СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 16.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема проекта: «Изготовление национального жилета – кэьиэччик, для дошкольников д/с "Ньургуьун»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема проекта: «Изготовление национального жилета – кэьиэччик, для дошкольников д/с "Ньургуьун»

Просмотр содержимого документа
«Тема проекта: «Изготовление национального жилета – кэьиэччик, для дошкольников д/с "Ньургуьун»»



Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей «Кэрэли» на базе

«Маттинская средняя общеобразовательная школа имени Е.Д.Кычкина»

МР «Мегино – Кангаласский улус»

























Тема проекта: «Изготовление национального жилета – кэьиэччик, для дошкольников д/с "Ньургуьун»















Выполнила: Андросова Сайнаара Семеновна

ученица 7 класса

Руководитель: Стручкова Матрена

Христофоровна,

руководитель кружка «Ажур»





2024 год

Оглавление

Введение……………………….…………………….………………………...….3

Глава I. Традиционная одежда якутов и их виды... ............................................5

1.1 Виды традиционной якутской одежды……………………………………..5

1.2 Национальная одежда якутской девушки......................................................6

Глава II. Технология изготовления национального жилета - кэьиэччик........ .7

2.1 Современные виды изготовления национального жилета - кэьиэччик.…7

2.2. Технологическая карта………………………………………………………9

2.3. Экономический расчет себестоимости……………….…………………....14

Заключение……………………………………………………………….............14

Список использованной литературы…………………………………………....15

Приложение……………………………………………………………………….16







































Введение

В настоящее время возрастает интерес народов к истории национальной культуры, уникальным ценностям духовного и материального наследия. Именно поэтому, несмотря на развитие науки и техники, все чаще можно слышать призыв оглянуться, посмотреть в сторону традиционной народной культуры, основанной на многовековых традициях, вобравшей в себя духовность многих поколений людей.

Я посещаю кружок ДПИ «Ажур» второй год. За это время я многому научилась. В этом учебном году мы много работали над преемственностью с нашим местным детским садом «Ньургуьун». Так, создалась коллекция стилизованных национальных украшений «Сир симэхтэрэ» для девочек старшей и подготовительной группы, по моему эскизу был сшит спортивный костюм, для участия дошкольников в соревновании по фитнес – аэробике, так же мы помогали при пошиве костюмов танкистов для конкурса по смотру песни и строя. В апреле месяце ко мне вышли воспитатели детского сада, с просьбой сшить национальный жилет – кэьиэччик. Это и стало актуальностью нашего проекта.

Цель работы: Изготовление национального жилета – кэьиэччик, для дошкольников д/с "Ньургуьун".

Задачи:

  1. Изучить литературу о традиционной одежде якутов

  2. Изучить современные виды изготовления национального жилета - кэьиэччик

  3. Изготовить национальный жилет – кэьиэччик, для дошкольников д/с "Ньургуьун".

  4. Выполнить экономический расчет



Гипотеза исследования:

Искусство изготовления национальной одежды различными способами не устаревает, а возрождается. В современное время использование традиционной стилизованной одежды актуально как и в праздничные, так и в будние дни. Изделие выполненное в современной интерпретации выглядит красиво и достойно.

Предмет исследования: национальный жилет – кэьиэччик.

Объект исследования: технология изготовления национального жилета – кэьиэчччик.

Методы исследования: Анализ литературы, сравнение, обобщение.

Проектная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.











































Глава I. Традиционная одежда якутов и их виды

1.1 Виды традиционной якутской одежды

У якутов первые национальные костюмы появились в XVIII веке. Это были верхние одежды из грубых тканей, кожи и шелка с натуральным мехом. Украшали одежду вышивкой, орнаментальными вставками, бисером, металлическими деталями и подвесками. С появлением русского населения, в костюме якутов появляются складки, оборчатые рукава, манжеты, воротники.

Выделяли три вида якутских костюмов:

- Повседневный – для работы, охоты, поездки. Шили из прочных тканей, таких как кожа, сатин и ситец;

- Ритуально-обрядовый – шаманский, свадебный. Также шили из кожи, шелка с декоративными вставками из металла, подвесками. Большинство ритуальных костюмов украшается бахромой на рукавах и спине. Своеобразное оперение символизирует птицу. Шаманы при использовании такой одежды получают возможность связи с загробным миром.

- Нарядный – для праздников и гостевых посещений. Одеяния выполняли из дорогих ярких материалов – шелка и атласа.

