СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учитель года 2021. Методический семинар. Тема: Искусство живописи на уроках литературы как средство познавательной активности ребёнка.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Учитель года 2021. Методический семинар. Тема: Искусство живописи на уроках литературы как средство познавательной активности ребёнка.»

«Урок бабочки» Ребенок должен научиться прикладывать усилия, которые так необходимы в жизни, которые помогут ему преодолевать все трудности в учёбе. Но учение должно быть без принуждения. Такое учение основано на достижении успеха, на переживании радости познания, на подлинном интересе.

«Урок бабочки»

Ребенок должен научиться прикладывать усилия, которые так необходимы в жизни, которые помогут ему преодолевать все трудности в учёбе. Но учение должно быть без принуждения. Такое учение основано на достижении успеха, на переживании радости познания, на подлинном интересе.

Одной из самых важных задач обучения русскому языку и литературе является развитие речи учащихся. Решению этой задачи способствует широкое использование на уроках произведений живописи . Они повышают познавательный и интеллектуальный уровень учащихся. Картины И.Шишкина, И.Левитана, В.Поленова , А.КуИинджи , И.ГрабАря , А.Саврасова … Они знакомят нас с окружающей природой, воспитывают чувство любви к ней.

Одной из самых важных задач обучения русскому языку и литературе является развитие речи учащихся. Решению этой задачи способствует широкое использование на уроках произведений живописи . Они повышают познавательный и интеллектуальный уровень учащихся.

Картины И.Шишкина, И.Левитана, В.Поленова , А.КуИинджи , И.ГрабАря , А.Саврасова … Они знакомят нас с окружающей природой, воспитывают чувство любви к ней.

Картина привлекается учителем прежде всего для того, чтобы решить задачу углублённого постижения идейно-художественных особенностей изучаемого литературного произведения. Этого позволяет добиться глубокая внутренняя связь тематических картин и произведений словесного искусства.  В содержательном отношении сюжетно-событийная картина является наиболее ярким жанром живописи. Она рассказывает, повествует. Поэтому сюжетно-событийные картины называют повествовательными. Таким названием подчёркивается связь живописи и литературы.

Картина привлекается учителем прежде всего для того, чтобы решить задачу углублённого постижения идейно-художественных особенностей изучаемого литературного произведения. Этого позволяет добиться глубокая внутренняя связь тематических картин и произведений словесного искусства.

В содержательном отношении сюжетно-событийная картина является наиболее ярким жанром живописи. Она рассказывает, повествует.

Поэтому сюжетно-событийные картины называют повествовательными. Таким названием подчёркивается связь живописи и литературы.

Цель: привлечение как можно большего числа живописных полотен на уроках литературы. Задачи: использование различных видов и форм самостоятельной работы обучающихся с произведениями живописи для повышения эффективности процесса обучения на уроках литературы в 5-9 классах; эстетическое воспитание школьников. Актуальность: интерес к чтению художественной литературы с каждым годом угасает всё больше, поэтому необходимо искать пути предотвращения этого. И как один из вариантов – использование живописи на уроках литературы.

Цель: привлечение как можно большего числа живописных полотен на уроках литературы.

Задачи: использование различных видов и форм самостоятельной работы обучающихся с произведениями живописи для повышения эффективности процесса обучения на уроках литературы в 5-9 классах; эстетическое воспитание школьников.

Актуальность: интерес к чтению художественной литературы с каждым годом угасает всё больше, поэтому необходимо искать пути предотвращения этого. И как один из вариантов – использование живописи на уроках литературы.

В условиях девальвации нравственных ценностей, снижения речевой культуры молодого поколения, падения интереса к гуманитарным предметам остро стоит проблема бережного отношения к русскому языку как национально-культурной ценности, последовательного и глубокого приобщения юношества к отечественной культуре.  Концепция обучения литературе в образовательной школе предусматривает обновление содержания и методов обучения, одним из компонентов которого является овладение знаниями, связанными с отражением в языке культуры народа — носителя языка, формирование культуроведческой компетенции обучаемых.

В условиях девальвации нравственных ценностей, снижения речевой культуры молодого поколения, падения интереса к гуманитарным предметам остро стоит проблема бережного отношения к русскому языку как национально-культурной ценности, последовательного и глубокого приобщения юношества к отечественной культуре.

Концепция обучения литературе в образовательной школе предусматривает обновление содержания и методов обучения, одним из компонентов которого является овладение знаниями, связанными с отражением в языке культуры народа — носителя языка, формирование культуроведческой компетенции обучаемых.

