- учебник русского языка Соловейчик М. С. «К тайнам нашего языка»;
- тетрадь – задачник к учебнику русского языка Соловейчик М. С.
- карточки для групповой и работы в парах.
Деятельность учителя | Время | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
1.Самоопределение, мотивация к учебной деятельности. | 1-2 мин | | |
Цель: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне; определить содержательные рамки урока: изучение нового правила. | | | |
Слайд 1 1.Организационный момент На улице уже снег, метут метели, часто кружатся снежинки, но мы все мечтаем об улыбке солнышка. Но недаром говорят: «От улыбки станет всем светлей!». - Ребята, сегодня на уроке я желаю вам плодотворно потрудиться и при этом относиться друг к другу по-доброму. Давайте подарим, друг другу улыбку и с хорошим настроением начнем урок! | | Учащиеся получают эмоциональный настрой на восприятие. | Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе. |
2.Актуализация знаний и пробное учебное действие | 4-5 мин | | |
Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия. | | | |
1) - Какой раздел русского языка мы изучаем? - Интересная часть речи В русском языке живёт. Кто что делает, расскажет: Чертит, пишет, иль поёт, Вышивает или пашет, Или забивает гол, Варит, жарит, моет, чистит – Всё расскажет нам … - Что такое глагол? Что мы о нем узнали? - Как вы думаете, мы всё узнали об этой части речи? Слайд 2 - А что нужно сначала сделать, прежде чем узнавать новое?
- Вы будете повторять всё, что вы знаете? 2) Минута чистописания. 3)Индивидуальная работа на доске. - Измените, пожалуйста, глагол шуметь по временам. И Согласуйте его с существительными ветер и гроза. 3) Слайд 3 Словарная работа: с.лдат, к.лбаса, м.локо. - Что общего в словах? - Чем отличаются эти существительные? - Изменяется ли род имен существительных? - Покажите сигнальным карточками род имен существительных: солдат, колбаса, молоко. 3) Запишите слова в столбик служил – п.в. лежит – н.в. закипит – б.в. - Что общего в этих словах? - Чем отличаются данные глаголы? - Можно ли глаголы изменять по временам? - Что мы повторили? Слайд 4 - Какое задание я вам сейчас предложу? - С какой целью вы будете выполнять пробное задание? 4) Выполнение пробного задания. Слайд 5 - Допишите к слову солнце, обозначенное данными звуками: [с΄ и й΄ а л а] - Что замечаете? - Почему один и тот же глагол написали по-разному? | | - Части речи. - Глагол. (правило) - Наверное, нет. Сначала поймём, что не знаем, затем самостоятельно узнаем новое. - Повторить то, что мы уже знаем. - Нет, мы повторим только те знания, которые нам могут помочь при открытии новых знаний. Написание даты. Письмо ил ол ал ул - Это существительные. Сл. слова. - Они разного рода. - Нет. (м.р., с.р., ж.р.) Карточки. Записывают. Запишите время глаголов. - Это глаголы. - В разных временах. - Да. - Изменение глаголов по временам. (индивидуально) Пишут на карточке, какую букву написали на конце слова. - Слово написано по-разному. - Мы пока не можем объяснить причину этого явления. | Регулятивные: принимать учебную задачу, соответст-вующую этапу обучения. Предметные: анализировать, сравнивать, делать умозаключение. Коммуникативные: выражать в речи свои чувства. |
3. Выявление места и причины затруднения. | 3-4 мин | | |
Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения | | | |
- Что необходимо сделать?
- Какое задание выполняли?
- Где возникло затруднение?
- В какой грамматической форме стоит глагол сияло? - Почему не смогли выполнить задание? | | - Остановиться и подумать, почему получились разные окончания? - Дописывали глагол к данному существительному. - В записи окончания глагола. - Глагол прошедшего времени единственного числа.
- У нас нет способа проверки таких окончаний. | Регулятивные: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. Коммуникативные: донести свою позицию до других |
4. Построение проекта выхода из затруднения. | 4-6 мин | | |
Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств её реализации | | | |
Слайд 6 - Сформулируйте цель сегодняшнего урока. - Проверьте, пожалуйста, как ученики в индивидуальной работе на доске изменили глагол шуметь по временам и согласовали его с существительными ветер и гроза. - У глаголов какого времени форма меняется? - Почему форма глагола меняется? - Может ли глагол изменяться по родам? - Какая тема нашего урока? - Если глагол шумели используется без существительного, можно определить его род? - Что из этого следует? - От чего зависит род глаголов прошедшего времени в единственном числе? - В какой части слова разные буквы?
- Окончание в слабой или сильной позиции?
