СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тренинговое занятие для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания "

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Синдром профессионального выгорания» или «синдром эмоционального выгорания», который может возникнуть  у любого человека с большим опытом работы, чья деятельность так или иначе связана с людьми. В занятии представлены упражнения по профилактике стадий эмоционального выгорания:

1. стадии снижения самооценки

2. стадии одиночества

3. стадии эмоционального истощения, потеря трудоспособности.

Просмотр содержимого документа
«Тренинговое занятие для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания "»

Тренинговое занятие для педагогов

«Профилактика эмоционального выгорания средствами сенсорной комнаты».





Шеринг. «Мои ожидания - мои возможности»

Уважаемые участники, предлагаю вам ответить на 2 вопроса:

  1. Ваша цель пребывания на занятии (что рассчитываете получить от встречи?)
  2. «Что я могу сделать для реализации своей цели и целей других».


Есть такой термин в психологии труда – «синдром профессионального выгорания» или «синдром эмоционального выгорания», который не все правильно понимают. Вообще, возникать этот синдром может у любого человека с большим опытом работы, чья деятельность так или иначе связана с людьми.

Исследователи выделяют ряд факторов, ведущих к развитию эмоционального выгорания у сотрудников. Это такие личностные характеристики, как интроверсия, низкое самоуважение, низкий уровень эмпатии, трудоголизм, определенные мотивационные особенности и др. При этом многие исследователи отмечают, что факторы, связанные с работой и стилями организационного поведения, в большей мере влияют на выгорание, нежели личностные характеристики. 

Симптомы эмоционального выгорания можно объединить в три группы:

1. Истощение как чувство опустошенности, усталости и «сухости» человека при его общении с другими людьми.

2. Деперсонализация, которая предполагает негативное или безразличное отношение к людям.

3. Редукция, которая проявляется в возникновении чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней, снижение стремления к профессиональной саморегуляции.

Вспоминаем стадии эмоционального выгорания: Стадии эмоционального выгорания 1. стадия снижения самооценки 2. стадия одиночества 3. стадия эмоционального истощения, потеря трудоспособности

С этими стадиями я и предлагаю вам поработать.



Упражнение «Четыре желания».

 

Визуализация.

Осознавание своих желаний — это первый шаг к их исполнению.

Формулировка желаний – дело не легкое, и подчас наше неосознаваемое вступает в противоречие тому, что мы декларируем. По этому, я предлагаю использовать визуализацию.

Цель: Исследовать области желаний и способствовать осознаванию и формулированию желаемого.

 

Организация: Путешествуем по комнате. 

Длительность упражнения: 20- 30 мин.

 

«…Представьте себе просторный, залитый светом зал. Это место, где загадываются желания. Он абсолютно пуст, и кроме вас здесь никого нет. Звучит тихая, приятная музыка, вы неспешно идете по залу и осматриваете все, что находится вокруг вас. Вам прежде никогда не приходилось бывать в этом месте, но вам здесь спокойно и комфортно.

(идут по комнате)

Вы замечаете, что вокруг зала есть двери, всего их четыре. Каждая дверь обозначена табличкой. Вы подходите к одной из них, и видите лаконичную надпись: на двери написано « Я».

Открываете дверь, заходите вовнутрь и попадаете в комнату с огромным, во всю стену зеркалом.(подойдите к любому зеркалу).

Вы подходите ближе и рассматриваете свое отражение. У вас есть желание, исполнение которого зависит только от вас. Может быть, оно связано с каким — либо делом или приобретением, достижением, может быть, вам хочется обрести какое-либо качество или чему-то научиться. Сформулируйте свое желание и мысленно произнеси его. Только одно желание. Посмотри на свое отражение и сумей увидеть в человеке, стоящем напротив, силы и возможности для исполнения этого желания.

Вы отходите от зеркала опять возвращаешься в зал. Вы направляетесь к следующей двери и читаете, что на ней написано «Другие люди».

Вы с интересом открываете дверь и ступаете в затемненный, пустой зрительный зал. Пройди и займи любое место, которое вам удобно. Вы садитесь , и в ту же минуту экран перед вами начинает мерцать и на нем появляется изображение. (экран)

Перед вами на экране возникают лица знакомых тебе людей. Среди них ваши родные и близкие, друзья, те, с кем вы работаете и проводите время. Может среди них есть люди, от которых зависит ваше благополучие и душевный комфорт. У вас есть желание, исполнение которого зависит от другого человека или других людей. Представьте себе их лица, посмотрите на них и произнеси мысленно свое желание. Постарайся, чтобы оно было конкретным и лаконичным. Только одно желание. Как только это произойдет, изображение на экране погаснет. Вы встаете со своего «кресла» и выходите из зрительного зала.

Проходите дальше.

На следующей двери тоже есть табличка: « Удача». Откройте дверь и войдите вовнутрь. Перед вами просторное помещение с большим бассейном.(сухой бассейн).

Прозрачная вода плещется прямо у ваших ног. В бассейне плавает золотая рыбка. Она подплывает к вам, плавает совсем близко. У вас есть желание, которое зависит от везения. В чем бы вам хотелось поймать удачу за хвост? Вы наклоняетесь поближе к воде, трогаете рукой воду и произносите свое желание. Только одно желание. Как только это произошло, рыбка тотчас уплыла на дно и скрылась из виду. А вы опять возвращаетесь в зал.

Продолжаем путешествие.

