СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 21.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ТОООНК Лекция "Функции и структура процесса обучения"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лекция "Функции и структура процесса обучения" для курсов 1ппН, 2 опН специальности "Преподавание в начальных классах"

Задание к лекции: создайте логическую схему содержания процесса обучения (включая все известные вам понятия)

Просмотр содержимого документа
«ТОООНК Лекция "Функции и структура процесса обучения"»

Тема: Функции и структура процесса обучения


Процесс обучения выполняет ряд функций: образовательную, развивающую, воспитательную и организационную. Они выступают комплексно, но, для того чтобы правильно организовать практическую деятельность, спланировать задачи обучения, их следует рассмотреть отдельно.

Образовательная функция заключается в формировании у учащихся знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности. При этом учащиеся получают сведения по основам наук и видам деятельности, они усваивают способы сознательного оперирования полученными знаниями, использования их для решения жизненных задач.

Воспитательная функция связана с формированием у учащихся нравственности, эстетических представлений и вкусов, системы взглядов на мир, способности следовать социальным нормам поведения.

Развивающая функция состоит в том, что в процессе обучения происходит развитие ребёнка во всех направлениях: развивается его речь, мышление, эмоционально-волевая, мотивационно-потребностная и сенсорно-двигательная сферы личности.

Организационная функция состоит в развитии и формировании приспособления воспитанников к жизни в реальных условиях, организации и самоорганизации их деятельности, воспитании умения распределять своё время, дисциплинированности.

Проблема единства и взаимосвязи функций обучения состоит с том, что для формирования у ученика базовой культуры личности, для его гармоничного развития учебный процесс должен осуществляться таким образом, чтобы его функции были неразрывны, реализовывались во всех компонентах обучения: в комплексе задач урока, в содержании учебного материала, в системе методов, приёмов, форм и средств обучения и т. д. Так, одним из общедидактических требований к уроку является наличие триединой цели, включающей образовательные, воспитательные и развивающие задачи.

Структура процесса обучения.

Чтобы раскрыть структуру процесса обучения, надо знать ту общую структуру, которая присуща всякой деятельности вообще. В философии структура деятельности характеризуется наличием следующих компонентов: целевого, потребностно-мотивационного, содержательного, операционно-деятельностного, эмоционально-волевого, контрольно-регулировочного и оценочно-результативного. В процессе обучения учащиеся осуществляют учебно-познавательную деятельность. В этой деятельности мы также можем выделить все названные выше структурные компоненты. Таким образом, организуя учебную работу школьников, учитель должен направить ее таким образом, чтобы в учебном процессе присутствовали все эти компоненты. Следовательно, раскрыть процессуальную основу обучения – значит, уяснить, какой должна быть организация каждого из этих структурных компонентов.

Попытаемся дать характеристику каждого из них.

а) целевой компонент учебно-познавательной деятельности учащихся.

В обучении учитель и учащиеся должны хорошо представить себе цели этого процесса. Цель есть мысленное представление конечного результата учебно-познавательной деятельности. Поэтому учащимся нужно хорошо осмысливать цель предстоящей учебной деятельности.

Четкое определение цели обучения стимулирует учебно-познавательную деятельность, а также концентрирует внимание учащихся на достижении тех результатов учебной работы, которые определены целью. Обычно цель обучения конкретизируется в образовательных, воспитательных и развивающих задачах.

В реальном учебном процессе цель и задачи обучения определяются на основе:

  • требований учебной программы;

  • учета возрастных особенностей;

  • уровня подготовленности школьников;

  • учета возможностей учителя, его педагогического мастерства;

  • учета оборудования учебного кабинета и т.д.

б) потребностно-мотивационный компонент учебно-познавательной деятельности.

Этот компонент процесса обучения имеет важное стимулирующее значение. Для учащихся важно не только понимать, чего они должны достичь, но и иметь внутреннее стремление к активной учебно-познавательной деятельности.

А.Дистервег писал: «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение…»

На формирование потребностей и мотивов активной учебно-познавательной деятельности учащихся оказывают влияние многочисленные факторы.

