СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творчество А. Л. Барто. Анализ стихотворения "Верёвочка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На данном уроке ребята знакомятся с биографией поэтессы, с ее творчеством, учатся анализировать 

и выразительно читать стихотворение "Верёвочка"

Просмотр содержимого документа
«Творчество А. Л. Барто. Анализ стихотворения "Верёвочка"»

Творчество А. Л. Барто. Стихотворение «Верёвочка»

Цель: познакомить учащихся с биографией и творчеством поэтессы

А.Л. Барто.

Образовательные:

Формировать умение вчитываться в речь автора, анализировать текст

и находить языковые средства выразительности;

Воспитывать бережное отношение к литературному наследию.

Развивать образное мышление, навыки словесного рисования, мотивацию

на вдумчивое чтение художественной литературы.

Формировать УУД:

Познавательные УУД

1Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

2. Находить ответы на вопросы в тексте.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы

с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).



Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать стихотворение.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы

с учебником.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.



Личностные результаты.

1.Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Ход урока

1) Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение стихотворения С. В. Михалкова «Мой щенок».

– Какое произведение вы прочитали дома?

- Давайте прочитаем стихотворение С. В. Михалкова «Мой щенок».

– Чтение стихотворения выразительно.

Ответы на вопросы.

- Как девочка относилась к своему щенку?

Составьте небольшой рассказ о пропаже щенка.

С чего началась эта история?

- О чем надо подумать, прежде чем взять в дом зверька, птичку или рыбку?

У. Сегодня мы будем говорить о творчестве хорошо знакомого нам автора. Чтобы узнать фамилию этого человека, отгадайте его стихотворения:

- По нескольким словам вам нужно угадать стихотворение и прочитать его наизусть.



ДОСКА !!!

БРОСИЛА, ПОД ДОЖДЁМ, ПРОМОК

ЗАЙКА

Зайку бросила хозяйка, -

Под дождем остался зайка.

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок.



УРОНИЛИ, ОТОРВАЛИ, НЕ БРОШУ

МИШКА

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

Все равно его не брошу —

Потому что он хороший.


ЛОШАДКУ, ГРИВУ, В ГОСТИ

ЛОШАДКА

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шерстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.



У: Кто же автор этих строк?

Биография Агния Львовна Барто

  1. Барто Агния Львовна – русская поэтесса.

Родилась она 17 февраля 1906 года в Москве в семье врача –ветеринара. Получила хорошее домашнее воспитание. Позже училась в гимназии, где начала писать первые стихи. Одновременно занималась в хореографическом училище и хотела стать балериной.

  1. Ей было всего 19 лет, когда были опубликованы ее первые стихотворения. После выхода в свет цикла стишков для самых маленьких «Игрушки»,

а также стихов «Фонарик», «Машенька», Барто стала одним из самых известных и любимых читателями детских поэтов.

  1. Агния Барто написала сценарии фильмов «Подкидыш», «Алеша Птицын вырабатывает характер», «10000 мальчиков». Её стихотворение «Верёвочка» было взято за основу замысла фильма «Слон и верёвочка».

  2. В годы Великой Отечественной войны Барто находилась в эвакуации

в Свердловске, выезжала на фронт с чтением своих стихов, выступала

на радио, писала для газет. У Агнии Львовны Барто было двое детей: сын

и дочка. Сын Гарик погиб 5 мая 1945 года перед самым концом войны

в возрасте 15 лет. Катаясь на велосипеде, он столкнулся с грузовиком, который внезапно выехал из-за угла. Неосторожность мальчика обернулись большой трагедией для всей семьи. Нужно всегда быть осторожным

на дорогах и соблюдать правила дорожного движения.

  1. После войны в течение девяти лет А. Барто вела на радио передачу «Найти человека», в которой занималась поисками людей, разлученных войной. С её помощью было воссоединено около 1000 семей.

  2. А. Барто много путешествовала по разным странам: Болгарии, Исландии, Японии, Вликобритании. Она переводила с разных языков детские стихи,



и её стихи были переведены на многие языки мира. В 1976 ей была присуждена Международная премия Г. Х. Андерсена

  1. Умерла Агния Барто в Москве 1 апреля 1981 года. Её именем названы улицы городов и одна из малых планет, расположенная между орбитами Марса

и Юпитера.



