СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: Силы в механике 9 класс

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: Силы в механике 9 класс»

19.10.21 г. Ф – 9Б Проверила замдир по УВР С. М. Асанаева
20.10.21 г. Ф – 9А

Тема урока: Силы в механике

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке

9.2.2.3 - объяснять природу силы тяжести, силы упругости, силы трения

Критерии успеха

1) рассчитывает вес тела, если опора или подвес движутся с ускорением;

2) объясняет условия, при которых возникает невесомость и перегрузка

3)описывает природу силы трения, сопротивления взаимодействующих поверхностей

4)объясняет, от чего зависит сила трения

5) использует формулы при решении задач

Языковые цели


Учащиеся могут: рассмотреть, что произойдет, когда лифт будет в свободном падении при наличии очевидной полной невесомости.

Предметная лексика и терминология: Сила, деформация, сила упругости, вес тела, сила трения, невесомость, масса тела, сила трения, сила тяжести, движение тела по горизонтали, уменьшение веса тела

Серия полезных фраз для диалога/письма: Пружина имеет …………….

Я знаю это, потому что ……………

Пружина с наибольшим …….. является

Межпредметные связи

Алгебра, геометрия

Предварительные

знания

Учащиеся из курса 7 класса должны знать закон Гука, схему сил, действующих на тело, находящееся в состоянии свободного падения, упругую деформацию, а также как математическое понимание уравнения прямой.

Ход урока

этапы урока

Запланированная деятельность на уроке


Ресурсы

Начало урока


5 мин







Середина урока

10 мин

  • Организационный момент

  • Озвучивание ЦО урока

  • Беседа- демонстрация- обсуждение

Демонстрация -движение автомобиля по наклонной плоскости (автомобиль скатывается с наклонной плоскости и останавливается)

  • Какие силы действуют на автомобиль в данном опыте?

  • А какая сила из них является силой тяги в данном опыте?

  • Имеется ли у автомобиля вес в данном опыте?

  • Докажите, что у автомобиля есть вес?

  • Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня?


Какую силу называют силой тяжести?

Как приложена и куда направлена сила тяжести?

На хорошей машине никакие кочки не страшны. Почему?

сила упругости смягчает удары (рессоры- амортизаторы))

Сила упругости- беседа- демонстрация

  • Учитель может бросить на пол различные тела, сделанные из разных материалов, такие как резиновый мяч, пластилин и стекло, для того, чтобы показать изменение формы (деформацию) и появление трещин.

  • Учащиеся могут подвесить до десяти 100 граммовых грузов на длинную медную проволоку с диаметром 0.28 мм, которая будет в горизонтальном положении относительно доски и перекинута через блок. Если длина проволоки более 2 м, то для измерения удлинения может быть использована обычная линейка с миллиметровыми делениями. Учащиеся должны будут убрать массы по достижению точки пропорциональности, чтобы показать упругие свойства и показать, что возникает остаточная деформация.

  • Учащиеся могут исследовать появление упругой и неупругой деформации в повседневной жизни, ее преимущества и недостатки. Это можно сделать в школе или за ее пределами, можно так же посетить местную компанию, если получится об этом договориться.





Раздаточный материал


Мяч, пластилин, стекло




10 мин































15 мин
















10 мин

Какая сила не даёт выпасть забитому в стену гвоздю, даже если на него повесить что-нибудь тяжёлое?

Когда возникает сила трения ?

Это сила, возникающая в месте соприкосновения тел и препятствующая их относительному движению.

Каковы причины возникновения силы трения?

Шероховатость поверхностей, соприкасающихся тел, межмолекулярное притяжение, действующее в местах контакта трущихся тел.

Задача: Скатившись с горы, Емеля на печи едет по горизонтальному участку дороги. Одинаковый ли путь до полной остановки проедет печь, если он будет ехать по рыхлому снегу или по скользкому льду?

Ученик: Если Емеля на печи будет ехать по льду, тормозной путь будет больше, так как сила трения, действующая на него, будет меньше, чем при скатывании по рыхлому снегу.

  1. Учащиеся могут провести как минимум один эксперимент на измерение скорости предмета (шарик от подшипника, падающий в жидкость, или мяч для настольного тенниса, падающий в воздухе) для определения того, имеется ли ускорение или же предмет движется с постоянной скоростью. Обсуждение должно показывать, что торможение уравновешивает силу тяжести. Какие силы действуют на движущийся брусок?

  2. Как движется тело?

  3. Почему возникает сила трения?

  4. От чего зависит сила трения?

  5. Как измерить силу трения? 

Практическая работа (закрепление урока)

Измерить:

- силу трения покоя

- силу трения скольжения

- силу трения качения

Проверить :

  • Зависит ли сила трения от силы нормальной реакции опоры?

  • Зависит ли сила трения от рода соприкасающихся поверхностей?

  • Зависит ли сила трения от площади соприкасающихся поверхностей?

  • Зависит ли сила сопротивления от формы, размеров, состояния поверхности твердого тела?

  • Зависит ли сила сопротивления от скорости относительного движения?

  • Зависит ли сила сопротивления от вязкости среды?

Обсудить и делать выводы


Составить таблицу характеристик сил (Приложение 1)

Обсудить и делать выводы

Письменная работа (ФО)

Итог урока

Д/работа

Оценка



Карточки

Брусок, трибометр, динамометр , песок

Рефлексия:

- что узнал, чему научился

- что осталось непонятным

- над чем необходимо работать



Характеристика

Виды сил

Сила тяжести

Вес тела

Сила упругости

Сила трения


1.Определение

Сила, возникающая в теле при его деформации

Сила, с которой тело вследствие притяжения к Земле действует на опору или подвес

Сила, с которой Земля притягивает к себе тело

Сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого


2.Обозначение


Fтяж


Р


Fупр


Fтр

3.Условия возникновения

Наличие планеты

При движении тела (или при попытке сдвинуть тело)

Изменение

формы тела

Наличие притяжения и опоры (подвеса)

4.Направление

действия силы

Вертикально вниз

В сторону, противоположную деформации

Направлен вертикально вниз

Противоположно направлению скорости тела


5.Формула



Fтр = µN



Р = mg


Fупр = kx


Fтяж = mg

6.Точка приложения силы


Р


7.Прибор для измерения


Динамометр

8.Единица измерения


Н - Ньютон




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!