СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок на тему: "Алгоритм с ветвлением" 4 класс

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок информатики в 4 классе на тему "Алгоритм с ветвлением" Учебник Информатика 4 класс. Автор Бененсон Е.П.

Просмотр содержимого документа
«Урок 1-4»

Урок № 1 Дата__________4кл

Тема: алгоритм с ветвлением (повторение)

Цель урока: повторить материал 3 класса по темам «Алгоритм с ветвлением», «Таблицы» и

правила техники безопасности

Компьютерная программа: Считайка

Материал учебника: теория на с. 4, 5; задания 1, 2, 3, 4

Домашнее задание: задание 4

План урока

1. Беседа на тему «Алгоритм с ветвлением» (10 мин).

2. Повторение правил поведения в кабинете информатики (4 мин).

3. Составление линейного алгоритма для Считайки (6 мин).

4. Комментарий к домашнему заданию (4 мин).

5. Практическая работа по выполнению и составлению для Считайки алгоритмов с ветвлением (15 мин).

Ход урока

1. Беседа на тему «Алгоритм с ветвлением»

Учитель излагает материал на с. 4, напоминая, что такое алгоритм, линейный алгоритм, алгоритм с ветвлением. Затем предлагает детям сравнить линейный алгоритм «Утро Миши» с алгоритмом с ветвлением «Утро Маши»:

– Какие команды выполняют в понедельник Маша и Миша? (Ответ: оба в понедельник выполняют одни и те же команды – «Проснуться в 7 часов», «Умыться», «Позавтракать» и «Пойти в школу».)

– Какие команды выполняют в воскресенье Маша и Миша? (Ответ: Миша выполняет те же команды, что в понедельник. Маша после команды «Позавтракать» выполняет команду «Пойти погулять».)

Какой алгоритм больше подходит вам – Машин или Мишин и почему?

Ответы на последний вопрос могут быть разными. Например:

– Мне больше подходит Машин алгоритм. В воскресенье я по утрам гуляю, а не учусь.

– А мне подходит Мишин алгоритм. В воскресенье утром я хожу в школу на занятия кружка (спортивной секции).

– Оба не подходят. В воскресенье я встаю позже 7 утра. Здесь важно одно: дети понимают, что алгоритм с ветвлением приводит к выполнению разных команд для разных ситуаций, а линейный

алгоритм означает одну и ту же последовательность действий независимо от условий. Далее обсуждается блок-схема как способ записи алгоритма.

Учитель:

– Существуют разные способы записи алгоритмов. Маша и Миша использовали для записи своих алгоритмов блок-схемы.

– Какие геометрические фигуры использованы в Мишином алгоритме? (Ответ: овалы и прямоугольники.)

– Какие геометрические фигуры использованы в Машином алгоритме? (Ответ: овалы, прямоугольники и ромб.)

– Что в блок-схеме означает овал? (Ответ: начало или конец алгоритма.)

– Что записано в прямоугольниках? (Ответ: команды, которые выполняет исполнитель.)

– В ромбе записано высказывание. Как это высказывание называется? (Ответ: условие.)

– Для чего надо определить истинность условия, записанного в ромбе? (Ответ: чтобы выбрать следующий шаг алгоритма.)

– Объясните еще раз, что обозначает ромб в блок-схемах? (Ответ: проверку истинности условия и выбор следующего шага алгоритма.)

Если дети не могут сформулировать ответ самостоятельно, можно предложить им найти ответ на вопрос на с. 5 и прочесть его. Учитель:

– Назовите номера блоков алгоритма «Утро Маши», из которых состоит ветвление. (Ответ: № 5, 6, 7.)

Далее обсуждается блок-схема как способ записи алгоритма на примере алгоритма Считайки (с. 5). Учитель:

– Посмотрите на рисунок. Кто из нарисованных исполнителей алгоритмов умеет исполнять алгоритмы, заданные блок-схемами? (Ответ: Маша, Считайка и Пожарный.)

– Посмотрите на алгоритм для Считайки. Назовите номера блоков, составляющих ветвление.

(Ответ: № 3, 4, 5.)

– Какие блоки выполнит Считайка, а какие – нет?

(Ответ: Считайка выполнит блоки № 1, 2, 3, 5 и 6, не выполнит блок № 4.)

– Почему Считайка выполнит блок № 5 и не выполнит № 4? (Ответ: D = 70 в момент выполнения блока № 3; следовательно, условие D 100 ложно.)

