СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: Кодирование и декодирование информации.

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                 План урока

Урок №

Предмет :

Дата проведения :

Группа №

Специальность :

Преподаватель :Хизриева Н.А.

Тема урока:

                       Кодирование и декодирование информации.

Цель урока: показать учащимся многообразие окружающих человека кодов, четко сформулировать, что является «кодом» и что понимается под «кодированием информации».

Задачи урока:

Воспитательная:

  • Активизировать у учащихся формирование познавательной потребности, интереса к предмету.

 

Развивающая:

  • продолжить развивать умение учащихся высказываться на заданную тему, сопоставлять, анализировать, логически мыслить.

 

Обучающая:

  • показать учащимся многообразие окружающих человека кодов;
  • отметить роль кодирования информации;
  • показать различные виды кодирования.

 

Оборудование:

  • комплекс мультимедиа (ПК, интерактивная доска, проектор)
  • презентация «Кодирование информации»
  • раздаточный материал: листы досье и листы с заданиями

 

Тип урока: урок открытия нового знания.

Формы взаимодействия: индивидуальная, парная, групповая.

Методы обучения:

  • Продуктивные: проблемно – поисковый, частично – поисковый;
  • Репродуктивные: словесно – наглядный.

Образовательные технологии: проблемное обучение, ИКТ - технологии, продуктивное чтение.

Основные понятия:

  • код;
  • кодирование;
  • графический способ кодирования;
  • числовой способ кодирования;
  • символьный способ кодирования.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

ЗДРАВСТВУЙТЕ! Я скажу вам сегодня, здравствуйте! Это, значит, желаю всем, И добра, и любви и здравия, Чтобы было общаться с кем.

 

  1. Актуализация знаний.

Начать наш урок я хотела бы словами Аристотеля, который на вопрос о том, как преуспеть в учении, отвечал:

«ЬТЯНОГОД ХЕТ, ОТК ИДЕРЕПВ, А ЕН ЬТАДЖ ХЕТ, ОТК ИДАЗОП».

Это и будет девизом нашего урока.

Но что за недоумение на ваших лицах? Неужели вы не поняли девиз урока?

А все по тому, что я использовала секретный язык, непривычный для повседневной жизни.

Сейчас вам предстоит расшифровать девиз нашего урока.

Верно, девизом нашего урока будут слова: «Догонять тех, кто впереди, а не ждать тех, кто позади».

Какие вы сообразительные! Как вы догадались? Молодцы! Как вы поняли, я сегодня секретный агент, находящийся на государственной службе.

Я хочу пополнить штат сотрудников новыми агентами. А вы хотите узнать, сможете ли вы быть секретными агентами? Тогда вы должны пройти сложную проверку! Хотите?

В качестве проверки вам необходимо будет декодировать, т.е. расшифровывать, разгадывать различные закодированные сообщения. Причем время на расшифровку у вас будет строго ограничено. Ведь секретным агентам часто бывает необходимо решать жизненно важные задачи за считанные минуты. Так что от вас будет требоваться собранность, четкость и внимательность!

Помимо всего прочего, секретным агентам часто приходится собирать информацию об интересующих его людях. Сегодня мы тоже этим займемся. Мы будем собирать досье о каждом из вас.

И в конце урока сделаем вывод: достойны ли вы звания секретного агента первой, второй или третей степени, а может быть вам необходимо будет пройти обучение в школе секретных агентов еще один раз.

Подписывать листы – досье мы пока не будем, мы это сделаем позже, когда познакомимся с различными способами кодирования.

 

  1. Тема урока и задачи.

На предыдущих уроках мы с вами познакомились с основными информационными процессами. Назовите эти процессы. (получение, передача, хранение и обработка информации)

А сегодня поговорим об еще одном информационном процессе. Исходя из начала урока, вы уже, наверное, догадались, что это за информационный процесс? (кодирование информации)

Итак, теперь вы можете сформулировать тему урока. (Кодирование информации)

А как вы думаете, зачем нам нужно изучать эту тему?

Людям каких профессий приходится сталкиваться с кодированием и декодированием информации?

И возможно в будущем вы выберите одну из этих профессий и вам потребуются знания кодирования информации.

