Тема урока: «Повсюду музыка слышна»
1 класс
Цель урока: сформировать представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор-исполнитель-слушатель)
Планируемые результаты: учащиеся узнают, как появляются звуки, какими они бывают; научатся технике правильного дыхания, правилам пения.
Музыкальные материалы: Вальс Ф.Шуберта; РНП «Во поле берёза стояла»
Ход урока
1. Организация урока
Прозвенел уже звонок, начинается урок,
Подравнялись тихо встали, глазки на меня подняли.
Музыкальное приветствие «Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, учитель!»
Учитель:Начнем наше занятие с ритмической минутки – выполняем упражнение на развитие чувства ритма, памяти, включаемся в работу.
Учитель хлопает ритм, а дети запоминают и повторяют по одному, затем всем классом.
2. Вводная часть урока
Звучит мелодия
Учитель читает эпиграф:
Послушай, как щебечут птицы
Послушай, как поет волна,
Как дождь в окно твое стучится,
Повсюду музыка слышна!
Ребята, я приглашаю вас начать урок, тема которого «Повсюду музыка слышна». На этом уроке мы еще раз вспомним, откуда берутся звуки, какими они бывают, а так же вы узнаете, как появляется музыка из звуков и без кого музыка не может существовать.
Итак, начинаем!
3. Основная часть урока
Учитель:Послушайте стихотворение, которое я прочту и ответьте на вопрос, что такое звук?
Что такое звуки? За окном метель.
Что такое звуки? По весне капель.
Это струны ливня, это первый гром,
Ничего нет в мире музыки чудесней,
Потому что музыка живет во всем!
- Что такое звук?
Дети:Ответы детей
Учитель:Звук – это то, что слышат наши уши. На первом уроке вы узнали, что звуки бывают шумовые и музыкальные. Музыкальные звуки – это звуки, которые можно напеть, наиграть на инструменте.
Вспомните игру «Шумит, поет, играет»
Слова для игры:
автомобиль, певец, самолет, рояль, соловей, ветер, гитара, хоровод, самовар, оркестр и др.
шумит – хлопаем, поет – поем звук А, играет – топаем.
Учитель:А теперь определите по карточкам, где звуки шумовые, а где музыкальные.
Дети: по карточкам определяют звуки.
Учитель:Музыка живет во всем. Есть музыка природы: журчание ручья, весенняя капель, пение птиц, раскаты грома. Есть музыка, созданная людьми. Музыка – это украшение любого праздника, мультфильмы, кино были бы скучны, если бы в них не было музыки. Музыка – это часть нашей жизни. В мире есть люди, которые музыку сделали своей профессией, делом своей жизни.
Учитель: С кого начинается музыка?
Дети:С того, кто её сочиняет. Это композитор. Он сочиняет и записывает ноты.
Учитель:Но разве этого достаточно?
Дети: Нет
Учитель:Тут на помощь приходят певцы, скрипачи, пианисты, одним словом, исполнители.
Когда музыку сочинили, исполнили, то кого не хватает? Для кого написана и исполнена музыка?
Дети: Для слушателя.
Учитель:Три звена одной цепочки, композитор-исполнитель-слушатель, одинаково важны!
Прослушивание: Звучит Вальс Ф.Шуберта
Учитель:Какие чувства вызвала у вас эта музыка? Понравилась она вам, почему? Кем вы сейчас были?
Дети: Слушателями
Учитель:А можете ли вы быть исполнителями?
Дети: Да
Учитель:У каждого из вас сейчас есть музыкальный инструмент. Он дан каждому человеку от природы и у каждого он особенный. Как вы думаете, что это за инструмент?
Дети: Ответы детей
Учитель:Это ваш голос.
Вокально-хоровая работа
Учитель:Тема прошлого урока была «Хоровод муз», мы с вами слушали хороводы разных народов мира и даже разучили русскую народную хороводную песню «Во поле береза стояла». Давайте её исполним. Но сначала мы должны инструмент свой подготовить, распеться.
Дыхательное упражнение «Ладошки»
Учитель:Посмотрите на картинку, что делает солнышко?
Дети:Улыбается, смеётся.
Учитель:Пропоем фразу «Солнышко смеётся» по музыкальной лесенке вверх и вниз.
Повторить слова песни «Во поле береза стояла»
Физминутка
Во поле береза стояла,
во поле кудрявая стояла (наклоны туловища вперед),
Люли-люли стояла,
люли-люли стояла (повороты туловища вправо, влево, руки на поясе).
Не кому березу заломати,
не кому кудряву заломати (приседания на месте),
Люли-люли заломати,
Люли-люли заломати(повороты туловища вправо, влево, руки на поясе).
Как пойду я в лес погуляю,
белую березу заломаю (шагаем на месте),
Люли-люли заломаю,
Люли-люли заломаю(повороты туловища вправо, влево, руки на поясе).
Срежу я с березы три пруточка,
сделаю из них я три гудочка (наклон головы вправо, вперед, влево),
Люли-люли три гудочка,
Люли-люли три гудочка(повороты туловища вправо, влево, руки на поясе).
Исполнение песни по желанию, всем классом.
Учитель:Посмотрите, ребята, на доске Муза и она куда-то нас зовет. Она зовет нас заглянуть в учебник на страницу 12-13. Что вы здесь видите?
Дети: Стихи, картинки.
Учитель:Муза хочет, чтобы вы попытались сами придумать, найти музыку, т.е. стать кем?
Дети: Композиторами.
Учитель: Читаем первое стихотворение
Солнышко, солнышко, красно колоколнышко,
Выйди поскорее, будь к нам подобрее.
Учитель: На картинке и в стихах дети к кому обращаются, чего они хотят?
Дети: К солнышку. Они просят его выглянуть и быть добрым.
Учитель: Можно ли это стихотворение напеть? С каким настроением вы будете это делать?
Дети: Весело, жалобно, ласково, певуче и т.д.
Учитель: Что может украсить нашу песенку?
Дети: Ответы детей.
Учитель: Посмотрите у меня на столе лежать музыкальные инструменты. Значит можно подыграть на них, исполняя песенку. Кто желает попробовать?
Дети: исполняют песенку, подыгрывая себе на простых музыкальных инструментах.
Учитель: Молодцы! Вы сейчас были самыми настоящими композиторами! Сложно было?
Дети:Ответы детей.
4. Подведение итогов урока
Учитель:
Где можно услышать музыку?
Дети: Везде
Учитель: Какие бывают звуки?
Дети: Шумовые и музыкальные
Учитель: Какой музыкальный инструмент есть у каждого человека?
Дети:Голос
Учитель: В роли кого вы сегодня были на уроке?
Дети:В роли слушателя, исполнителя и композитора
5. Рефлексия
На доске три смайлика, если вы сегодня все поняли и занятие не вызвало у вас затруднения, то нарисуйте один лучик смайлику с улыбкой, если у вас возникли затруднения, то смайлику с задумчивым лицом, а если вы ничего не поняли, вам было неинтересно на уроке, то смайлику с грустным лицом. У нас получилось замечательное солнышко! Спасибо вам за урок! До свидания!