СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Упражнения на развитие цветового восприятия у учащихся детских художественных школ

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка направлена на развитие способностей активного восприятия цвета у учащихся детских художественных школ. Целью разработки является формирование интереса и потребности в использовании цвета в творчестве через изучение возможностей цвета.

 

Просмотр содержимого документа
«Упражнения на развитие цветового восприятия у учащихся детских художественных школ»

Упражнения на развитие цветового восприятия

у учащихся детских художественных школ

Каримова Гузель Тимерсалиховна, преподаватель ИЗО

Разделы: МХК и ИЗО

Цель работы: развитие способностей активного восприятия цвета у учащихся детских художественных школ.

Задачи:

  • формировать интерес и потребности в использовании цвета в творчестве через эмоционально-образное изучение возможностей цвета;

  • развивать умения учащихся воспринимать цвета и правильно воспроизводить их по трем параметрам: цветовому тону, насыщенности и светлоте;

  • подобрать материал: упражнения по цветоведению, дидактические игры, задания;



Преподавателю изобразительного искусства в своей практике приходится сталкиваться со множеством проблем и вопросов, касающихся изучения таких понятий, как перспектива, композиция, форма, цвет.

Как научить ребёнка видеть цвет, воспринимать его - это лишь немногие вопросы, на которые отвечает преподаватель изобразительного искусства.

Практика работы в художественной школе показывает, что для большинства учащихся младшего школьного возраста не свойственно смешивать цвета, находить его оттенки. Отношение ребёнка к цвету очень просто, он воспринимает цвет как знак, у него солнце жёлтое, небо синее, трава зелёная.

Основные положения по формированию представлений о цвете у обучающихся:

  • на уроках изобразительного искусства должны учитываться сенсорные задатки, заложенные в ребенке от рождения, которые могут иметь индивидуально-психологические и физиологические различия, суть которых составляют особенности зрительного анализатора;

  • обучение детей необходимо строить на тесной взаимосвязи процессов цветовосприятия и цветовоспроизведения, которая может быть достигнута тренировкой детей в различении и узнавании цвета по образцам, в натуре, на слух, а также освоения технических приемов воспроизведения тонких цветовых градаций с последующим использованием знаний и умений в изобразительной деятельности;

  • для формирования цветоведческих знаний следует использовать игровые моменты и дидактические игры, направленные на усвоение цветоведческих понятий, освоение навыков цветоразличения и цветовоспроизведения.


Упражнения, дидактические игры, задания для формирования цветового восприятия у обучающихся:

  • Нахождение палитры каждого цвета отдельно, путем смешивания определенного цвета последовательно с каждым цветом в коробочке красок.

  • Определение группы цветов по временам года, времени суток, состоянию природы (солнечный день, пасмурный день).

  • Изучение живописных техник - лессировка, "а-ля-прима", по-сырому, пуантилистика.

  • Освоение различных способов работы акварелью: примакивание, отмывка, размывка, вливание цвета в цвет.

  • Упражнения по работе разными инструментами (кистью, палочкой, тампоном, нитками и т.д.).


Необходимо постоянно работать над восприятием. 
На зрительное восприятие формы предмета влияют величина предмета, расстояние до глаз, освещенность, контраст между яркостью объекта и фона. Познание формы предполагает активизацию смыслового восприятия, формирование представлений и развитие мышления. 


Вот несколько упражнений для развития цветовосприятия.

 1. Созерцание цветопятен 

В состоянии успокоения с закрытыми глазами человек созерцает цветовые пятна, которые спонтанно возникают перед его взором. Это не галлюцинации, а так называемые последовательные образы. Они объясняются особенностями работы сетчатки наших глаз. Созерцая цветопятна, можно почувствовать прямую связь между цветом и эмоцией, единство цвета и эмоции. 

Можно взять за правило периодически разглядывать таблицы Ишихары. Со временем нюансы оттенков становятся все более очевидными.


 2. Созерцание цветов 

Смотрите неподвижно на какой-нибудь цвет одну-две минуты, затем закрывайте глаза и созерцайте этот цвет или цветовую гамму. Цвета могут показаться весьма яркими! Когда цветовая гамма исчезнет - снова откройте глаза и снова смотрите на цветной образец. Так и продолжайте. 


3. Разбудить воображение 

Читая или слушая новую информацию можно уточнять, какого цвета та или иная деталь. Это возможность улучшить цветовосприятие. Рассмотрите, как расположены на картине предметы и фигуры, откуда падает свет. 