Национальный крой наряда представляет собой прямой силуэт с аналогичными рукавами. При этом есть несколько вариантов выполнения костюма – это:

-«Оноолоох, бууктаах» – крой позаимствован у русских военных и путешественников. Обязательно имеют складки по бокам и среднему шву спинки («оноо») и рукав со сборкой по окату («буук»). Пальто такого покроя носили как мужчины, так и женщины;

- «Кытыылаах» схож с первым фасоном, отличается полоской сукна, которая проходит по краям верхней одежды;

Детская одежда мало чем отличалась от взрослой. Для ее изготовления также использовались шкуры и меха, декоративные планки, расшитые бисером. Шапочка отделывалась опушкой.

Полный комплекс якутского праздничного костюма можно разделить на несколько типов:

- Первый тип (женский) состоит из верхней одежды «кытыылаах сон», платья «халадаай», безрукавки «кэһиэччик», головного убора «дьабака», обуви (торбаза), комплекса серебряных украшений: начельник - «бастыҥа», нагрудные и наспинные украшения «илин-кэлин кэбиhэр», нагрудное украшение «сүрэх», серьги, нарукавные и шейные украшения и набедренные украшения «өттүк симэҕэ» и обуви из саары (черненной кожи) с широкой окантовкой, оформленной вышивкой, бисером или металлическими бляшками.

- Второй тип (мужской) состоит из рубашки с шелковым поясом «кушат», кафтана с кожаным поясом с нашитыми серебряными бляшками и с подвесными деталями (кресало - «хатат»), сумочки «кыалык», ножа с ножнами -«кыыннаах быһах», головного убора «чомпой», мужской шляпы или картуза из конского волоса и кожаной обуви с широкой окантовкой «билэ».

1.2 Национальная одежда якутской девушки

Традиционная одежда якутской девушки включала в себя различные элементы, которые имели символическое значение и строго регламентировались. По наряду можно было узнать возраст, социальный статус и материальное положение владельца.

Некоторые виды традиционной одежды якутской девушки:

Халадаай — традиционное якутское платье. Вместе с безрукавкой (кэhиэччик) и серебряными украшениями составляло праздничный женский костюм, который надевали на главный летний праздник — Ысыах.

Праздничный наряд. Состоял из натазников с ноговицей, ровдужной рубахи с меховой опушкой и бисерной отделкой, нарядной безрукавки, шубы (тангалай), нарядной обуви из ровдуги или камусов.

Головные уборы. Зимой — капор с меховой подкладкой или зимняя шапка с рожками, летом — тёплый капор, начельник бастынга с задними подвесками, девушки надевали шапку ураа.

Украшения. Обязательными были металлические украшения из латуни или серебра. Разнообразие ювелирных изделий делили на группы: головные, шейно-нагрудные, наспинные, набедренные, нашивные и украшения для рук.

Для верхней одежды использовали разные по фактуре и цвету материалы: разношёрстый мех, сукно, жаккардовый шёлк, ровдуга, кожа.

Для обуви применяли мех, кожу, ровдугу. Зимой это были высокие сапоги из оленьих или конских шкур мехом наружу, летом — сапоги из замши с голенищами, покрытыми сукном или украшенными аппликацией.



Глава II. Технология изготовления национального жилета - кэьиэччик

2.1 Современные виды изготовления национального жилета - кэьиэччик

Дизайн якутских жилетов и национального костюма в целом менялся с течением времени под влиянием различных факторов, таких как торговые связи, культурные влияния и развитие фабричного производства.

С середины XVIII века на якутскую одежду начали оказывать влияние русская культура и доступность текстильной промышленности. В связи с трудоёмкостью изготовления якуты стали отказываться от меховой аппликации, вышивки конским и оленьим волосом, сокращать количество бисерной отделки и увеличивать число серебряных подвесных украшений.

В XIX веке на якутский костюм повлияла одежда, заимствованная у русских. Так сложился традиционный костюм, который известен сегодня: сочетание исконных традиций и позаимствованных у других народов элементов, которые впоследствии были адаптированы.


В ХХ веке на якутскую одежду стало влиять проникновение русской городской культуры. Художественное оформление костюма постепенно утрачивало культовое значение и принимало исключительно декоративный характер. Оригинальные элементы народного костюма, предназначенные для защиты от холода, стали забываться, и национальная одежда утратила функциональную значимость.

В советское время покрой и отделка народной одежды были полностью забыты, поскольку традиционный костюм вытеснили фабричные изделия. Это было связано с программой формирования общесоветской общности, в ходе которой этничность и этническое сознание целенаправленно замещались классовым сознанием.

В 1980-х годах элементы якутской одежды сохранились только в сценических костюмах, однако их отличительные черты — силуэтная линия, покрой и орнаментация — были изменены.

