Урок № 1 Дата__________4кл
Тема: алгоритм с ветвлением (повторение)
Цель урока: повторить материал 3 класса по темам «Алгоритм с ветвлением», «Таблицы» и
правила техники безопасности
Компьютерная программа: Считайка
Материал учебника: теория на с. 4, 5; задания 1, 2, 3, 4
Домашнее задание: задание 4
План урока
1. Беседа на тему «Алгоритм с ветвлением» (10 мин).
2. Повторение правил поведения в кабинете информатики (4 мин).
3. Составление линейного алгоритма для Считайки (6 мин).
4. Комментарий к домашнему заданию (4 мин).
5. Практическая работа по выполнению и составлению для Считайки алгоритмов с ветвлением (15 мин).
Ход урока
1. Беседа на тему «Алгоритм с ветвлением»
Учитель излагает материал на с. 4, напоминая, что такое алгоритм, линейный алгоритм, алгоритм с ветвлением. Затем предлагает детям сравнить линейный алгоритм «Утро Миши» с алгоритмом с ветвлением «Утро Маши»:
– Какие команды выполняют в понедельник Маша и Миша? (Ответ: оба в понедельник выполняют одни и те же команды – «Проснуться в 7 часов», «Умыться», «Позавтракать» и «Пойти в школу».)
– Какие команды выполняют в воскресенье Маша и Миша? (Ответ: Миша выполняет те же команды, что в понедельник. Маша после команды «Позавтракать» выполняет команду «Пойти погулять».)
Какой алгоритм больше подходит вам – Машин или Мишин и почему?
Ответы на последний вопрос могут быть разными. Например:
– Мне больше подходит Машин алгоритм. В воскресенье я по утрам гуляю, а не учусь.
– А мне подходит Мишин алгоритм. В воскресенье утром я хожу в школу на занятия кружка (спортивной секции).
– Оба не подходят. В воскресенье я встаю позже 7 утра. Здесь важно одно: дети понимают, что алгоритм с ветвлением приводит к выполнению разных команд для разных ситуаций, а линейный
алгоритм означает одну и ту же последовательность действий независимо от условий. Далее обсуждается блок-схема как способ записи алгоритма.
Учитель:
– Существуют разные способы записи алгоритмов. Маша и Миша использовали для записи своих алгоритмов блок-схемы.
– Какие геометрические фигуры использованы в Мишином алгоритме? (Ответ: овалы и прямоугольники.)
– Какие геометрические фигуры использованы в Машином алгоритме? (Ответ: овалы, прямоугольники и ромб.)
– Что в блок-схеме означает овал? (Ответ: начало или конец алгоритма.)
– Что записано в прямоугольниках? (Ответ: команды, которые выполняет исполнитель.)
– В ромбе записано высказывание. Как это высказывание называется? (Ответ: условие.)
– Для чего надо определить истинность условия, записанного в ромбе? (Ответ: чтобы выбрать следующий шаг алгоритма.)
– Объясните еще раз, что обозначает ромб в блок-схемах? (Ответ: проверку истинности условия и выбор следующего шага алгоритма.)
Если дети не могут сформулировать ответ самостоятельно, можно предложить им найти ответ на вопрос на с. 5 и прочесть его. Учитель:
– Назовите номера блоков алгоритма «Утро Маши», из которых состоит ветвление. (Ответ: № 5, 6, 7.)
Далее обсуждается блок-схема как способ записи алгоритма на примере алгоритма Считайки (с. 5). Учитель:
– Посмотрите на рисунок. Кто из нарисованных исполнителей алгоритмов умеет исполнять алгоритмы, заданные блок-схемами? (Ответ: Маша, Считайка и Пожарный.)
– Посмотрите на алгоритм для Считайки. Назовите номера блоков, составляющих ветвление.
(Ответ: № 3, 4, 5.)
– Какие блоки выполнит Считайка, а какие – нет?
(Ответ: Считайка выполнит блоки № 1, 2, 3, 5 и 6, не выполнит блок № 4.)
– Почему Считайка выполнит блок № 5 и не выполнит № 4? (Ответ: D = 70 в момент выполнения блока № 3; следовательно, условие D 100 ложно.)
Если большинство детей не может определить, какие блоки выполнит Считайка, учитель вместе с детьми обсуждает каждый блок в отдельности.
Учитель: «Чему равна переменная D после выполнения алгоритма?». (Ответ: 30.)
2. Повторение правил поведения в кабинете информатики
Проверка знания гигиенических норм работы за компьютером и правил поведения в компьютерном классе базируется на задании 1.
Задание 1
a. Учитель вслух читает высказывания. Если ученики считают, что высказывание истинно, они поднимают руку. После этого учитель просит одного из учеников пояснить свое решение. Правильное решение записывается в прямоугольнике рядом с высказыванием.
Приведем ответы:
Л В класс, где стоят компьютеры, можно приносить еду и напитки.
Л Ученик имеет право самостоятельно отсоединять мышь.
И За компьютером ученик должен сидеть прямо, облокотившись на спинку стула.
Л В компьютерном классе можно бегать, прыгать, играть в мяч.
И В компьютерном классе можно заниматься гимнастикой для глаз.
