СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок доброты по ОРКСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по ОРКСЭ в 4 классе

Просмотр содержимого документа
«Урок доброты по ОРКСЭ»

МБОУ «Каштановская СОШ»







Разработка урока по предмету

«Основы религиозных культур и светской этики»





«Урок доброты»













Составила: учитель ОРКСЭ

Демьяненко Ольга Фёдоровна

стаж работы по предмету 2 года

МБОУ «Каштановская СОШ»

Ул.Школьная 4 «а» , 35-1-99

Тема урока: «Добро и зло».

Цель урока: формирование у учащихся нравственных качеств и моральных ориентиров.

Задачи урока:

Образовательные:

Выработать понимание терминов «Добро» и «Зло»

Развивать умение обобщать, делать выводы.

Воспитательные:

Учить детей чувствовать и видеть доброе и плохое в мире;

Развивать чувство толерантности, уважения и чуткого отношения друг к другу

Развивающие:

Развивать умение работать в группах, коммуникативной компетенции учащихся, творческих способностей

Оборудование:

Компьютер, экран, проектор.  Раздаточный материал: таблички с пословицами, притча.  Наглядные пособия:  дерево добра и зла , рисунки детей по теме «Хорошие поступки» ,

Предполагаемый результат:

-Учащиеся имеют четкое представление о понятиях «Добро» и «Зло»,

-  умеют давать оценку различным ситуациям и поступкам,

-  способны дать анализ своим действиям и действиям товарищей,

-  умеют  работать в составе группы, анализировать учебный материал, излагать свою точку зрения.

 













Тип урока:

Изучение нового материала.

                                  Ход урока.

1. Оргмомент.

2.Вступительное слово учителя                                                                                          

Издавна на Руси существовал такой мудрый и добрый обычай: в последний день масленичной недели, в «прощеное воскресенье» прощать всем свои обиды и просить прощение у тех, кого вольно или невольно обидел. Считалось, этими действиями, человек, как бы сбрасывает  с себя тяжелый  груз обид, горестей бед, очищая тем самым свою душу, наполняя ее добротой и любовью.

Мы попытаемся сегодня ответить на вопрос : что есть «добро», а что «зло»; и как они влияют на окружающий мир и общество

3.Работа с учебником

-Давайте заглянем в учебники и узнаем, определение «Добра» и «Зла».

4.Беседа с детьми

(макет дерева, на котором растут сухие листья)

-Разобраться, что такое «Добро» и что такое «Зло» поможет нам волшебное дерево. Посмотрите на него как оно выглядит. Как вы думаете , почему оно стало таким?

  Когда-то это дерево было все в цвету, радовало окружающих своей неописуемой красотой, дарило прохладу путнику в жаркий день , и защищало в проливной дождь.

  Но не зря это дерево волшебное. Оно очень чутко реагирует на изменения в мире и в обществе. Когда люди начинают забывать об окружающих и думать только о себе, когда выгоду ставят выше дружбы и любви, когда не думают о своих поступках и их последствиях. А помогать старым и больным  и защищать маленьких становится стыдно и зазорно, когда люди начинают жить по нечеловеческим законам- тогда это дерево теряет листок за листком, его ветки становятся  сухими и безжизненными. Оно вот-вот тяжело вздохнет и рухнет на землю.

 -Как нам помочь дереву? (надо делать больше дел и поступков и не совершать злых)

-Что такое Добро? Что значит дарить Добро? (Любить, уважать, дарить тепло своей души, любить природу, помогать выживать животным. Быть аккуратными, вежливыми..)

-Доброта-это стремление человека дать полное счастье всем людям.

-Итак, на маршруте Добра мы сделаем 3 остановки.

(на доске таблички :  «Добрые слова», «Добрые мысли», «Добрые поступки»)

 

-В обиходе культурного человека всегда присутствуют добрые слова. Какие?( дети называют волшебные слова )                                                                         

-Для чего они нужны людям?

Они поднимают настроение. Говорят об уважении говорящего к окружающим.Говорят о чуткости. А так же, если у человека радость  -добрыми словами можно его поздравить.    А наоборот, если горе, неудача, то добрые слова могут утешить, успокоить.

Вывод:  Говорите друг другу как можно больше добрых слов.



а)Игра «Волшебное кресло»

-Вот сейчас мы убедимся, как добрые слова могут поднять настроение. И после нашей игры вы поделитесь впечатлениями.

  Мой обычный стул сегодня превратится в волшебное кресло. Тот, кто на него сядет, начнет ,как бы высвечивать свои добрые поступки, хорошие качества характера.

Итак, на волшебное кресло называется……(имя ребенка)

Повторяй волшебные слова : «На яву , а не во сне, что прекрасного во мне?»

Ребята, вспомните, добрые поступки, черты характера этого человека.

   А теперь…..(сажусь сама, говоря волшебные слова и выслушиваю мнения детей)

-Как мне было приятно, слышать добрые слова! Видите, я просто вся засияла. И улыбка не сходит с моего лица. А теперь вы поделитесь своими впечатлениями те, кто побывал на этом месте. Что вы испытывали? Какие чувства возникали?

-А теперь расскажите о своих впечатлениях те, кто говорил приятные слова.

Вывод:  Не стесняйтесь, говорить добрые слова. Не скупитесь говорить волшебные слова.