Вот например, при работе с устном народном творчеством в 5 классе, картина «Аленушка», написанная Аполлинарием Михайловичем Васнецовым, дополняет понимание темы. Так же детям легче понять образ Алёнушки и написать сочинение по картине. «Печальная девочка у пруда». Васнецов удачно использует сказочный сюжет, чтобы раскрыть сложный и неоднозначный русский характер .

Вот например, при работе с устном народном творчеством в 5 классе, картина «Аленушка», написанная Аполлинарием Михайловичем Васнецовым, дополняет понимание темы. Так же детям легче понять образ Алёнушки и написать сочинение по картине.

«Печальная девочка у пруда».

Васнецов удачно использует сказочный сюжет, чтобы раскрыть сложный и неоднозначный русский характер .

При изучении былин, обучающиеся знакомятся с картиной «Богатыри». Главные персонажи – герои многих легенд: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Несмотря на разную историю у каждого богатыря, все они защищали свою землю и сражались за Родину.  Картина Виктора Михайловича Васнецова

При изучении былин, обучающиеся знакомятся с картиной «Богатыри». Главные персонажи – герои многих легенд: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Несмотря на разную историю у каждого богатыря, все они защищали свою землю и сражались за Родину.  Картина Виктора Михайловича Васнецова "Богатыри" является шедевром.

Богатыри встают перед глазами учащихся, демонстрируя силу, мужество, величие русского народа. Учащими выясняется, что Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович - не сказочные персонажи, а реальные исторические лица.

Картина

Картина "Иван Царевич и серый волк" и картина «Ковёр-самолёт» так же используются при изучении устного народного творчества.

Эти строки становятся проникновеннее, когда перед глазами картина Левитана «Золотая осень». Не говоря уже об «Унылая пора, очей очарованье» Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса… При изучении стихотворения Сергея Есенина

Эти строки становятся проникновеннее, когда перед глазами картина Левитана «Золотая осень». Не говоря уже об «Унылая пора, очей очарованье»

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса…

При изучении стихотворения Сергея Есенина "Отговорила роща золотая", мы рассматриваем картины – пейзажи. Примером может служить картина Исаака Левитана "Золотая осень".

Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

Изучая стихотворение Марины Цветаевой «Вот опять окно», отражение каждой строчки можно увидеть в городском пейзаже, где двоя влюбленных предоставлены только им двоим.  Вот опять окно, Где опять не спят. Может — пьют вино, Может — так сидят. Или просто — рук Не разнимут двое. В каждом доме, друг, Есть окно такое. Не от свеч, от ламп темнота зажглась: От бессонных глаз! Крик разлук и встреч — Ты, окно в ночи! Может — сотни свеч, Может — три свечи… Нет и нет уму Моему покоя. И в моем дому Завелось такое. Помолись, дружок, за бессонный дом, За окно с огнем!

Изучая стихотворение Марины Цветаевой «Вот опять окно», отражение каждой строчки можно увидеть в городском пейзаже, где двоя влюбленных предоставлены только им двоим.

Вот опять окно,

Где опять не спят.

Может — пьют вино,

Может — так сидят.

Или просто — рук

Не разнимут двое.

В каждом доме, друг,

Есть окно такое.

Не от свеч, от ламп темнота зажглась:

От бессонных глаз!

Крик разлук и встреч —

Ты, окно в ночи!

Может — сотни свеч,

Может — три свечи…

Нет и нет уму

Моему покоя.

И в моем дому

Завелось такое.

Помолись, дружок, за бессонный дом, За окно с огнем!

Изучая с учениками 5 класса произведение великого писателя Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством», вспоминаются картины, написанные замечательными художниками: Александром КовАль и Ольгой Тикуновой

Изучая с учениками 5 класса произведение великого писателя Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством», вспоминаются картины, написанные замечательными художниками: Александром КовАль и Ольгой Тикуновой "Вечера на хуторе близ Диканьки».

«Зимняя ясная ночь наступила. Глянули звёзды. Месяц величаво поднялся на небо, посветить добрым людям и всему миру… Морозило сильнее, чем с утра, но зато было так тихо…»

Вечера переносят нас на Украину, помогут нам лучше представить ночь перед рождеством.

На уроке, можно и нужно показать картину «Раскольников», написанную художником Ильёй Глазуновым.  На этой картине мы видим главного героя романа Родиона Раскольникова.  