У: Сегодня мы познакомимся еще с одним произведением Барто.



А его название мы узнаем из следующей загадки:

В руки ты меня возьми,

Прыгать поскорей начни.

Раз прыжок и два прыжок,

Угадай, кто я, дружок?



У: Это скакалка

Иногда дети используют вместо скакалки любую подходящую верёвочку,

и новое произведение, с которым мы сегодня познакомимся, называется «Веревочка»

У: Вы знаете теперь, о чём пойдет речь в стихотворении..

  1. В какое время года можно играть с веревочкой?

  2. Как вы думаете, какое настроение будет передавать оно читателю: грустное, озорное, весёлое или серьёзное?

  3. Кто будет главным действующим лицом: взрослый или ребёнок, мальчик или девочка?

  4. Давайте проверим наши предположения. Послушаем начало стихотворения



ДОСКА!!!

Галдят – кричат, шумят

Прыгалки – скакалки

Бульвар – широкая аллея на городской улице

Переулок – небольшая улица

Извёстка – раствор извести для побелки

Весна, весна на улице,
Весенние деньки!
Как птицы, заливаются
Трамвайные звонки.

Шумная, веселая,
Весенняя Москва.
Еще не запыленная,
Зеленая листва.

Галдят грачи на дереве,
Гремят грузовики.
Весна, весна на улице,
Весенние деньки!

Тут прохожим не пройти:
Тут веревка на пути.
Хором девочки считают
Десять раз по десяти.

Это с нашего двора
Чемпионы, мастера
Носят прыгалки в кармане,
Скачут с самого утра.

Во дворе и на бульваре,
В переулке и в саду,
И на каждом тротуаре
У прохожих на виду,

И с разбега,
И на месте,
И двумя ногами
Вместе.

Вышла Лидочка вперед.
Лида прыгалку берет.

Скачут девочки вокруг
Весело и ловко,
А у Лидочки из рук
Вырвалась веревка.

— Лида, Лида, ты мала!
Зря ты прыгалку взяла!—
Лида прыгать не умеет,
Не доскачет до угла!

- Лида не умеет прыгать через скакалку, а из вас кто-нибудь умеет? Как вы думаете, полезно ли прыгать через скакалку и почему?

- В хорошую весеннюю погоду все ребята любят играть в веселые подвижные игры на улице, а везде ли это можно делать? Например, на проезжей части улицы или двора?

- Любые физические упражнения полезны для развития и здоровья, так давайте попрыгаем .





ФИЗМИНУТКА

С физминуткой я дружу.

Свою спину разогну.

Руки вверх подниму,

А потом их опущу,

А потом попрыгаю,

Раз, два, три.

Ножками подрыгаю,

Раз, два, три.

Ручками похлопаю,

Раз, два, три.

Ножками потопаю,

Раз, два, три.

Сяду я за партой стройно,

Чтоб вести себя достойно.



- Как думаете, что Лидочка будет делать дальше? Ведь она совсем

не умеет прыгать? Как бы вы поступили на ее месте?

- Переверните лист, дочитаем текст, чтобы ответить на этот вопрос.

Пользуйтесь словарем на доске, чтобы разобраться с незнакомыми словами

ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА

Выборочное чтение

- найдите в стихотворении строчки, которые подтверждают, что Лидочка

не расстроилась, не опустила руки, а взялась за упорные тренировки..

(Рано утром в коридоре …)

  1. Найдите и прочитайте, какого результата добилась Лидочка?

Скачет целых полчаса… Я и прямо…

  1. О каких качествах характера Лидочки мы можем говорить, полезные они или вредные для человека? Как вы думаете, есть ли у вас эти качества?



ОТРАБОТКА ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ



- А сейчас давайте попробуем выразительно и красиво прочитать наше стихотворение Для этого нам необходимо соблюдать несколько правил, которые мы сформулировали на предыдущих занятиях. Кто их назовёт?

ДОСКА!!!

  1. Интонация чтения должна передавать …настроение или отношение к сюжету автора.

