Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей «Кэрэли» на базе
«Маттинская средняя общеобразовательная школа имени Е.Д.Кычкина»
МР «Мегино – Кангаласский улус»
Тема проекта: «Изготовление национального жилета – кэьиэччик, для дошкольников д/с "Ньургуьун»
Выполнила: Андросова Сайнаара Семеновна
ученица 7 класса
Руководитель: Стручкова Матрена
Христофоровна,
руководитель кружка «Ажур»
2024 год
Оглавление
Введение……………………….…………………….………………………...….3
Глава I. Традиционная одежда якутов и их виды... ............................................5
1.1 Виды традиционной якутской одежды……………………………………..5
1.2 Национальная одежда якутской девушки......................................................6
Глава II. Технология изготовления национального жилета - кэьиэччик........ .7
2.1 Современные виды изготовления национального жилета - кэьиэччик.…7
2.2. Технологическая карта………………………………………………………9
2.3. Экономический расчет себестоимости……………….…………………....14
Заключение……………………………………………………………….............14
Список использованной литературы…………………………………………....15
Приложение……………………………………………………………………….16
Введение
В настоящее время возрастает интерес народов к истории национальной культуры, уникальным ценностям духовного и материального наследия. Именно поэтому, несмотря на развитие науки и техники, все чаще можно слышать призыв оглянуться, посмотреть в сторону традиционной народной культуры, основанной на многовековых традициях, вобравшей в себя духовность многих поколений людей.
Я посещаю кружок ДПИ «Ажур» второй год. За это время я многому научилась. В этом учебном году мы много работали над преемственностью с нашим местным детским садом «Ньургуьун». Так, создалась коллекция стилизованных национальных украшений «Сир симэхтэрэ» для девочек старшей и подготовительной группы, по моему эскизу был сшит спортивный костюм, для участия дошкольников в соревновании по фитнес – аэробике, так же мы помогали при пошиве костюмов танкистов для конкурса по смотру песни и строя. В апреле месяце ко мне вышли воспитатели детского сада, с просьбой сшить национальный жилет – кэьиэччик. Это и стало актуальностью нашего проекта.
Цель работы: Изготовление национального жилета – кэьиэччик, для дошкольников д/с "Ньургуьун".
Задачи:
-
Изучить литературу о традиционной одежде якутов
-
Изучить современные виды изготовления национального жилета - кэьиэччик
-
Изготовить национальный жилет – кэьиэччик, для дошкольников д/с "Ньургуьун".
-
Выполнить экономический расчет
Гипотеза исследования:
Искусство изготовления национальной одежды различными способами не устаревает, а возрождается. В современное время использование традиционной стилизованной одежды актуально как и в праздничные, так и в будние дни. Изделие выполненное в современной интерпретации выглядит красиво и достойно.
Предмет исследования: национальный жилет – кэьиэччик.
Объект исследования: технология изготовления национального жилета – кэьиэчччик.
Методы исследования: Анализ литературы, сравнение, обобщение.
Проектная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Глава I. Традиционная одежда якутов и их виды
1.1 Виды традиционной якутской одежды
У якутов первые национальные костюмы появились в XVIII веке. Это были верхние одежды из грубых тканей, кожи и шелка с натуральным мехом. Украшали одежду вышивкой, орнаментальными вставками, бисером, металлическими деталями и подвесками. С появлением русского населения, в костюме якутов появляются складки, оборчатые рукава, манжеты, воротники.
Выделяли три вида якутских костюмов:
- Повседневный – для работы, охоты, поездки. Шили из прочных тканей, таких как кожа, сатин и ситец;
- Ритуально-обрядовый – шаманский, свадебный. Также шили из кожи, шелка с декоративными вставками из металла, подвесками. Большинство ритуальных костюмов украшается бахромой на рукавах и спине. Своеобразное оперение символизирует птицу. Шаманы при использовании такой одежды получают возможность связи с загробным миром.
- Нарядный – для праздников и гостевых посещений. Одеяния выполняли из дорогих ярких материалов – шелка и атласа.
Национальный крой наряда представляет собой прямой силуэт с аналогичными рукавами. При этом есть несколько вариантов выполнения костюма – это:
-«Оноолоох, бууктаах» – крой позаимствован у русских военных и путешественников. Обязательно имеют складки по бокам и среднему шву спинки («оноо») и рукав со сборкой по окату («буук»). Пальто такого покроя носили как мужчины, так и женщины;
- «Кытыылаах» схож с первым фасоном, отличается полоской сукна, которая проходит по краям верхней одежды;
Детская одежда мало чем отличалась от взрослой. Для ее изготовления также использовались шкуры и меха, декоративные планки, расшитые бисером. Шапочка отделывалась опушкой.
Полный комплекс якутского праздничного костюма можно разделить на несколько типов:
- Первый тип (женский) состоит из верхней одежды «кытыылаах сон», платья «халадаай», безрукавки «кэһиэччик», головного убора «дьабака», обуви (торбаза), комплекса серебряных украшений: начельник - «бастыҥа», нагрудные и наспинные украшения «илин-кэлин кэбиhэр», нагрудное украшение «сүрэх», серьги, нарукавные и шейные украшения и набедренные украшения «өттүк симэҕэ» и обуви из саары (черненной кожи) с широкой окантовкой, оформленной вышивкой, бисером или металлическими бляшками.
- Второй тип (мужской) состоит из рубашки с шелковым поясом «кушат», кафтана с кожаным поясом с нашитыми серебряными бляшками и с подвесными деталями (кресало - «хатат»), сумочки «кыалык», ножа с ножнами -«кыыннаах быһах», головного убора «чомпой», мужской шляпы или картуза из конского волоса и кожаной обуви с широкой окантовкой «билэ».
1.2 Национальная одежда якутской девушки
Традиционная одежда якутской девушки включала в себя различные элементы, которые имели символическое значение и строго регламентировались. По наряду можно было узнать возраст, социальный статус и материальное положение владельца.
Некоторые виды традиционной одежды якутской девушки:
Халадаай — традиционное якутское платье. Вместе с безрукавкой (кэhиэччик) и серебряными украшениями составляло праздничный женский костюм, который надевали на главный летний праздник — Ысыах.
Праздничный наряд. Состоял из натазников с ноговицей, ровдужной рубахи с меховой опушкой и бисерной отделкой, нарядной безрукавки, шубы (тангалай), нарядной обуви из ровдуги или камусов.
Головные уборы. Зимой — капор с меховой подкладкой или зимняя шапка с рожками, летом — тёплый капор, начельник бастынга с задними подвесками, девушки надевали шапку ураа.
Украшения. Обязательными были металлические украшения из латуни или серебра. Разнообразие ювелирных изделий делили на группы: головные, шейно-нагрудные, наспинные, набедренные, нашивные и украшения для рук.
Для верхней одежды использовали разные по фактуре и цвету материалы: разношёрстый мех, сукно, жаккардовый шёлк, ровдуга, кожа.
Для обуви применяли мех, кожу, ровдугу. Зимой это были высокие сапоги из оленьих или конских шкур мехом наружу, летом — сапоги из замши с голенищами, покрытыми сукном или украшенными аппликацией.
Глава II. Технология изготовления национального жилета - кэьиэччик
2.1 Современные виды изготовления национального жилета - кэьиэччик
Дизайн якутских жилетов и национального костюма в целом менялся с течением времени под влиянием различных факторов, таких как торговые связи, культурные влияния и развитие фабричного производства.
С середины XVIII века на якутскую одежду начали оказывать влияние русская культура и доступность текстильной промышленности. В связи с трудоёмкостью изготовления якуты стали отказываться от меховой аппликации, вышивки конским и оленьим волосом, сокращать количество бисерной отделки и увеличивать число серебряных подвесных украшений.
В XIX веке на якутский костюм повлияла одежда, заимствованная у русских. Так сложился традиционный костюм, который известен сегодня: сочетание исконных традиций и позаимствованных у других народов элементов, которые впоследствии были адаптированы.
В ХХ веке на якутскую одежду стало влиять проникновение русской городской культуры. Художественное оформление костюма постепенно утрачивало культовое значение и принимало исключительно декоративный характер. Оригинальные элементы народного костюма, предназначенные для защиты от холода, стали забываться, и национальная одежда утратила функциональную значимость.
В советское время покрой и отделка народной одежды были полностью забыты, поскольку традиционный костюм вытеснили фабричные изделия. Это было связано с программой формирования общесоветской общности, в ходе которой этничность и этническое сознание целенаправленно замещались классовым сознанием.
В 1980-х годах элементы якутской одежды сохранились только в сценических костюмах, однако их отличительные черты — силуэтная линия, покрой и орнаментация — были изменены.
Начиная с 80-х годов на якутский костюм начинает влиять современная мода. Сейчас, благодаря современным требованием моды появляются модельные виды одежды с использованием фантазийного, авангардного стиля. Все чаще можно увидеть людей, которые носят национальную или стилизованную под национальную одежду на улице, в повседневной жизни, а так же на праздниках. Особенно применяются в моделировании эстрадных костюмов. Основная характеристика - это необычайность, фантазийность, сказочность, смелость.