И Расстояние от глаз до экрана должно быть не менее 50 см.
Л На клавиши нужно нажимать со всей силой.
Л Компьютер нужно поливать водой.
b. Нельзя дотрагиваться до монитора, задней панели системного блока и разъемов проводов. Их отмечают любым знаком.
3. Составление линейного алгоритма для Считайки
Задание 2
Прежде чем дети начнут выполнять задание, учитель предлагает им рассмотреть рисунок и назвать, что Считайка увидел в компьютерном магазине (дискеты, лазерные диски, флэш-память, коробку для хране-ния и переноса дискет, коробку с чистящими салфетками для монитора). Учитель:
– Какие из этих предметов – устройства компьютера? (Ответ: дискеты, лазерные диски, флэш-память.)
– Укажите их общее название. (Ответ: устройства внешней, или дополнительной, памяти.)
a. Так как дети первый раз с начала учебного года составляют алгоритм и при этом должны догадаться, что означает в нем переменная S, то начать работу лучше коллективно. Хорошо бы заранее дать готовую часть алгоритма на доске.
Учитель:
– Алгоритм «Сдача» помогает Считайке определить, сколько денег у него останется после покупок в компьютерном магазине. Изучим таблицу с информацией о покупках Считайки. Прочтите запись № 1 в таблице. Что купил Считайка? (Ответ: он купил три дискеты.)
– Сколько стоит одна дискета? (Ответ: 10 рублей.)
– Как подсчитать стоимость трех дискет? (Ответ: 10 надо умножить на 3, то есть надо выполнить действие 10 · 3.)
– Команда S := S – 10 · 3 уменьшает величину переменной S на стоимость трех дискет. Как вы думаете, какая величина обозначена переменной S? (Ответ: количество денег у Считайки.)
– Что показывает значение переменной S после выполнения команды S := S – 10 · 3?
(Ответ: значение переменной S равно количеству денег у Считайки после покупки трех дискет.)
– Прочтите вторую запись в таблице. Что еще купил Считайка и по какой цене? (Ответ: два лазерных диска по 25 рублей.)
На сколько надо уменьшить переменную S, чтобы подсчитать количество денег, оставшихся после покупки лазерных дисков? (Ответ: переменную S надо уменьшить на величину 25 · 2.)
– Запишите следующую команду алгоритма. (Ответ: S := S – 25 · 2.)
Новые команды алгоритма один из учеников записывает на доске.
После обсуждения правильности команды ученики записывают ее в учебник. Учитель вызывает к доске сильных учеников, чтобы каждый из них записал на доске следующую команду алгоритма и объяснил,
почему она должна быть именно такой. В окончательном виде алгоритм должен выглядеть так:
Начало
S := 980
S := S – 10 · 3
S := S – 25 · 2
S := S – 700
S := S – 30
S := S – 100
Конец
b. Чтобы записать, что будет на экране Считайки в результате выполнения алгоритма, дети должны выполнить алгоритм. Запись на экране: S = 70.
c. Ответ: 980 руб.
В алгоритме единицы измерения не пишутся. Однако если алгоритм составлен без ошибок, число, начальное значение переменной S, должно выражать количество денег в тех же единицах, что и
стоимость покупок. Стоимость покупок выражена в рублях (в соответствии с данными таблицы), следовательно, начальное значение переменной S – 980 также выражено в рублях.
4. Комментарий к домашнему заданию
Учитель просит детей открыть учебник на с. 9 и прочитать пункт
a. После этого учитель задает вопросы:
– Сколько строк таблицы будут содержать информацию о черных бусинах?
(Ответ: одна строка, так как все черные бусины имеют одинаковый размер.)
– Сколько строк таблицы будут содержать информацию о белых бусинах? (Ответ: две строки.)
Если ученики не дают ответ быстро, учитель сам формулирует ответ. Следует подчеркнуть, что пункты b и c выполняются не по рисунку, а по заполненной таблице, и записывать в них надо не ответы-числа,
а выражения.
5. Практическая работа по выполнению и составлению для Считайки алгоритмов с ветвлением
Выполняется либо на компьютере в программе «Считайка» (режим «Выполнение алгоритмов с ветвлением»), либо в учебнике и в тетради в клетку (задание 3).
Задание 3
а. Заполненная таблица выглядит так:
В данном случае узнать, правильно ли ребенок выполнил блок проверки условия, можно только по столбцу «Исполненные блоки». Выяснить, понял ли ребенок цель алгоритма – найти наибольшее из двух значений, можно будет по тому, как он справится со следующим пунктом задания.
b. Приведем один из возможных вариантов алгоритма и соответствующее ему заполнение таблицы.
c. Самый простой и надежный способ проверки алгоритма для заданного варианта исходных данных – его исполнение с записью номеров выполненных блоков и значений переменной М по их выпол-
нению.
Приведем один из возможных алгоритмов и его проверку для варианта 3 исходных данных.
Поиск наименьшего из трех чисел
Домашнее задание (задание 4)1
a. Правильно заполненные таблицы могут различаться порядком записей. Содержание записей показано ниже.
b. Всего в игрушке голубых бусин: 13 + 3 + 1 = 17
c. Всего в игрушке самых мелких бусин: 13 + 12 + 10 = 35