В связи с этим предлагаем ряд упражнений, которые помогут привести к развитию цветового восприятия


4. Упражнение на визуализацию цвета

  1. Представить перед глазами сначала любимый цвет во всем поле зрения. Если трудно сначала представить только цвет, его можно сначала связать с каким-нибудь конкретным содержанием, но затем, все же, прийти к одному полю.

  2. Представить, как на бесконечной ленте непрерывно появляются все цвета спектра – от красного до фиолетового.

  3. Представить на фоне одного цвета геометрические фигуры другого цвета (на зеленом поле – красные треугольники, на синем – желтые шары и т.д.). Смена цветов происходит по команде, обычно на каждую картинку следует давать от 15 до 30 секунд.

5. Упражнение на ассоциативность цвета

С помощью жанра «абстракция» цветом передать состояния:

Холод – тепло легкое – тяжелое

Кислое – сладкое страх – покой

Радость – грусть звонкое – глухое

6. Упражнение на передачу эмоционального состояния с помощью цвета

С помощью цветовой гаммы, пятном-силуэтом передать образ какого-нибудь характерного литературного героя:


Баба-Яга Водяной Винни-Пух

Василиса Прекрасная Принц на белом коне Царь

Кикимора Змей-Горыныч Красная шапочка


7. Цветовая рефлексия

Передать эмоциональное состояние с помощью цвета на бумаге.


8. Определение цветового тона

Каждый объект в природе обладает определенным цветовым тоном, что справедливо и в отношении красок, выдавливаемых художником из туб. Желтая краска, например, по степени насыщенности (интенсивности) близка к белилам, красная и оранжевая находятся приблизительно посередине тональной шкалы, а синяя, зеленая и пурпурная характеризуются наиболее темными тонами.

Давайте познакомимся с тональным разнообразием красок на вашей палитре. Для этого полезно создать тональную шкалу из пяти тонов. Пользуйтесь ею при сравнении тональных особенностей каждой краски.


Упражнение 8.1

Начертите в верхней части холста по горизонтали пять квадратов со сторонами по 5 см. Заполните каждый из них тонами от самого темного до самого светлого, начиная шкалу черным, заканчивая белым и располагая между ними три промежуточных тона. Краски должны быть кроющими, а кисть после нанесения каждого образца следует тщательно промыть. Нужно добиться совершенно чистого тона и чтобы каждый новый замес красок не содержал следов предыдущего. Замесы красок должны соединяться на границах квадратов, так как любое неокрашенное пространство между ними осложняет правильность оценки тонов. Если у вас возникли сомнения в отношении верности тона, прищурьтесь и сравните его с тонами справа и слева. Исследуйте контраст между тонами и убедитесь, что он остается неизменным. Каков же общий эффект? Есть ли ощущение плавности перехода от темных тонов к светлым? Не содержит ли ваша тональная шкала слишком ярких, «выпадающих» пятен? Не слабоват ли контраст? Если это так, внесите соответствующие коррективы, нужно добиться по возможности равномерного перехода от одного тона к другому.

Вместо того чтобы присваивать номера тональным градациям, рассматривайте их просто как белый, светло-серый, средний серый, темно-серый и черный. Теперь настало время попрактиковаться в оценке тональных характеристик. Расположите краски на палитре в некотором логическом порядке. Какой бы порядок вы ни предпочли, постарайтесь сохранять его неизменным, чтобы со временем ваша работа с палитрой красок приобрела машинальный характер.

Теперь нанесите немного чистого пигмента каждой краски вашей палитры ниже тональной шкалы так, чтобы глубина их тонов наиболее точно соответствовала тонам на шкале (см. диаграмму). Если какая-либо краска, по вашей оценке, занимает промежуточное положение по отношению к двум тонам шкалы, нанесите ее на линии границы между ними. Проделайте ту же процедуру со всеми красками, расположив их образцы под соответствующими тонами шкалы.

Далее представьте, что перед вами черно-белая фотография завершенной диаграммы. Сравните воображаемую фотографию с тональной шкалой; присмотритесь внимательно и определите, дублируют ли цветные краски градации тонов на шкале. Если этого не произошло, внесите поправки там, где это, по-вашему, необходимо.


