СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тестовая работа по русскому языку "Информационная обработка текстов"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тестовая работа по русскому языку "Информационная обработка текстов"»

Задание 1-3. Информационная обработка текста


Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

I. (1)Упоминания о море, сплошь покрытом ковром водорослей, встре­чаются у европейских географов начиная с V века нашей эры. (2) настоящим открывателем Саргассова моря был всё-таки Христофор Колумб — во время первого путешествия через Атлантику корабли от­важного генуэзца оказались среди такой плотной массы водорослей, что несколько дней едва могли продвигаться. (3)Именно тогда моря­ки-испанцы из команды Колумба дали название водорослям, а заодно и морю.


1. Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

  1. Саргассово море, известное с V века нашей эры, было открыто всё-таки Христофором Колумбом и было названо так моряка­ми-испанцами из его команды.

  2. Во время первого путешествия через Атлантику корабли Хри­стофора Колумба оказались среди такой плотной массы водо­рослей, что несколько дней едва могли продвигаться.

  3. Моряки-испанцы из команды Колумба дали название водорос­лям, сплошным ковром покрывающим море.

  4. Упоминания о море, сплошь покрытом ковром водорослей, встречаются у европейских географов начиная с V века нашей эры.

  5. Испанские моряки из команды Христофора Колумба дали на­звание водорослям и морю, известному с V века, которое они покрывали плотным ковром, — Саргассово.

2. Самостоятельно подберите противительный союз, который должен стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите этот союз.

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МАССА. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте
словарной статьи.


МАССА,

  1. Одна из основных физических характеристик материи, опреде­ляющая её инертные и гравитационные свойства (спец.). Еди­ница массы.

  2. Тестообразное, бесформенное вещество, густая смесь. Древесная м. (полуфабрикат для выделки бумаги). Расплавленная м. чугуна. Сырковая м.

  3. Совокупность чего-н., а также что-н. большое, сосредоточенное в одном месте. Воздушные массы. Темная м. здания.

  4. мн. Широкие слои трудящегося населения. Воля масс. Ото­рваться от масс (утратить связь с народом).


Прочитайте текст и выполните задания 1-3.


II. (1) Образ белокрылого парусника овеян романтикой приключений и открытий, но чаще всего морских скитальцев вело не стремление увидеть новые земли, а самая обычная жажда наживы. (2)Географические открытия стали причиной не только небывалого развития торговли с дальними странами, но и множества войн между европей­скими государствами, соперничающими заморских владений — колоний. (3)Поэтому даже торговые суда того времени имели полное боевое вооружение — артиллерию и оснащение для абордажного боя.

1. Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих пред­ложений.

  1. Географические открытия стали причиной небывалого развития торговли с дальними странами.

  2. Поскольку географические открытия стали причиной множе­ства войн между европейскими государствами из-за колоний, то даже торговые суда того времени имели полное боевое во­оружение.

  3. Торговые суда того времени имели полное боевое вооружение — артиллерию и оснащение для абордажного боя.

  4. Морских скитальцев в путешествия чаще всего вело не стремле­ние увидеть новые земли, а самая обычная жажда наживы.

  5. Множество войн между европейскими государствами происхо­дило из-за колоний, возникших в результате географических от­крытий, поэтому даже торговые суда имели боевое вооружение.


2. Самостоятельно подберите предлог, который должен стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите этот предлог.

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОБРАЗ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру,
соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.


ОБРАЗ, -а, мн. -ы, -ов, м. !

  1. В философии: результат и идеальная форма отражения предме­тов и явлений материального мира в сознании человека.

  2. Вид, облик. Создать что-н. по своему образу и подобию (т.е. по­хожим на себя; книжн.). Потерять о. Человеческий (то же, что потерять облик человеческий). В образе кого-н. (в виде кого-н.).

  3. Живое, наглядное представление о ком-чём-н. Светлый о. ма­тери.

  4. В искусстве: обобщённое художественное отражение действи­тельности, облечённое в форму конкретного индивидуального явления. Поэт мыслит образами.

