Урок физики в 7 классе по теме:
Давление в жидкости и газе
Цель урока: создать условия для усвоения учащимися новых знаний о давлении в жидкости и газе.
Задачи урока:
Образовательная:
Познакомить учащихся с понятиями давление в жидкости, передача давления жидкостями. продолжить формирование навыков практической деятельности учащихся, умений применять знания для решения качественных задач в знакомой и незнакомой ситуации;
Развивающая:
Формировать умения анализировать, сравнивать, грамотно и логически последовательно излагать материал;
Воспитательная:
Воспитание аккуратности, умения слушать и быть услышанным;
Тип урока: изучение нового материала
Использование элементов педагогических технологий:
исследовательская деятельность, проблемное обучение, деятельностный подход.
Оборудование: компьютер и проектор, мультимедийная презентация; две стеклянные трубки, отверстие которых затянутой резиновой пленкой, пластиковая бутылка с отверстиями на разной высоте, двухколенная стеклянная трубка (манометр), стакан с пресной водой, стакан с подкрашенной водой, стакан с соленой водой, ваза и литровая банка с водой.
Ход урока:
I. Организация класса. Подготовка учащихся к работе на занятии.
Здравствуйте, ребята! Очень рада Вас сегодня видеть. Итак, начнем урок.
II. Актуализация знаний.
Давайте немного вспомним, о чем мы говорили на прошлых уроках?
Сформулируйте закон Паскаля (Давление, производимое на жидкость или газ, передается в любую точку без изменений во всех направлениях.)
Чем можно объяснить, что жидкости и газы передают давление по всем направлениям одинаково? (Т.к. молекулы газа движутся хаотически беспорядочно)
Пищу для космонавтов изготавливают в полужидком виде и помещают в тюбики с эластичными стенками. При лёгком надавливании на тюбик космонавт извлекает из него содержимое. На чём основан этот способ? (Давление, производимое на тюбик, передается в каждую точку жидкости, и она вытекает, проявляется закон Паскаля)
Почему железнодорожные шпалы кладут на сыпучий балласт (песок, гравий, щебень), а не прямо на твёрдую почву железнодорожного полотна? (Сыпучий материал передает давление не только вниз, но и в стороны. Тем самым величина площади грунта, на которую действует вес поезда, увеличивается. Соответственно уменьшается давление на грунт.
Так лучше сохраняются рельсы.)
В нефтяной промышленности для подъёма нефти на поверхность земли применяется сжатый воздух, который компрессорами нагнетается в пространство над поверхностью нефтеносного слоя. На чём основано это явление?
Иногда ребята надувают камеру футбольного мяча ртом, каждый раз посылая в неё порцию воздуха. Почему через некоторое время мальчик уже не может вдувать в камеру воздух? (Давление, создаваемое лёгкими мальчика, равно давлению воздуха внутри камеры)
III. Мотивация учебной деятельности. Целеполагание.
Продолжим. На уроках мы говорили о давлении твердых тел и о давлении, производимом на жидкость или газ. А существует ли давление внутри жидкостей и газов?
Вывод: значит, вы не можете точно утверждать, что жидкости оказывают или не оказывают давление.
Вот об этом мы и поговорим на нашем сегодняшнем уроке. Запишите тему урока: Давление в жидкости и газе.
Зная тему урока, мы можем сформулировать цель урока. Какую цель ставим на сегодняшний урок?
Наша цель - доказать, что жидкости оказывают давление; выяснить, от чего зависит давление жидкости; как можно рассчитать давление жидкости; как учитывают и применяют на практике.
IV. Изучение нового знания.
Итак, мы выдвинули гипотезу: жидкости оказывают давление. Как проверить эту гипотезу?
На жидкость, как и на все тела на земле, действует сила тяжести. Поэтому каждый слой жидкости, налитый в сосуд, своим весом создает давление на другие слои, которое по закону Паскаля передается по всем направлениям. Следовательно, внутри жидкости существует давление.
Опыт 1. Опыт, подтверждающий существование давления в жидкости.
Приборы: стеклянная трубка с резиной пленкой на одном конце, стакан с водой и стакан с подкрашенной водой (марганцовка).
Возьмем стеклянную трубку с резиновой пленкой на дне. Погрузим трубку в банку с водой. Почему резиновая пленка прогнулась внутрь?