9. Ослабление и усиление тона

Теперь, когда вы определили тональные характеристики красок, процесс их осветления или затемнения окажется довольно простым, но лишь с одной стороны. Можно осветлить темные тона с помощью белил или затемнить светлые, добавив черной; но, несмотря на сравнительную легкость этого процесса, при подобных замесах практически невозможно сохранить необходимую интенсивность цвета. Большинство белил «охлаждают» тон краски, с которой смешиваются, тем самым разрушая первоначальную интенсивность цвета. Черные, характеризующиеся густотой и отсутствием цвета, нейтрализуют краски и также уничтожают оригинальную интенсивность оттенка.


Упражнение 9.1

Существуют другие способы осветления или затемнения различных тонов. Сначала нарисуйте три группы кубов (по три одинаковых куба в каждой группе) так, чтобы верхняя и две боковые стороны кубов были видимыми. Первый куб каждой группы будет самым светлым или белым. Второй будет состоять из средних тонов; третий должен содержать темные или почти черные тона. Кубы первой группы следует написать только черной или белилами. Каждый куб второй группы окрасьте в какой-либо определенный цвет и дополнительно используйте белила или черную для осветления тонов: здесь мы совсем не применяем черную. Постарайтесь использовать лишь пять тонов созданной вами шкалы.

Допустим, что свет падает слева на верхнюю и левую стороны кубов. Таким образом, правая их сторона окажется в тени.

Первая группа. Используя только белила и черную, напишите первый куб: чистая белая придаст легкий светлый тон верхней и левой сторонам куба, а средний серый – теневой стороне. Окрасьте второй куб в светло-серый цвет на освещенных участках и в темно-серый – на теневой.

Вторая группа. Смешайте равные части кадмия желтого светлого и белил: замес будет использоваться для освещенных сторон первого куба. Дубликат тона первого куба из первой группы используйте для окраски теневой стороны, применяя кадмий желтый светлый и постепенно увеличиваемые части черной, пока не добьетесь среднего серого тона. Окрасьте второй куб замесом кадмия красного светлого и небольшим объемом черной. Наиболее темный куб этой группы будет окрашен ультрамарином синим: он осветляется белилами до среднеголубого тона; теневая сторона пишется чистым ультрамарином.

Третья группа. Последняя группа кубов рисуется без применения черной. Начните с окраски освещенных сторон желтого куба той же комбинацией объемов кадмия желтого и белил, использованной во второй группе. Добавьте немного светло-зеленой в охру светлую, углубляя тем самым замес до среднего тона. Зеленая используется не только потому, что она углубляет тон, но также потому, что нейтрализует оранжевые составляющие охры. Освещенная сторона красного куба окрашивается замесом кадмия красного светлого, белилами и для нейтрализации холодных белил – кадмия оранжевого. Смешайте ализарин малиновый (или краплак) и кадмий красный светлый до образования темно-лилового тона и используйте замес для живописи теневой стороны. И наконец, смешайте равные части ультрамарина и церулеума синего. Замес осветляется белилами до среднего тона и наносится на освещенную сторону темного куба. Церулеум содержит немного желтой, поэтому раствор сможет нейтрализовать холодные оттенки белил. Теневая сторона куба окрашивается чистым ультрамарином. Только постоянная практика поможет вам научиться определять верные пропорции красок, необходимые для успешной работы. Спросите себя: хорошо ли различимы три тонально идентичные группы на воображаемой черно-белой фотографии кубов? Если нет, более внимательно подойдите к подбору тонов: практикуйтесь до тех пор, пока градации тонов двух цветных групп кубов не совпадут с градацией тонов черно-белой группы. Верное понимание характеристик цветотона составляет суть профессиональной живописи.

Напишите серию кубов, используя все краски палитры. Работа по принципу «от попытки к ошибке и от ошибки к следующей попытке» - основа достижения мастерства, а приобретенный в процессе эксперимента опыт, безусловно, стоит ваших усилий.

Интенсивность цвета: от яркого к тусклому

Теперь, когда вы можете управлять тональными характеристиками цвета, следует научиться менять степень его интенсивности (насыщенности). Для того чтобы максимально упростить выбор из широкого диапазона возможных вариантов интенсивности любого цвета, представьте себе лишь три степени: яркий, средний и слабый. Одни краски обладают большим диапазоном интенсивности, другие – весьма скромным. Например, кадмий красный светлый при постепенном замесе от чистого тона до едва различимого розового даст 20 различных вариантов и более; явно слабая пигментация такой краски, как виридоновая, ограничит выбор до 8-10. Не следует рассматривать разбеленные тона как «вялые». Ведь сколько-нибудь определенно судить об отдельном цвете можно лишь тогда, когда он окажется рядом с другими. Позднее вы сможете расширить классификацию степеней интенсивности, чтобы включить в работу более тонкие тональные вариации. Однако на данный момент придерживайтесь упрощенного подхода и пользуйтесь лишь тремя: яркой, средней и слабой насыщенности.


