Сафина Г.С.
- Формировать умение выполнять сложение чисел с переходом через разряд в пределах 1000.
- Составить алгоритм сложения трехзначных чисел с перехода через десяток. Научить оформлять запись таких примеров.
- Создать условия для осознания и осмысления новой информации, применение её в учебной ситуации.
закреплять приём письменного сложения многозначных чисел с переходом через разряд;
решать текстовые задачи, содержащие единицы измерения массы, учить выполнять сложение именованных чисел;
формировать на доступном уровне обобщенных представлений об изучаемых математических понятий, способах представления информации,
способах решения задач.
ответственность за выполнение своей части работы при работе в группе.
Данный урок – второй по теме: “Складываем с переходом через разряд”.
практические методы.
Этапы урока | Содержание урока | Основной вид деятельности учащихся | Формируемые УУД |
Самоопределение к деятельности. Цель: Включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне «Хочу, потому что могу». 2 мин | Эмоциональный настрой. Вы услышали звонок? Дал сигнал он: «На урок?» Вы друг другу улыбнитесь И тихонечко садитесь. Будем думать, рассуждать И заданья выполнять. - Повторим правило поведения на уроке. - Для чего нам нужно соблюдать это правило? - Я желаю вам хорошего настроения и удачи на уроке. - Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и скажите: «Я желаю тебе удачи». - Подумайте, что пригодится для успешной работы на уроке? - Предлагаю вам прочитать девиз нашего урока. (Слайд. 2). | -На уроке я сижу, Не верчусь и не кричу, Руку тихо поднимаю, Если спросят – отвечаю. -Чтобы не терять время на уроке, чтобы все запланированные нами задания выполнить. - Вера в успех, внимание, трудолюбие, усердие, старание, знания. - «Мы пришли сюда учиться Не лениться, а трудиться, Только тот, кто много знает В жизни что-то достигает». | Коммуникативное УУД. Совместно договариваться о правилах поведения на уроке и следовать им; оформлять свои мысли в устной форме. |
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Цель: Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. 5 мин. | А) - распределите величины в 3 группы, открыв пазл Б)Логические задания Ответь на весёлые вопросы ( викторина с выбором правильного ответа) 1Яйцо вкрутую надо варить 5 минут. Сколько времени надо варить 6 яиц вкрутую? 2 Тройка лошадей пробежала 30 км. Сколько км пробежала каждая лошадь? 3 Спутник Земли делает один оборот за 100 минут, а другой оборот за 1 час 40 мин. Как это объяснить? 4 На двух руках 10 пальцев. Сколько пальцев на десяти руках? 5 Что тяжелее? Килограмм ваты или килограмм гвоздей. В) математический диктант (Слайд. 3). - 45 увеличить на 33; 45+33, - 168 уменьшить на 130; 168-130, - 540 разделить на 90;540:90, - найдите сумму чисел 72 и 24; 72+24, - 200 умножить на 5; 200*5, - - частное чисел 800 и 8; 800:8, Уменьшаемое 127, вычитаемое 107, чему равна разность; 127-107, - 1 слагаемое 174, второе слагаемое 17, чему равна сумма; 174+17 - Проверим ответы
- Молодцы! Вы хорошо потрудились. Оцените себя в листе самооценки. - Критерии те же. ПОКАЖИТЕ НАСТРОЕНИЕ | Время: час, минута, сутки, неделя, год, секунда Масса: грамм, килограмм, тонна, центнер Длина: метр, миллиметр, километр, сантиметр, дециметр - 5 мин., 6 мин.15 мин., 30 мин. - 10 км, 30 км, не добежала до финиша, 90 км.
