СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология развития критического мышления на уроках русского языка и литературы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технология развития критического мышления на уроках русского языка и литературы - приемы технологии развития критического мышлеия, о которых я рассказывала на семинаре, который проводила у себя в школе.....................................................................................................................................................................

Просмотр содержимого документа
«Технология развития критического мышления на уроках русского языка и литературы»

Технология развития критического мышления

Технология развития критического мышления

Учитель русского языка  и литературы МКОУ «Троицкая сош» Белоусова Нина Петровна

Учитель русского языка и литературы МКОУ «Троицкая сош» Белоусова Нина Петровна

Характерные особенности технологии развития критического мышления Оценочность, открытость новым идеям, собственное мнение, рефлексия собственных суждений –  характерные особенности технологии развития критического мышления. Критическое мышление – это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. Цель технологии развития критического мышления состоит в развитии мыслительных навыков, которые необходимы детям в дальнейшей жизни. Умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, выделять главное и второстепенное, анализировать различные стороны явлений. Актуальным  в данной технологии является то, что она позволяет проводить уроки в оптимальном режиме. У детей повышается уровень работоспособности , усвоение знаний происходит в процессе постоянного поиска.

Характерные особенности технологии развития критического мышления

  • Оценочность, открытость новым идеям, собственное мнение, рефлексия собственных суждений – характерные особенности технологии развития критического мышления.
  • Критическое мышление – это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт.
  • Цель технологии развития критического мышления состоит в развитии мыслительных навыков, которые необходимы детям в дальнейшей жизни.
  • Умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, выделять главное и второстепенное, анализировать различные стороны явлений.
  • Актуальным в данной технологии является то, что она позволяет проводить уроки в оптимальном режиме.
  • У детей повышается уровень работоспособности , усвоение знаний происходит в процессе постоянного поиска.
Трехфазовая структура урока  вызов-осмысление- рефлексия Технологические приемы:  Кластер Инсерт Ключевые слова Шесть шляп мышления Чтение с остановками Двух-,трехчастный дневник Перекрестная дискуссия Ассоциативные ряды Синквейн

Трехфазовая структура урока вызов-осмысление- рефлексия

Технологические приемы:

  • Кластер
  • Инсерт
  • Ключевые слова
  • Шесть шляп мышления
  • Чтение с остановками
  • Двух-,трехчастный дневник
  • Перекрестная дискуссия
  • Ассоциативные ряды
  • Синквейн
 Начало урока - стадия вызова   Предназначена для актуализации уже имеющихся знаний у учащихся Включает в систему оценки личный, жизненный опыт ребят Вырабатывает собственный путь осмысления и анализа литературного произведения.

Начало урока - стадия вызова

  • Предназначена для актуализации уже имеющихся знаний у учащихся
  • Включает в систему оценки личный, жизненный опыт ребят
  • Вырабатывает собственный путь осмысления и анализа литературного произведения.
Стадия вызова интереса (фото Койшаурской долины) Урок литературы в 9 классе.

Стадия вызова интереса (фото Койшаурской долины) Урок литературы в 9 классе.

Создание проблемной ситуации, определение темы урока. Что вы видите на этой фотографии? Подберите яркие, выразительные эпитеты к слову природа. В чем особенность кавказской природы? О чем будет урок?

Создание проблемной ситуации, определение темы урока.

  • Что вы видите на этой фотографии?
  • Подберите яркие, выразительные эпитеты к слову природа.
  • В чем особенность кавказской природы?
  • О чем будет урок?
Стадия осмысления  Систематизация новой информации.  Соотнесение полученных сведений с собственными знаниями.  Возможность отследить процесс рождения новых идей. Результат: Ученик получает опыт работы с художественным текстом как активно мыслящий и думающий читатель

Стадия осмысления

  • Систематизация новой информации.
  • Соотнесение полученных сведений с собственными знаниями.
  • Возможность отследить процесс рождения новых идей.

Результат:

Ученик получает опыт работы с художественным текстом как активно мыслящий и думающий читатель

Стадия осмысления  (на рисунке «Крестовая гора»).  Урок литературы в 9 классе.