Какую задачу каждый из вас поставит для себя на этот урок? (задача: научиться кодировать и декодировать информацию и научиться использовать это в повседневной жизни)

Итак, задача урока ясна. Теперь необходимо составить план нашей работы.

  • Что такое код, кодирование и декодирование информации?
  • Какие способы кодирования информации существуют?
  • Где в жизни встречаемся с кодированием информации?

А теперь ответьте мне на вопрос: кто и что поможет нам на уроке для того, чтобы справиться с поставленной задачей?

Обратите внимание на листы с заданиями, с которыми мы будем работать. В них есть основное задание (то, которое должны обязательно выполнить все, и именно его мы будем проверять) и есть дополнительные задания (для тех, кто выполнит основное задание быстро, это уже задание для «суперагентов»).

По окончании отведенного времени мы будем проверять правильность выполнения основного задания и ставить определенное количество баллов в листы – досье. Дополнительные задания я проверю сама отдельно, после урока.

  1. Изучение нового материала.

Итак, как звучит первый пункт плана?

Обсудите в парах, как вы понимаете слово код.

Обобщив все ваши предположения, можно сделать вывод, что

КОД – это система условных знаков для представления информации.

Итак, что такое код мы выяснили. А что же означает кодирование?

Можно сделать вывод, что

КОДИРОВАНИЕ – это представление информации с помощью некоторого кода.

А как вы думаете, зачем человек кодирует информацию?

Цель может быть разной:

  • Засекретить информацию;
  • Для удобства обработки;
  • Сократить длинную запись.

Итак, что такое код и кодирование мы узнали. А что, по вашему мнению, означает слово декодирование?

ДЕКОДИРОВАНИЕ – действия по восстановлению первоначальной формы представления информации.

Теперь мы знаем три новых понятия в информатике: код, кодирование, декодирование.

Чаще всего применяют три основных способа кодирования информации:

  • Графический – с помощью рисунков или значков;
  • Символьный – с помощью символов (алфавит, нотный язык и другие);
  • Числовой - с помощью чисел.

Кодировать и декодировать можно текстовую, графическую, числовую и даже звуковую информацию.

Итак, начнем с первого способа кодирования информации – графического.

К графическому способу кодирования информации можно отнести ФЛАЖКОВУЮ АЗБУКУ,РЕБУСЫ, МОРСКАЯ СЕМОФОРНАЯ АЗБУКА.

Следующий способ кодирования информации – это символьный. При таком способе кодирования информации используются различные символы: алфавит, нотный язык, азбука Морзе и др.

Мы рассмотрим один из этих способов – это азбуку Морзе. Вы наверное слышали о ней? Где вы встречались с понятием азбука Морзе?

Этот способ кодирования, который еще называют «морзянкой», был изобретен в 1838 году Сэмюэлем Морзе. А людей, которые профессионально занимаются азбукой Морзе, называют радистами. Именно об этой профессии я предлагаю вам посмотреть видео.

Каждой букве алфавита ставится в соответствие определенное сочетание точек и тире

А мы переходим к следующему способу кодирования – это числовой, т.е с помощью чисел.

Как можно закодировать текст числами?

Один из вариантов кодирования числами – это заменить букву на ее номер в алфавите.

Назовите буквы, которые соответствуют следующим числам: 7 (Ё), 24 (Ц), 18 (Р), 1 (А).

Итог урока.

Итак, обучение в школе секретных агентов вы прошли, экзамен сдан, теперь необходимо вынести вердикт по итогам вашего обучения.

Посчитайте количество общее баллов в ваших листах – досье. И вынесите себе вердикт.

Мне очень хотелось бы узнать, кто из вас достоин звания «Секретный агент I степени». Агенты первой степени, поднимите руки.

Агенты второй степени, поднимите руки.

Агенты третей степени, поднимите руки.

А есть ли среди вас те, кому необходимо пройти повторное обучение в школе секретных агентов?

Давайте вспомним, какую цель каждый из вас ставил в начале урока?

Может ли кто то из вас теперь закодировать и декодировать информацию?

Кому из вас еще нужно поработать над этим?

  1. Информация о домашнем задании.

Я думаю, что каждому из вас необходимо закрепить полученные на уроке знания. Для этого запишите в дневники домашнее задание.

Стр. 46 – 49, РТ: № 84, № 85 (1,2), № 86 (1,2). В детских журналах найти задания, в которых используется кодирование информации.

