СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема. Химия — наука о природе. Химия в окружающем мире

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

объяснить, что именно изучает химия; показать место химии среди наук о природе; объяснить цели и задачи химии; сформировать знания о роли химической науки в развитии народного хозяйства, жизни человека; сформировать у учащихся понятие о химии, предмет изучения химии, диалектико-материалистическое мировоззрение, наиболее общие понятия о законах природы; повторить сведения о вещества и химические элементы, изученные в курсе «Природоведение».

Просмотр содержимого документа
«Тема. Химия — наука о природе. Химия в окружающем мире»

Тема. Химия — наука о природе. Химия в окружающем мире


Цели урока: объяснить, что именно изучает химия; показать место химии среди наук о природе; объяснить цели и задачи химии; сформировать знания о роли химической науки в развитии народного хозяйства, жизни человека; сформировать у учащихся понятие о химии, предмет изучения химии, диалектико-материалистическое мировоззрение, наиболее общие понятия о законах природы; повторить сведения о вещества и химические элементы, изученные в курсе «Природоведение».


Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы: рассказ учителя, фронтальная эвристическая беседа.


Оборудование: периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева


ХОД УРОКА


I. Организация класса

Знакомство с классом, вступительное слово учителя, общие представления о структуре курса химии в школе, объявление темы урока, плана и основных целей урока


II. Изучение нового материала


Что изучает предмет «химия»? (Эвристическая беседа)

— Из чего состоит земля под нашими ногами, солнце над головой, дома, машины, растения и наше собственное тело?


Оглянитесь, и вы легко насчитаете десятки, а то и сотни веществ, не похожих одна на одну.

Возьмем наши учебники и тетради: они изготовлены из бумаги, картона, типографской краски, клея. Столы и парты сделаны из дерева, покрыты краской, лаком, склеены столярным клеем. На стенах — мел, обои, скрывающие известь штукатурки и кирпичи. Здесь, в классе, мы найдем стекло оконное и ламповое, медь и резину электропроводов, фарфор патронов, чернила, краски разных цветов, пластмассу и полиэтилен.

Попробуйте сами назвать предметы, которые так или иначе связаны с химией.

В лесу, на вершине гор, на дне морском — всюду вы найдете множество химических веществ. Различных видов материи можно насчитать десятки миллионов. Одних только драгоценных камней наберется на земле сотни. Красителей, природных и искусственных, существует десятки тысяч.


А какое разнообразие свойств царит среди этого множества химических веществ! Одна имеет невероятную твердость, другая может быть раздавлена слабой рукой ребенка. В одной вещества вкус сладкий и нежный, другая обжигает язык огнем. Есть вещества прозрачные, блестящие, матовые, грязно-серые, снежно-белые.

Приведите примеры разнообразия свойств веществ.

Есть вещества, которые не замерзают и остаются жидкими при температуре -250 °С, а есть и такие, которые не плавятся и остаются твердыми даже в огне сварки. На другое вещество не действует ни жар, ни холод, ни сырость, ни жгучие кислоты. А до иного вещества достаточно прикоснуться, и от теплоты рук она разлетается вдребезги, с пламенем и взрывом.

В природе все находится в вечном движении. Тысячи преобразований постоянно происходящие с веществами. Одни вещества исчезают, а вместо них появляются другие.

Попробуйте предложить такие преобразования из окружающей жизни, которые относятся к химическим. (Сгорание топлива, гниение органических веществ, ржавление железа, скисание молока)

На вид эта бесконечная смена бесчисленного количества веществ происходит как будто без всякого порядка, но на самом деле это не так. Люди уже давно догадались, что по чрезвычайным разнообразием природы скрываются единство и простота. Было доказано, что все тела содержат в себе те самые простейшие составные части, которые получили название «элементы».

Элементов совсем немного. Но они способны соединяться друг с другом в бесчисленных комбинациях и сочетаниях. Отсюда и такое чрезвычайное разнообразие веществ, встречающихся на земле.

Приведите примеры такой гармонии в природе?

(Алфавит, содержащий 32 буквы, складывает все слова нашего языка, поэмы и стихи, повести и сказки. В музыке сочетание тех самых семи нот и тонов рождают тысячи мелодий)

Элементы были обнаружены не сразу. Многие из них известны людям с древних времен, но прошли века, пока поняли, что это действительно элементы, а не сложные вещества.

Какие вы можете назвать химические элементы?

(Ученики называют химические элементы, с которыми познакомились при изучении курса «Естествознание».)

И наоборот, некоторые сложные вещества длительное время принимали за элементы, потому что химики не знали, что их можно разложить. А некоторые элементы так редко попадались на пути человека или так приховалися от ее глаз, что отыскать их стоило огромных усилий. Поиски элементов велись учеными сотни лет. Много труда было приложено при этом, обнаружено много ума и изобретательности. А мы должны изучить это за 4,5 года


Химия — это наука о веществах и их преобразования.


Химия не только копирует природу, подражает ее, а и с каждым годом все более начинает превосходить ее. Рождаются тысячи и десятки тысяч веществ, не известных природе, со свойствами очень полезными и важными для человека.

Перечень добрых дел, которые делает химия, поистине неисчерпаем. Ведь все проявления жизни сопровождаются огромным множеством химических процессов. Познать суть жизнедеятельности без химии, без знания ее закономерностей невозможно. Химия кормит нас, одевает, обувает, предоставляет блага, без которых невозможно современное цивилизованное общество.


III. Закрепление нового материала

Что изучает наука химия?

Приведите примеры знакомых вам веществ, имеющих различные свойства.


IV. Подведение итогов


V. Домашнее задание


Прочитать параграф и ответить на вопросы.

Творческое задание. Подготовить рассказ по теме «Каким было бы жизни, если бы люди не знали химии».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!