Какое настроение возникло у вас при чтении этого стихотворении? Оно совпало с нашими предположениями?

Значит, в каком темпе, с какой интонацией будем читать?

  1. Соблюдать … логическое ударение

(Выделение наиболее важных слов в тексте с помощью голоса)

  1. Вторичное закрепление.

Чему же хотела научить нас А.Л.Барто?

(Умению радоваться приходу весны, желанию быть здоровыми и весёлыми.)

Про какого же помощника в сохранении здоровья рассказывает А.Л.Барто?

(Про движение.)

Давайте ещё раз прочитаем это стихотворение так, как надо его читать, то есть прочитаем его с весенним, радостным настроением. Вы будете читать

по цепочке, по 4 строчки каждый.

(ученик прочитывает первые 4 строчки)

«Весна, весна на улице,

Весенние деньки!

Как птицы заливаются

Трамвайные звонки…»



Какие, по вашему мнению выразительные слова подметила А. Л.? Зачитайте их.



«Шумная, весёлая,

Весенняя Москва,

Ещё не запылённая,

Зелёная листва».



С каким настроением читаются эти строки? (с весёлым) Что описывается в этом отрывке? (весенняя Москва)



«Галдят грачи на дереве,

Гремят грузовики.

Весна, весна на улице,

Весенние деньки!»



С радостным ли настроением прочитываются эти строки? А где в этом четверостишье слышится больше радости? (в последних 2х строках) Молодцы!



«Тут прохожим не пройти:

Тут верёвка на пути.

Хором девочки считают

Десять раз до десяти.»



Какая преграда встала перед прохожими? (верёвочка) Как вы понимаете эти строки? (девочки прыгают на скакалке и играют в классики)



«Это с нашего двора

Чемпионы, мастера

Носят прыгалки в кармане,

Скачут с самого утра.»



Ребята, скажите, какие самые главные, гордые слова в этом отрывке? (чемпионы, мастера.)



«Во дворе и на бульваре,

В переулке и в саду,

И на каждом тротуаре

У прохожих на виду,


И с разбега, и на месте,

И двумя ногами вместе.

Вышла Лидочка вперёд,

Лида прыгалку берёт…


- Лида, Лида. Вот так Лида! –

Раздаются голоса. –

Посмотрите, эта Лида

Скачет целых полчаса!»



Почему именно Лида является главной героиней? Найдите и прочитайте строчки, которые это докажут. Какие знаки препинания стоят в этом отрывке? Что они выражают? («!» - восторг, удивление и восхищение)



«- Я и прямо,

Я и боком,

С поворотом,

И с прискоком,


И с разбега

И на месте,

И двумя ногами
вместе… »

Доскакала до угла.

-« Я б не так ещё смогла»!



Попробуйте в ритм похлопать сами себе, читая текст в полголоса. (Дети выполняют действие) теперь прохлопайте своему соседу. Теперь кто под мои хлопки вслух прочтёт этот отрывок? Зачем мы сами себе хлопали? (Чтобы уловить ритм прыжков) теперь дочитаем последнее четверостишье.



«Весна, весна на улице,

Весенние деньки!

С книжками, с тетрадками

Идут ученики.»



Мы уже встречали похожие строки? Где? (В начале стихотворения) Найдите эти строчки. Чем они отличаются? Как вы думаете, зачем нужен повтор? (подчеркнуть радость прихода весны) А почему появляются строчки про учеников? (напоминание не только о веселье и играх, но и об учёбе.) Молодцы! Теперь ваша задача найти отрывок, который вам больше всего понравился и приготовиться выразительно прочесть его. (дети выбирают и читают по одному)



ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ:

-С каким произведением автора мы сегодня познакомились?

- Какие еще произведения автора вы знаете?

-Можно ли детям кататься по проезжей части улицы?.. а играть, скакать? Где можно играть в прыгалки, скакалки и другие подвижные игры?

-Что могло бы произойти, если бы Лидочка не стала учиться прыгать на скакалке, но очень бы хотела похвастаться перед девочками своими достижениями…

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (выразительно читать стихотворение, ответить на вопросы учебника)

ОЦЕНКИ