- Попытаемся исследовать эту проблему. Какие есть у кого идеи? | | - Правописание глаголов прошедшего времени. - Наст. – шумит ветер, шумит гроза - Пр. – шумел ветер, шумела гроза Буд. – будет шуметь ветер, будет шуметь гроза - У глаголов прошедшего времени. - Имена существительные разного рода. - Да, но только в прошедшем времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам - Нет. - По родам изменяются глаголы прошедшего времени в ед. числе. - Глагол такого же рода, что и имя существительное, с которым он связан. - В окончании. - В слабой – оно безударное. - Можно понаблюдать за ударными окончаниями глаголов прошедшего времени и попробовать применить для безударной позиции. | Личностные: учебно – познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи. Предметные: умение писать окончания глаголов прошедшего времени. |
Физминутка
| | | |
5. Реализация построенного проекта. | 5-8 мин | | |
Цель: построение и фиксация нового знания | | | |
-А теперь прочитайте словосочетания на карточках. Солнце светил… Луна светил… Фонарь светил… Лампочки светил… Слайд 7 - В каком времени употреблены глаголы в этих словосочетаниях? -Что обозначает форма пр. вр.? -На какие вопросы отвечает? -Как глаголы в этом времени могут изменяться? - Объясните, как будете действовать? -Обозначьте род сущ. -Какие окончания написали? -Какие окончания имеют глаголы прошед. времени в м.р., ж.р., ср.р.? Вывод (появляется слайд) -Чтение правила из учебника с 109 -Какие еще новые сведения получили сегодня на уроке? - Построим схему. Слайд 8 - А теперь попробуем построить алгоритм. Слайд 9 Алгоритм правописания окончаний глаголов прошедшего времени. 1. Найдите имя существительное, с которым связан данный глагол. 2. Определите число и род этого существительного. 3. Допишите окончание глагола прошедшего времени. - Вернемся к началу урока. Проверим с помощью алгоритма слово, которое написали на планшете. | | Работа в группах. (обсудите в группе) Чтение правила. М.р. Ж.р. л + С.р. Мн.ч. Использование схемы. | Регулятивные: проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности. Коммуникативные: умение слушать товарища Личностные: учебно – познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи. Предметные: умение писать окончания у глаголов прошедшего времени. |
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. | 4-5 мин | | |
Цель: применение нового знания в типовых заданиях | | | |
- Как думаете, чем дальше займемся? звездочка зажгл.сь месяц появил.ся солнце спрятал.сь - Определите род данных глаголов прошедшего времени и допишите их окончания. - Проверьте, пожалуйста, правильность выполнения задания по образцу на слайде 10. | | - Потренируемся в написании слов на новое правило. Работа в парах. Самопроверка по эталону. | Коммуникативные: умение работать в группах Предметные: умение определять орфограммы гласных, согласных Личностные: учебно – познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи. |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | 3-5 мин | | |
Цель: самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях. | | | |
Работа по учебнику. Упр. 296 с.111 - Кто допустил ошибки при выполнении задания? - Над чем надо поработать? На что нужно обратить внимание? - Молодцы и те, кто нашел и исправил ошибки. Поставьте на полях знак «+». - У кого ошибок нет? Молодцы! | | - Запомнить правило правописания окончаний глаголов прошедшего времени, пользоваться схемой. | Познавательные: Поиск и выделение необ-ходимой информации для ответа на данный вопрос Коммуникативные: умение слушать и слышать Познавательные: - подведение под понятие; Коммуникативные: - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью |
8. Включение в систему знаний и повторение. | 5-8 мин | | |
Цель: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление изученного | | | |
1. Творческая работа. Дифференцированное задание. - Используя опорные слова и словосочетания, составьте и запишите несколько связных по смыслу предложений на тему «Пожар». Слайд 11 Опорные слова: дул резкий, полыхали, запах, направлялся, ветер, высокие сосны, едкого дыма, к посёлку, роща догорал., полыхал., тлел. пенёк, птицы замолчал. 2. Чтение и обсуждение записанных предложений. Ролик 12 Отрывок из мультфильма про Бемби о пожаре. | | Дул резкий ветер. Полыхали высокие сосны. Тлел пенёк. Роща догорала. Запах едкого дыма направлялся к посёлку. Будьте осторожны с огнём! Берегите лес от пожара! | Личностные: готовность целенаправленно использовать ЗУН в учебной деятельности и в повседнев-ной жизни. Регулятивные: приобретение способа действий по достижению целей. Познавательные: строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли - коммуникативные |
9. Итог урока. Рефлексия | | | |
Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания | | | |
1. - Что нового узнали про глагол?
- Какую цель ставили перед собой? (Узнать правило правописания окончаний глаголов прошедшего времени).
- Достигли мы цели?
- Как пишутся такие слова?
- Оцените свою деятельность.
- Прочитайте данные высказывания. Слайд 13
1) Я всё понял, но у меня остались вопросы.
2) Я всё понял, могу работать по алгоритму.
3) Я всё понял, могу работать по алгоритму, могу объяснять другому. Слайд 14 | | - Узнать правило правописания окончаний глаголов прошедшего времени. - Да. (Ученики рассказывают правило) Показывают цифру соответствующую данному высказыванию. | Регулятивные: адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления |
Домашнее задание Упр.297 с. 35-36 п.т. | | | Личностные: готовность целенаправленно использовать знания, умения и навыки в учебной деятельности и в повседневной жизни. |