СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: «Советское право в 1917 – 1991 годы».

Категория: Право

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал представлен в виде самостоятельной работы, которая включает разноуровневые задания: работу с текстом, таблицой, иллюстративным материалом, с терминологией.

Просмотр содержимого документа
«Тема: «Советское право в 1917 – 1991 годы».»

Самостоятельная работа

по теме: «Советское право в 1917 – 1991 годы».

I Вариант

Задание 1. Работа с текстом.

«Во время трагического голода, охватившего ряд районов России, но особенно свирепствовавшего в Поволжье, Русская православная церковь, как и другие конфессии, приняла участие в организации помощи голодающим. По всей стране верующие собирали пожертвования. Однако находившиеся у власти большевики собрались воспользоваться трагедией народа, случившейся в конце концов по причине организованной ими разрухи, для того чтобы нанести православной церкви смертельный удар. Церковные ценности начали изымать насильственно, грубо, издевательски.

Митрополит Вениамин был потрясен цинизмом происходящего. Он написал письмо, в котором потребовал представить доказательства того, что правительство исчерпало все возможности для помощи голодающим, а также надежные гарантии использования святынь лишь на покупку продовольствия. Это письмо стало главным пунктом обвинения в деле митрополита Вениамина. Вскоре он был арестован.

Приговор был известен заранее – «расстрелять». В своем последнем слове Вениамин произнес: «Каков бы ваш приговор ни был, я буду знать, что он вынесен не вами… Что бы со мной ни случилось, я скажу: «Слава Богу». И осенил себя крестным знамением. Когда его расстреливали, он тихо молился, крестясь.

Архиерейский собор Русской православной церкви причислил к лику святых новомученика российского владыку Вениамина» (Т. Кудрявцева, историк).

1. Почему теоретики большевизма политику ставили выше права?

2. Какое влияние на общество оказывает резкая смена правовой системы?


Задание 2. Работа с терминологией.

Сформулируйте определение понятием:

1) «Диктатура пролетариаты»;

2) «Революционное правосознание».

Что между ними общего? Поясните свою мысль.


Задание 3. Заполните пропуски в таблице.


Задание 4. Вопрос-ответ.

Верны ли следующие суждения о Конституции СССР?

А) Первая Конституция СССР была принята в 1925 году после образования Союза.

Б) В СССР было принято три Конституции.

1) Верно только А. 3) Верны оба суждения.

2) Верно только Б. 4) Оба суждения неверны.


Задание 5. Работа с текстом.

«Как известно, свобода прессы и информации – обязательное условие функционирования современной демократии. Не имея возможности получить информацию из источников, независимых от государства, нельзя иметь независимое от правительства мнение о политических процессах.

Поэтому едва ли не главным содержанием демократического движения в СССР была борьба за свободное получение и распространение информации. Подавляющее большинство всех политических процессов в Советском Союзе, большая часть эпизодов обвинения на них были связаны именно с самиздатом, с распространением неподцензурной литературы. Цензура существует не только в тоталитарных странах, но ее действенность по сравнению, скажем, с режимами латиноамериканскими усугубляется тем, что средства массовой информации не просто контролировались, они принадлежали государству.

С другой стороны… неподцензурная печать была гораздо действеннее оппозиционной прессы в свободном государстве. Однако тиражи самиздата редко дотягивали до тысячи, а страх поплатиться свободой за распространение антисоветской литературы не способствовал развитию свободного слова. Провоз на территорию Советского Союза изданной за рубежом «тамиздатовской» литературы приравнивался к идеологической диверсии и карался в уголовном порядке (Белая книга России)».


1) Что лучше: когда люди озабочены прежде всего поиском общественно-политической информации, митингами или, когда они спокойно сидят перед телевизором у себя дома, потребляя развлекательные передачи и государственные новости? Какова ваша позиция? Аргументируйте свой ответ.






















Самостоятельная работа

по теме: «Советское право в 1917 – 1991 годы».

II Вариант


Задание 1. Выскажи мнение.

Приведите из истории СССР периода 1917 – 1953 годов примеры, подтверждающие или опровергающие приведенное мнение правоведа С. С. Алексеева.

«Большевизм – явление антиправное. Большевизм и право антиподы …»


Задание 2. Вопрос-ответ.

Когда была принята последняя Конституция СССР? В чём её отличительные особенности?


Задание 3. Заполните пропуски в схеме.

«Органы государственной власти и управления СССР по Конституции 1936 года».



Задание 4. Работа с терминологией.

Словом «диссидент» в XVI – XVII веках в странах, где государственной религией являлся католицизм или протестантизм, называли верующих христиан, не придерживавшихся господствующего вероисповедания. В XX столетии диссидентами называли тех, кто противостоял тоталитарным режимам в СССР и других странах. Сами диссиденты, однако, обычно предпочитали иное название, более точно, по их мнению, выражавшее смысл противостояния.

- Что это за название?

- На какую цель движения оно указывает?



Задание 5. Работа с документом.


« 1. Приравнять по своему значению имущество колхозов и кооперативов (урожай на полях, общественные запасы, скот, кооперативные склады и магазины и т.п.) к имуществу государственному и всемерно усилить охрану этого имущества от расхищения.

2. Применять в качестве меры судебной репрессии за хищение (воровство) колхозного и кооперативного имущества высшую меру социальной защиты — расстрел с конфискацией всего имущества и с заменой при смягчающих обстоятельствах лишением свободы на срок не ниже 10 лет с конфискацией всего имущества.»


1) О каком документе идет речь? Каковы причины его принятия и последствия для общества?







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!