СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 3. С. РОМАНОВСКИЙ «РУСЬ».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогическая задача: способствовать развитию умений самостоятельно работать с текстом, формулировать свою точку зрения, аргументированно отстаивать ее, уважительно относиться к мнению оппонента; содействовать обогащению словаря обучающихся, обобщению и расширению представлений о России.

Просмотр содержимого документа
«Урок 3. С. РОМАНОВСКИЙ «РУСЬ».»

Урок 3. С. Романовский «Русь»
(в сокращении)

Тип урока: изучение нового материала

Педагогическая задача: способствовать развитию умений самостоятельно работать с текстом, формулировать свою точку зрения, аргументированно отстаивать ее, уважительно относиться к мнению оппонента; содействовать обогащению словаря обучающихся, обобщению и расширению представлений о России

Планируемые результаты

Предметные: воспринимают текст стихотворения, отношение писателя к Родине; самостоятельно работают с текстом произведения, понимают, что такое диалог; овладевают разными видами чтения

Метапредметные:

познавательные: овладевают умением сравнивать стихи о Родине;

регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку; планируют свое действие;

коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия; высказывают свое мнение

Личностные: проявляют положительное отношение к школе; имеют желание учиться, адекватное представление о поведении
в процессе учебной деятельности; определяют и формулируют правила поведения при сотрудничестве


Организационная структура урока


Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся
(осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

I. Организация начала урока

– Чтобы сегодня весь урок было хорошее настроение, давайте друг другу улыбнемся.

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок!

В любимом классе учимся,

И все у нас наладится,

И все у нас получится!

Психологически и эмоционально настраиваются на урок. Проверяют готовность к уроку: наличие тетради, учебника, пишущих принадлежностей

Владеют навыками психологической
и эмоциональной настроенности на работу на уроке

II. Подготовка к первичному восприятию

– Ребята, посмотрите на слово, которое написано большими буквами на доске. (РУСЬ.) Как вы думаете, что оно означает?

– Правильно вы думаете или нет, мы с вами узнаем, прочитав произведение писателя С. Романовского «Русь». Какое короткое и, казалось бы, простое название!

Откройте учебник на с. 7 и внимательно послушайте.

Читает рассказ.

– Вам понравилось это произведение?

– Какие чувства оно у вас вызвало?

– Как вы представляете себе Русь?








Внимательно слушают.

Отвечают на вопросы

Осознанно строят речевое высказывание
(устно); осуществляют поиск и выделение необходимой информации, извлечение необходимой информации

Физкультминутка

Покачайтесь, покружитесь,

Потянитесь, распрямитесь,

Приседайте, приседайте,

Помогайте, помогайте.

Встаньте на носок, на пятку,

Поскачите-ка вприсядку,

Глубоко теперь вздохните,

Сядьте тихо, отдохните.

Всё в порядок приведите

И читать, друзья, начните

Выполняют физкультминутку

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

III. Повторное чтение произведения и его анализ

– Чтобы лучше запомнить это произведение, мы прочитаем его еще раз.

– Откуда пришло к нам слово Русь?

– А как вы понимаете словосочетание «из седой древ-ности»?

– Какие яркие слова из прочитанного отрывка вы выделите?

– Что такое Русь, по мнению автора? Найдите ответ
в тексте и прочитайте его.

– Как С. Романовский объясняет значение слова Русь?

– Что бы вы добавили к авторскому пониманию этого слова?






– Что такое уста?

– Как вы понимаете выражение «из первых уст»?

– Где услышал автор второе объяснение слова Русь?

– Почему С. Романовский говорит: «Тихо-смирно я жил в такой деревне и ловил старинные слова»?

– С какими чувствами Анна Ивановна зашла в избу? Почему она радовалась?

– Чем поразила автора встреча с хозяйкой?

– Что же такое Русь? Как об этом говорит хозяйка?

– Какие слова вызвали у автора радость?

– Можно ли заплакать от радости? Когда?

– Как же объясняется слово Русь в рассказе С. Романовского?

– Как относится к своей Родине автор? А хозяйка? Прочитайте про себя последнее предложение.

– Как вы понимаете словосочетание «светоносная Русь»?

– А теперь прочитайте это предложение вслух и постарайтесь передать выраженную в нем любовь автора
к своей Родине.

– Сергей Романовский очень любит свою Родину и своими произведениями учит любить ее других.

– Какие современные названия Руси вы знаете?

Один ученик начинает читать рассказ.



Другой ученик продолжает.

– Русь, русские, Россия, россияне.



– Русь – это страна, где много рек
и озер. Русь – светлое место, страна света, страна русичей, …

– Место, где я родился; где живут рус-ские люди; где говорят на русском языке; страна великих городов и сел, необъятных просторов, высоких гор и рек; Родина героев…

Третий ученик заканчивает читать
рассказ.

Отвечают на вопросы.






















– Родина, Земля русская, Отчизна, Отечество, Россия, Родина-мать, держава, страна, государство

Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме.

Умеют оформлять свою мысль в устной речи.

Ориентируются в своей системе знаний.

Делают выводы в результате работы.

Осуществлять взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Формулируют ответы

на вопросы

IV. Итог
урока. Рефлексия

– Подведем итоги урока.

• Я узнал…

• Я научился…

• Мне понравилось…

• Я хотел бы узнать…

Рассказывают, что узнали, что получилось.

Осуществляют самооценку

Устанавливают связь между целью деятельности и ее результатом; осуществляют самоконтроль

Домашнее

задание

Прочитать рассказ С. Романовского «Русь» и нарисовать свой самый любимый уголок России

Записывают задание на дом, задают вопросы

Осознают качество
и уровень усвоения учебного материала