На уроке, можно и нужно показать картину «Раскольников», написанную художником Ильёй Глазуновым. На этой картине мы видим главного героя романа Родиона Раскольникова.

 

Драма Александра Николаевича Островского «Гроза». На уроке для детей предоставим картину Василия Перова

Драма Александра Николаевича Островского «Гроза».

На уроке для детей предоставим картину Василия Перова "Приезд гувернантки», которая поможет обучающимся проникнуться обстановкой, всей полнотой образов главных героев.

Богатый дом: картины в золочёных рамках, шторы из дорогой ткани, канделябры со свечами… Много слуг. Хозяин (это Дикой - герой пьесы «Гроза») вышел встречать нанятую гувернантку. Тяжело ей будет служить в этом доме: избалОванный сынок, высокомерная семья…

Знакомясь в 6 классе с произведением «Дубровский», написанное Александра Сергеевича Пушкиным, на ум невольно приходит картина Василия Алексеевича Пукирёва «Неравный брак». Они поехали в церковь. Там жених уж их ожидал. Он вышел навстречу невесте и был поражен ее бледностью и странным видом. Они вместе вошли в холодную, пустую церковь; за ними заперли двери. Священник вышел из алтаря и тотчас же начал. Используя картину, можно устроить

Знакомясь в 6 классе с произведением «Дубровский», написанное Александра Сергеевича Пушкиным, на ум невольно приходит картина Василия Алексеевича Пукирёва «Неравный брак».

Они поехали в церковь. Там жених уж их ожидал. Он вышел навстречу невесте и был поражен ее бледностью и странным видом. Они вместе вошли в холодную, пустую церковь; за ними заперли двери. Священник вышел из алтаря и тотчас же начал.

Используя картину, можно устроить "литературную дуэль", например: определить неточности (Дубровского в церкви не было, князь Верейский в книге не описывается таким уж старым…).

На своём уроке по теме: История о любви и упущенном счастье (по рассказу А.П.Чехова «О любви») я использовала репродукции картин художников, чтобы обучающие смогли обобщить и закрепить знания по изученной теме урока.

На своём уроке по теме: История о любви и упущенном счастье (по рассказу А.П.Чехова «О любви») я использовала репродукции картин художников, чтобы обучающие смогли обобщить и закрепить знания по изученной теме урока.

Так же были использованы иллюстрации, нарисованные учащимися, чтобы каждый из них мог прочувствовать и сформировать своё представление о любви.

Так же были использованы иллюстрации, нарисованные учащимися, чтобы каждый из них мог прочувствовать и сформировать своё представление о любви.

Полотно Павла Андреевича Федотова «Завтрак аристократа (Не в пору гость)» сопоставляется с комедией Н.В.Гоголя «Ревизор». Идейно близок «Вишневому саду» А.П.Чехова холст Иван Николаевич КрамскОго «Осмотр старого дома» (1873). Полотно Николая Николаевича Ге «

Полотно Павла Андреевича Федотова «Завтрак аристократа (Не в пору гость)» сопоставляется с комедией Н.В.Гоголя «Ревизор». Идейно близок «Вишневому саду» А.П.Чехова холст Иван Николаевич КрамскОго «Осмотр старого дома» (1873). Полотно Николая Николаевича Ге «" «Что есть истина?" Христос и Пилат» (1890) стало привлекаться в процессе разбора «Ершалаимских» глав романа «Мастер и Маргарита» Михаила Афанасьевича Булгакова.

Картина помогает понять и замысел писателя, и образно представить обучающимся героев произведения. Используя несколько репродукций разных художников, можно ещё и сравнить образы действующих лиц, и увидеть разные точки зрения, высказать своё мнение.

 Использование живописи на уроках литературы основывается на глубинном взаимовлиянии литературы и живописи и служит убедительной иллюстрацией органических связей литературы и изобразительного искусства как учебных предметов средней школы.  Понимание эстетической идеи живописца, проникновение в мир эмоций художника всегда обогащают зрителя, делает его представление о мире и искусстве глубже, богаче, значительнее.

Использование живописи на уроках литературы основывается на глубинном взаимовлиянии литературы и живописи и служит убедительной иллюстрацией органических связей литературы и изобразительного искусства как учебных предметов средней школы. Понимание эстетической идеи живописца, проникновение в мир эмоций художника всегда обогащают зрителя, делает его представление о мире и искусстве глубже, богаче, значительнее.

The End

The End


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!