Упражнение 9.2

Тренировка наблюдательности и формирование спектра различных степеней интенсивности цвета, спектра, обнаруживаемого даже в простейшем натюрморте, предполагает создание композиции из 4 или 5 предметов. Диапазон их цветовой интенсивности должен варьироваться от яркого до слабого. Предметы кухонного обихода подойдут для выполнения данного упражнения как нельзя лучше. Объектами с высокой степенью интенсивности могут быть яркая бутылка из-под кетчупа или свежие фрукты и овощи. Средней цветовой интенсивностью обладают, например, деревянные ложки, блюда, окрашенные в пастельные тона, доска для резки или несколько орехов. Слабая цветовая интенсивность характерна для таких вещей, как банки или коробки белого или нейтрального цвета, «открывалка», дуршлаг, полотенце или скатерть.

Натюрморт желательно осветить «теплым» светом: идеальный выбор в этом отношении – 100- или 150-ваттные лампы. Избегайте естественного солнечного освещения, так как движение солнца вызывает постоянное изменение визуальных эффектов и нарушает композицию. Помните, что в данный момент вы не работаете над картиной, а изучаете характерные особенности цвета. Постарайтесь сконцентрировать внимание на распределении оттенков цвета каждого выбранного предмета по трем категориям: яркий, средний и слабый. Не следует также забывать, что черная затемняет цвет, но ослабляет его «живость». Работа с комбинациями красок отнимет много времени, но, в конечном счете, принесет отличные результаты.

Для выполнения этого упражнения используйте всю имеющуюся в вашем распоряжении палитру. Затонируйте холст церулеумом синим или виридоновой, чтобы «охладить» наиболее теплые краски. Ограничьте каждый замес комбинацией из двух или трех красок. Приобретя опыт, вы сможете оперировать более внушительным количеством красок в замесах, но для выполнения этих заданий упростите задачу. Теперь вы должны сформировать привычку работать всеми красками, даже для изображения кажущихся совершенно бесцветными предметов. Безусловно, палитра с ограниченным набором красок применяется в живописи, однако до тех пор пока у вас не развито «чутье» на цвет, пользуйтесь полной гаммой красок. Возможно, вам покажется бессмысленным расточительством использование 18 или 20 туб, тогда нужно написать всего лишь одно красное яблоко. Но можете себе представить, как посредственна была бы живопись Моне или Сезанна, если бы эти мастера стали экономить на красках!

Начните с крупных форм. Можно сделать предварительный набросок-разметку или же просто положить на холст большой объем краски. Представьте элементы натюрморта в виде мозаики простейших цветов. Работайте по всей поверхности холста; не занимайтесь развитием и доводкой деталей какого-либо элемента. Не обращайте внимания на рефлексы и концентрируйтесь на создании формы предметов. Не прекращайте работу до завершения всех элементов натюрморта.

После того как зрение стало чувствительным к вариациям интенсивности, цвет для вас принимает новое измерение. Ваша задача – простота подхода и чистая работа кистью. Невозможно судить о степени интенсивности цвета, не сравнивая его с другими, поэтому, не колеблясь, удаляйте неверные тона. Помните, что цель этого упражнения – увидеть и запечатлеть изменения в степени интенсивности цвета, а не создание завершенного натюрморта.


10. Определение цветовой температуры

Нарисуйте цветовой круг и распределите каждый цвет палитры в соответствии с «теплыми» или «холодными» характеристиками. Начните с наброска на холсте окружности большого диаметра. Можно представить его в виде циферблата с отметками в определенных точках, а именно 12, 2, 4, 6, 8 и 10 часов. Нанесите широкий мазок чистого кадмия красного светлого на отметке 12. Затем на отметке 2 поместите кадмий оранжевый. Двигаясь по часовой стрелке, нанесите следующие краски на остальные отметки: кадмий желтый светлый – на отметку 4, светло-зеленую – на отметку 6, кобальт синий – 8, кобальт фиолетовый – 10. Краски наносите в чистом виде, не изменяя их тон добавлением черной или белил. Не забывайте тщательно промывать кисть после мазка очередной краски. Далее, проведите вертикальную линию через центр окружности и напишите слова «теплые» и «холодные» соответственно справа и слева от нее.

