СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок истории в 5 классе на тему "Возникновение искусства и религиозных верований"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этот урок даст представление о древнейших религиозных верованиях и искусстве древних людей.

Просмотр содержимого документа
«Урок истории в 5 классе на тему "Возникновение искусства и религиозных верований"»

12.09.2019

Урок истории в 5 классе

Урок № 4

Тема: Возникновение искусства и религиозных верований

Цель: дать представление о древнейших религиозных верованиях и искусстве древних людей, сформулировать причины их возникновения; объяснить значение понятий пещерная живопись, колдовство, душа, страна мертвых, религиозные верования.

Планируемые результаты:

предметные: выявлять закономерности взаимосвязи искусства и религии в первобытном обществе; описывать памятник истории пещера Альтамира;

метапредметные: обрести навыки сотрудничества в ходе групповой работы, работать с полученной учебной информацией;

личностные: обрести мотивацию к изучению нового материала, осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений, понимать культурное многообразие мира, уважать культуру своего и других народов.

Оборудование: учебник История древнего мира 5 класс, А.А. Вигасин, Москва «Просвещение» 2015; проектор, ноутбук, видеопрезентация, карточки с дополнительной информацией.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Ход урока.

  1. Организационный момент.



  1. Мотивационно-целевой этап



Каким был мир человека разумного? Во что он верил? Что оставил нам, своим потомкам? На эти и другие вопросы мы постараемся ответить на нашем уроке.

Всего 140 лет назад ученые мало знали о внутреннем мире первобытных людей. Никто и не подозревал, какие ценности древней культуры скрыты от наших глаз в глубинах темных и сырых пещер, какие загадки они таят, какие удивительные послания о себе оставили нам далекие предки.

Все началось в ноябре 1879 года, когда испанский археолог Саутуола начал раскопки в пещере Альтамира. Он обнаружил новые орудия из камня, кости оленьих рогов и следы палеолитического очага. В один из дней он взял с собой девятилетнюю дочь Марию. Ей все здесь было интересно, а рост позволял свободно рассматривать своды пещеры там, где отец мог пройти лишь согнувшись. Поэтому неудивительно, что именно Мария неожиданно обнаружила на низком потолке бокового грота удивительные рисунки, покрывавшие темные своды пещеры. Это были необыкновенно реалистичные изображения быков высотой в полтора-два метра, нарисованные яркими красными и оранжевыми красками.

(на экране слайды)

Археолог Саутуола, открывший пещерную живопись, утверждал, что она создана много тысяч лет назад. Однако даже крупнейшие ученые того времени не поверили, что бизоны изображены первобытными людьми. Его обвинили в обмане.

- Почему ученые не поверили археологу?

- Какие новые загадки таят в себе рисунки прошлого?

Тема нашего урока « Возникновение искусства и религиозных верований»

(Презентация)

План урока

  1. Возникновение религиозных верований.

  2. Духи, идолы и жертвы.

  3. Возникновение искусства.

Проблемные вопросы. Почему первобытные художники помещали свои картины в темных пещерах? Что означают древние наскальные рисунки? Почему возникли религиозные верования?

  1. Работа по теме урока



  1. Возникновение религиозных верований.

- Вы любите разгадывать загадки? Давайте попробуем разгадать одну из них.

Загадочное послание наших предков №1. В одной из пещер первобытный человек создал изображение убитого стрелами медведя, из пасти которого потоками хлещет кровь.

- Какую тайну хранит эта находка?

Загадочное послание наших предков №2. В пещерах археологи находят захоронения древних людей, в которых были положены еда, оружие, предметы роскоши.

- Зачем это было сделано?

Итак, примерно 40 тыс. лет назад внешний облик человека и размер его мозга стали примерно такими же, как и у нас сегодня. Люди уже многое знали и умели. Они изучили ту местность, где жили, отлично знали, какие растения съедобны, а какие бесполезны для человека или даже ядовиты, хорошо разбирались в звериных следах, повадках животных, были наблюдательны и умели предугадывать погоду. Но все же наши предки были бессильны перед многими явлениями природы и очень их боялись.

- Как вы думаете, какие явления пугали первобытного человека, который не пасовал даже перед мамонтом? При ответе используйте дополнительный материал и текст учебника. (работа в группах)

Итак, первобытный человек многое умел, но он не мог объяснить явления природы. На помощь приходит религия.

- Что такое религия? Почему она появилась.

2.Духи, идолы, жертвы

Рассказ учителя.

Естественных причин явлений природы люди не знали. Почему снятся сны? Что такое смерть? Почему идет дождь? Люди искали ответы на сои вопросы. Во сне он видел людей, давно умерших. И думал, что в теле живет душа. Человек считал, что миром управляют высшие одушевленные силы – духи.

У них вера в то, что между животным и его изображением, существует какая-то сверхъестественная связь. Если в глубине пещеры нарисовать животных, думали люди, то живые звери будут заколдованы и не уйдут из этой местности. А если изображение поразить копьем, то это поможет добиться успеха на охоте. Первобытный человек представлял себе богов виде людей или животных. Из камня или дерева он создавал изображение бога – идола, думая, что бог вселяется в него. Человек верил, что боги могут оказать помощь. Нужно только, чтобы бог услышал просьбу, и сделать так могли только шаманы и колдуны.

Верования первобытных людей в то, что у человека есть душа, в жизнь после смерти называются религиозными.

Запишем термин: религия – это вера в сверхъестественное и поклонение ему.

Физкультминутка. Учитель называет утверждение, если оно верное дети встают, не верное дети сидят на месте.

  1. Материк, где предположительно жили древнейшие люди – Африка.

  2. Орудие труда, при помощи которого первобытные люди ловили рыбу – рубило.

  3. Хронология – это наука, изучающая жизнь по вещественным источникам.

  4. Ремесло главное занятие древнейших людей.

  5. Коллектив древнейших людей называется - человеческое стадо.

3.Возникновение искусства.

- Я предлагаю посетить картинную галерею первобытных художников.

( на экране слайды с изображением картин)

- Какие открытия были сделаны археологами в этих пещерах? (по ходу выполнения задания составляется схема)

Древние художники

Запечатлевали мир в рисунках Передавали образы в объеме Отражали мир в красках

Проблемный вопрос. В чем заключалось мастерство первобытных художников?

Итак, мы выяснили, что мастерство древних художников состояло в том, что они:

- владели рисунком и красками;

- владели объемным изображением животных;

- умели соблюдать пропорции;

- умели детально воссоздавать образы;

- умели передавать индивидуальные особенности животных.

  1. Закрепление изученного материала.

Игра “Путаница” (работа в парах работают за партами). Задача учащихся расшифровать исторические понятия и дать им определение.

  1. Лергиия

  2. Спиьовжи

  3. Авржет

  4. Квооодлвтс

  5. Оидл

  6. Араальтми

  1. Подведение итогов урока.

Домашнее задание: параграф 3, стр. 20 вопросы, сильным учащимся ответить на вопрос «Почему первобытные художники иногда изображали руку на теле животного, нарисованного в пещере?»