7 Алгебра
Урок № 2-3
Тема. УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ СТЕПЕНЕЙ.
На этом уроке мы изучим два важных свойства степени: сложение и умножение степеней с одинаковыми основаниями.
Свойство 1. При умножении степеней с одинаковыми основаниями основание оставляют прежним, а показатели степеней складывают. |
Свойство 2. При делении степеней с одинаковыми основаниями, основание оставляют прежним, а из показателя степени делимого вычитают показатель степени делителя. |
Заметим, что am : am = am – m = a0 = 1.
Определение. Степень числа а, не равного нулю, с нулевым показателем равна единице a0 = 1, a0 ≠ 0 |
IV. Формирование умений и навыков.
Учебник, стр. 101, № 403.
Решение:
а) x5x8 = x5 + 8 = x13; е) yy12 = y1 + 12 = y13;
ж) 2624 = 26 + 4 + 210; з) 757 = 75 + 1 = 76.
Учебник, стр. 101, № 405.
Решение:
а) a15 = a6 + 9 = a6 ∙ a9; б) a15 = a9 + 6 = a9 ∙ a6;
в) a15 = a2 + 13 = a2 ∙ a13; г) a15 = a14 + 1 = a14 ∙ a = a ∙ a14.
Учебник, стр. 102, № 409.
Решение:
а) m3m2m8 = m3 + 2 + 8 = m13; в) xx4x4x = x1 + 4 + 4 + 1 = x10;
д) 78 ∙ 7 ∙ 74 = 78 + 1 + 4 = 713; е) 5 ∙ 52 ∙ 53 ∙ 55 = 51 + 2 + 3 + 4 = 511.
Учебник, стр. 102, № 410.
Решение:
а) 58 ∙ 25 = 58 ∙ 52 = 58 + 2 = 510;
в) 615 ∙ 36 = 615 ∙ 62 = 615 + 2 = 617;
д) 0,45 ∙ 0,16 = 0,45 ∙ 0,42 = 0,45 + 2 = 0,47;
е) 0,001 ∙ 0,14 = 0,13 ∙ 0,14 = 0,13 + 4 = 0,17.
Учебник, стр. 102, № 411.
Решение:
а) 24 ∙ 2 = 24 + 1 = 25 = 32;
б) 26 ∙ 4 = 26 ∙ 22 = 26 + 2 = 28 = 256;
в) 8 ∙ 27 = 23 ∙ 27 = 23 + 7 = 210 = 1024;
г) 16 ∙ 32 = 24 ∙ 25 = 24 + 5 = 29 = 512.
Учебник, стр. 102, № 414.
Решение:
а) x5 : x3 = x5 – 3 = x2; в) a21 : a = a21 – 1 = a20; з) 0,79 : 0,74 = 0,79 – 4 = 0,75.
Учебник, стр. 102, № 416.
Решение:
а) 56 : 54 = 56 – 4 = 52 = 25; б) 1015 : 1012 = 1015 – 12 = 103 = 1000; в) 0,510 : 0,57 = 0,510 – 7 = 0,53 = 0,125;
е) .
3. Используя правила умножения и деления степеней, упростите выражение.
а) x8 ∙ x3 : x5; б) x20 : x10 ∙ x; в) x7 : x3 : x3; г) x14 : x9 ∙ x5.
Решение:
а) x8 ∙ x3 : x5 = x8 + 3 : x5 = x11 : x5 = x11 – 5 = x6; б) x20 : x10 ∙ x = x20 – 10+1 = x11;
в) x7 : x3 : x3 = x7 – 3 : x3 = x4 : x3 = x4 – 3 = x; г) x14 : x9 ∙ x5 = x14 – 9 ∙ x5 = x5 ∙ x5 = x5 + 5 = x10.
Учебник, стр. 102, № 417.
Решение:
а) = 86 : 84 = 86 – 4 = 82 = 64; б) = 0,87 : 0,84 = 0,87 – 4 = 0,83 = 0,512;
5. Найдите значение выражения.
а) ; б) ;
в) ; г) .
Решение:
а) = 821 – 18 = 83 = 512;
б) = 1010 – 6 = 104 = 10 000;
в) = (–2)11 – 8 = (–2)3 = –8;
г) = (0,3)17 – 14 = (0,3)3 = 0,027.
Домашнее задание:
Изучить п.19 стр. 99-101, выучить свойства.
Посмотреть видео урок https://www.youtube.com/watch?v=_P0LKCgokQM
Выполнить № 412, 415, 418