СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: Реактивное движение. Ракеты. 9 класс

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тема: Реактивное движение. Ракеты. 9 класс»

09.11.21 г. Ф – 9 Проверила замдир по УВР С. М. Асанаева


Тема: Реактивное движение. Ракеты.

Цели урока:

Познавательные:

  • Дать понятие реактивного движения;

  • Показать применение закона сохранения импульса для реактивного движения.

Развивающие:

  • Развивать познавательные интересы и творческие способности;

  • Способствовать расширению кругозора;

  • Дать представление о реактивном движении в природе и технике.

Воспитательные:

  • Воспитывать чувство гордости за нашу страну и народ: показать огромный вклад ученых, инженеров в дело создания многоступенчатой ракеты для освоения космического пространства;

  • Воспитывать эстетическое восприятие мира через демонстрацию и наглядность;

  • Воспитывать бережное отношение к окружающему нас миру: природе, космосу.


Тип урока: урок изучения новой темы.


Оформление доски: записана тема урока, в верхнем правом углу доски - эпиграф.


Раздвинутся земного дома стены,

И будет, стоит только захотеть,

На всех планетах Солнечной системы,

Как музыка, людская речь звенеть.

Юрий Каминский

Ход урока

I. Организационный момент.

.

II. Повторение.

Но сначала повторим предыдущий материал - "Искусственные спутники Земли", "Импульс тела", "Закон сохранения импульса". Проведём

Физический диктант.

  1. Если тело преодолевает силу притяжения Земли и движется по круговой орбите около Земли, то это тело называют ...

  2. Чему равна первая космическая скорость?

  3. Чему равна вторая космическая скорость?

  4. Первый человек, побывавший в космосе и когда?

  5. Величина, равная произведению массы тела на его скорость, называется ...

  6. Векторная сумма импульсов тел, составляющих замкнутую систему, не меняется с течением времени при любых движениях и взаимодействиях этих тел. О чём речь?

  7. Формула импульса тела.

  8. Математическая запись закона сохранения импульса.

Проверка физический диктанта.


  1. ИСЗ.

  2. 7.9 км/с.

  3. Более 11.2 км/с.

  4. Гагарин Ю.А., 12 апреля 1961 года.

  5. Импульс тела.

  6. Закон сохранения импульса.

  7. p = m v.

p' + p' = p + p

1 2 1 2

III. Изучение новой темы.

  1. Демонстрация. Опыт с шариком.

Если надуть воздушный шарик и, не завязывая его, отпустить.

Шарик будет двигаться до тех пор, пока продолжается истечение воздуха.

При открытом отверстии шарика из него с большой скоростью вырывается струя

сжатого воздуха. И оболочка шарика, и воздух получили импульс.

Итак, два тела взаимодействуют и получают противоположно направленный импульс (толчок) - тела движутся в противоположные стороны.

Повторить опыт.

Векторы импульсов шарика и воздуха направлены в противоположные стороны, а суммарный импульс взаимодействующих тел остаётся равным нулю.

Это пример реактивного движения.

Запишем в тетрадях тему урока: "Реактивное движение. Ракеты."

Введём понятие реактивного движения:

Реактивное движение - это движение, возникающее при отделении от тела с некоторой скоростью какой-либо его части.

  1. Демонстрация видеозаписи Реактивное движение (фильмы по физике, 1мин. 17 с ).

  2. Демонстрация опыта, где используется самодельный прибор - сегнерово колесо.

(пластиковая бутылка 0,5 л.: срезана верхняя часть, внизу - ближе к донышку вставляются

2 пластиковые трубочки от сока противоположно друг к другу по диаметру, образовывая при этом углы; полученную ёмкость подвесить на нитке).

Наливая воду как можно полнее можно наблюдать такую картину: из трубочек

начинает вытекать вода, вращает сосуд в сторону, противоположную изгибам трубочек.

Вывод: убеждаемся, что реактивное действие оказывает не только струя газа,

но и струя жидкости.

Учитель рассказывает о примерах реактивного движения в природе:

кальмары, медузы, каракатицы. Набирая в себя воду, они, с силой выталкивая её, приобретают скорость, направленную в сторону, противоположную движению. Развивают скорость 60-70 км/ч. "Бешеный огурец". Пример в технике - водный двигатель.

Учитель: на данном принципе работают реактивные самолёты и ракеты. Сила тяги обеспечивается реактивной тягой струи раскалённых газов.

Ребята приводят свои примеры.

IV. Закрепление.

1. Какое движение называют реактивным?

2. Верно ли утверждение: для осуществления реактивного движения не

требуется взаимодействия с окружающей средой?

3. На каком законе основано реактивное движение?

4. От чего зависит скорость ракеты?

5. Когда и где был запущен первый спутник Земли?

V. Рефлексия

  1. Понравился ли вам урок?

  2. Что интересного вы узнали?

  3. Какие факты вам больше всего запомнились?

VI. Домашнее задание: параграф 16.

Просмотреть мультипликационные и художественные фильмы. Найти два примера реактивного движения. Записать название мультфильмов или художественных фильмов. Пояснить, какое тело пришло в реактивное движение.


VII. Итог урока


Учитель подводит итог, выставляет оценки.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!