В настоящее время национальные жилеты – кэьиэччик изготавливают из множества различных тканей и материалов. Выбор на столько большой, что выбрать можно на любой вкус и цену. При изготовлении нашего национального жилета – кьиэччик мы выбрали ткань более подходящую для ребёнка, что бы оно отвечало качествам таким как: воздухопроницаемость, удобство при носке и красоту. Наш выбор пал на жаккард.
2.2 Технологическая карта
-
Рабочее место должно быть хорошо освещено, причем свет должен падать на работу с левой стороны.
-
Сидеть надо прямо, касаясь корпусом спинки стула.
-
Расстояние от глаз до работы не должно быть меньше 30…40 см, чтобы не развивать близорукость и в глаза не попадали частички ткани.
-
Перед началом и после окончания работы следует мыть руки.
-
При работе с острыми и горячими предметами, соблюдать технику безопасности.
-
По окончании работы все инструменты следует убирать в рабочее место.
№ | Описание работы | Изображение |
1 | Изготовление выкройки | |
2 | Раскрой изделия | |
3 | Выкраиваем детали из дублирина, приклеиваем через ВТО к деталям. | |
4 | Обметка краев на оверлоке. ВТО | |
5 | Соединение плечевых и боковых швов. ВТО | |
6 | Соединение деталей воротника друг с другом. ВТО | |
7 | Соединение подборта с обтачкой, затем соединяем подборта с основным изделием. ВТО | |
8 | Пришиваем кружево к основной детали. ВТО | |
9 | Соединение воротника с основной деталью. ВТО | |
10 | Соединить обтачки на окат. ВТО | |
11 | Соединяем детали клапана и выворачиваем на лицевую сторону. ВТО | |
12 | Пришиваем клапаны на перед и спинку. ВТО | |
13 | Заутюжить в подгибку низ изделия, провести строчку, выполнить ВТО. | |
14 | Ручными потайными стежками пришить обтачку оката на основную деталь. ВТО | |
15 | Пришиваем кнопки к изделию. | |
16 | Пришиваем на клапаны бусы и бисер. | |
17 | Готовое изделие. | |
2.4 Экономический расчет себестоимости
№ | Используемые материалы | Количество шт, м | Цена за м, шт | Итого |
1 | Жаккард | 1 м | 600 | 600 |
2 | Дублирин | 50 см | 250 | 125 |
3 | Кружево | 120 см | 80 | 95 |
4 | Бисер, бусы | 4 пачки | 60 | 240 |
5 | Кнопки | 3 шт | 10 | 30 |
6 | Нитки | 5 шт | Было в наличии | |
| | | | |
| Итого | | | 1090 рб |
Итого на один национальный жилет – кэьиэччик для материала, было потрачено 1090 рб .
За мою работу прибавляем 500 рб. Итого один жилет - кьиэччик стоит 1590 рб .
Заключение
Работая над проектом, мы изучили национальную одежду якутов, так же изготовили национальный жилета - кэьиэччик для дошкольников детского сада «Ньургуьун», выполнили экономический расчет. Мы считаем, что все поставленные задачи выполнены.
Работа над проектом оказалась кропотливой и очень интересной. Выполнение его дало возможность больше узнать о технологии шитья жилета.
Удовольствие, получаемое от самого процесса, приятно дополняет результат.
Так же в будущем, я смогу монетизировать свои навыки. Я считаю, что в будущем мне пригодится навык изготовления национального жилета - кэьиэччик, для новых коллективных и индивидуальных заказов.
.
Используемая литература:
1. Васильев 1995 — Васильев Ф. Ф. Военное дело якутов. Якутск: Бичик, 1995.
2. Гоголев 1990 — Гоголев А. И. Археологические памятники Якутии позднего средневековья (XIV–XVIII вв.). Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1990.
5. Гоголев 1993 — Гоголев А. И. Якуты (проблемы этногенеза и формирования культуры). Якутск: Изд-во ЯГУ, 1993.
6. www.bookarchive.ru/.../98338-kanzashi.html
7. masterclassy.ru/ukrasheniya/kanzashi
8. www.liveinternet.ru/users/4037962/post241172255
9. znayka.net/svoimi-rukami/ostalnoe/21354.html
10. kanzashi-master-klass.ru/page/2
11. www.magic-dom.ru
Приложение