МБОУ Озёрненская СОШ №1
Учебный проект
Создание детского журнала
(из опыта работы)
Подготовила учитель начальных классов
Власенкова Татьяна Михайловна
п. Озёрный
2014 г.
Создание детского журнала
Проект
- Автор проекта:
Учащиеся 2 класса. Учитель Власенкова Т.М.
- Тема проекта:
Создание детского журнала «Знатоки литературы»
- Предмет, класс:
Литературное чтение 2 класс
- Краткая аннотация проекта:
Данный проект посвящён созданию детского журнала. Проект предполагает организацию издательской деятельности в классе. В ходе реализации проектной задачи учащиеся приобретают навыки проектной, организаторской деятельности. Развивают навыки самостоятельного поиска необходимого материала с помощью информационных технологий. Развивают коммуникативные, аналитические способности. Знакомятся не только с основным материалом учебных тем, но и получают дополнительные знания по литературному чтению, информатике. Учатся находить и использовать на практике межпредметные связи. Проект является личностно-ориентированным, т. к. предполагает возможность участия в нём различного контингента учащихся с различными интересами и способностями.
Актуальность проблемы проекта: культура чтения периодических изданий в семьях потеряна. Младшему школьнику интересно все, что происходит вокруг. Детские журналы помогают развивать и обучать ребёнка непринужденно и занимательно, в игровой форме. Проект даст возможность детям ближе познакомиться с различными детскими журналами. А разнообразная тематика позволит каждому выбрать чтение по интересам.
Проблемная ситуация: недостаточные знания детей о детских периодических изданиях.
В процессе реализации проекта участники будут решать проблему: как самим создать свой не только красочный, но и интересный детский журнал.
- Планируемые результаты обучения:
личностные:
осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения;
формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;
восприятие литературного произведения как особого вида искусства;
эмоциональная отзывчивость на прочитанное.
метапредметные:
освоение приёмов поиска нужной информации;
освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром;
формирование представления о правилах и нормах поведения, принятых в обществе;
на практическом уровне осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы.
предметные:
формирование необходимого уровня читательской компетентности;
умение самостоятельно выбирать интересующую литературу;
осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности
конкретный ожидаемый результат:
учащиеся смогут ориентироваться в разнообразной детской периодике;
познакомятся с профессиями, участвующими в создании журнала;
смогут ориентироваться в рубриках детских журналов;
получат представление о ценности детских периодических изданий для развития кругозора, логики, ума и творческих способностей;
смогут проявить свои творческие способности и познавательные интересы в процессе создания проекта собственного журнала.
- Вопросы, направляющие проект:
Основополагающий вопрос:
Как творчество влияет на развитие личности
проблемные вопросы:
какие бывают стихосложения, жанры;
какими способами можно развить творческие способности;
какие новейшие технологии можно использовать для формирования творческой деятельности учащихся;
как создать журнал;
как привлечь учащихся к созданию журнала;
какую роль в создании журнала играют обложка и иллюстрации;
ощущаете ли вы какой-то конкретный результат проекта для себя? Что дал вам проект?
учебные вопросы:
Люди каких профессий трудятся над создание детских журналов?
В чём заключается работа редактора, художника и автора журнала?
Как сотрудники журнала ведут работу с читателями?
Какие рубрики журнала интересны и чем?
Что такое иллюстрация?
Какую информацию должен содержать детский журнал
Какие типы журналов есть
История детских журналов
- Техническое оснащение:
Компьютер;
Принтер;
Сканер;
Доступ к интернету;
Цифровой фотоаппарат.
- План проведения проекта:
подготовительный этап:
Урок №1. Литературное чтение по теме " Детские журналы. Кто создаёт журналы?»
Работа над проектом началась с того, что я предупредила детей о том, что на следующей неделе у нас пройдет урок внеклассного чтения, на который они должны принести свои любимые детские журналы. Было проведено анкетирование, которое показало, что ребята очень мало знают о периодической печати. Большинство детей оказывают предпочтение изданиям, в которых комиксы, головоломки, раскраски…
Урок начался с посещения школьной библиотеки, где была организована
выставка журналов.
Учитель:
-Прочитайте название книжек на выставке.
Ученик:
-«Мурзилка», «Юный натуралист», «Простоквашино» и т.д.
Учитель:
-Почему названия книжек повторяются?
Ученик:
-Это название журнала, а не рассказа или сказки.
Учитель:
-Что же такое журнал?
Ученик:
-Книжка, которая выходит периодически.