 

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: Кодирование и декодирование информации.»

План урока

Урок №

Предмет :

Дата проведения :

Группа №

Специальность :

Преподаватель :Хизриева Н.А.

Тема урока:

Кодирование и декодирование информации.

Цель урока: показать учащимся многообразие окружающих человека кодов, четко сформулировать, что является «кодом» и что понимается под «кодированием информации».

Задачи урока:

Воспитательная:

  • Активизировать у учащихся формирование познавательной потребности, интереса к предмету.



Развивающая:

  • продолжить развивать умение учащихся высказываться на заданную тему, сопоставлять, анализировать, логически мыслить.



Обучающая:

  • показать учащимся многообразие окружающих человека кодов;

  • отметить роль кодирования информации;

  • показать различные виды кодирования.




Оборудование:

  • комплекс мультимедиа (ПК, интерактивная доска, проектор)

  • презентация «Кодирование информации»

  • раздаточный материал: листы досье и листы с заданиями




Тип урока: урок открытия нового знания.

Формы взаимодействия: индивидуальная, парная, групповая.

Методы обучения:

  • Продуктивные: проблемно – поисковый, частично – поисковый;

  • Репродуктивные: словесно – наглядный.

Образовательные технологии: проблемное обучение, ИКТ - технологии, продуктивное чтение.

Основные понятия:

  • код;

  • кодирование;

  • графический способ кодирования;

  • числовой способ кодирования;

  • символьный способ кодирования.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

ЗДРАВСТВУЙТЕ!

Я скажу вам сегодня, здравствуйте!
Это, значит, желаю всем,
И добра, и любви и здравия,
Чтобы было общаться с кем.



  1. Актуализация знаний.

Начать наш урок я хотела бы словами Аристотеля, который на вопрос о том, как преуспеть в учении, отвечал:

«ЬТЯНОГОД ХЕТ, ОТК ИДЕРЕПВ, А ЕН ЬТАДЖ ХЕТ, ОТК ИДАЗОП».

Это и будет девизом нашего урока.

Но что за недоумение на ваших лицах? Неужели вы не поняли девиз урока?

А все по тому, что я использовала секретный язык, непривычный для повседневной жизни.

Сейчас вам предстоит расшифровать девиз нашего урока.

Верно, девизом нашего урока будут слова: «Догонять тех, кто впереди, а не ждать тех, кто позади».

Какие вы сообразительные! Как вы догадались? Молодцы! Как вы поняли, я сегодня секретный агент, находящийся на государственной службе.

Я хочу пополнить штат сотрудников новыми агентами. А вы хотите узнать, сможете ли вы быть секретными агентами? Тогда вы должны пройти сложную проверку! Хотите?

В качестве проверки вам необходимо будет декодировать, т.е. расшифровывать, разгадывать различные закодированные сообщения. Причем время на расшифровку у вас будет строго ограничено. Ведь секретным агентам часто бывает необходимо решать жизненно важные задачи за считанные минуты. Так что от вас будет требоваться собранность, четкость и внимательность!

Помимо всего прочего, секретным агентам часто приходится собирать информацию об интересующих его людях. Сегодня мы тоже этим займемся. Мы будем собирать досье о каждом из вас.

И в конце урока сделаем вывод: достойны ли вы звания секретного агента первой, второй или третей степени, а может быть вам необходимо будет пройти обучение в школе секретных агентов еще один раз.

Подписывать листы – досье мы пока не будем, мы это сделаем позже, когда познакомимся с различными способами кодирования.




  1. Тема урока и задачи.

На предыдущих уроках мы с вами познакомились с основными информационными процессами. Назовите эти процессы. (получение, передача, хранение и обработка информации)

А сегодня поговорим об еще одном информационном процессе. Исходя из начала урока, вы уже, наверное, догадались, что это за информационный процесс? (кодирование информации)

Итак, теперь вы можете сформулировать тему урока. (Кодирование информации)

А как вы думаете, зачем нам нужно изучать эту тему?

Людям каких профессий приходится сталкиваться с кодированием и декодированием информации?

И возможно в будущем вы выберите одну из этих профессий и вам потребуются знания кодирования информации.

Какую задачу каждый из вас поставит для себя на этот урок? (задача: научиться кодировать и декодировать информацию и научиться использовать это в повседневной жизни)

Итак, задача урока ясна. Теперь необходимо составить план нашей работы.

  • Что такое код, кодирование и декодирование информации?

  • Какие способы кодирования информации существуют?

  • Где в жизни встречаемся с кодированием информации?

А теперь ответьте мне на вопрос: кто и что поможет нам на уроке для того, чтобы справиться с поставленной задачей?

Обратите внимание на листы с заданиями, с которыми мы будем работать. В них есть основное задание (то, которое должны обязательно выполнить все, и именно его мы будем проверять) и есть дополнительные задания (для тех, кто выполнит основное задание быстро, это уже задание для «суперагентов»).

По окончании отведенного времени мы будем проверять правильность выполнения основного задания и ставить определенное количество баллов в листы – досье. Дополнительные задания я проверю сама отдельно, после урока.

  1. Изучение нового материала.

Итак, как звучит первый пункт плана?

Обсудите в парах, как вы понимаете слово код.

Обобщив все ваши предположения, можно сделать вывод, что

КОД – это система условных знаков для представления информации.

Итак, что такое код мы выяснили. А что же означает кодирование?

Можно сделать вывод, что

КОДИРОВАНИЕ – это представление информации с помощью некоторого кода.

А как вы думаете, зачем человек кодирует информацию?

Цель может быть разной:

  • Засекретить информацию;

  • Для удобства обработки;

  • Сократить длинную запись.

Итак, что такое код и кодирование мы узнали. А что, по вашему мнению, означает слово декодирование?

ДЕКОДИРОВАНИЕ – действия по восстановлению первоначальной формы представления информации.

Теперь мы знаем три новых понятия в информатике: код, кодирование, декодирование.

Чаще всего применяют три основных способа кодирования информации:

  • Графический – с помощью рисунков или значков;

  • Символьный – с помощью символов (алфавит, нотный язык и другие);

  • Числовой - с помощью чисел.

Кодировать и декодировать можно текстовую, графическую, числовую и даже звуковую информацию.

Итак, начнем с первого способа кодирования информации – графического.

К графическому способу кодирования информации можно отнести ФЛАЖКОВУЮ АЗБУКУ,РЕБУСЫ, МОРСКАЯ СЕМОФОРНАЯ АЗБУКА.

Следующий способ кодирования информации – это символьный. При таком способе кодирования информации используются различные символы: алфавит, нотный язык, азбука Морзе и др.

Мы рассмотрим один из этих способов – это азбуку Морзе. Вы наверное слышали о ней? Где вы встречались с понятием азбука Морзе?

Этот способ кодирования, который еще называют «морзянкой», был изобретен в 1838 году Сэмюэлем Морзе. А людей, которые профессионально занимаются азбукой Морзе, называют радистами. Именно об этой профессии я предлагаю вам посмотреть видео.

Каждой букве алфавита ставится в соответствие определенное сочетание точек и тире

А мы переходим к следующему способу кодирования – это числовой, т.е с помощью чисел.

Как можно закодировать текст числами?

Один из вариантов кодирования числами – это заменить букву на ее номер в алфавите.

Назовите буквы, которые соответствуют следующим числам: 7 (Ё), 24 (Ц), 18 (Р), 1 (А).

Итог урока.

Итак, обучение в школе секретных агентов вы прошли, экзамен сдан, теперь необходимо вынести вердикт по итогам вашего обучения.

Посчитайте количество общее баллов в ваших листах – досье. И вынесите себе вердикт.

Мне очень хотелось бы узнать, кто из вас достоин звания «Секретный агент I степени». Агенты первой степени, поднимите руки.

Агенты второй степени, поднимите руки.

Агенты третей степени, поднимите руки.

А есть ли среди вас те, кому необходимо пройти повторное обучение в школе секретных агентов?

Давайте вспомним, какую цель каждый из вас ставил в начале урока?

Может ли кто то из вас теперь закодировать и декодировать информацию?

Кому из вас еще нужно поработать над этим?

  1. Информация о домашнем задании.

Я думаю, что каждому из вас необходимо закрепить полученные на уроке знания. Для этого запишите в дневники домашнее задание.

Стр. 46 – 49, РТ: № 84, № 85 (1,2), № 86 (1,2). В детских журналах найти задания, в которых используется кодирование информации.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!