Стадия осмысления (на рисунке «Крестовая гора»). Урок литературы в 9 классе.

После анализа эпизода «Странствующий офицер и Максим Максимыч  на Крестовой Горе»  Соотнесите лермонтовское описание Крестовой горы и ее живописное изображение. («…сколько глаз мог разглядеть, она все поднималась и, наконец, пропадала в облаке, которое еще с вечера отдыхало на вершине Гуд-горы, как коршун, ожидающий добычу», « тихо было на небе и на земле, как в сердце человека в час утренней молитвы»).

После анализа эпизода «Странствующий офицер и Максим Максимыч на Крестовой Горе»

Соотнесите лермонтовское описание Крестовой горы и ее живописное изображение. («…сколько глаз мог разглядеть, она все поднималась и, наконец, пропадала в облаке, которое еще с вечера отдыхало на вершине Гуд-горы, как коршун, ожидающий добычу», « тихо было на небе и на земле, как в сердце человека в час утренней молитвы»).

 Урок литературы  Испытание любовью …  (По роману А.С.Пушкина  «Евгений Онегин»)   Технологический прием: «трехчастный дневник». Письмо Татьяны.  Что есть любовь для героини?  Какие ключевые слова в тексте помогут понять ее внутренний мир, проникнуть в тайны ее души? Учащиеся заполняют трехчастный дневник (эта форма работы может быть выполнена дома).

Урок литературы Испытание любовью (По роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»)

Технологический прием: «трехчастный дневник». Письмо Татьяны.

  • Что есть любовь для героини?
  • Какие ключевые слова в тексте помогут понять ее внутренний мир, проникнуть в тайны ее души? Учащиеся заполняют трехчастный дневник (эта форма работы может быть выполнена дома).
Трехчастный дневник Ключевые слова Комментарии к ним «Меня презреньем наказать…» «Моей несчастной доле…», «горького мучения…» Комментарии к комментариям Любовь для Татьяны – великое страдание, жертвенность. Она наивна, неопытна… «Только слышать ваши речи…» «Я твоя…» «Хранитель мой…» «Послан богом…» Заполняется дома, так как после завершения урока часто происходит переосмысление некоторых позиций. Любовь для нее – величайшая радость, возвышенное чувство... «В сновиденьях мне являлся…» «Чудный взгляд…» «Воля неба…» Татьяна – чувственная натура, романтик по душе, сентиментальная. Очевидно влияние «книжной любви».

Трехчастный дневник

Ключевые слова

Комментарии к ним

«Меня презреньем наказать…»

«Моей несчастной доле…», «горького мучения…»

Комментарии к комментариям

Любовь для Татьяны – великое страдание, жертвенность. Она наивна, неопытна…

«Только слышать ваши речи…»

«Я твоя…»

«Хранитель мой…»

«Послан богом…»

Заполняется дома, так как после завершения урока часто происходит переосмысление некоторых позиций.

Любовь для нее – величайшая радость, возвышенное чувство...

«В сновиденьях мне являлся…»

«Чудный взгляд…»

«Воля неба…»

Татьяна – чувственная натура, романтик по душе, сентиментальная. Очевидно влияние «книжной любви».

Технологический прием  Маркировка текста – «Инсерт » Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин» Как вы воспринимаете монолог Онегина? Текст можно маркировать с позиции: +   Я согласен с героем . Это соотносится с моими нравственными убеждениями. Онегин очень искренен, способен оценить «души доверчивой признанья». -   Я не согласен с героем. Это противоречит моим убеждениям. У меня было бы другое решение. Онегин ошибается, когда говорит «: Но я не создан для блаженства; Ему чужда душа моя…». Он обрекает себя на одиночество, отказываясь от любви. ?   Мне трудно определиться в этом вопросе. Онегин вызывает у меня двойственные чувства. Мне нравится его откровенность, благородность души, но мне трудно понять, почему человек, не познавший любви, учит Татьяну «властвовать собою».

Технологический прием Маркировка текста – «Инсерт »

Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

Как вы воспринимаете монолог Онегина?