 б)Пословицы  (учитель начинает , дети продолжают)

-Давайте вспомним пословицы про добрые слова.                                                  

 Не зря говорят, что добрые слова……(лучше мягкого хлеба)

Доброму человеку - что день, то и… (праздник)

Про доброе дело говори...( смело)

 

Вывод:   В согласии должны быть с мудрыми словами не только уста, но и наши мысли

в) Рефлексия «Чашка»

-Закройте глаза. Представьте перед собой свою любимую чашку. Наполните ее до краев своим любимым напитком. А теперь рядом поставьте пустую чашку. Отлейте из своей чашки. А рядом стоят еще чашки, еще, еще…Отливайте… а теперь посмотрите в свою, она опять полная. Почему, так получилось? Потому что ваша чашка особенная волшебная. Она наполнена вашей добротой.

 Откройте глаза. Давайте поговорим.

—Почему же ваша воображаемая вами кружка была всегда полной?

Вывод:    Чем больше добра дашь, тем больше добра становится.

г) Выставка рисунков на тему :Хорошие поступки»                                                                            

  -Очень хорошо, когда слова и мысли добрые, но и поступки. Свои поступки вы отразили в своих рисунках. Попробуйте озвучить нарисованное.

 -Сколько добрых дел вы уже сделали!!!А сколько добрых дел вас ждет впереди! Но прежде нужно вырасти добрыми, отзывчивыми, с уважением относиться друг к другу.

 -Что значит уважать ?

Уважение-это почтительное отношение , основанное на признании чьих-либо заслуг.

-За какие качества характера человек заслуживает уважение?

д)Игра «положительные и отрицательные черты характера»

-Всем нам хочется , чтобы к нам относились с уважением, называли нас ласково, по имени. Иногда я слышу, как ребятишки называют «длинный»,потому что рост длинный, или рыжий, т.к. у него фамилия Рыжиков. Как вы думаете, культурный человек позволит себе   называть людей по кличкам?

-Ведь как красиво звучат ваши имена.

е )Игра «Звали, зовут, будут звать»

-Как прекрасно и гордо звучали ваши имена и в настоящем и  в будущем, и немного смешно в прошлом.

Вывод:    Вы должны с уважением относиться друг к другу, понимать и чувствовать человека.



-А вы знаете, что иногда добро превращается в зло.

-В чем дело? Почему? Ведь столько добрых дел совершил друг, почему к нему не влечет?

-Как нужно совершать добрые дела? (бескорыстно)

Вывод:   Если совершил доброе дело, то не нужно напоминать об этом постоянно.


5.Рассказ «Урок бабочки»   (презентация)                                                                                                                                                                                                                          

-Добро накладывает на человека определенную ответственность. Мне  бы хотелось рассказать одну историю, когда добро превратилось в зло.

«Урок бабочки».                                                                                                            

-Вас тронула эта история. Почему?

 После просмотра:

 Я просила силы, а Бог дал мне трудности, чтобы сделать меня сильной.

Я просила мудрости, а Бог дал мне проблемы, которые нужно решать

Я просила процветания, а Бог дал мне мозги и мускулы, чтобы работать

Я просила мужества, а Бог дал мне препятствия, которые нужно преодолевать

Я просила любви, а Бог дал мне людей в беде, которым нужно помогать

Я просила Даров, а Бог дал мне удобный случай.

Я не получил ничего из того, чего желал. Но я получил все, что мне нужно.

 

Вывод:     Живи жизнью без страха, смело встречай препятствия и показывай, что можешь преодолевать их.

 

ж ) Правила доброты:

-Давайте вспомним правила Доброты.

-Помогать слабым, маленьким, больным, попавшим в беду;

-Прощать ошибки других;

-Не жадничать;

-Не завидовать;

-Жалеть друг друга                                                                                                                    

-Вспомните «золотое правило морали»?

-Золотое правило морали:  «Не делай зла , получишь добро. Относись к людям так , как хотелось, чтобы так относились к тебе.»

-Вспомним «золотые правила» в классе.

з)Игра «Найди пару» (на партах лежат таблички «начала» и «конца»  правил)

Не наступить, а уступить.

Не разорвать, а склеить.

Не забрать, а отдать.

Не спрятать, а поделиться.

Не кричать , а выслушать.

Не кулак показать, а ладонь протянуть.

 

-Всегда ли вы следуете этим правилам?

-Для кого они составлены?

-Почему  мы должны спешить делать добро?

-Что может произойти?

-Если вы увидите, что человеку плохо, что вы будете делать?

-Когда это надо делать? (Сейчас)

-Что такое доброта? (дружить, уважать)

_А если не будете этого делать?

_Кто испытал на себе это чувство?

-А если бы злость было растением. Какое оно было бы?

…животным?





5.Рефлексия. «Зло»

Закройте глаза. Изобразите зло на бумаге .А теперь порвите его на мелкие кусочки и выбросите.

Вывод- Встречаться со злом, жестокостью- страшно! И люди, которые творят зло, должны знать, что оно к ним обязательно вернется, только умноженное в сотни раз. Всегда помните и творите добро

6.Итог урока

-Ребята, наше дерево не должно оставаться таким. Перед вами яблоки: красные и зеленые. Если после сегодняшнего урока ваше настроение хорошее, может быть вы узнали что-то новое, наше общение заставило вас задуматься о чем-то  -ваше яблоко красное. Напишите об этом.А если наш урок вас заставил задуматься о том, что вы когда-то не сделали что-то хорошее, хотя могли бы- ваше яблоко зеленое.

У кого есть желание рассказать о чем вы написали?

Украсьте наше дерево вашими пожеланиями. (Дети украшают дерево яблоками)