  5. В художественном произведении: тип, характер. Плюшкин — о. скупца. Артист вошёл в о. (вжился в роль).

  6. чего. Порядок, направление чего-н., способ. О. жизни. О. мыс­лей. О. действий.


Прочитайте текст и выполните задания 1-3.


III. (1)Наблюдение над характером связи между частями текста пока­зало, что отдельные его части объединяются не только привычными формами связи — союзами, союзными словами, но и другими средства­ми, менее чётко выделяемыми в ткани текста. (2)К ним относятся повторения слов, словосочетаний, предложений, однотипных струк­тур. (3)Кроме того, ассоциации могут служить средствами связи отдельных частей, следующих одна за другой, а также располо­женных на некотором расстоянии друг от друга.

1. Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

  1. Отдельные части текста объединяются только привычными формами связи — союзами, союзными словами.

  2. Средствами связи в тексте могут служить как союзы и союзные слова, так и средства, менее чётко выделяемые в ткани текста: ассоциации, повторение слов, однотипных структур.

  3. Как союзы и союзные слова, так и средства, менее чётко выде­ляемые в ткани текста: ассоциации, повторение слов, однотип­ных структур — могут служить средствами связи в тексте.

  4. Ассоциации могут служить средствами связи отдельных ча­стей текста, следующих одна за другой, а также расположенных на некотором расстоянии друг от друга.

  5. Отдельные части текста объединяются повторением слов, сло­восочетаний, предложений, однотипных структур.

2. Самостоятельно подберите усилительную частицу, которая должна стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите эту частицу.

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ТКАНЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру,
соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.


ТКАНЬ, -и, ж.

  1. Изделие, изготовленное тканьём. Шёлковая т. Льняные ткани.

  2. Общее название для тканых, трикотажных и некоторых нетка­ных материалов. Магазин тканей.

  3. перен. Основа, содержание чего-н. (книжн.). Т. рассказа.

  4. В животных и растительных организмах: система преимуще­ственно однородных клеток и продуктов их жизнедеятельности.

  5. Соединительная т. Мышечная т. Нервная т. Защитная т. (у ра­стений).


Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

IV. (1)Многие диалектные слова относятся к специфическим сельским реа­лиям (предметам окружающего нас мира), которые связаны с сельским хозяйством, деревенским домашним обиходом, устройством крестьян­ского дома. (2) не все диалектные слова обозначают какие-то осо­бые сельские реалии. (3)Гораздо больше таких, которые служат мест­ными названиями для совсем обычных, повсеместно распространённых предметов, явлений, действий, понятий.

1. Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих пред­ложений.

  1. Диалектные слова как обозначают специфические сельские реа­лии, так и служат местными названиями для распространённых предметов, явлений, действий, понятий.

  2. Многие диалектные слова относятся к специфическим сельским реалиям, которые связаны с сельским хозяйством и деревен­ским домашним обиходом.

  3. Не все диалектные слова обозначают какие-то особые сельские реалии, связанные с сельским хозяйством, деревенским домаш­ним обиходом, устройством крестьянского дома.

  4. Гораздо больше таких диалектных слов, которые связаны с устройством крестьянского дома.

  5. Диалектные слова чаще служат местными названиями для распространённых предметов и явлений, но могут обозначать и специфические сельские реалии.

2. Самостоятельно подберите сочинительный союз, который должен стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите этот союз.

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова УСТРОЙСТВО. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложений текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фраг-
менте словарной статьи.


УСТРОЙСТВО, -а, ср.

  1. Расположение, соотношение частей, конструкция чего-н. Удоб­ное у. помещения. Прибор сложного устройства.

  2. Установленный порядок, строй. Государственное у. Обществен­ное у.

  3. Техническое сооружение, механизм, машина, прибор. Решаю­щее у. Регулирующее у.


Прочитайте текст и выполните задания 1-3.