Текст можно маркировать с позиции:

+ Я согласен с героем . Это соотносится с моими нравственными убеждениями. Онегин очень искренен, способен оценить «души доверчивой признанья».

- Я не согласен с героем. Это противоречит моим убеждениям. У меня было бы другое решение. Онегин ошибается, когда говорит «: Но я не создан для блаженства; Ему чужда душа моя…». Он обрекает себя на одиночество, отказываясь от любви.

? Мне трудно определиться в этом вопросе. Онегин вызывает у меня двойственные чувства. Мне нравится его откровенность, благородность души, но мне трудно понять, почему человек, не познавший любви, учит Татьяну «властвовать собою».

Технологический прием  «Перекрестная дискуссия» Урок литературы по рассказу А.И.Солженицына «Матренин двор » А стоит ли жить, не сопротивляясь? Нет Да все пользуются ее добротой несет людям любовь, доброту нет благодарности от близких людей отдает теплоту своего сердца людям не пугает равнодушие мудра, великодушна не может защитить себя от Фадея альтруист не сопротивляется, смиренна святая, «грехов больше у колченогой кошки, та хоть мышей давит» ударят по правой щеке, подставит левую. великое терпение не делает ее слабой позиция слабого человека она живет по христианским заповедям

Технологический прием «Перекрестная дискуссия»

Урок литературы по рассказу А.И.Солженицына «Матренин двор »

А стоит ли жить, не сопротивляясь?

Нет

Да

все пользуются ее добротой

несет людям любовь, доброту

нет благодарности от близких людей

отдает теплоту своего сердца людям

не пугает равнодушие

мудра, великодушна

не может защитить себя от Фадея

альтруист

не сопротивляется, смиренна

святая, «грехов больше у колченогой кошки, та хоть мышей давит»

ударят по правой щеке, подставит левую.

великое терпение не делает ее слабой

позиция слабого человека

она живет по христианским заповедям

Разрушилось ли единство после смерти Матрены?  Да Нет ничего не изменилось душа ее осталась в нашем мире люди отошли от веры, от Бога изменила автора равнодушие живет в сердцах людей (сцена отпевания Матрены) заставила задуматься и меня мир остался жестоким  разрушился дом героини, но не вера

Разрушилось ли единство после смерти Матрены?

Да

Нет

ничего не изменилось

душа ее осталась в нашем мире

люди отошли от веры, от Бога

изменила автора

равнодушие живет в сердцах людей (сцена отпевания Матрены)

заставила задуматься и меня

мир остался жестоким

разрушился дом героини, но не вера

Перекрестная дискуссия.  Урок литературы по роману  А.С. Пушкина «Евгения Онегин» «Защита героя…» Я хочу оправдать моего героя, его поступки. Татьяна  - решительная  - у нее открытое, чистое сердце  - искренняя, чувственная  - не способна предать,  - была бы верной женой… Онегин  - эгоист, причиняет Татьяне боль  - не желает понять душу влюбленной девушки  - не дает шанс ни ей, ни себе  - обрекает себя на одиночество Онегин  - честный, открытый, благородный человек  - не способен лгать  - не любит ее, ведь сердцу не прикажешь… Татьяна  - живет в своем придуманном мире  - создала себе образ некого идеального мужчину  - слишком откровенная, не способна сдерживать свои эмоции…

Перекрестная дискуссия. Урок литературы по роману А.С. Пушкина «Евгения Онегин»

«Защита героя…»

Я хочу оправдать моего героя, его поступки.

Татьяна

- решительная

- у нее открытое, чистое сердце

- искренняя, чувственная

- не способна предать,

- была бы верной женой…

Онегин

- эгоист, причиняет Татьяне боль

- не желает понять душу влюбленной девушки

- не дает шанс ни ей, ни себе

- обрекает себя на одиночество

Онегин

- честный, открытый, благородный человек

- не способен лгать

- не любит ее, ведь сердцу не прикажешь…

Татьяна

- живет в своем придуманном мире

- создала себе образ некого идеального мужчину

- слишком откровенная, не способна сдерживать свои эмоции…

Перекрестная дискуссия Рефлексия   Дискуссия не должна расколоть учащихся, а при наличии собственной выработанной позиции привести их к позитивному единству.   Данный технологический прием позволяет на уроке не только обосновать свою позицию, но и в процессе самостоятельного анализа изменить какие-то уже установившиеся представления.   Столкновение позиций помогает овладеть приемами аргументации, формирует умение отстаивать свою точку зрения, критически подходить к чужим и собственным суждениям. Данный технологический прием формирует демократический стиль взаимодействия.