Осталась только одна дверь. Вы подходите к ней и читаете надпись: «Вселенная». Вы распахиваете дверь и оказываетесь на балконе. Где-то внизу , под вами , плещется море, над головой – звездное, ночное небо.(панно «Звездное небо»).

Прохладный, морской ветер обдувает ваше лицо, и кажется, что вы парите над черной бездной. Перед вами бескрайний, вечный Космос. У вас есть желание, исполнение которого всецело зависит от Вселенной. Это большая и заветная мечта. Подними глаза к звездам и произнеси свое желание. Только одно желание. Ветер подхватывает ваши слова и уносит вдаль. А вы возвращаешься в зал…»

 Вопросы к шерингу:

—— Какие чувства они вызывают у вас?

— Что удивило и показалось неожиданным?

 А сейчас предлагаю вам поудобнее устроится и закрыть глаза.

 Релакс-упражнение «Моя жемчужина» (Цветной шар)

(Цель: снятие мышечного и эмоционального напряжения и поднятие его самооценки, веры в свою уникальность личности)

(включение «Шум моря»)

«Душа каждого человека похожа на море. То она светлая и спокойная, солнечные блики светятся на ее поверхности, радуя окружающих. То налетит шторм, волны клокочут, крушат и сметают все, что подвернулось на их пути. В эти моменты окружающие могут бояться моря и избегать его. Но какая бы погода ни была, на дне моря все иначе. Давайте попробуем опуститься в прозрачную бирюзовую толщу воды. Видите, мимо нас проплывают стайкой маленькие блестящие рыбки? А вот морская звезда. Плывем еще глубже. Там, на самом дне моря, лежит истинное сокровище твоей души. Это жемчужина. Только вы можешь взять ее в руки. Подплывите ближе и рассмотрите ее.

Какой она излучает свет?

Какие у нее размеры?

На чем она лежит?

Возьмите ее аккуратно в руки. Такие жемчужины есть в душе и у других людей, но нигде нет даже двух одинаковых.

Слышите звуки? Наверное, она хочет сказать что-то важное! Послушайте ее внимательно, ведь она знает, что вы уникальный, хороший, особенный. Вы хорошо расслышали, что она поведала? Если да, то бережно опустите жемчужину снова на дно своей души. Поблагодарите ее за то, что можешь чувствовать себя счастливым. Что ж, пора плыть обратно. Когда я посчитаю до десяти, вы подплывете к поверхности моря, вынырнете и откроете глаза».

А сейчас я предлагаю вам подойти к песочнице. Присаживайтесь. Потрогайте песок руками. Ощутите его легкость, сыпучесть. Почувствуйте, как свободно он утекает сквозь пальцы рук. Точно так же, как утекает время, которое вы могли бы потратить не на переживания, а на радость, удовольствие и спокойствие.


Психотерапевтическая сказка «Коряга» (песочница)

    Давным-давно на окраине огромного темного леса у широкой полноводной реки жили Бревна. Это были хорошо отесанные Бревна. Правда, свалены они были в удивительном беспорядке — вперемежку большие и маленькие, короткие и длинные, широкие и узкие. Такая у них была игра: они любили наскакивать друг на друга, переворачиваться, кувыркаться и с шумом вновь раскатываться в разные стороны.
    Среди ровных и стройных бревен выделялась одна странная, неуклюжая Коряга. Ее причудливый вид давал повод для насмешек. Никто ее не обтесывал — она была такой, какой уродилась здесь, на берегу реки. Она хотела поиграть с Бревнами, но была настолько неповоротлива, что своими вкривь и вкось торчащими сучьями делала больно другим. Все вокруг отгоняли Корягу, не желая иметь с ней дела, и даже задумывались: «Не проучить ли ее? Не обломать ли ей все сучки, да подровнять задоринки?»

    Особенно тяжело было Коряге как-то вечером, когда она лежала в одиночестве и до нее доносились веселые голоса Бревен. А ей было так грустно думать, что никому она не нужна, что она совсем не такая, как остальные. Уставшая от печальных мыслей, от чувства безысходности, она наконец уснула.
    А наутро пришел Дровосек. Сначала Бревна перепугались, а потом, когда Дровосек стал подтягивать их одно к другому, поняли, что он хочет соорудить плот и отправиться в путешествие. Бревна стали помогать ему и через некоторое время улеглись в один ряд. Но вот беда: не оказалось у Дровосека ничего, что могло бы скрепить их между собой. Взгляд его случайно упал на Корягу, даже и не мечтавшую оказаться полезной.
    Дровосек с трудом уложил корягу поперек всех Бревен плота. Кривые сучья, принесшие столько бед Коряге, словно пальцы, охватили Бревна, тесно прижали их друг к другу и закрепили плот. А на длинный сук, который гордо поднимался вверх, Дровосек привязал маленький флажок.
    И плот отправился в далекое путешествие, в новые неизведанные земли.

   

 Комментарии. Психологи могут трактовать эту сказку совершенно по-разному. О чем она?

О существе, которое в силу своей непохожести на других и нестандартности страдало и подвергалось гонению со стороны этих других — красивых и благополучных, а потом оказалось, что ее непохожесть просто жизненно необходима окружающим.

    Вот и подошло к завершению наше занятие.

   

 Рефлексия занятия.

Предлагаю вам ответить на вопросы:

  • Как прошло занятие?

  • Что было самым трудным (неприятным),

  • Что больше всего понравилось (запомнилось)?

  • Ваши пожелания участникам группы, самому себе, ведущему.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!