СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: «Свойства предметов»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарии уроков к учебнику «Математика, 1 класс» по программе Л.Г. Петерсон «Учусь учиться»

Просмотр содержимого документа
«Тема: «Свойства предметов»»

Сценарии уроков к учебнику «Математика, 1 класс» по программе Л.Г. Петерсон «Учусь учиться»

(для печатной и электронной формы учебников)

Урок 3 (ОНЗ)

Тема: «Свойства предметов»

Основные цели

Личностные:

Создать условия для формирования начальных представлений об учебной деятельности и социальной роли «ученика».

Метапредметные:

1) Формировать умение фиксировать прохождение двух этапов учебной деятельности и опыт самооценки этого умения (на основе применения соответствующего эталона).

2) Приобретать первичный опыт анализа и сравнения предметов, выявления и выражения в речи признаков сходства и различия.

3) Тренировать умение описывать свойства простейших фигур на основе применения эталонов, выражать в речи результаты этих операций.

4) Приобретать первичный опыт моделирования – использование изображений геометрических фигур и групп предметов в качестве моделей.

Предметные:

1) Сформировать умение изменять цвет и форму геометрических фигур и фиксировать изменение свойства фигуры; подготовить изучение порядка объектов (уточнить представление о порядке следования).

2) Тренировать способность к сравнению геометрических фигур по цвету и форме, к описанию свойств фигур. Тренировать мыслительные операции: сравнение, анализ; способность к выражению сходства и различия объектов, к моделированию.

3 ) Сформировать положительное самоопределение к учебной деятельности, тренировать моторику мелких мышц.


.





































Вариант проведения урока

  • Оборудование

1) Эталоны из курса «Мир деятельности»

2) Демонстрационный материал

Д−3.1, Д−3.2 Эталон свойств предмета.

Д−3.3 Эталон плоских фигур на листе.

Д−3.4 Макет телефона на столе у учителя, колокольчик.

Д−3.5 Изображение Винни-Пуха.

Д−3.6 Конус на ниточке, экран, подсветка.

Д−3.7 Модель шара и круга на столе у учителя.

Д−3.8 Конверт для писем Иа-Иа.

Д−3.9 Стрелка из картона на магните.

3) Раздаточный материал

Р−3.1 Геометрическое лото.

Р−3.2 Планшетки.

4) Презентация к уроку 3: слайды 1 – 8.

5) Печатная и электронная форма учебника (1 класс, часть 1).

6) Рабочая тетрадь к учебнику (1 класс, часть 1).

7) Пособие «Построй свою математику» (1 класс, часть 1).

  • Ход урока:

1. Введение в игровую ситуацию.

 Ребята, мы продолжаем путешествовать с вами по стране Математике. Винни-Пух наблюдал за нами, и ему понравилось то, что мы узнаём на каждом уроке что-нибудь новое. Он хочет путешествовать с нами. Возьмем его с собой?

  • На доске появляется Винни-Пух (Д–3.5 или слайд 2):

 Кто помнит, какие этапы вы должны выполнить, чтобы путешествие было интересным? (Мы должны выполнить два этапа учебной деятельности: понять, что мы еще не знаем, самим найти способ.) (Слайд 2, анимация).

 Ещё раз напомните, кто должен выполнить эти шаги? (Каждый ученик, каждый из нас.)

 Расскажите, пожалуйста, медвежонку, о чём вы узнали на прошлых уроках? (Мы узнали о свойствах предметов, об их формах…)

 Сегодня вы продолжите исследовать свойства предметов, а Винни-Пух отправится в путешествие с вами. Итак, в путь!

2. Актуализация и затруднение в игровой ситуации.

  • Н а доске появляется эталон свойств предмета из урока 1 (слайд 3 (анимация)):








 Посмотрите на эталон и вспомните, о каких свойствах предметов мы говорили на предыдущих уроках? (О количестве, цвете, положении, форме, размере, назначении.)

 На прошлом уроке у вас в гостях был Петрушка, а сегодня он прислал вам своих друзей. Откройте, ребята, учебник на странице 6: Урок 3, задание № 1 (У) (слайд 4) и посмотрите на Петрушек. У них в руках ниточка с бусинами. Какую форму они имеют? (Форму шара.)

  • Дети часто ошибаются, путают понятия шар и круг. Поэтому при ответе на этот вопрос могут сказать: «Форму круга». Учитель должен исправить ребёнка, сказав, что круг мы можем расположить на листе (на экране), а шар – нет. Необходимо иметь на уроке модель шара и круга. Тогда учитель сможет приложить к доске оба предмета и продемонстрировать наглядную разницу между ними.

 Назовите поочередно цвет бусинок у Петрушки в зеленом колпачке. (Первая бусинка – красная, вторая – жёлтая, третья – синяя, четвёртая – зелёная.)