Начиная с 80-х годов на якутский костюм начинает влиять современная мода. Сейчас, благодаря современным требованием моды появляются модельные виды одежды с использованием фантазийного, авангардного стиля. Все чаще можно увидеть людей, которые носят национальную или стилизованную под национальную одежду на улице, в повседневной жизни, а так же на праздниках. Особенно применяются в моделировании эстрадных костюмов. Основная характеристика - это необычайность, фантазийность, сказочность, смелость.

В настоящее время национальные жилеты – кэьиэччик изготавливают из множества различных тканей и материалов. Выбор на столько большой, что выбрать можно на любой вкус и цену. При изготовлении нашего национального жилета – кьиэччик мы выбрали ткань более подходящую для ребёнка, что бы оно отвечало качествам таким как: воздухопроницаемость, удобство при носке и красоту. Наш выбор пал на жаккард.


2.2 Технологическая карта
  • Рабочее место должно быть хорошо освещено, причем свет должен падать на работу с левой стороны.

  • Сидеть надо прямо, касаясь корпусом спинки стула.

  • Расстояние от глаз до работы не должно быть меньше 30…40 см, чтобы не развивать близорукость и в глаза не попадали частички ткани.

  • Перед началом и после окончания работы следует мыть руки.

  • При работе с острыми и горячими предметами, соблюдать технику безопасности.

  • По окончании работы все инструменты следует убирать в рабочее место.



Описание работы

Изображение

1

Изготовление выкройки

2

Раскрой изделия

3

Выкраиваем детали из дублирина, приклеиваем через ВТО к деталям.

4

Обметка краев на оверлоке. ВТО

5

Соединение плечевых и боковых швов. ВТО

6

Соединение деталей воротника друг с другом. ВТО

7

Соединение подборта с обтачкой, затем соединяем подборта с основным изделием. ВТО

8

Пришиваем кружево к основной детали. ВТО

9

Соединение воротника с основной деталью. ВТО

10

Соединить обтачки на окат. ВТО

11

Соединяем детали клапана и выворачиваем на лицевую сторону. ВТО

12

Пришиваем клапаны на перед и спинку. ВТО


13

Заутюжить в подгибку низ изделия, провести строчку, выполнить ВТО.

14

Ручными потайными стежками пришить обтачку оката на основную деталь. ВТО

15

Пришиваем кнопки к изделию.

16

Пришиваем на клапаны бусы и бисер.

17

Готовое изделие.









2.4 Экономический расчет себестоимости

Используемые материалы

Количество шт, м

Цена за м, шт

Итого

1

Жаккард

1 м

600

600

2

Дублирин

50 см

250

125

3

Кружево

120 см

80

95

4

Бисер, бусы

4 пачки

60

240

5

Кнопки

3 шт

10

30

6

Нитки

5 шт

Было в наличии








Итого



1090 рб





Итого на один национальный жилет – кэьиэччик для материала, было потрачено 1090 рб .

За мою работу прибавляем 500 рб. Итого один жилет - кьиэччик стоит 1590 рб .



Заключение

Работая над проектом, мы изучили национальную одежду якутов, так же изготовили национальный жилета - кэьиэччик для дошкольников детского сада «Ньургуьун», выполнили экономический расчет. Мы считаем, что все поставленные задачи выполнены.

Работа над проектом оказалась кропотливой и очень интересной. Выполнение его дало возможность больше узнать о технологии шитья жилета.

Удовольствие, получаемое от самого процесса, приятно дополняет результат.

Так же в будущем, я смогу монетизировать свои навыки. Я считаю, что в будущем мне пригодится навык изготовления национального жилета - кэьиэччик, для новых коллективных и индивидуальных заказов.

.



Используемая литература:

1. Васильев 1995  —  Васильев Ф. Ф. Военное дело якутов. Якутск: Бичик, 1995.

2. Гоголев 1990 —  Гоголев А. И. Археологические памятники Якутии позднего средневековья (XIV–XVIII вв.). Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1990.

5. Гоголев 1993  —  Гоголев А. И. Якуты (проблемы этногенеза и формирования культуры). Якутск: Изд-во ЯГУ, 1993.

6. www.bookarchive.ru/.../98338-kanzashi.html

7. masterclassy.ru/ukrasheniya/kanzashi

8. www.liveinternet.ru/users/4037962/post241172255

9. znayka.net/svoimi-rukami/ostalnoe/21354.html

10. kanzashi-master-klass.ru/page/2

11. www.magic-dom.ru




















Приложение





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс