Министерство образования и науки Республики Татарстан
ГАОУ СПО «Нижнекамский педагогический колледж»
Методическая разработка
внеклассного занятия по математике
«Час занимательной математики»
Мифтахова А.М.,
преподаватель математики и информатики
2014
«Час занимательной математики»
Мифтахова Ания Миннисламовна,
преподаватель математики и информатики
высшей квалификационной категории
Методическое обоснование:
В наше время стало очевидным, что задачи модернизации образования не могут быть решены без оптимального внедрения информационных технологий (ИТ) во все сферы. Использование ИТ предполагает развитие новых форм и содержания традиционных видов деятельности учащихся, что ведет их к осуществлению на более высоком уровне. ИТ рассматривают как одно из средств обучения и воспитания учащихся, способствующее их развитию, активной познавательной деятельности.
Используя возможности ИТ, учитель лишь определенным образом трансформирует структуру процесса обучения, организует учебный процесс, оптимизируя самостоятельную учебно-познавательную деятельность учащихся, повышая эффективность обучения. Средства ИТ целесообразно применять в комплексе с другими средствами обучения.
Отличительной особенностью работы на данном внеклассном занятии было использование мультимедийной презентации, в которой кадры могут демонстрироваться последовательными рядами.
Технология: Информационная технология.
Дисциплина: математика.
Тема программы: Внеклассная работа по математике и методика её проведения.
Тема занятия: Методика проведения часа занимательной математики с использованием ИТ.
Цель занятия:
1) показать, как при проведении внеклассного занятия развивается логическое мышление, углубляются и расширяются знания учащихся по математике;
2) показать, как можно развивать познавательную активность, интерес к предмету, выявлять наиболее одаренных и способных обучающихся;
Методическая цель: показать учащимся методику проведения внеклассного занятия "Час занимательной математики" с использованием ИТ.
Форма проведения занятия: Урок - игра "Брейн-ринг".
Методы и приемы: Объяснение, разъяснение, беседа, иллюстрация, демонстрация, наблюдение учащихся, упражнения, просмотр; классификация, сравнение, обобщение, анализ, синтез.
Наглядность и оборудование: Ноутбук, мультимедийный проектор, экран, музыкальный центр, нагрудные номера, сигнальные карточки, табло с очками, бубен, деревянный молоток, слайд-шоу: Брэйн-ринг;
I раунд "Кроссворд" Функции
| Ч | | | | | я | | |
| П | | | | | | | | | | я | |
| Н | | | | | | | я | | |
М | | | | | | | | | | | ь | |
Э | | | | | | | | | ы | | |
| В | | | | | | | | | | | я |
З | | | | | | | | | | | | | | | о |
| н | | | и | |
| у | | | | | | | | я | |
Ответы: Чётная, периодическая, нечётная, монотонность, экстремумы, возрастающая, знакопостоянство, нули, убывающая.
II раунд "Лишний ряд"
Найдите лишний ряд:
1) 2 4 8
2) 6 12 24
3) 16 8 4
4) 10 20 40
III раунд "Задача"
"Когда Аня, Женя и Нина спросили, какие оценки им поставлены за контрольную работу по математике, то учительница ответила: - Попробуйте догадаться сами, если я скажу, что в вашем классе плохих отметок нет, а у вас троих отметки разные, причем у Ани не "3", у Нины - не "3" и не "5". Какую отметку получила каждая из учениц?";
IV раунд "Ребусы"
"Па 3 от"; "Те 100"; "Ли 100 к";
"V раунд "Загадка" (расшифровка)
Ц 9 - 9 | Ю 8 + 9 | Я 50 - 7 |
А 8 - 5 | Т 12 - 8 | Д 32 - 17 |
Р 7 + 6 | Г 13 + 7 | Л 65 - 42 |
К 3 + 9 | И 0 + 25 | Й 26 + 14 |
У 5 + 4 | Б 7 - 0 | Н 80 - 52 |
Ш 10 - 8 | Ж 20 - 5 | Э 18 + 8 |
В 4 + 7 | Ч 30 + 40 | О 47 - 9 |
Е 6 + 8 | Ь 90 - 60 | Ц 34 + 19 |
Ы 15 - 7 | З 40 + 2 | П 71 - 21 |
53 | 4 | 38 | 25 | 4 | | 3 | 28 | 4 | 38 | 2 | 12 | 3 |
| | | | | | | | | | | | |
28 | 3 | | 38 | 49 | 28 | 38 | 40 | | 28 | 38 | 15 | 12 | 14 |
| | | | | | | | | | | | | |
20 | 49 | 14 | | 53 | 38 | 23 | 28 | 0 | 14 | | 53 | 4 | 3 | 28 | 14 | 4 |
| | | | | | | | | | | | | | | | |
4 | 9 | 49 | 3 | | 25 | | 38 | 28 | | 20 | 23 | 43 | 28 | 14 | 4 |
| | | | | | | | | | | | | | | |
"Поздравляем победителей"; "Спасибо за внимание!"