  • Вероятно, некоторые дети выберут другой порядок: зелёная, синяя, жёлтая, красная.

 Почему получились разные ответы? (Начали называть с разных концов нитки.)

 Давайте договоримся начинать счёт от узелка. Обведите узелки простым карандашом и назовите поочередно цвет бусинок у других Петрушек.

 Расскажите, чем похожи и чем отличаются бусы. (Похожи – количеством бусинок и одинаковыми цветами, а отличие – расположением цветов бусинок.)

 Ребята, какие свойства предметов вы сейчас вспомнили? (Цвет, форму, расположение предметов на нитке.)

 Цвет является математическим свойством? (Нет.) А форма предмета? (Да.)

 На прошлом уроке мы наблюдали фокусы о чудесных превращениях. Вспомните и расскажите о них Винни-Пуху.

  • Дети рассказывают о превращении объемных фигур в плоские, при этом фиксируются в речи и в знаках названия плоских фигур (Д−3.3).

 Найдите в рабочей тетради на странице 6: урок 3, задание № 1 (РТ). Как называются фигуры, которые вы видите на рисунке?

 Что общего у фигур сверху и снизу?

 Соедините объемную фигуру с плоской фигурой, которая по форме напоминает её тень. Проверьте свою работу. (Слайд 5)

 Медвежонку тоже нравятся фокусы. Хотите посмотреть вместе с ним еще один фокус? (Да.)

  • Учитель организует работу с экраном, так же как и на предыдущем уроке.

 Как называется форма этой фигуры? (Конус.)

  • Учитель помещает конус, привязанный за нитку, за экран и демонстрирует на экране его тень.

 Что вы видите? (Треугольник.)

 Найдите в геометрическом лото подобную фигуру. Положите на парту.

  • Учитель переворачивает фигуру и демонстрирует на экране другую тень от того же конуса.

 Возьмите из лото подобную фигуру и положите рядом.



  • Дети кладут на парту.

 Как называется эта фигура? (Круг.)

 Какое свойство фигуры изменилось? (Форма.)

 Видите, конус один и тот же, а тени от него различные. Понравился вам фокус? (Да.)

 Что вы повторили? (Изученные свойства: цвет, форма, расположение, объемные и плоские геометрические фигуры.)

 Какой первый этап вы должны сделать в нашем путешествии? (Первый этап – понять чего мы не знаем.)

 Вы прошли этот этап? Свой ответ обоснуйте. (Нет, мы первый этап не выполнили. Все задания были на повторение.)

 Когда вы можете выполнить этот этап? (Мы должны попробовать выполнить задание, в котором есть что-то новое.)

  • Учитель звонит в колокольчик.

 Ой, у меня на столе зазвонил телефон.

  • Учитель поднимает трубку.

 Я Вас слушаю! Добрый день, ослик Иа. Чем мы можем быть Вам полезны? Конечно, расскажем!

 Ослик Иа просит Винни-Пуха рассказать, что он увидел на уроке, и у что у него не получается. Давайте поможем Винни-Пуху рассказать о чудесном превращении тени!

  • Дети, изображая телефон, прикладывают ладошку к уху и проговаривают друг другу в парах, что они увидели. Одного ученика (желательно слабого) учитель приглашает к большому телефону, предварительно попросив его проговорить сообщение для Иа. Дети с места могут дополнять его ответ.

 Был треугольник. Изменилась форма. Стал круг.

  • Учитель подносит к уху трубку и сокрушенно говорит:

 Как жаль, что ослик нас не слышал, связь оборвалась. Попробуйте описать превращение! (Слайд 6)

  • Учащиеся пробуют выполнить задание на планшетах. Учитель ограничивает время на выполнение задания.

 Кто не может выполнить задание?

 Вспомните, что вы должны были описать ослику Иа? (Превращение треугольника в круг.)

 Попробуйте проговорить, что вы не можете сделать? (Слайд 6) (Я не могу описать превращение треугольника в круг.)

 Почему же вы не смогли написать ослику? Что вы пока еще не знаете? (Слайд 6) (Я пока не знаю, как записать на бумаге о превращении фигур.)

 Что вы должны сделать сегодня на уроке? (Узнать способ записи превращения фигур.)

 Значит, наш урок так и будет называться: «Изменение свойств фигур».

3. Открытие детьми нового способа действия.

 Смогли вы сформулировать затруднение? (Да.)

 Какой следующий шаг вы должны сделать? (Самим открыть способ.)

 Итак, писать вы еще не умеете, а рисовать вы умеете? (Да.)

 Напишем письмо в рабочей тетради (задание № 2, страница 6 (РТ)).

  • Какое предложение мы должны зарисовать? (Был треугольник, изменилась форма, стал круг.)

 Какими свойствами обладала тень первоначально? (Форма — треугольник.)

 Нарисуйте треугольник.