Обратите внимание, что три основных цвета (красный, желтый и синий) и три дополнительных (оранжевый, зеленый и фиолетовый) расположены в строгом порядке и объединены в единое целое, создавая подобие спектральной окружности. Теоретически каждый существующий в природе цвет может быть воссоздан с помощью этих шести. Однако краски довольно далеки от такого совершенства. Верные спектральные цвета создаются под влиянием света, и подобно проецируемым на киноэкран цветовым лучам они оптически смешаны. Краски в тубах содержат порошок пигмента, наполнитель, связующие вещества и примеси, и, следовательно, помимо шести основных цветов художнику приходится использовать более широкую гамму.

Определив на цветовом круге теплые и холодные тона, расположите остальные краски палитры на его свободных участках. Начинайте с красных.

Охра светлая, сиена жженая, сиена натуральная и умбра жженая – это основные земляные краски, необходимые для большинства палитр. Возможно, вам захочется поэкспериментировать с неаполитанской желтой, умброй натуральной или окисью железа (индийской, венецианской или окисью красной, окисью хрома и марсом фиолетовым), но на практике их проще продублировать смесью спектральных красок, которые более эффективны и устраняют «грязь», вносимую в смеси умброй натуральной и окисями.

Начните с охры светлой, изучите ее тон и решите, какому из оттенков цвета она более всего соответствует. Да, это кадмий желтый светлый. Сиена натуральная, имеющая легкий коричневатый оттенок, - идеальный тон для кадмия желтого среднего. Сиена жженая характеризуется также очень сильным оранжевым оттенком и представляет собой более темный вариант кадмия оранжевого. Хотя умбра жженая напоминает коричневую, на самом деле она является разновидностью кадмия красного светлого. Если вам нравится какая-либо не представлена здесь краска, нанесите е на кусочек бумаги или холста и расположите рядом с близкой ей спектральной или земляной краской. При сравнении определите тон этой краски – теплый или холодный – и нанесите ее образец на соответствующий участок цветового круга. Краску наносите густым мазком. Если вам сложно запомнить названия красок, их расположение и температуру, запишите эту информацию с образцами.


11. Изменение цветовой температуры

Разделите палитры на темные и холодные сегменты – первый шаг к пониманию цветовой температуры. Теперь вы научитесь определять теплые и холодные комбинации в пределах конкретной цветовой группы.

Первое правило при изучении изменения температуры цвета гласит: нельзя однозначно говорить о какой-либо идентификации цветовой температуры краски, не сравнивая ее с окружающими. Это означает, что кадмий красный светлый или киноварь – просто красные краски до тех пор, пока рядом с ними нет либо более холодного тона (ализарина малинового или красной розовой), либо более теплого (кадмия оранжевого). Сравнение тонов активирует температуру цвета. Это справедливо и в отношении остальных красок.

Второе правило. Цвет краски становится более интенсивным, если рядом находится дополнительный цвет. Нанесите на холст мазок кадмия желтого светлого и обратите внимание, насколько ярче и интенсивнее он станет, если рядом окажется кобальт фиолетовый.

Третье правило. Старайтесь не располагать рядом два основных или пару вспомогательных цветов равной интенсивности, их непосредственная близость неизбежно повредит гармонии произведения (за исключением случаев, когда это делается намеренно).

Четвертое правило. Тон каждого освещенного предмета должен оставаться неизменным по отношению к цветовой температуре источника света. Это означает, что если яблоко, груша и кусок белой драпировки освещены желтым светом, все плоскости этих предметов, обращенные к свету, будут содержать тот же желтый.

Пятое правило. Тени предмета должны иметь какой-либо цвет, дополняющий цветовую температуру света. Так, участки упомянутых яблока, груши и драпировки будут содержать в смеси немного пурпурной – дополнительного цвета для желтого.

Шестое правило. Цвет не только кажется более ярким, если на предмет падает похожий по спектру свет, но также и более блеклым, если предмет находится в световом потоке дополнительного цвета. Хотя это звучит довольно замысловато, принцип можно легко проиллюстрировать следующим примером. Представьте себе зеленое комнатное растение на куске синей ткани и рядом с ним красное и желтое яблоки. Затем представьте, что на предмет падает желтый свет. Цвет освещенных сторон яблок покажется вам более интенсивным по сравнению с в равной степени освещенными растениям и тканью, так как источник света аналогичен цветам этих объектов.

