СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творческие задания по русскому языку и культуре речи для студентов СПО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Творческие задания по русскому языку и культуре речи для студентов СПО»

Демоверсия областной олимпиады по русскому языку и культуре речи (2014 год)



Задание 1. Владение орфоэпическими нормами.


  1. Расставьте ударение в словах (2 б.):

Гналась, звонит, банты, жалюзи, газопровод, шарфы, премировать, каталог, сорвала, кухонный. 

  1. В чём разница в произношении слов Толстого и толстого? (2 б.)

  1. Найдите неправильный вариант произношения. (1 б.)

Модельер [‘э], лазер [з/], конечно [шн], яичница [шн].


Задание 2. Владение лексическими нормами.


1) Перед вами неологизмы – понятия, которые взяты из других языков и используются сегодня повсеместно. Выберите правильный вариант объяснения лексического значения данных слов (2б) 1. Дресскод – А: тайный шифр. Б: правила ношения одежды. В: поиск моды. Г: служебная униформа.

2. Триколор – А: вид велосипеда. Б: трилистник. В: вид бабочек. Г: государственный флаг.

3. Флешмоб – А: мобильный телефон со встроенным фотоаппаратом. Б: спонтанная акция. В: фотовыставка. Г: монстр.


2) Исправьте ошибки в употреблении фразеологизмов (2 б.).

1. Сестра приехала ко мне в гости как снег на голову.

2. Хотя мы и отлично справились с задани­ем, никто не собирается петь нам фимиам.

3. Я буду ждать тебя со щитом или на щите.


Задание 3. Знание основ культуры письменной речи.


1.Каким писателям принадлежат следующие высказывания о русском языке? (3 б.)

А) Как ни говори, а родной язык всегда останется родным. Когда хочешь говорить по душе, ни одного французского слова в голову нейдет, а ежели хочешь блеснуть, тогда другое дело.

Б) Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.

В) Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова,

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое Русское Слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки.



2. Какие звуки повторяются в приведенном тексте? Какого эффекта добивается поэт? Как называется такой художественный прием? (2 б.)

  • Я вольный ветер, я вечно вею,
    Волную волны, ласкаю ивы,
    В ветвях вздыхаю, вздохнув, немею,
    Лелею травы, лелею нивы… (К. Бальмонт)

Били копыта,

Пели будто:

- Гриб.

Грабь.

Гроб.

Груб.-

Ветром опита,

льдом обута

улица скользила (Вл. Маяковский).


3. Объясните, как образованы авторские неологизмы. Приведите примеры общенародных слов, образованных по тем же моделям. (6 б.)


Чуть ночь превратится в рассвет,
вижу каждый день я:
кто в глав,
кто в ком,
кто в полит,
кто в просвет,
расходится народ в учрежденья.
Обдают дождем дела бумажные,
чуть войдешь в здание:
отобрав с полсотни -
самые важные!-
служащие расходятся на заседания.

Заявишься:
"Не могут ли аудиенцию дать?
Хожу со времени она".-
"Товарищ Иван Ваныч ушли заседать -
объединение Тео и Гукона".




4. В стихотворении А.С. Пушкина есть строки:

Как труп в пустыне я лежал,

И бога глас ко мне воззвал:

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей».

Что означает слово глагол? Найдите слова, помогающие установить первоначальное значение этого слова. В каком словаре можно почерпнуть сведения о происхождении слов? (2 б.)



Задание 4. Из истории языка.


1) (2 б.) Докажите, что следующие слова исторически родственны: еда – яд – яства.


Задание 8. Владение орфографическими нормами.


1.В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква? (1 б.)

А) ра..жечь, и..целение, бе..следный

Б) пр..влечённый, пр..глушённость, пр..ангарский

В) нед..варить, поз..вчера, пр..дедушка

Г) без..дейный, в з..скать, меж..нститутский.


2.В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И? (1 б.)

А)закле..шь, неслыш..мый

Б) посе..шь, потрач..нный

В) опаса..шься, муч..вшийся

Г) помож..шь, движ..мый




Задание 6. Знание морфологической системы языка.


2) (1 б.) Объясните разницу в написании слов:  прибывать – пребывать

                                                                        надеть - одеть.


4)Проанализируйте ряд, состоящий из 4-х элементов, и найдите лишнее слово, т.е. то, у которого нет  признака, общего для остальных слов. Объясните, почему именно это слово является лишним. (Фонетические характеристики не должны учитываться). (2 б)

                            ВЕЩЬ, НОЧЬ, ПОМОЩЬ, МЫШЬ.


  1. Укажите, к какой части речи относятся подчёркнутые слова (3 б).

А) Как я подолгу слушал этот шум, Когда во мгле горел закатный пламень!.

Б) Мы с тобою как разные птицы! Что нам ждать на одном берегу?

В) По воде, качаясь, по болотам Бор скрипучий движется, как флот!

Г) Как же мы, отставшие от флота, Коротаем осень меж болот?


Задание 7. Знание синтаксической системы языка.


1)Дайте характеристику приведённым ниже предложениям  ( односост./двусост., полн./неполн.,  распростр./ нераспр. и т.п.) (2 б.)

Все встречаю, все приемлю,

Рад и счастлив душу вынуть.

Я пришел на эту землю,

Чтоб скорей ее покинуть (С. Есенин)

.

2) Какую художественную роль выполняет ТИРЕ в отрывке из стихотворения М. Цветаевой? (2 б)

В огромном городе моем - ночь.

Из дома сонного иду - прочь

И люди думают: жена, дочь,-

А я запомнила одно: ночь.


Июльский ветер мне метет - путь,

И где-то музыка в окне - чуть.

Ах, нынче ветру до зари - дуть

Сквозь стенки тонкие груди - в грудь.


3) 1) Определите вид придаточных предложений. Обоснуйте ответ. (2 б.)

Татьяна Васильевна написала, что приедет в двадцатых числах июня. (К.Г. Паустовский). Предметы на письменном столе были расставлены так, что самые необходимые были под рукой. Она не сводит глаз с дороги, что идет через рощу. (И.А. Гончаров). Я поместил в этой книге только то, что относилось к пребыванию Печорина на Кавказе. (М.Ю. Лермонтов).



Задание 8. Умение строить текст-рассуждение.


Прочитайте отрывок из стихотворения Ф. Тютчева.

Умом Россию не понять.

Аршином общим не измерить.

У ней особенная стать –

В Россию можно только верить!

Какую проблему поднимает автор? Что вы думаете о будущем России? Напишите сочинение-миниатюру. К какому стилю относится созданный вами текст? (10 б.) (объем – 10-12 предложений)







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!