СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учитель года 2021. Методический семинар. Тема: Искусство живописи на уроках литературы как средство познавательной активности ребёнка.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Учитель года 2021. Методический семинар. Тема: Искусство живописи на уроках литературы как средство познавательной активности ребёнка.»

Тема: Искусство живописи на уроках литературы как средство познавательной активности ребёнка.

Каким же должен быть современный учитель и каким должен быть урок русского языка и литературы сегодня. Эти вопросы меня волнуют постоянно. И в этом случае на ум мне приходит очень интересная притча. Называется она «Урок бабочки».

Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все, что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил. Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались. Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит. Ничего не случилось! Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои нерасправленные крылья. Она так и не смогла летать.

Так и в обучении, и воспитании детей. Ребенок должен научиться прикладывать усилия, которые так необходимы в жизни, которые помогут ему преодолевать все трудности в учёбе. Но учение должно быть без принуждения. Такое учение основано на достижении успеха, на переживании радости познания, на подлинном интересе.

Чтобы этого добиться, необходимо использовать в своей работе новые педагогические технологии, создавать на своих уроках благоприятную атмосферу для работы, сопереживание, соучастие.

Каждый урок должен быть результативным, и достичь этого можно только при условии, если привить учащимся стремление к активной творческой деятельности.

Одной из самых важных задач обучения русскому языку и литературе является развитие речи учащихся. Думаю, что успешному решению этой задачи способствует широкое использование на уроках произведений живописи.

Они повышают познавательный и интеллектуальный уровень учащихся. Картины И.Шишкина, И.Левитана, В.Поленова , А.КуИинджи , И.ГрабАря , А.Саврасова … Они знакомят нас с окружающей природой, воспитывают чувство любви к ней. Нельзя остаться равнодушным, глядя на картины этих живописцев.

Дети учатся видеть и правильно понимать прекрасное не только в искусстве, но и в общественной жизни. Они учатся сами создавать прекрасное: пишут сочинения, рассказы, стихи, рисуют иллюстрации к произведению.

Я стараюсь добиваться, чтобы ребята видели и правильно понимали произведение искусства; помогаю им рассказать об увиденном и пережитом; стараюсь воспитывать эстетический вкус.

В практике преподавания литературы важное место принадлежит взаимодействию литературы с другими видами искусства.

Художественная литература способна переносить читателя через любые пространства в повествовании, в то время как изобразительное искусство имеет дело со строго ограниченным пространством.

Жанры живописи легко соотносимы с целым литературным произведением или с отдельными элементами.

Пейзаж как жанр живописи легко сопоставить с пейзажной лирикой или с описанием пейзажа в эпическом произведении.

Натюрморт может привлечь внимание читателя к словесным описаниям вещей. Интерьер способен конкретизировать.

Использование картин исторического жанра позволит преодолеть неполноту представлений учащихся об эпохе.

Наиболее широко соприкасается с составными элементами анализа бытовой жанр.

Картина привлекается учителем прежде всего для того, чтобы решить задачу углублённого постижения идейно-художественных особенностей изучаемого литературного произведения. Этого позволяет добиться глубокая внутренняя связь тематических картин и произведений словесного искусства.

В содержательном отношении сюжетно-событийная картина является наиболее ярким жанром живописи. Она рассказывает, повествует.

Поэтому сюжетно-событийные картины называют повествовательными. Таким названием подчёркивается связь живописи и литературы.

Цель: привлечение как можно большего числа живописных полотен на уроках литературы.
Задачи: использование различных видов и форм самостоятельной работы обучающихся с произведениями живописи для повышения эффективности процесса обучения на уроках литературы в 5-9 классах; эстетическое воспитание школьников.
Актуальность: интерес к чтению художественной литературы с каждым годом угасает всё больше, поэтому необходимо искать пути предотвращения этого. И как один из вариантов – использование живописи на уроках литературы.
В условиях девальвации нравственных ценностей, снижения речевой культуры молодого поколения, падения интереса к гуманитарным предметам остро стоит проблема бережного отношения к русскому языку как национально-культурной ценности, последовательного и глубокого приобщения юношества к отечественной культуре.