Седьмое правило. Цвет светового потока усиливает близкие ему цвета объекта и нейтрализует дополнительные. Это, по сути, продолжение шестого правила. Если цвета освещенных сторон красного и желтого яблок более насыщенны в теплом свете, цвета их теней будут казаться менее интенсивными. Подобным же образом теневые места растения и драпировки станут более яркими, поскольку интенсивность цвета их освещенных сторон понижена.

Упражнение 11.2

Для выполнения следующего упражнения нужно нарисовать две группы кубов. Упражнение наглядно иллюстрирует влияние окрашенности светового потока на цветовую температуру. Обе группы кубов состоят из трех горизонтально расположенных блоков желтого, красного, синего цветов. В каждой группе блоки будут представлены яркими, средними и слабыми по интенсивности оттенками цвета. Первая группа освещается потоком оранжевого цвета, вторая – синего. Свет будет падать на верхнюю и левую стороны кубов.

Начните с наброска форм и разделите их на две отдельные группы. Для обозначения цветовой температуры источника света расположите мазок кадмия оранжевого выше и слева от первой группы, а для второй группы – мазок слегка разбеленного ультрамарина.

Вы продемонстрируете эффект, производимый теплым и холодным светом на каждый куб, степень тональной интенсивности которых варьируется от высокой (яркой) до средней и слабой (жухлой), а также на цветовой тон каждого блока.

Не забывая об окрашенности источника света, напишите на кубах блоки различных цветов. Не следует обращать внимания на то, что формы получатся слегка искривленными, а перспектива неправильной. Главная ваша забота – верность цвета, изменение тона, интенсивности и температуры, а не совершенство формы. Начните с теневых сторон, положите все три краски и затем переходите к освещенным сторонам. Если переходы цветотонов на кубах в освещенных и теневых частях идентичны, задача выполнена. Если этого не произошло, откорректируйте неточности, изменив тональную окраску.


12. Смешивая «разноцветные» серые

В чем именно заключается разница между серым и любым цветовым тоном, степень интенсивности которой снижена до слабой? Серые отличаются недостатком цветовой определенности, в то время как разбеленный цвет все же сохраняет определенную часть оригинального оттенка. Умение видеть цвет в пределах серой окраски требует практики. Сначала ваше зрение, руководствуясь привычкой, возможно, не уловит ничего, кроме скучных вариаций светлых и темных. Постарайтесь освободиться от сложившейся, предвзятой формулы, гласящей, что серый – это просто грязь и ничего более. Возможно, у вас под рукой окажутся блокнот оранжевого цвета или ярко окрашенная бутылка. Забудьте о том, что именно представляют собой данные предметы. Вместо этого представьте их в виде отражателей света, сообщающих окружающим поверхностям изящную ауру теплых и холодных тонов.

Самый простой способ получения серого – смешать черный с белилами. Однако наиболее богатые серые образуются замесом дополнительных цветов.


Упражнение 12.2

Для выполнения упражнения нужен цветовой круг, а также полная палитра, включая черную и белила. Сделайте на холсте набросок шести кубов. Нанесите на теневую сторону первого куба замес черной с белой, и вы получите средний серый тон (A). Затем смешайте немного черной с большим объемом белил и нанесите краску на освещенные стороны куба, в результата получится очень бледный серый тон. Повторите процесс со вторым кубом, но на этот раз добавьте в замес немного церулеума синего – для окраски теневой стороны и капельку кадмия оранжевого – для получения светло-серых участков куба.

Каждый последующий куб будет окрашен составом, основанным на дополнительных цветах. Для их идентификации расположите над каждым кубом образцы следующих пар дополнительных цветов: кадмий красный светлый и светло-зеленую; кадмий оранжевый и кобальт синий; кадмий желтый светлый и кобальт фиолетовый. Начиная с красной и зеленой смешайте равные части красок и окрасьте теневую сторону куба. При необходимости добавьте немного белил для осветления замеса до средне-серого тона. Работая с этой или другой комбинацией красок, начните процесс смешивания с более теплой из них, в данном случае красной: гораздо роще «охладить» тон, чем «согреть» его, так как холодные краски имеют тенденцию к подавлению теплых. Особо не увлекайтесь смешиванием: вам не нужен плоский тон серой строительной краски; не бойтесь оставить крохотные участки чистого цвета. Переходя к освещенным сторонам куба, добавьте к белилам чуть-чуть замеса красной с зеленой и напишите светлые участки. Процесс повторяется в отношении следующих двух кубов при использовании дополнительных цветов в качестве основы для замеса. Последний куб будет окрашен замесом сиены жженой и ультрамарина. Помните, что сиена жженая содержит в себе оранжевый, так что и в последнем случае, по существу, работаете опять с дополнительным цветом. Не забывайте, что цветовой тон большинства использованных здесь красок темнее, чем необходимо, поэтому следует обязательно осветлить замесы до среднего тона на теневых участках и до близкого к белому в освещенных.

