- формирование информационно-коммуникационной компетентности, а также «способности к деятельности».

- формирование готовности к целеполаганию, готовность к оценке, готовность к действию и готовность к рефлексии.

Эта кропотливая индивидуальная работа позволяет обучать УУД.

Планируемые результаты:

познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний; дети учатся осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; давать определение понятиям; устанавливать причинно-следственные связи; обобщать понятия

личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; основы ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирование текстов, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание.

Формирование ИКТ-компетентности обучающихся

ИКТ-компетентность в разрезе ФГОС рассматривается как метапредметный результат. Согласно существующему определению, метапредметные результаты образовательной деятельности - это способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.

Применение метода проектов является поиском путей решения проблем, которые в рамках традиционно используемых методов обучения решить невозможно в связи с различным стартовым уровнем знаний и умений школьников по информатике и ИКТ. Даже знания детей с высоким уровнем подготовки, как правило, не выстроены в логике курса и требуется идентификация пробелов в знаниях с последующей коррекцией.

Последовательность работы над проектом:

После того как тема была определена, необходимо распланировать последовательность предстоящей работы.

1.Подготовка. Определение темы и целей проекта. Темы детских работ лучше выбирать из содержания близких и интересных областей изучаемой науки. На этом этапе как учителю, так и родителям важно мотивировать ребенка и помочь ему в определении цели будущего проекта.

2.Планирование работы. Определение источников информации, способов сбора и анализа информации, определение способа представления результата своей работы (форма проекта). ( Приложение 3)

3.Исследование. Сбор информации. Необходимо не «навязать» ученикам информацию, а направить их на самостоятельный поиск. Рекомендовать источники информации (Интернет, справочники, худ.литература, учебники и т.д.)

4.Оформление результатов работы.

5.Презентация (защита) проекта.

Особое внимание требует этап презентации проделанной работы. В ходе выступления ребята должны уметь раскрыть цели своих работ, рассказать, какие материалы они использовали, какими источниками информации пользовались, какое оборудование использовали, кто помогал, важно, чтобы дети научились делать выводы и представляли направления для дальнейших исследований в этой области знаний.

План выступления, например, может быть таким:

  • Почему ты начал разрабатывать именно этот проект?

  • Какова основная идея твоего проекта?

  • Какими требованиями к проекту ты руководствовался?

  • Какие использовались материалы? Достаточными ли знаниями и умениями ты обладал или пришлось чему-то учиться? Сколько времени тебе потребовалось? Какое оборудование ты использовал? Кто тебе помогал?

  • По каким этапам выполнялся проект? В чем они заключались?

  • Каковы направления для дальнейшего исследования?

6.Оценка результатов и процесса деятельности.

Оценка выполненных работ должна носить стимулирующий характер. Оценивать и поощрять работу ребенка необходимо по следующим критериям:

  • Новизна материала или подхода к его изложению

  • Глубокое понимание материала

  • Блестящие ответы на вопросы

  • Яркое оформление презентации

  • Заинтересованность темой

  • Номинации: «Дружный проект», «Оригинальный проект»

После защиты проекты должны использоваться как демонстрационный материал в других классах, в проведении внеклассных мероприятий с участием авторов проектов, как наглядный материал, чтобы дети ощутили удовлетворение от своей деятельности.

2. Проектная деятельность на уроках русского языка


Новые образовательные технологии сегодня являются необходимым условием интеллектуального, творческого и нравственного развития обучающихся. Современный урок русского языка и литературы должен быть обучающим, воспитывающим, развивающим и интересным, ориентированным на практическую составляющую образования. Поэтому использование современных образовательных технологий на уроках и в воспитательной работе – необходимость сегодняшнего дня. Проектная деятельность играет особую роль в формировании и развитии универсальных учебных действий учащихся, которые предусмотрены Федеральным государственным образовательным стандартом.

Проектирование как технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных и творческих методов. Работа над проектом состоит из нескольких аспектов:

- исследовательский аспект,

- творческая составляющая,

- самостоятельная работа учащихся,

- роль учителя.


3.Урок русского языка: «Написание аннотации на книгу (5 класс)»


Тема проекта: «Написание аннотаций на книги о лесе».

Цели: воспитание любви и сознательного отношения к русской природе, русскому языку, художественному слову; укрепление позиций русского языка в современном культурном пространстве; популяризация знаний о русском лесе — 2017 год объявлен Годом экологии; воспитание интереса к чтению.

