СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

?Тема урока: "Кодирование информации".

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: "Кодирование информации".

     5 класс

Цели урока:

 

Образовательная:

  • Познакомить учащихся с многообразием окружающих человека кодов, ролью кодирования информации.
  • Отметить роль кодирования информации.
  • Научить детей декодировать зашифрованную информацию.
  • Научить применять свои знания на практике.
  • Воспитывать интерес к предмету.

Развивающая:

  • Логическое мышление, внимание, память.
  • Развивать кругозор детей.

Воспитательная:

  • развитие познавательного интереса

 

Тип урока: комбинированный.

 

Методы проведения: словесный, наглядный, практический.

 

ТСО и наглядность:

  • интерактивная доска
  • презентация
  • раздаточный материал

 

Ход урока

 

I. Организационный момент.

Сообщение темы, целей и задач урока.

(см. Презентация)

 

II. Опрос домашнего задания.

Прежде чем приступить к изучению новой темы, мы с Вами проверим домашнее задание.

ВОПРОСЫ:

Что такое информация? /Информация - это сведения об окружающем нас мире (всё что нас окружает)/.

Какие действия человек совершает с информацией? /Человек постоянно совершает действия, связанные с получением и передачей, хранением и обработкой информации./

Как человек хранит информацию? /Хранение информации в уме - собственная (внутренняя информация) - оперативная память; внешняя память (долговременная). Также существует память отдельного человека и память человечества./

Какие современные носители информации вам известны? /Магнитные и лазерные диски, флеш-карты - обладают большой ёмкостью, надёжны и компактны. Винчестер (жёсткий диск)/

(см. Презентация, слайд 2-3)

 

III. Изучение новой темы.

а) Объяснение учителя.

История кодирования информации начинается в доисторической эпохе, когда первобытный человек выбивал в скале незамысловатые образы известных ему объектов окружающего мира.

 

Информация может поступать от передатчика к приёмнику с помощью условных знаков или сигналов самой разной физической природы. Сигнал может быть световым, звуковым, тепловым, электрическим, в виде жеста, слова, движения, другого условного знака.

 

Для того чтобы произошла передача информации, приёмник должен не только принять сигнал но и расшифровать его. Так, услышав звонок будильника - человек понимает, что пришло время просыпаться; телефонный звонок - кому-то нужно с вами поговорить; школьный звонок - сообщает учащимся о долгожданной перемене.

 

Для правильного понятия разных сигналов требуется разработка кода или кодирование.

 

б) Работа с базовыми  понятиями

Ребята, давайте запишем определения, что такое код, кодирование.

Код - это система условных знаков для представления информации.

Кодирование - формирование представления информации с помощью некоторого кода. (или можно сказать, что кодирование, это переход от одной формы представления информации к другой, более удобной для хранения, передачи или обработки).

Обратное преобразование называется декодированием.

Ребята, запишите себе в тетрадь, что:

Декодирование - это процесс восстановления содержания закодированной информации.

(см. Презентация, слайд 4)

 

Способ кодирования зависит от цели, ради которой осуществляется.

Существует три основных способа кодирования информации:

Графический - с помощью рисунков или значков;

Числовой - с помощью чисел;

Символьный - с помощью символов того же алфавита, что и текст.

(см. Презентация, слайд 5)

 

в) Объяснение м применением наглядностей.

Множество кодов очень прочно вошло в нашу жизнь. Так числовая информация кодируется арабскими, римскими цифрами. (часы в классе) для общения мы используем код - русский язык, в Англии - английский и т.д. (см. Презентация, слайд 6) с помощью нотных знаков записывается (кодируется) любое музыкальное произведение, правила дорожного движения закодированы с помощью дорожных знаков (см. Презентация, слайд 7) код используется для оценки ваших знаний в школе ("5" отлично и т.д.), вы пишите что-то в тетради - на самом деле вы кодируете информации с помощью специальных символов, эти символы - буквы. Свой код (почтовый индекс) имеет каждый населённый пункт.

(см. Презентация, слайд 8)

 

Людьми были придуманы специальные коды, к ним относятся: Азбука Брайля, азбука Морзе, флажковая азбука. В середине 19 века французский педагог Луи Брайль придумал специальный шрифт для слепых. Буквы этого шрифта выдавливались на листках плотной бумаги. Проводя пальцами по образовавшимся от уколов выступам, люди учатся различать буквы и могут читать специальные книги. Шифрование - это тоже кодирование, но с засекреченным методом, известным только источнику и адресату.

 

Характерной особенностью азбуки Морзе является переменная длина кода разных букв, поэтому код Морзе называют неравномерным кодом.