Учитель:
-Что печатают в таких книжках?
Ученик:
- В них печатают рассказы, сказки, игры, конкурсы, различные задания, сведения о животных, растениях и т. д.
Учитель:
-Давайте прочитаем в словаре С.И.Ожегова, что такое журнал.
«Журнал - это периодическое издание в виде книжки, содержащей статьи и художественные произведения разных авторов».
Учитель:
- Что же мы будем рассматривать и читать сегодня на уроке?
Ученик:
-Мы будем читать сегодня журналы.
Дети рассматривают журналы.
Справочный материал для учителя.
Первый журнал вышел во Франции 340 лет назад. Он содержал обзор книг по литературе, естественным наукам, искусству. В России журналы появились на 100 лет позднее. А первый детский журнал вышел в 18 столетии. Назывался он «Детское чтение для сердца и разума». Издателем его был Николай Николаевич Новиков, писатель, ученый и общественный деятель.
поисковый этап
Урок №2. Работа в группах.
Учитель:
-Выберете журнал, тематика которого вас заинтересовала.
Класс делится на группы по интересам:
Любители природы («Тошка», «Кот и пес», «Юный натуралист»)
Любители путешествий («Синдбад», «GEOлененок»)
Любители развлекательных журналов: («Звездные войны: Войны клонов», «Том и Джерри»)
Любители познавательных журналов («Познайка», «Знайка», «Отчего и почему»).
Любители журналов, в которых помимо познавательных статей можно найти литературные странички («Мурзилка», «Колобок», «Простоквашино»).
Каждая группа готовит рассказ о журналах по плану:
Название журнала.
Для кого создан журнал?
Какие рубрики есть в журнале, что можно узнать из них?
Какая статья, рассказ или заметка особенно понравилась?
Кому бы посоветовали прочитать журнал?
Дети рассказывают о журналах.
В результате коллективного обсуждения ученики приходят к выводу, что им больше захотелось читать журналы, в которых кроме познавательного материала можно прочитать и литературные странички.
Появилось желание создать свой журнал. Возникли проблемные вопросы:
Можем ли мы сами создать журнал?
Что нам нужно узнать, чтобы суметь создать журнал?
Какой информацией мы будем наполнять наш журнал?
Как нам назвать свой журнал?
Эскиз обложки
Название рубрик
В результате обсуждения решили назвать
журнал «Знатоки литературы».
Он будет состоять из следующих рубрик:
поэтическая страничка;
литературная страничка;
страничка смеха;
в мире загадок;
занимательная страничка.
Домашнее задание: сочинить рассказы, стихи, загадки, составить ребусы, кроссворды, подобрать эскизы обложки.
В классе были созданы 5 папок, в которые на протяжении недели учащиеся складывали материал по своей рубрике.
практический этап:
Урок №3. Практический этап работы над проектом начался с решения проблемы:
Люди каких профессий трудятся, создавая детские журналы?
В чём заключается работа редактора, художника и автора журнала? (Приложение)
Началась практическая работа над макетом журнала. Был создан индивидуальный эскиз обложки; оговорено расположение и содержание рубрик с использованием собранного коллективно материала.
Материал передан редактору, корректору и художникам – оформителям, которые трудились над созданием журнала в электронном виде. После было решено обратиться к родителям помочь издать журнал.
презентационный этап:
Презентация журнала во время литературной недели. Самооценка, взаимооценка.
Конференция для родителей
Список литературы:
Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006.
Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Начальная школа. – 2005. - №9.
Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Начальная школа. – 2004. - №2.
Яндекс, каталог детских журналов.
Яценко И.Ф. Универсальные поурочные разработки по внеклассному чтению: 2 класс.- М.: ВАКО,2011.
http://images.yandex.ru (01.12 13г.)
Оглавление
1 Автор проекта: 2
2 Тема проекта: 2
3 Предмет, класс: 2
4 Краткая аннотация проекта: 2
5 Планируемые результаты обучения: 3
5.1 личностные: 3
5.2 метапредметные: 3
5.3 предметные: 4
5.4 конкретный ожидаемый результат: 4
6 Вопросы, направляющие проект: 4
6.1 Основополагающий вопрос: 4
6.2 проблемные вопросы: 4
6.3 учебные вопросы: 5
7 Техническое оснащение: 5
8 План проведения проекта: 5
8.1 подготовительный этап: 5
8.2 поисковый этап 7
8.3 практический этап: 9
8.4 презентационный этап: 10
Список литературы: 10
Власенкова Т.М.