Задачи проекта: составление аннотаций на книги о лесе.

Проблема проекта: привлечение учащихся к чтению книг.

Форма презентации: библиографический список литературы для школьной библиотеки. Создание презентации в программе Power Point, где будут представлены лучшие аннотации на книги о лесе и основные этапы работы над проектом.


Этапы работы над проектом

Совершенствуемые умения

1. Постановка проблемы. Анализ проблемы. Выбор темы проекта.

Проблема: учащиеся нерегулярно читают книги; не знают, что такое аннотация, как ее оформить.

Тема урока – изучение научного стиля речи.

Формируемые умения: умение видеть проблемы, умение ставить вопросы.

2. Выдвижение гипотез решения проблемы и планирование деятельности по реализации проекта.

Чтобы работать над проектом необходимо: определять задачи для индивидуальной и коллективной работы; уметь работать в группе; уметь руководить группой; выбирать наиболее рациональные способы выполнения задания. Было осуществлено формирование групп: по 6 человек в группе. Члены групп сами выбирали капитана и распределяли обязанности среди участников проекта.

1-я группа заранее познакомилась с научным стилем речи и на первом уроке сообщила классу, что аннотация относится к научному стилю речи, а источником для написания аннотации является книга. Аннотация — это краткое изложение содержания книги, статьи. («Толковый словарь русского языка» Ожегов С.И.). Аннотировать — составлять аннотацию.

2-я группа сообщила о том, чем аннотация отличается от отзыва, от пересказа. (Первый урок).

В написании аннотаций обязательным условием должны быть: автор, название произведения, выходные данные (место и год издания), краткое содержание книги или статьи; для кого предназначена книга, для какого возраста. Желательно проиллюстрировать произведение. Для написания аннотации необходимо определить замысел текста, проанализировать исходный текст. Нужно суметь порекомендовать книгу. Уметь отличать аннотацию от отзыва на книгу, от пересказа.

Пример написания аннотации:

Пришвин М.М. Зеленый шум. - М.,1998.

В сборник «Зеленый шум» известного русского писателя М.М.Пришвина (1873-1954) вошли его наиболее значительные произведения, рассказывающие о красоте родной природы и животном мире нашей страны. Рассказы «Этажи леса», «Лесные загадки» посвящены лесу и его обитателям. Я рекомендую эту книгу учащимся среднего школьного возраста.

На втором уроке 3-я группа учит тому, как оформлять библиографический список.

Библиография — научное описание книг. (Ожегов С.И. «Толковый словарь русского языка»).

Библиографический список — перечень книг по какому-либо вопросу или теме. (Ожегов С.И. «Толковый словарь русского языка»). Например:

Библиографический список книг о лесе:

1.Астафьев В.П. Васюткино озеро. - М., 2002.

2.Астафьев В.П. Медведи идут следом. - М.,1979.

3.Бианки В.В. Лесная газета. - М., 2010.

4.Бианки В.В. Лесные детеныши. - М., 2007.

5.Бианки В.В. Лесные происшествия. - М.,2010.

4-я группа, после предварительного посещения школьной библиотеки и знакомства с библиотечными терминами, сообщает учащимся, что:

Книжный формуляр — библиотечная учетная карточка на каждого читателя.

На лицевой стороне формуляра записывается: Фамилия, имя учащегося, класс.

В формуляр записывают взятые на дом книги.

Библиотечный фонд — все книги, журналы, имеющиеся в библиотеке.

Эта группа провела анализ чтения.

Все учащиеся (24) записаны в школьную библиотеку, регулярно читают книги – 18 человек, нерегулярно – 6 человек. О результатах мониторинга ребята сообщили классу. Многие дети срочно отправились в библиотеку.

Формируемые умения: умение выдвигать гипотезы, умение давать определения понятиям, умение пользоваться толковым словарем русского языка.

В ходе работы над проектом учащиеся научились работать в группе, брать лидерство на себя, научились ответственности за порученное дело. Пригодилось умение вести диалог и слышать друг друга.


3. Сбор и структурирование информации.

На третий урок учащиеся приносят книги о лесе. Индивидуальная работа: каждый учащийся пишет аннотацию на свою книгу. Иллюстрирует книгу. Структурируют материал для презентации в программе Power Point, где будут представлены лучшие аннотации на книги о лесе и основные этапы работы над проектом.

Формируемые умения: умение классифицировать, обобщать материал.

4. Изготовление и оформление продукта.

