Ответ на вопрос к контрольной работе по дисциплине «Основы теории социальной работы» для студентов заочной формы обучения
Толерантность при социальной работе.
В современном мире на фоне различных социальных, экономических и демографических кризисов становится актуальной проблема толерантности. Довольно часто общество не совсем верно трактует данное понятие, из-за чего возникает множество разногласий. Вследствие этого значение толерантности в современной социокультурной реальности умаляется, либо же трактуется как «закрытие глаз на проблему», слабохарактерность, неспособность принять конкретную сторону.
Толерантность в социальной работе – одно из основных качеств, но оно отнюдь не подразумевает покорность ситуации. Поэтому прежде, чем раскрыть суть толерантности работника социальных служб, сформулируем данное понятие. В социально-психологическом контексте толерантность – это умение спокойно воспринимать чужой образ жизни, терпимость, невраждебное признание права на существование других культур, способность устойчиво сосуществовать в этническом и культурном многообразии. Иными словами, толерантность никак нельзя назвать качеством слабых людей. «Холодный» рассудок требует большой внутренней силы. Посмотрим, что на этот счет говорят другие ученые.
Так П. Гарнсей говорит о том, что толерантность нельзя путать или смешивать с апатией или пассивной уступчивостью, так как толерантность – состояние активного взаимодействия [1]. З.А. Кочергина рассматривает понятие толерантности как равнодостоинство личностей с разными взглядами. Она говорит, что только человек, принимающий во внимание другого человека, может быть подлинным субъектом толерантности [2]. Р.П. Друа так же говорит о принципе взаимности в механизме толерантности [1]. Он считает, что если действия одного индивида не лишают других возможности вести себя свободно, то они являются объективно толерантными.
Обобщая сказанное, отметим, что толерантность социального работника заключается в готовности воспринимать отличный от его собственного образ жизни, убеждения, поведение, религиозное мировоззрение и тому подобное. Однако вопреки многим исследованиям механизма толерантности, остается открытым вопрос, например, о крайней верхней точке толерантности, границах, условиях овладения толерантностью. Особенно это касается социального работника, в чьем арсенале толерантность относится к самым главным качествам.
Рассмотрим основные ценности социального работника, принятые в мире. Приоритетными среди них считаются преобладание индивида над обществом, уважение к индивидуальности, мотивационная форма работы с человеком, конфиденциальные отношения между социальным работником и клиентом, готовность оказать помощь и передать учения и знания в трудной ситуации [3]. Также заострим внимание на требованиях, которые предъявляются к категории работников социальных служб. Для этого обратимся к работам известного ученого Е. И. Холостовой. Она выделяет базовые характеристики социального работника вне зависимости от специализации [3]:
– способность обеспечить посредничество между клиентом и государственными структурами;
– роль третьего лица между личностью и микросредой (например между клиентом и его семьей, между ребенком и родителями и так далее);
– умение влиять на общение и отношения между людьми;
– умение работать в условиях неформального общения;
– способность сопереживать клиенту в решении проблем;
– умение вести диалог;
– коммуникабельность и экстравертность.
Такая помощь, как социальная работа, решает многофункциональные и многоуровневые задачи с самыми разными группами клиентов. Поэтому в этой сфере предполагается высокий уровень толерантности, поскольку работа с широким групповым спектром создает большие риски. Но здесь социальный работник может столкнуться с тем, что называется «выгоранием». Выгорание – это истощение эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов человека. Причем выгорание может стать причиной как чрезмерного стремления к пониманию и состраданию, так и недостатку толерантного отношения. Здесь уже стоит говорить о том, что у социального работника должна быть стойкая система принципов и профессиональная компетентность в общении с клиентами.
Вопреки принципу равнозначности трудных жизненных ситуаций людей, помощь и схема общения, применимые к ним, неодинаковые. Стоит помнить, что, как говорилось выше, социальный работник не должен решать проблемы своих клиентов. Он выступает третьей стороной и источником мотивационных процессов.
Социальный работник ни в коем случае не должен делить клиентов на «удобных» и «неудобных», смотреть на материальный достаток или интеллектуальный уровень. Все клиенты находятся в одинаковом положении – трудной жизненной ситуации, то есть в таких обстоятельствах, которые по каким-либо причинам нарушили привычный ход их жизни. Необходима твердая установка в сознании социального работника на принятие и понимание, индивидуальный подход к каждому клиенту.
Подводя итог, отметим, что толерантность социального работника – сложное и многогранное понятие. Оно подразумевает под собой нахождение одновременно в состоянии сопереживания и нейтральной стороны. Нарушение этого тонкого равновесия может привести к нежелательным последствиям, в виде профессионального выгорания или некомпетентному обращению с клиентами. Поэтому такое качество, как толерантность, является одним их самых сложных и приоритетных в арсенале работника социальных служб.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Завьялова Н. И. Толерантность социального работника: общая характеристика / Н. И. Завьялова // Вестник ТГУ. – 2010. – №12. – С.159–163.
2. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): сборник научно-методических статей / ред. С.К. Бондырева. – М.: Москва, 2003. – 367 с.
3. Холостова Е. И. Социальная работа / Е. И. Холостова. – М., 2013. – 345 с.
4. «Научно-практический электронный журнал Аллея Науки» №16 2017 Alley-science.ru.