Концепция обучения литературе в образовательной школе предусматривает обновление содержания и методов обучения - формирование культуроведческой компетенции обучаемых.

Язык живописи по-своему отражает окружающую действительность, своими средствами передает информацию об эпохе, людях, событиях и тем самым позволяет учителю-словеснику сделать культуру предметом изучения на уроках родного языка и литературы, расширить кругозор учащихся, соединить обучение с эмоционально- нравственным воспитанием, пробудить у обучаемых уважение к своему народу как создателю шедевров искусства. Известный русский художник И.Репин говорил: «Художник – зеркало своей среды: в нем отражается общество, нация, время».

Воспитать у детей потребность в чтении — это один из важных вопросов преподавания литературы. В процессе изучения художественного произведения важно опираться на образное, эмоциональное восприятие учащимися текста. По словам французского живописца Эжен ДелакруА, в литературе первое ощущение — самое сильное. А создать такое сильное ощущение помогают произведения живописи, использованные на уроках. Учащиеся накапливают зрительные впечатления, помогающие восприятию текста, способствующие развитию образного мышления и образной речи. Ведь не секрет, что речь большинства наших детей обеднена, и перевод языка «живописи» на язык словесный помогает найти не только нужное, но и точное и наиболее яркое эмоциональное слово.

По моему мнению,
литературу легко можно соединить и с музыкой, и с театром, и с кинематографом, и, конечно, с живописью.
Какое бы произведение литературы мы не взяли, к нему всегда легко подобрать картину, и урок, несомненно, будет интересней и полезней.

Вот например, при работе с устном народном творчеством в 5 классе, картина «Аленушка», написанная Аполлинарием Михайловичем Васнецовым, дополняет понимание темы. Так же детям легче понять образ Алёнушки и написать сочинение по картине.

«Печальная девочка у пруда».

Васнецов удачно использует сказочный сюжет, чтобы раскрыть сложный и неоднозначный русский характер.




При изучении былин, мои обучающиеся знакомятся с картиной «Богатыри». Главные персонажи – герои многих легенд: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Несмотря на разную историю у каждого богатыря, все они защищали свою землю и сражались за Родину.  Картина Виктора Михайловича Васнецова "Богатыри" по праву считается настоящим народным шедевром и символом отечественного искусства.

Богатыри встают перед глазами учащихся, демонстрируя силу, мужество, величие русского народа. Учащими выясняется, что Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович - не сказочные персонажи, а реальные исторические лица.

Когда мы ведём разговор о былинах и этой картине, можно попросить ребят вспомнить отечественные мультфильмы о богатырях, сравнить их с былинными и картинными героями.


Картина "Иван Царевич и серый волк" и картина «Ковёр-самолёт» так же используются при изучении устного народного творчества.



При изучении стихотворения Сергея Есенина "Отговорила роща золотая", мы рассматриваем картины – пейзажи. Примером может служить картина Исаака Левитана "Золотая осень".
Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

Эти строки становятся проникновеннее, когда перед глазами картина Левитана «Золотая осень». Не говоря уже об «Унылая пора, очей очарованье»

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса…

Здесь важно не только посмотреть картину, но и определить, как она соприкасается со стихотворением автора.


Пейзажи могут проиллюстрировать не только стихи о природе, но и стихи о любви, сюжетные стихи, поэмы и даже прозу.

Изучая стихотворение Марины Цветаевой «Вот опять окно», отражение каждой строчки можно увидеть в городском пейзаже, где двоя влюбленных предоставлены только им двоим.

Вот опять окно,

Где опять не спят.

Может — пьют вино,

Может — так сидят.

Или просто — рук

Не разнимут двое.

В каждом доме, друг,

Есть окно такое.

Не от свеч, от ламп темнота зажглась:

От бессонных глаз!

Крик разлук и встреч —

Ты, окно в ночи!