V. (1)Попадая в такие условия среды, в которых продолжение жизнен­ных процессов невозможно, некоторые организмы могут впадать в анабиоз, состояние, характеризующееся резким снижением или даже временным прекращением обмена веществ. (2) Таким образом, анабиоз является важным приспособлением многих видов живых существ к неблагоприятным условиям обитания. (3)Глубокое замо­раживание яиц особо ценных сельскохозяйственных животных для длительного хранения и последующего широкого употребления — пример использования анабиоза в практической деятельности людей.

1. Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих пред­ложений.

1) Люди в процессе практической деятельности научились ис­пользовать состояние анабиоза, характерное для некоторых организмов.

  1. Состояние анабиоза позволяет некоторым видам животных приспособиться к неблагоприятным условиям, в которых про­должение жизненных процессов невозможно.

  2. Люди в своей практической деятельности могут использовать состояние анабиоза, которое позволяет некоторым животным приспосабливаться к неблагоприятным условиям жизни.

  3. Состояние анабиоза вызывается попаданием организмов в та­кие условия, при которых продолжение жизненных процессов затруднено или невозможно.

  4. Состояние анабиоза, позволяющее некоторым животным при­способиться к неблагоприятным условиям обитания, может быть использовано в практической деятельности человека.

2. Самостоятельно подберите сочинительный пояснительный союз, который должен стоять на месте пропуска в первом (1) предложении текста. Запишите этот союз.

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова УСЛОВИЕ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.


УСЛОВИЕ, -я, ср.

  1. Обстоятельство, от которого что-н. зависит. Требовательность к себе — у. успеха.

  2. Требование, предъявляемое одной из договаривающихся сто­рон. Назовите ваши условия. Условия перемирия.

  3. Устное или письменное соглашение о чём-н., договорённость (устар.). Заключить, нарушить у.

  4. мн. чего. Правила, установленные в какой-н. области жизни, деятельности. На льготных условиях. Условия проживания в об­щежитии.

  5. мн. Обстановка, в которой происходит, осуществляется что-н. Хорошие условия для работы. Природные условия. Жилищные усло­вия. Действовать в благоприятных условиях.

  6. обычно мн. Данные, требования, из которых следует исходить. Условия задачи.


Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

VI. (1)Люди создали надёжное орудие — язык — и с его помощью развили науку и технику, а потом заставили науку и машины улучшать это орудие. (2) Первая серьёзная помощь от механических приспособлений пришла к языку, когда изобрели книгопечатание. (3) случилось около 1450 года, когда немец Иоганн Гутенберг изобрёл наборные ли­теры.

1. Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

  1. Язык помогает развитию науки и техники.

  2. Книгопечатание оказало первую серьёзную помощь в улучше­нии языка.

  3. Люди заставили науку и машины улучшать язык.

  4. Первую серьёзную помощь в развитии языка оказало изобрете­ние книгопечатания.

  5. Наборные литеры, изобретённые Иоганном Гутенбергом, при­шли на помощь языку.

2. Самостоятельно подберите указательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите это местоимение.


3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОРУДИЕ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фраг­менте словарной статьи.

ОРУДИЕ, -я; ср.

  1. Техническое приспособление, при помощи к-рого производит­ся работа или какое-н. действие. О. производства. Сельскохозяй­ственное о. Орудия труда. Орудия лова (рыбацкие).

  2. перен. Средство для достижения какой-н. цели. О. в руках кого-н. (о том, кто покорно исполняет чью-н. волю).

  3. Общее название артиллерийского оружия (пушка, гаубица, ми­номёт, мортира и др.). Артиллерийское о. Противотанковое о. Зенитное о


Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

VII. (1)Растения почти всегда ведут неподвижный образ жизни и выбрать для своего потомства лучшие условия не могут. (2)Упавшее побли­зости от материнского растения семечко может прорасти, но оно будет жить в те и, скорее всего, погибнет. (3)Поэтому растения самыми разнообразными способами отправляют семена в дальние странствия.

1. Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих пред­ложений.