Данные шесть замесов – лишь малая толика из океана возможностей, предлагаемых палитрой. Если у вас достаточно времени, практикуйтесь в создании всевозможных оттенков, опираясь на замесы, основанные на других дополнительных цветах, а также таких комбинациях, как виридоновая и ализарин малиновый, церулеум синий и кадмий красный светлый или ультрамарин и умбра жженая. В конце концов, вы найдете свои любимые сочетания.

Приведем пример выполнения формирующего упражнения 3.3 на создание эталонных представлений понятий «цветовой тон» и «локальный цвет». Упражнение носит кратковременный характер (15—20 мин) и выполняется в абстрактной форме.

Чтобы обеспечить процесс интериоризации (перевода информации из внешнего во внутренний план), понятие должно быть выделено и абстрагировано от объекта (материального носите­ля). Абстрактная форма изображения является наиболее адекват­ной этому процессу, позволяя выделить понятие в чистом виде.

При выполнении упражнения имеется два набора эталонных карточек. Один вариант окрашен в локальные цвета (можно использовать цветную бумагу). Другой — представляет из себя тональные аналоги этих цветов. Карточки соответственно нумеру­ются.

Вначале упражнения выдается набор цветовых эталонов 8— 10 карточек, часть из которых используется для составления ком­позиции. Педагог должен четко отследить последовательность операций (а, б, в), приведенных на схеме. Эта последовательность отражает один из методов профессионального мышления специалиста, которым они пользуются в своей деятельности, но в результате накопления опыта работы этот метод доводится до автоматизма, процесс сворачивается и проявляется как мгновенное решение (т. е. определение цвета и тона художником во время ра­боты над картиной).

После выполнения первых трех этапов студенту выдается на­бор пронумерованных тональных карточек, посредством которых студент самостоятельно сверяет и при необходимости корректи­рует свой тональный эскиз с эталоном.

Не стоит игнорировать, казалось бы, это простое на вид уп­ражнение. На осознание понятия «цветовой тон» со стороны учащегося уходит очень много времени. Данное упражнение дает зна­чительный эффект, сокращая время на его освоение с нескольких месяцев до нескольких минут. В основу данного упражнения лег­ли психологические принципы восприятия и визуализации мышления, которые мы частично рассмотрели в рамках данной книги. Данные процессы можно изучить по работам: В. Глезера, Д. Хью-бела, Р. Арнхейма, В.П. Зинченко и др.

На уроках изобразительного искусства могут применяться следующие упражнения по развитию колористических способностей учащихся:


Упражнение 13.

Ряды разбелов и зачернений

Построим равноступенчатый переход от данного цвета к разбеленному и от данного цвета к зачерненному (рис.1).


Упражнение 14.

Ряды по цветовому тону

Переход от одного цвета к другому (равноступенчатый) (рис.2).


Упражнение 15.

Полярная композиция

Выполним пейзаж контрастными цветами в насыщенном колорите (рис.3).

рис.3


Упражнение 16.

Цвет и фактура

Изучим на практике многообразие цветовой фактуры (рис.4 (а,б)).

рис.4а рис. 4б


Упражнение 17.

Многоцветие

Сгармонизируем цвета

рис.5а рис.5б


Игра "У кого какой характер?" предполагает цветовое заполнение уже приготовленных заготовок с не раскрашенными силуэтами сказочных героев (для обучающихся 7-8 лет). Педагог предлагает посмотреть на баночки с красками  и ответить на вопросы: "Если бы вам надо было раскрасить общительного, веселого человека, какие цвета вы бы применили? А какие цвета вы использовали бы для раскрашивания человека замкнутого, не общительного, который не любит быть среди людей?" Далее преподаватель корректирует ответы детей и все выполняют упражнение по раскрашиванию 2 силуэтов одного и того же героя, работая над поставленной учителем задачей - изобразить общительного и замкнутого человека, используя теплую и холодную цветовую гамму.