- движется медленнее 1 час 40 мин. = 100 мин. Не успевает На обратном пути он падает
- 50, 100, 1000, 10 1 кг гвоздей 1кг = 1кг Невозможно сравнить 1кг ваты
- 78, 38, 9, 96, 1000, 100, 20, 191 Взаимопроверка
+ справился ? сомневался - не справился Показывают смайлики | |
III. Выявление места и причины затруднения. Цель: Обсуждение затруднений. 1 мин | - С каким примером было труднее всего справиться? - Почему? - Умеем ли мы выполнять эти вычисления? | 174+17 Потому, что единиц больше чем 10, а в разряде записывается только 1 цифра. Где писать вторую? - Мы не умеем складывать числа с переходом через разряд. (Когда в разряде число больше 10) | |
IV. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. Цель: Обсуждение проекта выхода из затруднений. 2 мин | Предложите тему урока. (Слайд 4). - Какое новое знание нам необходимо для дальнейшей работы? По какому плану будем действовать? - Какую цель мы поставим? - Молодцы! Ведь наш главный помощник – мы сами. | - Сложение чисел в столбик с переходом через разряд. - Правило (алгоритм) с переходом через разряд. ПЛАН: - наблюдать - сравнивать - делать выводы - Научиться записывать и производить вычисления в числах с переходом через разряд. | |
Физминутка. 1 мин | (Слайд 5) | | |
V. Реализация построенного проекта. | - Сегодня на уроке мы научимся складывать многозначные числа с переходом через разряд. - Что мы для этого будем делать? - Каким способом вы предлагаете строить новый алгоритм? - Как будем записывать трехзначные числа в столбик? Это первый шаг. - Как будем вести сложение? ВЫВЕШИВАЮТСЯ КАРТОЧКИ - ПОМОЩНИКИ Внимание на доску: Найдите ошибки. - Что не так? (Эл энциклопедия «Кирилла и Мефодия» математика 3 класс, 2ч., урок 26, № 3 ) Послушайте объяснение тётушки Совы. - Каким правилом мы должны пользоваться при записи и решении этих примеров? - Запишите и решите эти примеры в тетрадях правильно. (Один ученик у доски работает самостоятельно.) ВЫВЕШИВАЮ РЯДОМ КАРТОЧКИ - ПОМОЩНИКИ Проверка: проговаривание правильного решения. - Что нового появилось в алгоритме? | Будем учиться строить алгоритм сложения чисел с переходом через разряд - По аналогии с алгоритмом сложения двухзначных чисел - Так же как и раньше: единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями. Так же по разрядам. 2-й шаг – складываем единицы… 3-й шаг – складываем десятки… 4-й шаг – складываем сотни… 5-й шаг – читаем ответ. - Неправильно записана сумма. В разрядах по 2 цифры, а должна быть одна. - Алгоритмом - Записываем единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями… - Складываем единицы.(число единиц суммы – пишу под единицами, а 1 дес. запоминаю) - Складываем десятки: и увеличиваю количество десятков на 1. Результат пишу под десятками. 1сот. запоминаю) - Складываем сотни: и увеличиваю количество сотен на 1. Результат пишу под сотнями. 1 тыс. записываю. - Читаем результат… - Складываю единицы: 6+2=8 ед. Пишу 8 единиц под единицами - Складываем десятки: 8+7=15д Записываю 5 под десятками, а 1 сот в уме. - Складываю сотни: 5+1=6, да ещё1 сот =7. Записываю 7 под сотнями. - Читаю ответ: 758 2 - по аналогии. - Переход через разряд. | Познавательные УУД -поиск необходимой информации. |
VI. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. Цель: Проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала (фронтальная работа, работа в парах). | Учебник с. 20 вывод. Сравните его с выводом, который мы составили сами. - Значит мы с вами вывели правильный алгоритм. - А научились мы им пользоваться? - Давайте будем совершенствовать новые знания Пользуясь выведенным алгоритмом, выполним Задание №2 учебника. - Объясни, как сложили числа. Заполни пропуски. Работаем с комментированием. (Один ученик у доски.) Два последних примера – самостоятельно . (Взаимопроверка.) - Каким алгоритмом пользовались? ПОКАЖИТЕ НАСТРОЕНИЕ - Молодцы! Вы хорошо потрудились. Оцените друг друга в листе самооценки. | - Они одинаковы. - Нет, нужно потренироваться. На доске карточки с ответами - с переходом через разряд | Познавательные УУД- построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные - умение слушать, вступать в диалог |