  1. Растения почти всегда ведут неподвижный образ жизни и гото­вят для своего потомства место рядом с собой.

  2. Растения, ведущие неподвижный образ жизни, разнообразными способами отправляют свои семена подальше от себя.

  3. Чтобы потомство не произрастало в тени материнского расте­ния, семена отправляются в дальние странствия.

  4. Упавшее поблизости от материнского растения семечко будет жить в тени и, скорее всего, погибнет.

5) Растения неподвижны и не могут выбрать для своего потомства лучшие условия, поэтому они отправляют свои семена в дальние странствия.

2. Самостоятельно подберите местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите это местоимение.

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОБРАЗ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру,
соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.


ОБРАЗ, -а, мн. -ы, -ов; м.

  1. В философии: результат и идеальная форма отражения предме­тов и явлений материального мира в сознании человека.

  2. Вид, облик. Создать что-н. по своему образу и подобию (т. е. по­хожим на себя; книжн.). Потерять о. человеческий (опустить­ся, стать непохожим на человека, который ведёт нормальную жизнь). В образе кого-н. (в виде кого-н.).

  3. Живое, наглядное представление о ком-чём-н. Светлый о. ма­тери.

  4. В искусстве: обобщённое художественное отражение действи­тельности, облечённое в форму конкретного индивидуального явления. Поэт мыслит образами.

  5. В художественном произведении: тип, характер. Плюшкин — о. скупца. Артист вошёл в о. (вжился в роль).

  6. чего. Порядок, направление чего-н., способ. О. мыслей. О. дей­ствий.


Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

VIII. (1)Франц Шуберт — великий австрийский композитор, автор фор­тепианных и оркестровых произведений, музыки для театра, ин­струментальных ансамблей и более всего — песен. (2) они созда­ли композитору необычайную популярность и славу ещё при жизни: (3)Разные по характеру, по настроению, песни Шуберта отличаются проникновенной общительностью, искренней доверчивостью и необы­чайной чистотой чувств.

1. Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

  1. Франц Шуберт — великий австрийский композитор, автор фор­тепианных и оркестровых произведений, музыки для театра, инструментальных ансамблей — был очень популярен ещё при жизни.

  2. Франц Шуберт создавал разные по характеру и настроению пес­ни, которые стали популярны ещё при жизни автора.

  3. Песни Шуберта, отличающиеся доверчивостью и чистотой чувств, ещё при жизни композитора создали ему необычайную популярность и славу.

  4. Необычайную популярность и славу ещё при жизни композито­ра Шуберту создали его песни, которые отличались доверчиво­стью и чистотой чувств.

  5. Франц Шуберт являлся автором не только фортепианных и ор­кестровых произведений, музыки для театра, но и чрезвычайно популярных ещё при жизни композитора песен.

2. Самостоятельно подберите частицу, которая должна стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите эту частицу.


3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СЛАВА. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте сло­варной статьи.

СЛАВА, -ы, ж.

  1. Почётная известность как свидетельство всеобщего уважения, признания заслуг, таланта. Неувядаемая с. С. героям!Литератур­ная с. Орден Славы.

  2. Слухи, молва (разг.). Идёт с. о ком-чём-н. Добрая с. лежит, а худая по дорожке бежит (поел.).

  3. Общепринятое мнение, репутация. Хорошая, дурная с. Он пользу­ется славой выдающегося оратора.


Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

IX. (1)На поверхности Земли везде, кроме влажных тропических лесов, ощущаются сезонные изменения погоды, нигде они не проявляют­ся в столь резкой форме, как в зоне широколиственных листопадных лесов и тайги. (2)Зимой жизнь в этих лесах замирает, и чем дальше на север, тем длиннее мёртвый сезон. (3)Резкое уменьшение количества света и тепла, достающегося в это время лесу, усугубляется снеговым покровом, на всю долгую зиму закрывающим землю и коренным обра­зом меняющим весь уклад жизни животных.

1. Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих пред­ложений.