Перекрестная дискуссия

Рефлексия

Дискуссия не должна расколоть учащихся, а при наличии собственной выработанной позиции привести их к позитивному единству.

Данный технологический прием позволяет на уроке не только обосновать свою позицию, но и в процессе самостоятельного анализа изменить какие-то уже установившиеся представления.

Столкновение позиций помогает овладеть приемами аргументации, формирует умение отстаивать свою точку зрения, критически подходить к чужим и собственным суждениям.

Данный технологический прием формирует демократический стиль взаимодействия.

Синквейн. Стихотворение Лермонтова «Пророк» Казарцева Ирина Деревянкина Маша Пророк Одинокий, ненужный Пишет, уединяется, страдает Трудно быть творческим человеком Поэт Пророк Угрюм, худ, бледен Хотел уверить, не ужился, не нужен Поэты-пророки не нужны людям Изгой

Синквейн. Стихотворение Лермонтова «Пророк»

Казарцева Ирина

Деревянкина Маша

  • Пророк
  • Одинокий, ненужный
  • Пишет, уединяется, страдает
  • Трудно быть творческим человеком
  • Поэт
  • Пророк
  • Угрюм, худ, бледен
  • Хотел уверить, не ужился, не нужен
  • Поэты-пророки не нужны людям
  • Изгой
Синквейн. По стихотворению Лермонтова «Пророк»  Караханова Сабрина Котова Юля Пророк Всевидящий, мудрый Предсказывает, обожествляет, исцеляет Люди не хотят прислушаться к нему Одинок Пророк Всевидящий, угрюмый Предсказывает, обожествляет, исцеляет Он достоин лучшей доли СУДЬБА

Синквейн. По стихотворению Лермонтова «Пророк»

Караханова Сабрина

Котова Юля

  • Пророк
  • Всевидящий, мудрый
  • Предсказывает, обожествляет, исцеляет
  • Люди не хотят прислушаться к нему
  • Одинок
  • Пророк
  • Всевидящий, угрюмый
  • Предсказывает, обожествляет, исцеляет
  • Он достоин лучшей доли
  • СУДЬБА
Составление фишбоуна. Деепричастие.  Ученица 6 класса Воропаева Валерия.

Составление фишбоуна. Деепричастие. Ученица 6 класса Воропаева Валерия.

Работа в парах. Урок русского языка.  9 класс. Сложноподчиненные предложения с одним придаточным.

Работа в парах. Урок русского языка. 9 класс. Сложноподчиненные предложения с одним придаточным.

Заключительный этап урока  Рефлексия Информация творчески перерабатывается Информация анализируется Информация интерпретируется Технологические приемы Синквейн Кластер Кольцевая композиция Письменная рефлексия

Заключительный этап урока Рефлексия

Информация творчески перерабатывается

Информация анализируется

Информация интерпретируется

Технологические приемы

Синквейн

Кластер

Кольцевая композиция

Письменная рефлексия

Образовательные результаты: Формирование нового стиля мышления (открытость, гибкость, рефлексивность, осознанность, альтернативность). Развитие базовых качеств личности (креативность, коммуникативность, критическое мышление, мобильность, самостоятельность, ответственность), формирование культуры чтения, письма, формирование умения задавать вопросы, формулировать гипотезу. Стимулирование самостоятельной поисковой деятельности.

Образовательные результаты:

  • Формирование нового стиля мышления (открытость, гибкость, рефлексивность, осознанность, альтернативность).
  • Развитие базовых качеств личности (креативность, коммуникативность, критическое мышление, мобильность, самостоятельность, ответственность), формирование культуры чтения, письма, формирование умения задавать вопросы, формулировать гипотезу.
  • Стимулирование самостоятельной поисковой деятельности.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!