VII. Самостоятельная работы с самопроверкой по эталону. Цель: Каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. | (Слайд 6). -Следующее задание. У вас на партах лежат карточки с заданиями. Задания трех уровней: уровень «А» легкий, уровень «Б» средний по трудности и уровень «В» - сложный. Вы можете выбрать, задания какого уровня вы будете выполнять. Можно решить задания и двух уровней. (Дети выбирают задания и выполняют их.) - Каким алгоритмом пользовались? Самопроверка (Слайд 7). - Молодцы! Вы хорошо потрудились. Оцените себя в листе самооценки ПОКАЖИТЕ НАСТРОЕНИЕ | Уровень А. Реши примеры: 115 338 137 + 263 + 51 + 622 | Уровень Б. Запиши примеры в столбик и реши их. 115 + 285 604 + 156 417 + 367 | Уровень В. Восстанови пропущенные цифры. 2 * 3 2 8 * 3 2 6 + * 5 * + 3 * 6 +* * * 7 1 2 * 0 2 8 0 7 | | |
Физминутка | (Слайд 8). | | |
VIII. Включение в систему знаний и повторение (предложить из набора заданий выбрать те, которые содержат новый алгоритм или новые понятия). | Стр 20 № 4 (б) задача (Слайд 9). Бабушка открыла новый пакет муки и взяла 600 г для блинов. Затем она взяла из этого пакета полтора килограмма муки. В пакете осталось 900 г муки. Сколько муки было в запечатанном пакете? - Пригодились ли новые знания? - Молодцы! Оцените себя в листе самооценки ПОКАЖИТЕ НАСТРОЕНИЕ |
Было - ? кг Взяла - ?, 600 г и 1 кг 500 г Осталось – 900 г 1) 1500+600=2100 (г)- взяла 2) 2100+900=3000 (г) – 3 кг Ответ: 3 кг муки было в пакете. - Да
| |
IX. Рефлексия учебной деятельности (итог урока). Цель: Осознание учащимися учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | (Слайд 10) Завершается урок, Он пошёл ребятам впрок? Постарались всё понять? Учились тайны открывать? Ответы полные давали? На уроке не зевали? (Слайд 11) - Какую задачу ставили в начале урока? - Удалось ли решить поставленную задачу? - Каким способом? - Следовали составленному плану? Каким образом? - Какие получили результаты? - Что нужно сделать ещё? - Где можно применить новые знания? - Что на уроке у вас хорошо получилось? - Над чем ещё надо поработать? В листе самооценки выставите себе оценку за весь урок (критерии те же), вложите в тетрадь. Я проверю, поставлю свою оценку. Если оценки совпадут, то вы научились правильно оценивать себя. ПОКАЖИТЕ НАСТРОЕНИЕ (Слайд 12) Я всё понял на уроке и могу объяснить товарищу. Я усвоил тему, но объяснить не могу. Эта тема для меня трудная. | - Научится решать примеры на сложение двух и трёхзначных чисел с переходом через разряд. - Да
- Составили новый алгоритм.
- Да. Мы сначала наблюдали, потом сравнивали, потом выводили алгоритм.
- Закрепили умение применять новые знания на практике при решении примеров, задач. - Повторили единицы измерений и сложение именованных чисел. - Применяли логику, анализировали, сравнивали, оценивали себя и товарищей.
- Потренироваться в решении примеров с переходом через разряд.
- На уроке математике, в жизни при покупках и тд.
| Регулятивные - контроль и оценка. Регулятивные - осознание своей учебной деятельности и деятельности всего класса. Личностные УУД - понимание личной успешности, не успешности в усвоении материала. |
Домашнее задание: | (Слайд 14) Стр 20 № 3, 4(а) (Слайд 15) - Спасибо за урок! | | |