Психологический механизм воздействия этих факторов и приемов состоит в том, что они должны возбуждать у учащихся переживание внутренних противоречий между тем, как они учатся и как должны учиться, и стимулировать их активность, стремление к овладению знаниями. Известный дидакт М.А.Данилов по этому поводу писал: «Движущей силой учения является противоречие между знанием и незнанием. В процессе обучения надо создавать условия, чтобы у учащихся возникало переживание этих внутренних противоречий и появлялась потребность в овладении изучаемым материалом».

В качестве важнейших условий формирования у учащихся потребности в овладении изучаемым материалом и возбуждения их познавательной активности выступают:

  1. постановка познавательных задач и создание проблемных ситуаций;

  2. оказание помощи учащимся в создании условий переживания ими радости успехов в овладении изучаемым материалом;

  3. эрудиция учителя и его педагогическое мастерство;

в) содержательный компонент учебно-познавательной деятельности учащихся.

Содержание обучения определяется учебным планом, учебными программами и учебниками. Тем не менее, определяя содержание отдельных уроков, учителю необходимо подумать, каким конкретно должно быть это содержание. А именно:

  • обратить внимание на те вопросы, которые связывают новый учебный материал с ранее изученным:

  • определить основные представления и понятия в изучаемом материале;

  • выделить те мировоззренческие идеи, нравственные и эстетические отношения, которые заключены в учебном материале и которые должны усвоить школьники;

  • определить специальные и общие учебные умения и навыки, которые следует сформировать у учащихся в связи с изучаемым материалом;

  • определить объем учебного материала, который должны усвоить школьники.

г) операционно-деятельностный компонент процесса обучения.

Этот компонент отражает непосредственно процессуальную сущность обучения и в его структуре является главным. Для организации учебно-познавательной деятельности по овладению изучаемым материалом важное значение имеет положение о том, что этот процесс представляет собой своеобразное самостоятельное открытие учеником уже имеющихся в науке знаний.

В процессе обучения учащиеся в определенной мере воссоздают, но только в более свернутом виде те практические действия, которые совершались в процессе познания тех или иных предметов или явлений. Система познавательных действий включает в себя: восприятие изучаемого материала, его осмысление, запоминание, применение усвоенных знаний на практике, последующее повторение, обобщение и систематизацию знаний, умений и навыков. Иногда эти познавательные действия называют этапами овладения знаниями (С.П.Баранов, В.А.Сластенин, И.Ф.Харламов).

д) эмоционально волевой компонент процесса обучения.

Положительные эмоции активизируют процесс и делают его для учащихся интересным и увлекательным. Эмоциональные переживания младших школьников вызываются специальным подбором содержания учебного материала и эмоциональным преподнесением его учителем.

Эффективность обучения во многом также зависит от намерений ученика, от его волевых усилий. «Слабое усвоение материала является не столько результатом плохой памяти, сколько отсутствием волевых усилий при его запоминании» (А.А.Смирнов).

е) контрольно-регулировочный компонент обучения.

Процесс обучения связан с решением разнообразных дидактических задач. В одном случае надо добиваться усвоения нового учебного материала, а в другом – главной целью учебной работы является применение знаний на практике и т.д.

В процессе обучения одни учащиеся как бы идут впереди и работают без должной умственной нагрузки, другие – испытывают затруднения в овладении новым учебным материалом. Первым надо давать дополнительные задания, а другим – больше помогать, чтобы они лучше усваивали учебный материал. Следовательно, в процессе обучения необходимо осуществлять регуляцию учебно-познавательной деятельности учащихся и контроль за результатами их учебного труда.

ж) оценочно-результативный компонент процесса обучения. Этот компонент предполагает оценку учителем и самооценку учениками достигаемых результатов в процессе обучения. Если ученик осуществляет самоконтроль, то, выявляя недостатки в своих знаниях, он побуждает себя к дальнейшей работе по изучению учебного материала. Поэтому очень важно учителю начальных классов проводить специальную работу по формированию у школьников приемов самоконтроля: воспроизведение учебного материала вслух или про себя, ответы на вопросы учебника, составление краткого плана прочитанного, решение задач и примеров, придумывание своих примеров и т.д.