Внутрипредметные связи:
- методика работы над текстовыми задачами;
- нумерация целых неотрицательных чисел;
- сложение и вычитание чисел в пределах 100.
Межпредметные связи: - решение логических задач;
- устное народное творчество;
- виды музыкальной деятельности.
Задания для подготовки к занятию:
- однозначные и двузначные числа в пределах 100.
- сложение и вычитание однозначных и двузначных чисел в пределах 100.
Ход занятия
I. Организация начала занятия.
Под музыку дети заходят в класс и встают перед гостями.
Ведущий: Добрый день! Мира, счастья и любви вам и вашим близким! Сегодня мы с вами на "Брэйн-ринге" посвященном математике - царице всех наук. Математика - очень важная наука. Без неё не обходится ни один человек независимо от возраста и профессии.
1 ученик: Чтоб водить корабли,
Чтобы в небо взлететь,
Надо многое знать,
Надо многое уметь!
И при этом, и при этом,
Вы заметьте-ка, друзья
Очень важная наука …
Дети (вместе) Арифметика!
2 ученик: Почему корабли не садятся на мель,
А по курсу идут сквозь туман и метель?
Потому что, потому что,
Вы заметьте-ка, друзьям
Капитанам помогает…
Дети (вместе) Арифметика!
3 ученик: Чтоб врачом, моряком
Или летчиком стать,
Надо, прежде всего, арифметику знать!
И на свете нет профессии,
Вы заметьте-ка, друзья
Где бы нам не пригодилась…
Дети (вместе) Арифметика!
Ведущий: На сегодняшнем внеклассном занятии будем развивать логическое мышление, углублять и расширять знания по нумерации чисел и арифметическим действиям над числами в пределах 100. Проведесм занятие в форме игры «Брейн-ринг». В нашей игре принимают участие две команды - команда "Плюс" и команда "Минус". Представляем участников команды "Плюс".
Представление участников.
Ведущий: Представляем участников команды "Минус".
Представление участников. Участники обеих команд садятся за игровые
места.
Ведущий: Напоминаю правила игры. Играем до пяти очков. В каждом раунде будет разыгрываться одно очко. Время на обсуждение 30 секунд. После того как будет задан вопрос и дан сигнал "Время", капитан той команды, которая знает ответ, поднимает сигнальную карточку и сообщает нам, кто будет отвечать: номер игрока, его фамилию и имя.
В случае, если у команды нет правильного ответа, дается время на обсуждение другой команде, но уже 10 секунд. После истечения времени команда должна дать ответ. Если и эта команда дает неправильный ответ, счет остается прежним. Тогда в следующем раунде будет разыгрываться два очка.
Призовой фонд нашей игры - шоколадные конфеты.
Вас, уважаемые учителя, я попрошу по окончании игры назвать лучшего игрока, который также будет награжден ценным подарком.
Итак, команды готовы? Счет 0:0. Первый раунд (удар гонга).
II. Основная часть.
Раунды 1 - 5.
1. Кроссворд
2. Исключить лишнее
3. Задача
4. Ребусы
5. Загадка (расшифровка)
Ведущий: Внимание! Вопросы для брэйн-ринга.
1. Две сардельки варятся 6 минут. Сколько времени будут вариться 8 таких сарделек? (6 минут)
2. Шла баба в Москву и повстречала трех мужиков. Каждый из них нес по мешку, в каждом мешке - по коту. Сколько существ направлялось в Москву? (одна баба)
3. Пять лампочек тускло горели в люстре. Хлопнули двери и две перегорели. Сделать нужно вам малость: сказать, сколько лампочек осталось? (пять)
4. В клетке находились 4 кролика. Четверо ребят купили по одному из этих кроликов и один кролик остался в клетке. Как это могло случиться? (один мальчик купил кролика вместе с клеткой)
5. Когда гусь стоит на двух ногах, то весит 4 килограмма. Сколько будет весить гусь, когда встанет на одну ногу? (4 кг.)