  1. Уклад жизни животных в зоне листопадных лесов и тайги зави­сит от сезонных изменений погоды, проявляющихся в данной зоне в резкой форме.

  2. Сезонные изменения погоды проявляются в зоне листопадных лесов и тайги в резкой форме и коренным образом меняют весь уклад жизни животных.

  1. Сезонные изменения погоды ощущаются на поверхности Земли везде, кроме влажных тропических лесов.

  2. Сезонные изменения погоды проявляются в зоне широколист­венных листопадных лесов и тайги в очень резкой форме.

  3. Зимой жизнь в широколиственных листопадных лесах замирает, и чем дальше на север, тем длиннее мёртвый сезон.

2. Самостоятельно подберите противительный союз, который должен стоять на месте пропуска в первом (1) предложении текста. Запишите этот союз.

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова РЕЗКИЙ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.


РЕЗКИЙ, -ая, -ое; -зок, -зка, -зко, -зки и -зкй.

  1. Проявляющийся с большой силой, остротой. Р. ветер. Р. холод.

  2. Внезапный и очень значительный. Р. спад. Резкое похолодание. Резкая боль.

  3. Лишённый мягкости, плавности, порывистый. Резкое движение.

  4. Чётко и грубо очерченный. Резкие линии. Резкие черты лица.

  5. Прямой и жёсткий, нелицеприятный. Резкая критика. Резкие выражения.


Прочитайте текст и выполните задания 1-3.


X. (1)С помощью телефонных разговоров деловые люди обмениваются необходимой информацией, договариваются о чём-либо (о встрече, совместных мероприятиях, дальнейшем сотрудничестве и т. д.), кон­сультируются по различным вопросам, наводят необходимые справки(2)По телефону можно выразить просьбу, отдать приказ или распоряжение, проконтролировать чью-то деятельность, поздравить в связи с достигнутыми успехами, праздниками, памятными датами и др.; телефон даёт возможность устанавливать и поддерживать контакты с нужными людьми. (3), телефон сегодня становится незаменимым средством в работе.


1. Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

  1. Телефонные разговоры позволяют людям обмениваться необхо­димой информацией, договариваться о чём-либо, консультиро­ваться по различным вопросам, наводить необходимые справки.

  2. Телефон сегодня становится незаменимым средством в работе, поскольку с его помощью можно осуществить многие виды про­фессиональной деятельности.

  3. По телефону нельзя выразить просьбу, отдать приказ или распо­ряжение, проконтролировать чью-то деятельность, поздравить в связи с достигнутыми успехами.

  4. С помощью телефона можно осуществлять многие виды профессиональной деятельности, поэтому он становится незаме­нимым средством в работе.

  5. Телефон — незаменимое средство в работе, потому что даёт воз­можность устанавливать и поддерживать контакты с нужными людьми.

2. Самостоятельно подберите вводное слово, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите это слово.

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова КОНТАКТ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.


КОНТАКТ, -а; м.

  1. Соприкосновение, соединение (спец.). Электрический к. Текто­нический к. (в земной коре).

  2. Деловая связь, согласованность в действиях. Торгово-экономи­ческие контакты. Войти в к. с кем-н. Действовать в контакте с кем-н.

  3. Непосредственное общение, соприкосновение с кем-н. К. с больным.

  4. Деталь, обеспечивающая соприкосновение проводов электри­ческой цепи (спец.).













I.

1.

15

2.

Но,а,однако

3.

3


II.

1.

25

2.

Из-за

3.

3


III.

1.

23

2.

Даже (ведь)

3.

3


IV.

1.

15

2.

Однако,но

3.

1


V.

1.

35

2.

Тоесть

3.

5


VI.

1.

24

2.

Это

3.

2


VII.

1.

25

2.

Свои

3.

6


VIII.

1.

34

2.

Именно

3.

3


IX.

1.

12

2.

Но,однако

3.

2

X.

1.

124

2.

Однимсловом,

Такимобразом

3.

3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!