Следующее упражнение направлено на развитие цветовой наблюдательности. Посмотрев несколько секунд в окно, дети перечисляют максимум цветов и их оттенков, которые удалось заметить. В другой раз пробуют передать их с помощью гуаши. Дети, включившись в игру, в дальнейшем будут сами ее совершенствовать, развивать и применять согласно своим задачам. Постепенно такая игра может стать неотъемлемой частью их жизни.

Большую пользу приносит коллекционирование образцов цвета. Постепенно у детей получаются целые альбомы с образцами цветной бумаги разной фактуры. Таких альбомов может быть до 10 в соответствии с цветами спектра, включая ахроматические ряды.

Выполнение упражнений на достижение разной тональности цвета.


Вопросы по цветоведению.

Упражнения по цвету полезно начинать с первого года обучения. Обычно они выполняются в начале урока, перед заданиями в цвете. Можно провести упражнения и в середине урока, если дети недостаточно подготовлены к выполнению задания, или в конце урока, если осталось свободное время и имеется возможность подготовить обучающихся к следующему занятию или к домашней работе. Упражнения и задания могут выполняться на белом или цветном листе бумаги.

Целесообразно для сравнения помещать на одном листе несколько рисунков с различным цветовым исполнением: монохромным и контрастным, с близкими тонами в пасмурный день и резкими светотенями в солнечную погоду.

Быстрые рисунки-фантазии, выполненные сразу кистью, доставляют обучающимся много радостных минут. Такие рисунки направлены на создание того или иного настроения, помогают детям находить наиболее выразительные цветовые отношения при исполнении длительного рисунка.

Знания, умения и навыки, полученные при выполнении различных упражнений, обучающиеся применяют при рисовании с натуры, по представлению или на тему, декоративном рисовании.

В решении учебно-воспитательных задач урока и развитии восприятия цвета основную роль играет наглядность и практический показ ведения работы красками и материалами преподавателем. В кратковременных упражнениях применяются разнообразные наглядные пособия в комплексе с пособиями, предназначенными для длительных рисунков. Подбор моделей - важное и трудное дело. От него во многом зависят эмоциональный настрой урока и успех работы.

Для изучения правил цветоведения необходимы разнообразные цветовые таблицы. Примеры рисунков обучающихся стимулируют выполнение работы, т.к. виден конкретный результат. Поэтому учитель должен иметь фонд детских работ. Также необходимы репродукции картин художников, слайды, музыкальные записи.


Вывод.

Таким образом, целенаправленное обучение младших школьников цветовосприятию и цветовоспроизведению на уроках изобразительного искусства способствует овладению приемами различения, передачи тонких градаций оттенков локальных и сложных цветов при рисовании с натуры, декоративном и тематическом рисовании. Это значительно обогащает их опыт художественного восприятия мира и положительно влияет на качество творческих работ.

Таким образом, из всего сказанного делается вывод: работа с цветом вносит неповторимый вклад в полноценную жизнь человека. Жизнь полна знаний, мыслей и чувств, связанных с цветом – чудом, которое нас постоянно окружает, и которое мы часто просто не замечаем.

Становление художника происходит в процессе неустанного поиска, и эксперименты с цветом – основная и наиболее дерзкая творческая задача. Осознание того, что небо – голубое, а трава – зеленая, для мастера недостаточно.

Верное представление об отношении тонов, интенсивности и температуре цвета – краеугольный камень образования художника. Несложные упражнения познакомят с тремя важнейшими аспектами цвета и помогут наполнить ваши работы глубиной, вдохнуть в них жизненную силу.




Список литературы

  1. Агостон Ж. "Теория цвета и её применение в искусстве и дизайне", "Мир", М., 1982.- с. 181

  2. Алексеев С.С. "О цвете и красках", "Искусство", М., 1962.- с. 51

  3. Алексеев С.С. "О колорите", "Изобразительное искусство", М., 1974.- с. 123.

  4. Бровко Н.В. Творчество. Мышление. Живопись: Методические указания к практическим занятиям по дисциплине "Живопись". - Оренбург: ГОУ ОГУ, 2003. - 28 с.

  5. Волков Н.Н. "Цвет в живописи", 1985.

  6. "Психология цвета" главн. ред. С.Л. Удовик, перевод А.П. Хомик, "Рефл-бук", 1996.- с.349.

  7. Сидуэй Ян "Как смешивать краски", энциклопедия, "Арт-родник", М., 2007.- 144 с.

  8. Сокольникова Н.М. "Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учеб.пособие для студ. Высш. Пед. Учеб.завед. - 2-ое изд., стереотип. - М.: Издательский центр "Академия", 2003.- 368 с.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!