 

Буквы, которые встречаются в тексте чаще, имеют более короткий код, чем редкие буквы. Это сделано для того, чтобы сократить длину всего сообщения. Но из-за переменной длины кода букв возникает проблема отделения букв друг от друга в тексте. Поэтому для разделения приходится использовать паузу (пропуск). Следовательно, телеграфный алфавит Морзе является троичным, т.к. в нем используются три знака: точка, тире, пропуск.

 

(см. Презентация, слайд 9-10)

 

Двоичное кодирование - это перевод десятичных чисел в двоичную систему счисления. Вся информация, поступающая в компьютер (винчестер) кодируется числами 1 и 0, это может быть картинка, буквы, числа, так поступающую информацию видит компьютер.

 

(см. Презентация, слайд 11)

 

IV. Закрепление ЗУН.

 

Ребята, сейчас мы с вами выполним практические задания для закрепления. Послушайте условия выполнения работы:

Вы разделитесь на две команды.

Придумайте и запишите название команды.

Выберите капитана команды.

(см. Презентация, слайд 12)

(см. Приложение 4)

 

У вас на столах лежат карточки, которые помогут вам выполнить предложенные задания.

(см. Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3)

На выполнение задания дается определённое время, если выполняется раньше - команда получает 1 балл. Напоминаю: соблюдать тишину и ТБ в компьютерном классе!

(см. Презентация, слайд 13, 14)

 

Задание №1 "Расшифровать следующие записи, используя таблицу азбуки Морзе"

(закодированное слово в столбик)

                                

 

(см. Презентация, слайд 15-16)

 

ФИЗМИНУТКА

Изобразить в пространстве с закрытыми глазами:

 

Сердце

Круг

Букву М

Квадрат

Треугольник

Шпалы

 

(см. Презентация, слайд 17)

 

Задание №2 "Декодирование слов по номерам букв (конкурс капитанов)"

                 

 

(см. Презентация, слайд 18-19)

 

Задание №3 "Заменить буквы её порядковым номером в алфавите: Аa 1, Бa 2, Вa 3, :, Яa 33"

                     

 

(см. Презентация, слайд 20-21)

 

Задание №4 "Закодировать текст, используя код Цезаря (на 1 букву вперёд)"

 

 

(см. Презентация, слайд 22-23)

Подведение итогов - команда победитель.

Награждение победителей. Награждение значками «Лучший кодировщик» самых активных учащихся.

Выставление оценок.

 

V. Итог урока

Наш урок подходит к концу. Давайте проанализируем, что мы с вами сегодня успели сделать (ответы учеников)

  • проверили домашнее задание;
  • изучили новый материал - кодирование информации;
  • закрепили новый материал на практике.

 

VI. Домашнее задание

Изучить § 1.2, стр. 8-10, ответить на контрольные вопросы.

 

Просмотр содержимого документа
«?Тема урока: "Кодирование информации".»

Кодирование  информации

Кодирование информации

Вопросы для повторения:  Что такое информация? Информация – это сведения об окружающем нас мире (всё что нас окружает).  Какие действия человек совершает с информацией? Человек постоянно совершает действия, связанные с получением и передачей, хранением и обработкой информации.

Вопросы для повторения:

Что такое информация?

Информация – это сведения об окружающем нас мире (всё что нас окружает).

Какие действия человек совершает с информацией?

Человек постоянно совершает действия, связанные с получением и передачей, хранением и обработкой информации.

 Как человек хранит информацию? Хранение информации в уме – оперативная память (внутренняя информация); внешняя память (долговременная). Также существует память отдельного человека и память человечества.  Какие современные носители информации вам известны? Магнитные и лазерные диски, флеш - карты – обладают большой ёмкостью, надёжны и компактны. Винчестер (жёсткий диск)

Как человек хранит информацию?

Хранение информации в уме – оперативная память (внутренняя информация); внешняя память (долговременная). Также существует память отдельного человека и память человечества.

Какие современные носители информации вам известны?

Магнитные и лазерные диски, флеш - карты – обладают большой ёмкостью, надёжны и компактны. Винчестер (жёсткий диск)

Кодирование информации Код  – это система условных знаков для представления информации. Кодирование  – это перевод информации в удобную для передачи, обработки или хранения форму с помощью некоторого кода. Декодирование  – это процесс восстановления содержания закодированной информации.

Кодирование информации

Код – это система условных знаков для представления информации.

Кодирование – это перевод информации в удобную для передачи, обработки или хранения форму с помощью некоторого кода.

Декодирование это процесс восстановления содержания закодированной информации.

