«Труд – основа жизни»
Цель: объяснить дошкольнику, что такое труд и почему он необходим каждому человеку.
Задачи:
Обеспечить усвоение детьми понятий «труд», «заработная плата», расширить представления детей о роли труда в жизни человека, побуждать детей развитию своих трудовых навыков, быть отзывчивыми
Развивать речь, логическое мышление, внимание, память. Стимулировать мыслительную и речевую активность.
Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых, вызвать стремление подражать взрослым, трудиться добросовестно.
Оборудование: карточки с изображениями людей профессий повара, швеи, художника, учителя и предметов труда (д/и «Кому что нужно», набор карточек с изображениями трудовых и игровых процессов (для игры), ноутбук, телевизор, презентация.
Ход занятия.
1. Вводная часть (мотивация к деятельности)
- Здравствуйте, дети. Давайте встанем в круг, возьмемся за руки, улыбнемся и подарим друг другу частичку своего хорошего настроения.
-Ребята, послушайте небольшое стихотворение и потом скажете, о чем мы сегодня будем говорить?
Стол, за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснешь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, ложка, нож.
И каждый гвоздь, и каждый дом,
И каравай хлеба –
Все это создано трудом,
А не свалилось с неба!
За все, что сделано для нас,
Мы благодарны людям,
Придет пора, настанет час -
И мы трудиться будем!
-О чем говориться в стихотворении? (о труде)
-Правильно, о труде. Знаете ли вы, что такое труд?
-Труд – деятельность человека, направленная на достижение определенной деятельности, которая даёт ему всё необходимое.
- Для чего люди трудятся? (Чтобы заработать деньги, чтобы прокормить семью)
Человек трудился и будет трудиться всегда, Наши бабушки, прабабушки, дедушки, прадедушки работали, мамы и папы работают, мы вырастем и будем работать. Без труда человек не может существовать.
2. Основная часть.
(Воспитатель показывает детям картинку-коллаж, где изображены представители разных профессий, и просит угадать)
-Кто изображен на картинке? (Люди разных профессий)
Давайте мы сейчас поиграем.
Сначала отгадайте загадки:
Он у плиты творит,
Как на крыльях он парит.
Все бурлит вокруг него,
Кухня — кузница его (повар)
Шьет для взрослых и детей
Мамы, братика, друзей –
Изделия отличные,
С фасонами приличными (швея)
У пилота Боря друг
Красит краской все вокруг.
На окне рисует дождик,
Значит, вырастет…(художник)
Кто учит детей всех писать и читать,
Природу любить, стариков уважать? (учитель)
- А теперь разделимся на две команды и соберем игру «Кому что нужно»
(выигравшей команде – аплодисменты)
- Мы вспомнили много профессий. Скажите, как можно одним словом назвать действия, которые выполняют все люди разных профессий? Что они делают? (Трудятся, работают)
- Правильно. А за хорошую работу, за добросовестный труд люди получают вознаграждение - заработную плату, т.е. эту плату, вознаграждение они заработали своим трудом.
-Запомните!
Заработная плата – это награда за труд. Повторите.
-Как вы думаете: Всякая ли работа оплачивается? За какой труд не платят деньги? (Нет. Домашняя работа не оплачивается, но она тоже необходима).
-Какое значение имеет мамина работа по дому, на кухне для всей семьи? (Мама сварит обед, без которого мы не можем прожить).
-Еще за какой труд не платят деньги?
-Благотворительная помощь пожилым людям, бездомным животным. Этот труд не оплачивается, но без него нельзя обойтись. Ведь помогать старикам и животным нужно обязательно. Они в нас нуждаются и ждут нашей помощи и поддержки .
Физминутка (стихи руками)
Решили маме мы помочь
И воду в таз налили.
Насыпали вниз порошка,
Бельё всё замочили.
Стирали долго мы его,
О доску даже тёрли,
Не разорвали ничего,
А полоскали сколько!
Туда- сюда, туда- сюда,
Вода в тазу вскипела.
Но только, брат, вот беда
На пол упала пена.
Давай её мы собирать
И отжимать в ведёрко,
Чтобы как наша мама стать
Трудиться надо сколько!
-Ребята, а как трудитесь вы? (Помощь родителям в уборке игрушек…)
-Молодцы, а теперь немного поиграем.
Игра «Кто трудится, кто играет».
У каждого ребенка набор парных карточек (трудовая и игровая деятельность). Ребенок описывает изображение, называет процессы (мальчик чистит ботинок, девочка стирает кукольное белье, дети танцуют, играют и т.д.), устанавливает отличие (наличие результата труда или его отсутствие).
-А теперь послушайте стихотворение и скажите, что решил сделать мальчик:
Г.А.Ладонщиков «Самокат»
Самокат сломался мой.
Я принес его домой.
Жалко расставаться —
Не на чем кататься.
Дома папу стал просить
Самокат мой починить.
— Занят я! — он говорит,-
Подожди! Ведь не горит?
И тогда решил я сам
Сделать ось для колеса.
Гвозди взял и ножик
Кто захочет — сможет!
А теперь мой самокат
Лучше. чем у всех ребят.
Вот он! Посмотрите!
Ну-ка, догоните!
- Мы с детства должны расти трудолюбивыми и помогать своим родителям, бабушке, дедушке.
Ребёнок читает стихотворение Галины Тюгиной
Мы поможем нашей маме,
уберём квартиру сами:
перемоем всю посуду,
чистота будет повсюду.
Будет чист на кухне стол,
вытрем пыль, помоем пол.
Уберём свои игрушки,
куклы, книги, безделушки.
Нужно маме помогать -
все должны об этом знать.
Маме будет так приятно,
разве это не понятно?
Существует очень много пословиц и поговорок о труде. Послушайте и скажите, как вы их понимаете?
- «Без труда не выловишь и рыбку из пруда»
- «Кто любит трудиться, тому есть чем похвалиться»
-Скажите, каким должен быть трудолюбивый человек? (Старательный, ответственный, любить свою работу…)
Если будешь трудиться, то ты всего добьешься.
3. Заключительная часть. Рефлексия.
-Скажите, о чем мы сегодня говорили?
-Для чего человек трудится?
- Что такое заработная плата?
-Какие пословицы о труде вы запомнили?
-Молодцы, дети, вы очень хорошо сегодня потрудились. Спасибо.
Список используемой литературы:
Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников»: пособие для воспитателей, методистов и руководителей дошкольных учреждений/ Л.В. Стахович, Е.В. Семеникова, Л. Ю. Рыжановская. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020
Методические рекомендации: пособие для воспитателей дошкольных учреждений / / Л.В. Стахович, Е.В. Семеникова, Л. Ю. Рыжановская. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020
Информация из интернета