Сценарии уроков к учебнику «Математика, 1 класс» по программе Л.Г. Петерсон «Учусь учиться»
(для печатной и электронной формы учебников)
Урок 3 (ОНЗ)
Тема: «Свойства предметов»
Основные цели
Личностные:
Создать условия для формирования начальных представлений об учебной деятельности и социальной роли «ученика».
Метапредметные:
1) Формировать умение фиксировать прохождение двух этапов учебной деятельности и опыт самооценки этого умения (на основе применения соответствующего эталона).
2) Приобретать первичный опыт анализа и сравнения предметов, выявления и выражения в речи признаков сходства и различия.
3) Тренировать умение описывать свойства простейших фигур на основе применения эталонов, выражать в речи результаты этих операций.
4) Приобретать первичный опыт моделирования – использование изображений геометрических фигур и групп предметов в качестве моделей.
Предметные:
1) Сформировать умение изменять цвет и форму геометрических фигур и фиксировать изменение свойства фигуры; подготовить изучение порядка объектов (уточнить представление о порядке следования).
2) Тренировать способность к сравнению геометрических фигур по цвету и форме, к описанию свойств фигур. Тренировать мыслительные операции: сравнение, анализ; способность к выражению сходства и различия объектов, к моделированию.
3
) Сформировать положительное самоопределение к учебной деятельности, тренировать моторику мелких мышц.
.
Вариант проведения урока
1) Эталоны из курса «Мир деятельности»
2) Демонстрационный материал
Д−3.1, Д−3.2 Эталон свойств предмета.
Д−3.3 Эталон плоских фигур на листе.
Д−3.4 Макет телефона на столе у учителя, колокольчик.
Д−3.5 Изображение Винни-Пуха.
Д−3.6 Конус на ниточке, экран, подсветка.
Д−3.7 Модель шара и круга на столе у учителя.
Д−3.8 Конверт для писем Иа-Иа.
Д−3.9 Стрелка из картона на магните.
3) Раздаточный материал
Р−3.1 Геометрическое лото.
Р−3.2 Планшетки.
4) Презентация к уроку 3: слайды 1 – 8.
5) Печатная и электронная форма учебника (1 класс, часть 1).
6) Рабочая тетрадь к учебнику (1 класс, часть 1).
7) Пособие «Построй свою математику» (1 класс, часть 1).
1. Введение в игровую ситуацию.
Ребята, мы продолжаем путешествовать с вами по стране Математике. Винни-Пух наблюдал за нами, и ему понравилось то, что мы узнаём на каждом уроке что-нибудь новое. Он хочет путешествовать с нами. Возьмем его с собой?
Кто помнит, какие этапы вы должны выполнить, чтобы путешествие было интересным? (Мы должны выполнить два этапа учебной деятельности: понять, что мы еще не знаем, самим найти способ.) (Слайд 2, анимация).
Ещё раз напомните, кто должен выполнить эти шаги? (Каждый ученик, каждый из нас.)
Расскажите, пожалуйста, медвежонку, о чём вы узнали на прошлых уроках? (Мы узнали о свойствах предметов, об их формах…)
Сегодня вы продолжите исследовать свойства предметов, а Винни-Пух отправится в путешествие с вами. Итак, в путь!
2. Актуализация и затруднение в игровой ситуации.
Посмотрите на эталон и вспомните, о каких свойствах предметов мы говорили на предыдущих уроках? (О количестве, цвете, положении, форме, размере, назначении.)
На прошлом уроке у вас в гостях был Петрушка, а сегодня он прислал вам своих друзей. Откройте, ребята, учебник на странице 6: Урок 3, задание № 1 (У) (слайд 4) и посмотрите на Петрушек. У них в руках ниточка с бусинами. Какую форму они имеют? (Форму шара.)
-
Дети часто ошибаются, путают понятия шар и круг. Поэтому при ответе на этот вопрос могут сказать: «Форму круга». Учитель должен исправить ребёнка, сказав, что круг мы можем расположить на листе (на экране), а шар – нет. Необходимо иметь на уроке модель шара и круга. Тогда учитель сможет приложить к доске оба предмета и продемонстрировать наглядную разницу между ними.