Существует три основных способа кодирования информации Графический - с помощью рисунков  или значков 2.Числовой - с помощью чисел 3.Символьный - с помощью символов  того же алфавита, что  и текст

Существует три основных способа кодирования информации

  • Графический

- с помощью рисунков или значков

2.Числовой

- с помощью чисел

3.Символьный

- с помощью символов того же алфавита, что и текст

Кодирование числовой информации:  – числа, записанные арабскими    цифрами – числа, записанные римскими цифрами Кодирование текстовой информации: – русский язык   – английский язык

Кодирование числовой

информации:

числа, записанные арабскими цифрами

числа, записанные римскими цифрами

Кодирование текстовой информации:

русский язык

английский язык

Кодирование музыки Кодирование на дорогах

Кодирование музыки

Кодирование на дорогах

«Школьное» кодирование Почтовые индексы (с указанием кода населённого пункта)

«Школьное» кодирование

Почтовые

индексы

(с указанием кода населённого пункта)

Азбука Брайля Язык глухонемых - где символами языка служат определенные знаки.

Азбука Брайля

Язык глухонемых - где символами языка служат определенные знаки.

Сигнальные коды Азбука Морзе Флажковая азбука

Сигнальные коды

Азбука Морзе

Флажковая азбука

Двоичное кодирование 00001110 00010110 00100110 00100110 01000110 01111110 01000110 01000110 1100 0000 1100 0010 1101 0001 А В С 63 00111111

Двоичное кодирование

00001110

00010110

00100110

00100110

01000110

01111110

01000110

01000110

1100 0000

1100 0010

1101 0001

А

В

С

63

00111111

Практические задания

Практические задания

Подготовительный этап  -  Разделение класса на 2 команды.  - Придумать и записать название своей команды.  -  Записать всех участников команды в карточке.  - Выбрать капитана команды.   Жюри:  учитель информатики и гости.

Подготовительный этап

- Разделение класса на 2 команды.

- Придумать и записать название своей команды.

- Записать всех участников команды в карточке.

- Выбрать капитана команды.

Жюри:

учитель информатики и гости.

Работая в группе,  будьте взаимовежливы!

Работая в группе, будьте взаимовежливы!

Задание № 1  Расшифровать следующие записи, используя таблицу азбуки Морзе:

Задание № 1

Расшифровать следующие записи, используя таблицу азбуки Морзе:

Команды  1     2 П Р И Н Т Е Р  М О Н И Т О Р  цифра  текст

Команды 1 2

П

Р

И

Н

Т

Е

Р

М

О

Н

И

Т

О

Р

цифра

текст

ФИЗМИНУТКА
  • ФИЗМИНУТКА
Задание №2  Декодирование слов по номерам букв (конкурс капитанов)

Задание №2

Декодирование слов по номерам букв

(конкурс капитанов)

Команды  1     2 13 6 2    9 15 1 12 3 21 12   14 29 26 30 2 21 12 3 1 25 10 19 13 16 Хлеб Звук Буква Знак Мышь Число

Команды 1 2

  • 13 6 2 9 15 1 12
  • 3 21 12 14 29 26 30

2 21 12 3 1 25 10 19 13 16

Хлеб

Звук

Буква

Знак

Мышь

Число

Задание № 3  Заменить буквы её порядковым номером в алфавите: А  1, Б  2, В  3, …,  Я  33

Задание № 3

Заменить буквы её порядковым номером в алфавите:

А 1, Б 2, В 3, …,

Я 33

Команды  1     2 Алфавит    Тетрадь   Блокнот Циркуль   1 13 22 1 3 10 20  20 6 20 18 1 5 30 2 13 16 12 15 16 20  24 10 18 12 21 13 30

Команды 1 2

Алфавит Тетрадь

Блокнот Циркуль

1 13 22 1 3 10 20

20 6 20 18 1 5 30

2 13 16 12 15 16 20

24 10 18 12 21 13 30

Задание № 4   Закодировать текст используя код Цезаря (на 1 букву вперёд)

Задание № 4

Закодировать текст используя код Цезаря

(на 1 букву вперёд)

Команды    1     2 Компьютер    Клавиатура    Таблица    График               лпнрэяуёс лмбгйбуфсб  убвмйчб дсбхйл

Команды 1 2

Компьютер Клавиатура

Таблица График

лпнрэяуёс

лмбгйбуфсб

убвмйчб

дсбхйл

Подведение итогов урока

Подведение

итогов урока

Кодирование  информации

Кодирование информации

Задание на дом: § 1.6  Р/т № 14–19, стр. 17-23

Задание на дом:

§ 1.6

Р/т № 14–19,

стр. 17-23

 Спасибо  за урок!  До свидания!

Спасибо за урок! До свидания!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!