В заключении отметим, что все рассмотренные выше компоненты процесса обучения взаимосвязаны между собой и в своей совокупности обеспечивают определенный результат учебно-педагогической деятельности школьников.

Тема: Психологические основы познавательной деятельности в процессе обучения (самостоятельный конспект)


Начальной ступенью учебного процесса является организация восприятия учащимися изучаемого материала. Эта ступень познавательной деятельности состоит в том, что учащиеся с помощью органов чувств, т.е. слуховых, зрительных, осязательных, обонятельных ощущений воспринимают внешние свойства. Особенности и признаки изучаемых предметов и явлений.

Восприятие есть отражение в сознании человека совокупности ощущаемых внешних свойств, качеств и признаков познаваемых предметов и явлений.

А что же остается в сознании учащихся, когда ощущения прекращаются, когда учащиеся больше не воспринимают тот или иной учебный материал?

В сознании остаются следы восприятий в виде слуховых, зрительных, осязательных, обонятельных образов, или представлений.

Другими словами, в результате восприятия изучаемых предметов и явлений у учащихся образуются представления о них. Представление – это сохранение в сознании человека образов воспринятых предметов и явлений.

Представления есть низшая, эмпирическая форма знания, в нем не раскрывается сущность изучаемых предметов и явлений, а только их внешние свойства. Тем не менее чувственное познание имеет большое значение в обучении младших школьников. У учащихся начальных классов преобладает конкретно-образное мышление. Поэтому учебный материал ими усваивается в основном на уровне представлений. Представления о каком-то предмете или явлении будут у них богаче, полнее, если в восприятии этого предмета или явления будет участвовать как можно больше органов чувств. А это достигается при использовании в обучении наглядности. Благодаря применению наглядности учащиеся воспринимают изучаемый материал не только с помощью органов слуха, но и зрения, у них формируются не только слуховые, но и зрительные представления.

Однако в процессе обучения, как и в познании, необходимо осмысливать сущность предметов и явлений, заключенные в них причины и следствия. Это достигается с помощью мышления. Мышление «работает» тогда, когда в сознании младших школьников имеется необходимый материал, и в частности, наличие определенного количества представлений. Поэтому представления очень важны для раскрытия сущности предметов и явлений. Чем больше в сознании учащихся представлений о свойствах и признаках изучаемых предметов и явлений, чем эти представления ярче, богаче и полнее, тем больше имеется материала для «работы» мышления.

Сущность предметов и явлений раскрывается в процессе их осмысления. Это весьма важный этап в организации познавательной деятельности младших школьников, поскольку в этом возрасте осуществляется переход от конкретно-образного мышления к абстрактному. Если в процессе организации познавательной деятельности этому этапу учитель начальных классов не будет уделять должного внимания, то в последующие годы будет трудно, а порою даже и невозможно наверстать упущенное в развитии мышления школьников.

Сущность осмысления школьниками учебного материала состоит в том, что они анализируют воспринятые свойства и признаки изучаемых предметов и явлений, выделяют из них главные и существенные.

В процессе осмысления делаются обобщения, формулируются понятия.

Понятия – форма знания, в которой раскрывается сущность изучаемых предметов и явлений, и которые выражаются в ясных и точных формулировках.

В результате осмысления изучаемого материала достигается его понимание, т.е. осознание сущности, причин и следствий изучаемых предметов и явлений.

Кроме того, процесс осмысления оказывает существенное влияние на умственное развитие младших школьников, формирование у них общих учебных умений и навыков (умений сравнивать, анализировать, обобщать, самостоятельно делать выводы и т.д.).

Однако овладение изучаемым материалом не сводится к его пониманию и формулированию научных понятий. Часто бывает, что ученик все понимает, если кто-то отвечает другой, а когда учитель спросит его самого, он оказывается не в состоянии воспроизвести учебный материал.