- Жидкость снизу давит на пленку и ее давление больше, чем давление воздуха сверху.
Нальем в сосуд немного подкрашенной воды, так что бы её уровень был ниже уровня воды в банке. Что наблюдаем?
- Пленка остается прогнутой вверх, так как давление сверху меньше, чем давление воды снизу.
Дольем оставшуюся жидкость. Что наблюдаем?
- Пленка располагается горизонтально, давление воды сверху и снизу одинаково..
Опыт 2. Опыт, показывающий, что давление зависит от высоты жидкости
Приборы: стеклянная трубка, отверстие которой закрыто резиновой пленкой, стакан с водой, пластиковая бутылка с отверстиями)
Доливаем воду в стеклянную трубку, опущенную в стакан с водой. Видим, что пленка прогибается вниз. От чего зависит давление, которое жидкость оказывает на дно и стенки сосуда? Что мы видим?
- Из опыта видно, чем выше столб жидкости в трубке, тем больше прогибается резиновая плёнка.
Посмотрим еще один опыт. Пластиковая бутылка с отверстиями на разной высоте. Нальем воду. Посмотрите, почему вода выливается из отверстий на разной расстояние от бутылки?
Вывод: Давление жидкости на дно сосуда зависит от высоты столба жидкости.
Опыт 3. Опыт, показывающий, что давление жидкости на дно сосуда зависит от плотности жидкости
Приборы: две стеклянные трубки с затянутой пленкой дном, стакан с соленой и пресной водой.
Нальем в одну трубку пресную воду, в другую – соленую, так чтобы высота жидкостей в трубках была одинакова.Что мы видим?
- При равной высоте столба в трубках с разной жидкостью резиновая плёнка прогибается по-разному.
Вывод: Давление жидкости на дно сосуда зависит от плотности жидкости
Опыт 4. Опыт, показывающий, что на одном и том же уровне давление жидкости одинаково.
Приборы: Двухколенная стеклянная трубка с жидкостью.
К одной трубке присоединена круглая плоская коробочка, одна сторона которой затянута плёнкой. При надавливании на плёнку увеличивается давление воздуха в коробке, по закону Паскаля это давление передаётся жидкости. Уровень жидкости в другом колене поднимается. Об изменении давления судят по разнице уровней жидкости в трубках.
Вывод: опыт показывает, что внутри жидкости существует давление и на одном и том же уровне оно одинаково по всем направлениям. Давление в жидкости на одном уровне одинаково по всем направлениям.
Опыт 5. Опыт, показывающий, что жидкость действует на стенки сосуда, и что давление с глубиной изменяется.
Опыт показан на слайде
Что мы видим? Вывод: С глубиной давление увеличивается.
Итак, мы рассмотрели опыты, показывающие, что внутри жидкости существует давление и на одном и том же уровне оно одинаково по всем направлениям, а с глубиной давление увеличивается.
Газы в этом отношении не отличаются от жидкостей, ведь они тоже имеют вес. Но надо помнить, что вес газа очень мал, значит и его давление будет мало. И во многих случаях его не учитывают.
Вопрос: Как рассчитать давление жидкости на дно и стенки сосуда?
Выведем формулу для расчета давления жидкости на дно и стенки сосуда:
V. Решение задач.
1) Рассчитаем давление на разных глубинах (1-с объяснением, 2-4 по рядам) Проверка.
Ребята, посмотрите на формулу и скажите, от чего же зависит это давление? Давление зависит только от плотности и высоты столба жидкости.
VI. Закрепление и уточнение знаний:
Решение экспериментальной задачи: На столах разные сосуды: ваза и бутылка. Высота столба жидкости одинаковая, жидкость одна и та же. Одинаковое или разное давление оказывает жидкость на дно сосудов?
- одинаковое, так как плотность и высота жидкости одинаковы.
Вывод. Давление жидкости не зависит от формы сосуда и площади дна.
VII. Рефлексия.
Подведём итоги: (вопросы на слайде)
Существует ли давление внутри жидкости?
С увеличением глубины давление…
С уменьшением глубины давление…
Внутри жидкости при нахождении тела на одном и том же уровне …
Если сравнить давление газа и давление жидкости, созданное их весом то..
VIII. Запишите домашнее задание:
Прочитать параграф , решить упражнение