Может — сотни свеч,

Может — три свечи…

Нет и нет уму

Моему покоя.

И в моем дому

Завелось такое.

Помолись, дружок, за бессонный дом, За окно с огнем!


Музыку фоном



Изучая с учениками 5 класса произведение великого писателя Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством», вспоминаются картины, написанные замечательными художниками: Александром КовАль и Ольгой Тикуновой "Вечера на хуторе близ Диканьки».

Послушайте небольшой отрывок из произведения:

«Зимняя ясная ночь наступила. Глянули звёзды. Месяц величаво поднялся на небо, посветить добрым людям и всему миру… Морозило сильнее, чем с утра, но зато было так тихо…»

Вечера переносят нас на Украину, помогут нам лучше представить ночь перед рождеством.

И, конечно, к любому произведению можно подобрать картины бытового, батального или исторического жанров.

Вот, например, мы работаем с романом Достоевского "Преступление и наказание"

На уроке, можно и нужно показать картину «Раскольников», написанную художником Ильёй Глазуновым.
На этой картине мы видим главного героя романа Родиона Раскольникова.


А сейчас рассмотрим, для чего нужна такая работа. Есть ли смысл использовать на уроках литературы полотна художников?

Прежде всего, напрашивается ответ, что, глядя на картину, человек легче представит героя, обстановку, сюжет. Это, несомненно, так. Но польза от использования картин намного весомее. Докажу.
Во-первых, по картине можно писать всевозможные жанры сочинения: зарисовки, этюды, миниатюры, эссе.
Возьмём драму Александра Николаевича Островского «Гроза».

На уроке для детей предоставим картину Василия Перова "Приезд гувернантки», которая поможет обучающимся проникнуться обстановкой, всей полнотой образов главных героев.

Задание классу такое: напишите зарисовку по картине, опираясь на драму А.Н.Островского «Гроза». Получается примерно так:

Богатый дом: картины в золочёных рамках, шторы из дорогой ткани, канделябры со свечами… Много слуг. Хозяин (это Дикой - герой пьесы «Гроза») вышел встречать нанятую гувернантку. Тяжело ей будет служить в этом доме: избалОванный сынок, высокомерная семья…

Знакомясь в 6 классе с произведением «Дубровский», написанное Александра Сергеевича Пушкиным, на ум невольно приходит картина Василия Алексеевича Пукирёва «Неравный брак».

Они поехали в церковь. Там жених уж их ожидал. Он вышел навстречу невесте и был поражен ее бледностью и странным видом. Они вместе вошли в холодную, пустую церковь; за ними заперли двери. Священник вышел из алтаря и тотчас же начал.

Используя картину, можно устроить "литературную дуэль", например: определить неточности (Дубровского в церкви не было, князь Верейский в книге не описывается таким уж старым…).
Так же, сравнивая картины, невольно возвращаемся еще раз к прочитанному, что тоже немаловажно.

На своём уроке по теме История о любви и упущенном счастье (по рассказу А.П.Чехова «О любви») я использовала репродукции картин художников, чтобы обучающие смогли обобщить и закрепить знания по изученной теме урока. Так же были использованы иллюстрации, нарисованные самими учащимися, чтобы каждый из них мог прочувствовать и сформировать своё представление о любви.

При изучении различных произведений можно использовать схожие картины, тем самым находить сходства и различия, подчёркивать образы, вживаться в образ главного героя, переживать с ним радостные и грустные моменты более полно.

Полотно Павла Андреевича Федотова «Завтрак аристократа (Не в пору гость)» сопоставляется с комедией Н.В.Гоголя «Ревизор». Идейно близок «Вишневому саду» А.П.Чехова холст Иван Николаевич КрамскОго «Осмотр старого дома» (1873). Полотно Николая Николаевича Ге «" «Что есть истина?" Христос и Пилат» (1890) стало привлекаться в процессе разбора «Ершалаимских» глав романа «Мастер и Маргарита» Михаила Афанасьевича Булгакова.