 После изменения, какой формы стала тень? (Круг.)

  • Д ети дополняют письмо в тетради, учитель на доске:

 Что произошло? (Изменилась форма.)

Как показать эти превращения на листе?

  • Дети могут дать различные варианты ответов:

 Давайте посмотрим, как в учебнике говорится о превращении одной формы предмета в другую (задание № 2, страница 6 (У)). Расскажите, какое свойство изменяется?

 С помощью какого знака показано изменение фигур? (Стрелки).

  • Проверку можно провести с помощью аудиозаписи .

Как же объяснить Иа о волшебном превращении тени? Что должны поставить между фигурами? (Нарисуем стрелку между треугольником и кругом.)

  • Ученики ставят стрелку в тетради, учитель фиксирует на доске (Д−3.9):

  • Учитель раздает учащимся эталон («Построй свою математику», Э–1, стр.3)

 Удалось вам справиться с затруднением? (Да.)

 Вы получили в результате эталон, на котором изображено превращение одной фигуры в другую.

 Винни-Пух благодарит вас за помощь. Теперь он сможет отправить письмо ослику. Иа станет понятно, что вы хотели ему сказать. Он прочитает ваше описание и посмотрит задание в учебнике.

4. Включение нового знания в систему знаний ребенка и повторение.

 Можно ли завершить урок? (Нет.)

 Почему? (Надо еще потренироваться, закрепить новые знания.)

 Какие изменения могут происходить с фигурами? (…)

 Проверим наши предположения. А поможет в этом нам учебник (задание № 4, страница 7 (У)).

 Объясни, какие изменения фигур произошли. Чем все фигуры слева отличаются от всех фигур справа?

 Пока мы с вами писали письмо ослику, к нам на урок забежали Пудель, Котёнок и Зайчик. Их попросили изменить цвет синего круга. Посмотрите внимательно, кто из них наиболее точно выполнил задание, кто допустил ошибку и в чем? (задание 5, страница 7 (У)).

Результаты выполнения задания № 7 проверяются по ЭФУ (вызов всплывающего окна с образцом выполнения задания).

 Винни-Пух приготовил нам задание № 3 на странице 6 в рабочей тетради (РТ). Попробуйте сами сформулировать это задание, которое надо выполнить. (Изменить цвет, форму, размер.)

 Расскажите, как выполнить задание в первой рамочке.

 Почему получились разные результаты?

  • Выполняя работу, дети выясняют, что одно задание может иметь несколько ответов, потому что каждый ребенок выбирал понравившийся ему цвет.

 Выполните задание во второй рамочке вместе с соседом по парте, договорившись об одинаковом результате. (2 минуты)

 Кто успел справиться с заданием? (…).

 Кто не успел справиться с заданием? Почему? (Не поняли задание, не смогли договориться…)

 Расскажите, как вы выполнили это задание?

 Попробуйте выполнить задание в третьей рамочке самостоятельно.

  • Учащиеся самостоятельно выполняют задание в рабочих тетрадях. После выполнения учитель открывает на доске образец выполнения (Слайд 7).

 Сравните выполнение своего задания с образцом и обведите фигуры, которые неверно нарисованы.

 Кто верно выполнил все задания? (...)

 Поставьте возле третьей рамочки в задании № 3 знак «+», который будет обозначать верно выполненное задание.

 Если вы хотите еще потренироваться и исправить свои ошибки, то дома можете выполнить задание № 7* на странице 7 в учебнике (У).

 Винни-Пуху уже пора прощаться с вами, но он вдруг вспомнил, что кроме ослика, у него еще много друзей. Вспомните их. (Сова, Кенгуру, Пятачок, Тигра…)

 Они обидятся, если Винни-Пух не принесет им подарки. Сове он бы подарил бусы (задание № 4, страница 4 (РТ)), но они с незакрашенными бусинками. Раскрась бусы, сохраняя закономерность.

 А лучшему другу Пятачку кораблик (задание № 5*, страница 7 (РТ)). Выберите понравившийся вам кораблик и раскрасьте его так, чтобы все фигуры одной формы были раскрашены одним цветом.

5. Итог занятия.

 Подходит к концу наше занятие. Кто вместе с вами путешествовал? (Винни-Пух.)

 Что было интересного на уроке? Что нового узнали? (Видели волшебные превращения тени, узнали, что одна форма предмета превращается в другую, научились изображать изменения свойства с помощью стрелки.) (Слайд 8)

 Удалось ли вам пройти два этапа учебной деятельности? (Слайд 8, анимация) Докажите.

 Все ли у вас получилось?

 Кому вам хотелось бы сказать спасибо за помощь на уроке?




Приемы использования ЭФУ:

  1. Вспл. окно с образцом выполнения задания для самопроверки на этапе включения нового знания в систему знаний.

  2. Прослушивание аудио файла на этапе открытия нового знания.

7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!