СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок физики в 7 классе "Давление в жидкости и газе"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока физики в 7 классе по теме "Давление в жидкости и газе. Расчет давления в жидкости" с применением технологии проблемного обучения. К уроку создана  презентация.

Просмотр содержимого документа
«Урок физики в 7 классе "Давление в жидкости и газе"»

Урок физики в 7 классе по теме:

Давление в жидкости и газе 


Цель урока: создать условия для  усвоения  учащимися новых знаний о давлении в жидкости и газе.

Задачи урока:

Образовательная:

  • Познакомить учащихся с понятиями давление в жидкости, передача давления жидкостями. продолжить формирование навыков практической деятельности учащихся, умений применять знания для решения качественных задач в знакомой и незнакомой ситуации;

Развивающая:

  • Формировать умения анализировать, сравнивать, грамотно и логически последовательно излагать материал;

Воспитательная:

  • Воспитание аккуратности, умения слушать и быть услышанным;

Тип урока: изучение нового материала

Использование элементов педагогических технологий:

исследовательская деятельность, проблемное обучение, деятельностный подход.

Оборудование: компьютер и проектор, мультимедийная презентация; две стеклянные трубки, отверстие которых затянутой резиновой пленкой, пластиковая бутылка с отверстиями на разной высоте, двухколенная стеклянная трубка (манометр), стакан с пресной водой, стакан с подкрашенной водой, стакан с соленой водой, ваза и литровая банка с водой.



Ход урока:

I. Организация класса. Подготовка учащихся к работе на занятии.

Здравствуйте, ребята! Очень рада Вас сегодня видеть. Итак, начнем урок.

II. Актуализация знаний.

Давайте немного вспомним, о чем мы говорили на прошлых уроках?

  1. Сформулируйте закон Паскаля (Давление, производимое на жидкость или газ, передается в любую точку без изменений во всех направлениях.)

  2. Чем можно объяснить, что жидкости и газы передают давление по всем направлениям одинаково? (Т.к. молекулы газа движутся хаотически беспорядочно)

  3. Пищу для космонавтов изготавливают в полужидком виде и помещают в тюбики с эластичными стенками. При лёгком надавливании на тюбик космонавт извлекает из него содержимое. На чём основан этот способ? (Давление, производимое на тюбик, передается в каждую точку жидкости, и она вытекает, проявляется закон Паскаля)

  4. Почему железнодорожные шпалы кладут на сыпучий балласт (песок, гравий, щебень), а не прямо на твёрдую почву железнодорожного полотна? (Сыпучий материал передает давление не только вниз, но и в стороны. Тем самым величина площади грунта, на которую действует вес поезда, увеличивается. Соответственно уменьшается давление на грунт.
    Так лучше сохраняются рельсы.
    )

  5. В нефтяной промышленности для подъёма нефти на поверхность земли применяется сжатый воздух, который компрессорами нагнетается в пространство над поверхностью нефтеносного слоя. На чём основано это явление?

  6. Иногда ребята надувают камеру футбольного мяча ртом, каждый раз посылая в неё порцию воздуха. Почему через некоторое время мальчик уже не может вдувать в камеру воздух? (Давление, создаваемое лёгкими мальчика, равно давлению воздуха внутри камеры)


III. Мотивация учебной деятельности. Целеполагание.

Продолжим. На уроках мы говорили о давлении твердых тел и о давлении, производимом на жидкость или газ. А существует ли давление внутри жидкостей и газов?

Вывод: значит, вы не можете точно утверждать, что жидкости оказывают или не оказывают давление.

Вот об этом мы и поговорим на нашем сегодняшнем уроке. Запишите тему урока: Давление в жидкости и газе.

Зная тему урока, мы можем сформулировать цель урока. Какую цель ставим на сегодняшний урок?

Наша цель - доказать, что жидкости оказывают давление; выяснить, от чего зависит давление жидкости; как можно рассчитать давление жидкости; как учитывают и применяют на практике.


IV. Изучение нового знания.

Итак, мы выдвинули гипотезу: жидкости оказывают давление. Как проверить эту гипотезу?

На жидкость, как и на все тела на земле, действует сила тяжести. Поэтому каждый слой жидкости, налитый в сосуд, своим весом создает давление на другие слои, которое по закону Паскаля передается по всем направлениям. Следовательно, внутри жидкости существует давление.

Опыт 1. Опыт, подтверждающий существование давления в жидкости. 

Приборы: стеклянная трубка с резиной пленкой на одном конце, стакан с водой и стакан с подкрашенной водой (марганцовка).