Знанием учебный материал становится тогда, когда школьники не только его понимают, но и сохраняют в памяти, умеют свободно воспроизводить «Мы хорошо знаем лишь столько, сколько можем сказать. Мы хорошо знаем лишь то, что можем выразить словами» (А.Дистервег).

В этой связи запоминание изучаемого материала является также важной ступенью его усвоения. Запоминание осуществляется тогда, когда изучаемый материал хорошо осмыслен и понят. Если учебный материал как следует не осмыслен, то его заучивание превращается в механическую зубрежку.

Обычно запоминание (усвоение) осуществляется путем воспроизведения, повторения изучаемого материала. Еще К.Д.Ушинский писал: «Повторение может быть двух родов, из которых одно мы назовем активным, а другой – пассивным. Пассивное повторение состоит в том, что ученик воспринимает то, что воспринимал прежде… Активное повторение состоит в том, что ученик самостоятельно, не воспринимая впечатлений из внешнего мира, воспроизводит в самом себе следы воспринятых прежде представлений. Это активное повторение гораздо действительнее пассивного, а способные дети инстинктивно предпочитают его первому: прочитав урок, они закрывают книгу и стараются проговорить его на память».

В качестве активных способов воспроизведения изучаемого материала выступают: пересказ учебного материала вслух или про себя, устные ответы на вопросы учебника, устное или письменное составление плана, тезисов по изученному материалу, придумывание своих примеров и т.д.

Запоминание бывает концентрированным и рассредоточенным. При концентрированном запоминании знания переходят в кратковременную память и быстро забываются. При рассредоточенном запоминании знания переводятся в долговременную память.

Существенной частью операционно-деятельностного компонента процесса обучения является применение усвоенных знаний на практике и формирование практических умений и навыков.

Для применения знаний на практике важнейшее значение имеют два положения. Первое из них заключается в том, что прежде чем переходить к применению знаний на практике, нужно добиться, чтобы учащиеся хорошо усвоили теоретический материал. Второе положение – применение знаний на практике является для учащихся слишком трудным учебно-познавательным действием. Например, школьники знают, что при перемене мест слагаемых сумма не меняется. Однако на практике им всякий раз приходится думать над этим вопросом. Следовательно, в применении знаний на практике нужна очень хорошая натренированность, которая достигается с помощью многократных упражнений. Поэтому, учебно-познавательная деятельность учащихся по формированию умений и навыков включает в себя как первичное применение знаний на практике, так и дальнейшую работу по их совершенствованию.

Организация тренировочных упражнений по применению знаний на практике включает в себя:

а) показ учителя, как нужно выполнять те или иные действия по применению изученного материала на практике;

б) первичное воспроизведение учащимися показанных учителем действий;

в) последующую тренировку в решении более сложных задач.

Однако овладение знаниями не сводится к одному познавательному акту, искомое не раскрывается сразу во всем многообразии форм и связей, а требует дальнейшей умственной и практической работы по повторению, обобщению и систематизации знаний, умений и навыков.

Почему обязательно необходимо организовывать работу школьников по повторению, обобщению и систематизации знаний, практических умений и навыков?

Во-первых. На каждом последующем этапе познания открываются новые грани в изучаемом материале. Повторение и обобщение учебного материала поможет глубже, полнее и всестороннее его осмыслить.

Во-вторых. Усвоение изучаемого материала бывает концентрированным и рассредоточенным. При концентрированном усвоении знания переходят в кратковременную память, и если учебный материал не повторять, они быстро забываются. Поэтому в обучении надо организовывать рассредоточенное усвоение изучаемого материала, т.е. его повторение и обобщение, неоднократное обращение к его изучению.

В-третьих. Для овладения знаниями очень важно, чтобы они усваивались в системе, чтобы ученик осмысливал те взаимосвязи, которые существуют в содержании изучаемого материала. Это достигается также его повторением и систематизацией.

Такова система учебно-познавательных действий (или этапов) по овладению учащимися новым учебным материалом.






4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!