3-я группа собирает аннотации и составляет по образцу библиографический список книг о лесе. Относят список в школьную библиотеку.

Формируемые умения: умение структурировать материал и оформлять готовый продукт.


Цели проекта: общеобразовательная, воспитывающая и развивающая выполнены.

Работа над проектом позволила учащимся 5-го класса совершенствовать основные общеучебные умения: они научились научному стилю речи (писать аннотацию). Научились структурировать материал, создавать осязаемый продукт. Проектный метод помог совершенствовать интеллектуально-речевые умения: учащиеся научились сравнивать, обобщать, анализировать, читать тексты различных стилей речи и на их основе создавать новые тексты - АННОТАЦИЮ. А на основе аннотаций создавать продукт – библиографический список литературы, что, несомненно, пригодится в будущем. В 5 классе проектная деятельность становится основанием будущей исследовательской работы учащихся, поэтому очень важно сформировать умения работать с литературой, умения составлять библиографический список, чтобы избежать трудностей при составлении списка используемой литературы.

Заключение.

Одной из приоритетных задач современного образования становится переход от накопления знаний к развитию личности, совершенствованию ее индивидуальных способностей, от получения разрозненных сведений из различных областей знаний к формированию целостной картины мира. Поиск новых подходов к организации педагогического процесса приводит к необходимости реформирования всей системы приобретения знаний учеником, переориентация на практическую составляющую образования, привлечение учащихся к исследовательской деятельности.

Одним из важнейших направлений становится обучение общению, гармонизирующему межличностные и социальные отношения. А естественным общение будет только в совместной деятельности, каковой и может стать работа над проектом.


Список литературы

  1. Александрова Г.В. Проектная деятельность на уроках русского языка в 5-9 классах: пособие для учителей. – М.: Баласс, 2010. – 96с.

  2. Гузеев В.В. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии. – М.: НИИ шк. технологий, 2004. – 122с.

  3. Как рождается проект (Из опыта внедрения методических и организационно-педагогических нововведений в гимназии №1512 г. Москвы). Под ред. Е.Н. Ястребцовой. – М., 1995. – 47с.

  4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. Пособие для студентов пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров. Под ред. Е.С. Полат. – М.: Академия, 2005. – 270с.

  5. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников. – Директор школы. – 2003. - №2.

  6. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: АРКТИ, 2005. – 111с.

  7. Романовская М.Б. Метод проектов в учебном процессе: метод. Пособие. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2006. – 160с.

  8. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – 816с.

  9. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практич. пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2005. – 76с.

  10. Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. – Завуч. – 2003. - №6. – с.96-111.













План действий учащихся в проекте

  • Каждая группа, участвующая в проекте, получает "План действий учащихся в проекте", включающий в себя:

  • 1. Выбор темы проекта (исследования).

  • 2. Ставим цель. (Для чего я это делаю? Какого результата я хочу достичь?) Записать ответы.

  • 3. Если это исследование, то затем нужно выдвинуть предположение - гипотезу. (Сделай свое предположение о том, какой будет результат и почему?) Записать ответы.

  • 4. Выбираем метод. (Что нужно сделать, чтобы получить результат?) Записать план своих действий, время выполнения каждого шага.

  • 5. Собираем данные (ставим эксперименты, собираем необходимую информацию, материал, оформляем его, сверяем свои действия по времени, которое определили для каждого шага).

  • 6. Получаем результаты. (Если что-то не удалось - это тоже результат).

  • 7. Анализируем результаты. (Сравниваем полученные результаты с данной гипотезой).

  • 8. Делаем выводы. (Планируем дальнейшую деятельность). Даем оценку действиям в группе.

  • 9. Защищаем результат в коллективе. Получаем общую оценку результатов.

  • Эти памятки помогают учащимся успешно двигаться к достижению цели - созданию проекта.

  • Критерии оценивания работ учащихся

  • 1. Степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом.

  • 2. Степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;

  • 3. Практическое использование предметных и общешкольных ЗУН;

  • 4. Количество новой информации, использованной для выполнения проекта;

  • 5. Степень осмысления использованной информации;

  • 6. Уровень сложности и степень владения использованными методиками;

  • 7. Оригинальность идеи, способа решения проблемы;

  • 8. Осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;

  • 9. Уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объектами наглядности;

  • 10. Владение рефлексией;

  • 11. Творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;

  • 12. Социальное и прикладное значение полученных результатов.

9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!