Назовите поочередно цвет бусинок у Петрушки в зеленом колпачке. (Первая бусинка – красная, вторая – жёлтая, третья – синяя, четвёртая – зелёная.)
-
Вероятно, некоторые дети выберут другой порядок: зелёная, синяя, жёлтая, красная.
Почему получились разные ответы? (Начали называть с разных концов нитки.)
Давайте договоримся начинать счёт от узелка. Обведите узелки простым карандашом и назовите поочередно цвет бусинок у других Петрушек.
Расскажите, чем похожи и чем отличаются бусы. (Похожи – количеством бусинок и одинаковыми цветами, а отличие – расположением цветов бусинок.)
Ребята, какие свойства предметов вы сейчас вспомнили? (Цвет, форму, расположение предметов на нитке.)
Цвет является математическим свойством? (Нет.) А форма предмета? (Да.)
На прошлом уроке мы наблюдали фокусы о чудесных превращениях. Вспомните и расскажите о них Винни-Пуху.
Найдите в рабочей тетради на странице 6: урок 3, задание № 1 (РТ). Как называются фигуры, которые вы видите на рисунке?
Что общего у фигур сверху и снизу?
Соедините объемную фигуру с плоской фигурой, которая по форме напоминает её тень. Проверьте свою работу. (Слайд 5)
Медвежонку тоже нравятся фокусы. Хотите посмотреть вместе с ним еще один фокус? (Да.)
Как называется форма этой фигуры? (Конус.)
Что вы видите? (Треугольник.)
Найдите в геометрическом лото подобную фигуру. Положите на парту.
Возьмите из лото подобную фигуру и положите рядом.
Как называется эта фигура? (Круг.)
Какое свойство фигуры изменилось? (Форма.)
Видите, конус один и тот же, а тени от него различные. Понравился вам фокус? (Да.)
Что вы повторили? (Изученные свойства: цвет, форма, расположение, объемные и плоские геометрические фигуры.)
Какой первый этап вы должны сделать в нашем путешествии? (Первый этап – понять чего мы не знаем.)
Вы прошли этот этап? Свой ответ обоснуйте. (Нет, мы первый этап не выполнили. Все задания были на повторение.)
Когда вы можете выполнить этот этап? (Мы должны попробовать выполнить задание, в котором есть что-то новое.)
Ой, у меня на столе зазвонил телефон.
Я Вас слушаю! Добрый день, ослик Иа. Чем мы можем быть Вам полезны? Конечно, расскажем!
Ослик Иа просит Винни-Пуха рассказать, что он увидел на уроке, и у что у него не получается. Давайте поможем Винни-Пуху рассказать о чудесном превращении тени!
-
Дети, изображая телефон, прикладывают ладошку к уху и проговаривают друг другу в парах, что они увидели. Одного ученика (желательно слабого) учитель приглашает к большому телефону, предварительно попросив его проговорить сообщение для Иа. Дети с места могут дополнять его ответ.
Был треугольник. Изменилась форма. Стал круг.
Как жаль, что ослик нас не слышал, связь оборвалась. Попробуйте описать превращение! (Слайд 6)
Кто не может выполнить задание?
Вспомните, что вы должны были описать ослику Иа? (Превращение треугольника в круг.)
Попробуйте проговорить, что вы не можете сделать? (Слайд 6) (Я не могу описать превращение треугольника в круг.)
Почему же вы не смогли написать ослику? Что вы пока еще не знаете? (Слайд 6) (Я пока не знаю, как записать на бумаге о превращении фигур.)
Что вы должны сделать сегодня на уроке? (Узнать способ записи превращения фигур.)
Значит, наш урок так и будет называться: «Изменение свойств фигур».
3. Открытие детьми нового способа действия.
Смогли вы сформулировать затруднение? (Да.)
Какой следующий шаг вы должны сделать? (Самим открыть способ.)
Итак, писать вы еще не умеете, а рисовать вы умеете? (Да.)
Напишем письмо в рабочей тетради (задание № 2, страница 6 (РТ)).
Какими свойствами обладала тень первоначально? (Форма — треугольник.)
Нарисуйте треугольник.
После изменения, какой формы стала тень? (Круг.)
Что произошло? (Изменилась форма.)
Как показать эти превращения на листе?