6. На столе стояли три стакана с вишней. Костя съел один стакан вишни, поставив пустой стакан на стол. Сколько стаканов осталось? (три)
7. Две матери, две дочки, да бабушка с внучкой. Сколько их было? (три)
8. Сидят три кошки, против каждой кошки - две кошки. Много ли всех? (три)
9. У одного мужика спросили, сколько у него детей? Он ответил: у меня 4 сына и у каждого из них родная сестра. Сколько же детей у него было? (пять)
10. Три мальчика, Коля, Петя и Ваня, отправились в лавочку. По дороге у лавочки они нашли три копейки. Сколько бы денег нашел Ваня, если бы он отправился в лавочку один? (три копейки)
11. Семь воробушек спустились на грядки. Скачут и что-то клюют без оглядки. Котик - хитрюга внезапно подкрался, мигом схватил одного и умчался. Вот как опасно клевать без оглядки! Сколько теперь их осталось на грядке? (ни одного)
12. Что тяжелее - один килограмм ваты или один килограмм железа? (одинаково)
После пятого раунда объявляется тайм-аут.
3. Тайм-аут
Ведущий: Вашему вниманию предлагаются школьные частушки.
Их исполняют…
1. Пропоем мы вам частушки,
Хорошо ли, плохо ли,
А потом мы вас попросим,
Чтобы вы похлопали.
2. В нашем классе Ваня есть -
Настоящий интерес.
Весь урок сидит под партой
Как ему не надоест?
3. Катя всех быстрей бежит
И съезжает с горки.
А за партою дрожит,
Словно мышка в норке.
4. Саша с Ваней в нашем классе
Неразлучные друзья.
Как увидят нас, девчонок,
Так бегут, как от огня.
5. Наш учитель ждал ответа
От Наташи долго -
Ни ответа, ни привета,
Никакого толка.
6. Математику, друзья
Очень полюбила я.
Как её не полюбить?
Коммерсантом хочу быть.
7. Мы пропели вам частушки,
Хорошо ли, плохо ли,
А теперь мы вас попросим,
Чтобы вы похлопали.
Ведущий: Сейчас я вам буду загадывать загадки, в которых встречаются числа. Та команда, которая отгадает все загадки, получает одно очко. Если хотя бы одну загадку команда не отгадает, то очко не присуждается.
Загадки:
1. Дом без окон и дверей,
Как зеленый сундучок,
В нем шесть кругленьких детей
Называется . . . (стручок)
2. Два брюшка, четыре ушка. (подушка)
3. Стоит Антошка
На одной ножке.
Где солнце станет,
Туда он и глянет. (подсолнух)
4. Живут два друга,
Глядят в два круга. (глаза, очки)
5. Овсом его не кормят,
Кнутом его не гонят,
А как пашет -
Семь плугов тащит. (трактор)
6. Под одной крышей
Четыре братца живут. (стол)
III. Заключительная часть.
Подведение итогов:
Ведущий: Итак, в тяжелой и упорной борьбе победила команда . . . . . . .
За упорство, за волю к победе награждается команда . . . . . . . .
Награждение лучшего игрока.
Спасибо командам за участие, гостям за внимание.
Схема наблюдения и анализа внеклассного занятия по математике
1. Школа, класс, дата проведения, учитель.
2. Тема занятия.
3. Основная дидактическая цель занятия.
4. Содержание материала внеклассного занятия: соответствие содержания материала программным требованиям, какой материал повторялся на занятии.
5. Образовательные задачи: какие знания, умения и навыки закрепились; Какой дополнительный материал использовался; осуществление на уроке воспитательных и развивающих функций обучения.
6. Структура занятия: основные этапы занятия, их последовательность и логическая связь, соответствие структуры занятия его содержанию и целям, распределение времени на основные этапы занятия.
7. Методы и приемы обучения: какие методы были использованы на занятии при повторении знаний, умений и навыков, их эффективность и соответствие целям и содержанию; методические приемы проверки заданий, проведения устных упражнений, работы над решением задач, эффективность использования этих методических приемов; упражнения, используемые на каждом этапе урока, их роль и методика работы над ними.
8. Организация учебной работы на занятии: постановка целей работы на каждом этапе занятия, чередование различных видов деятельности в течение занятия, контроль и оценка работы детей, сочетание фронтальной и индивидуальной работы с детьми, приемы установления рабочей дисциплины и доброжелательной атмосферы.
9. Оборудование занятия: цель, место и методика использования различных средств обучения, наглядных пособий, учебников, дидактических материалов, технических средств обучения.
10. Результаты занятия: выполнение образовательных, воспитательных и развивающих функций обучения.
Литература:
1. Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Методика обучения математике в начальных классах. - М., 1984. – 310с.
2. Груднев В.А. Внеклассная работа по математике в начальной школе. - М., 1975.- 87с.
3. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах. - М., 2001. – 260с.
4. Кордемский Б.А. Математическая шкатулка. - М., 1991. – 68с.
5. Подласый И.П. Педагогика. - М., 1999. – 364с.
6. Смирнов С.А. Педагогика. - М., 2001. – 372с.
8