Возьмем стеклянную трубку с резиновой пленкой на дне. Погрузим трубку в банку с водой. Почему резиновая пленка прогнулась внутрь?  

- Жидкость снизу давит на пленку и ее давление больше, чем давление воздуха сверху.

Нальем в сосуд немного подкрашенной воды, так что бы её уровень был ниже уровня воды в банке. Что наблюдаем? 

- Пленка остается прогнутой вверх, так как давление сверху меньше, чем давление воды снизу.

Дольем оставшуюся жидкость. Что наблюдаем?

- Пленка располагается горизонтально, давление воды сверху и снизу одинаково..

Опыт 2. Опыт, показывающий, что давление зависит от высоты жидкости

 Приборы: стеклянная трубка, отверстие которой закрыто резиновой пленкой, стакан с водой, пластиковая бутылка с отверстиями)

Доливаем воду в стеклянную трубку, опущенную в стакан с водой. Видим, что пленка прогибается вниз. От чего зависит давление, которое жидкость оказывает на дно и стенки сосуда? Что мы видим?

- Из опыта видно, чем выше столб жидкости в трубке, тем больше прогибается резиновая плёнка. 

Посмотрим еще один опыт. Пластиковая бутылка с отверстиями на разной высоте. Нальем воду. Посмотрите, почему вода выливается из отверстий на разной расстояние от бутылки?

Вывод: Давление жидкости на дно сосуда зависит от высоты столба жидкости.


Опыт 3. Опыт, показывающий, что давление жидкости на дно сосуда зависит от плотности жидкости

Приборы: две стеклянные трубки с затянутой пленкой дном, стакан с соленой и пресной водой.

Нальем в одну трубку пресную воду, в другую – соленую, так чтобы высота жидкостей в трубках была одинакова.Что мы видим? 

- При равной высоте столба в трубках с разной жидкостью резиновая плёнка прогибается по-разному. 

Вывод: Давление жидкости на дно сосуда зависит от плотности жидкости



Опыт 4. Опыт, показывающий, что на одном и том же уровне давление жидкости одинаково. 

Приборы: Двухколенная стеклянная трубка с жидкостью.

К одной трубке присоединена круглая плоская коробочка, одна сторона которой затянута плёнкой. При надавливании на плёнку увеличивается давление воздуха в коробке, по закону Паскаля это давление передаётся жидкости. Уровень жидкости в другом колене поднимается. Об изменении давления судят по разнице уровней жидкости в трубках.

Вывод: опыт показывает, что внутри жидкости существует давление и на одном и том же уровне оно одинаково по всем направлениям. Давление в жидкости на одном уровне одинаково по всем направлениям.

Опыт 5. Опыт, показывающий, что жидкость действует на стенки сосуда, и что давление с глубиной изменяется. 

Опыт показан на слайде

Что мы видим? Вывод: С глубиной давление увеличивается.

Итак, мы рассмотрели опыты, показывающие, что внутри жидкости существует давление и на одном и том же уровне оно одинаково по всем направлениям, а с глубиной давление увеличивается.

Газы в этом отношении не отличаются от жидкостей, ведь они тоже имеют вес. Но надо помнить, что вес газа очень мал, значит и его давление будет мало. И во многих случаях его не учитывают.

Вопрос: Как рассчитать давление жидкости на дно и стенки сосуда?

Выведем формулу для расчета давления жидкости на дно и стенки сосуда:


V. Решение задач. 

1) Рассчитаем давление на разных глубинах (1-с объяснением, 2-4 по рядам) Проверка.

Ребята, посмотрите на формулу и скажите, от чего же зависит это давление? Давление зависит только от плотности и высоты столба жидкости.


VI. Закрепление и уточнение знаний:

Решение экспериментальной задачи: На столах разные сосуды: ваза и бутылка. Высота столба жидкости одинаковая, жидкость одна и та же. Одинаковое или разное давление оказывает жидкость на дно сосудов?

- одинаковое, так как плотность и высота жидкости одинаковы.

Вывод. Давление жидкости не зависит от формы сосуда и площади дна.


VII. Рефлексия.

Подведём итоги: (вопросы на слайде)

Существует ли давление внутри жидкости?

С увеличением глубины давление…

С уменьшением глубины давление…

Внутри жидкости при нахождении тела на одном и том же уровне …

Если сравнить давление газа и давление жидкости, созданное их весом то..


VIII. Запишите домашнее задание:

Прочитать параграф , решить упражнение


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!