Давайте посмотрим, как в учебнике говорится о превращении одной формы предмета в другую (задание № 2, страница 6 (У)). Расскажите, какое свойство изменяется?
С помощью какого знака показано изменение фигур? (Стрелки).
Как же объяснить Иа о волшебном превращении тени? Что должны поставить между фигурами? (Нарисуем стрелку между треугольником и кругом.)
-
Ученики ставят стрелку в тетради, учитель фиксирует на доске (Д−3.9):
-
Учитель раздает учащимся эталон («Построй свою математику», Э–1, стр.3)
Удалось вам справиться с затруднением? (Да.)
Вы получили в результате эталон, на котором изображено превращение одной фигуры в другую.
Винни-Пух благодарит вас за помощь. Теперь он сможет отправить письмо ослику. Иа станет понятно, что вы хотели ему сказать. Он прочитает ваше описание и посмотрит задание в учебнике.
4. Включение нового знания в систему знаний ребенка и повторение.
Можно ли завершить урок? (Нет.)
Почему? (Надо еще потренироваться, закрепить новые знания.)
Какие изменения могут происходить с фигурами? (…)
Проверим наши предположения. А поможет в этом нам учебник (задание № 4, страница 7 (У)).
Объясни, какие изменения фигур произошли. Чем все фигуры слева отличаются от всех фигур справа?
Пока мы с вами писали письмо ослику, к нам на урок забежали Пудель, Котёнок и Зайчик. Их попросили изменить цвет синего круга. Посмотрите внимательно, кто из них наиболее точно выполнил задание, кто допустил ошибку и в чем? (задание № 5, страница 7 (У)).
Результаты выполнения задания № 7 проверяются по ЭФУ (вызов всплывающего окна с образцом выполнения задания).
Винни-Пух приготовил нам задание № 3 на странице 6 в рабочей тетради (РТ). Попробуйте сами сформулировать это задание, которое надо выполнить. (Изменить цвет, форму, размер.)
Расскажите, как выполнить задание в первой рамочке.
Почему получились разные результаты?
-
Выполняя работу, дети выясняют, что одно задание может иметь несколько ответов, потому что каждый ребенок выбирал понравившийся ему цвет.
Выполните задание во второй рамочке вместе с соседом по парте, договорившись об одинаковом результате. (2 минуты)
Кто успел справиться с заданием? (…).
Кто не успел справиться с заданием? Почему? (Не поняли задание, не смогли договориться…)
Расскажите, как вы выполнили это задание?
Попробуйте выполнить задание в третьей рамочке самостоятельно.
Сравните выполнение своего задания с образцом и обведите фигуры, которые неверно нарисованы.
Кто верно выполнил все задания? (...)
Поставьте возле третьей рамочки в задании № 3 знак «+», который будет обозначать верно выполненное задание.
Если вы хотите еще потренироваться и исправить свои ошибки, то дома можете выполнить задание № 7* на странице 7 в учебнике (У).
Винни-Пуху уже пора прощаться с вами, но он вдруг вспомнил, что кроме ослика, у него еще много друзей. Вспомните их. (Сова, Кенгуру, Пятачок, Тигра…)
Они обидятся, если Винни-Пух не принесет им подарки. Сове он бы подарил бусы (задание № 4, страница 4 (РТ)), но они с незакрашенными бусинками. Раскрась бусы, сохраняя закономерность.
А лучшему другу Пятачку кораблик (задание № 5*, страница 7 (РТ)). Выберите понравившийся вам кораблик и раскрасьте его так, чтобы все фигуры одной формы были раскрашены одним цветом.
5. Итог занятия.
Подходит к концу наше занятие. Кто вместе с вами путешествовал? (Винни-Пух.)
Что было интересного на уроке? Что нового узнали? (Видели волшебные превращения тени, узнали, что одна форма предмета превращается в другую, научились изображать изменения свойства с помощью стрелки.) (Слайд 8)
Удалось ли вам пройти два этапа учебной деятельности? (Слайд 8, анимация) Докажите.
Все ли у вас получилось?
Кому вам хотелось бы сказать спасибо за помощь на уроке?
Приемы использования ЭФУ:
-
Вспл. окно с образцом выполнения задания для самопроверки на этапе включения нового знания в систему знаний.
-
Прослушивание аудио файла на этапе открытия нового знания.
7