Картина помогает понять и замысел писателя, и образно представить обучающимся героев произведения. Используя несколько репродукций разных художников, можно ещё и сравнить образы действующих лиц, и увидеть разные точки зрения, высказать своё мнение.

Я упомянула только небольшое количество работ, которые помогают сделать урок интереснее и продуктивнее, но из сказанного можно сделать вывод.
Вывод таков: литература-искусство слова, а живопись воспринимается зрительно. Два этих вида прекрасно существуют самостоятельно, но их содружество, несомненно, приятно и полезно.

21 век - компьютеризация процесса образования – это реальность, с которой необходимо считаться. Использование компьютерных программ неоспоримо: прежде всего, элемент наглядности, повышающий интерес учащихся к обучению. В современной социокультурной ситуации появляются новые подходы и технические возможности в преподавании литературы в школе. На место устаревших приемов приходят новые, более усовершенствованные и гармоничные. Теперь вместо наглядности в бумажном исполнении чаще используется наглядность на электронных носителях.

Информационные компьютерные технологии применительно к урокам литературы дают возможность приблизиться к оригинальному живописному произведению того или иного художника, увидеть многообразие красок полотен не в искаженном варианте (что зачастую случается с бумажными иллюстрациями и репродукциями), способствуют разнообразию деятельности учащихся как на уроке, так и во внеурочное время в деталях изучить живописное полотно, получить справку по интересующему вопросу, создать видеоролик и пр. Как мы считаем, использование Интернета в современной системе образования, в частности на уроках литературы, рушит барьеры между разновременными картинами мира, помогает воссоздать целостный образ определенной эпохи в сознании обучающегося.

Привлечение картин художников при изу­чении литературы, в том числе и портрета, является испытанным средст­вом познания литературы как искусства слова. Понимание эстетической идеи живописца, проникновение в мир эмоций художника обо­гащают зрителя, делают его представления о мире и искусстве глубже, богаче, значитель­нее. Рассматривание и анализ произведений живописи в процессе изучения литературного произведения, благодаря зримому и особен­но запоминающемуся образу живописного полотна, делают более доступным для учащих­ся постижение мысли писателя, его эстети­ческого идеала, способствуют углубленному пониманию специфики искусства слова и изобразительного искусства.

При отборе картин для урока учитель руковод­ствуется их художественной ценностью, а также близостью содержания произведения живописи и литературного произведения.

Чем глубже будет проникновение уча­щихся в сущность живописного полотна, в его идеи и образы, тем станут богаче их соб­ственные мысли и чувства. Лишь эмоцио­нальное отношение к виденному развивает потребность в выразительной словесной пе­редаче воспринимаемых образов

Старшеклассники при изучении творчества поэта С.А. Есенина выполняют групповые проекты: «Лирика С.Есенина о животных», «Любовная лирика С.А.Есенина», «Пейзажная лирика С.Есенина» и др. Они не только изучают указанную лирику, но и анализируют одно стихотворение поэта, подбирают к нему произведения живописи.
Учитель формирует у учащихся устойчивый интерес к изучению литературы, активизирует их познавательную деятельность различными путями: на уроках и внеурочное время.

Итак, использование живописи на уроках литературы основывается на глубинном взаимовлиянии литературы и живописи и служит убедительной иллюстрацией органических связей литературы и изобразительного искусства как учебных предметов средней школы.
Понимание эстетической идеи живописца, проникновение в мир эмоций художника всегда обогащают зрителя, делает его представление о мире и искусстве глубже, богаче, значительнее.

Итак, использование живописи на уроках литературы основывается на глубинном взаимовлиянии литературы и живописи и служит убедительной иллюстрацией органических связей литературы и изобразительного искусства как учебных предметов средней школы.

Рассматривание и анализ произведений живописи на уроках литературы и на внеклассных занятиях, благодаря зримому и поэтому особенно запоминающемуся образу, делают более доступным для учащихся постижение писательской мысли, его эстетического идеала, способствуют углублённому пониманию специфики искусства слова и изобразительного искусства.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!