Если большинство детей не может определить, какие блоки выполнит Считайка, учитель вместе с детьми обсуждает каждый блок в отдельности.

Учитель: «Чему равна переменная D после выполнения алгоритма?». (Ответ: 30.)

2. Повторение правил поведения в кабинете информатики

Проверка знания гигиенических норм работы за компьютером и правил поведения в компьютерном классе базируется на задании 1.

Задание 1

a. Учитель вслух читает высказывания. Если ученики считают, что высказывание истинно, они поднимают руку. После этого учитель просит одного из учеников пояснить свое решение. Правильное решение записывается в прямоугольнике рядом с высказыванием.

Приведем ответы:

Л В класс, где стоят компьютеры, можно приносить еду и напитки.

Л Ученик имеет право самостоятельно отсоединять мышь.

И За компьютером ученик должен сидеть прямо, облокотившись на спинку стула.

Л В компьютерном классе можно бегать, прыгать, играть в мяч.

И В компьютерном классе можно заниматься гимнастикой для глаз.

И Расстояние от глаз до экрана должно быть не менее 50 см.

Л На клавиши нужно нажимать со всей силой.

Л Компьютер нужно поливать водой.

b. Нельзя дотрагиваться до монитора, задней панели системного блока и разъемов проводов. Их отмечают любым знаком.

3. Составление линейного алгоритма для Считайки

Задание 2

Прежде чем дети начнут выполнять задание, учитель предлагает им рассмотреть рисунок и назвать, что Считайка увидел в компьютерном магазине (дискеты, лазерные диски, флэш-память, коробку для хране-ния и переноса дискет, коробку с чистящими салфетками для монитора). Учитель:

– Какие из этих предметов – устройства компьютера? (Ответ: дискеты, лазерные диски, флэш-память.)

– Укажите их общее название. (Ответ: устройства внешней, или дополнительной, памяти.)

a. Так как дети первый раз с начала учебного года составляют алгоритм и при этом должны догадаться, что означает в нем переменная S, то начать работу лучше коллективно. Хорошо бы заранее дать готовую часть алгоритма на доске.

Учитель:

– Алгоритм «Сдача» помогает Считайке определить, сколько денег у него останется после покупок в компьютерном магазине. Изучим таблицу с информацией о покупках Считайки. Прочтите запись № 1 в таблице. Что купил Считайка? (Ответ: он купил три дискеты.)

– Сколько стоит одна дискета? (Ответ: 10 рублей.)

– Как подсчитать стоимость трех дискет? (Ответ: 10 надо умножить на 3, то есть надо выполнить действие 10 · 3.)

– Команда S := S – 10 · 3 уменьшает величину переменной S на стоимость трех дискет. Как вы думаете, какая величина обозначена переменной S? (Ответ: количество денег у Считайки.)

– Что показывает значение переменной S после выполнения команды S := S – 10 · 3?

(Ответ: значение переменной S равно количеству денег у Считайки после покупки трех дискет.)

– Прочтите вторую запись в таблице. Что еще купил Считайка и по какой цене? (Ответ: два лазерных диска по 25 рублей.)

На сколько надо уменьшить переменную S, чтобы подсчитать количество денег, оставшихся после покупки лазерных дисков? (Ответ: переменную S надо уменьшить на величину 25 · 2.)

– Запишите следующую команду алгоритма. (Ответ: S := S – 25 · 2.)

Новые команды алгоритма один из учеников записывает на доске.

После обсуждения правильности команды ученики записывают ее в учебник. Учитель вызывает к доске сильных учеников, чтобы каждый из них записал на доске следующую команду алгоритма и объяснил,

почему она должна быть именно такой. В окончательном виде алгоритм должен выглядеть так:

Начало

S := 980

S := S – 10 · 3

S := S – 25 · 2

S := S – 700

S := S – 30

S := S – 100

Конец

b. Чтобы записать, что будет на экране Считайки в результате выполнения алгоритма, дети должны выполнить алгоритм. Запись на экране: S = 70.

c. Ответ: 980 руб.

В алгоритме единицы измерения не пишутся. Однако если алгоритм составлен без ошибок, число, начальное значение переменной S, должно выражать количество денег в тех же единицах, что и

стоимость покупок. Стоимость покупок выражена в рублях (в соответствии с данными таблицы), следовательно, начальное значение переменной S – 980 также выражено в рублях.

4. Комментарий к домашнему заданию

Учитель просит детей открыть учебник на с. 9 и прочитать пункт

a. После этого учитель задает вопросы:

– Сколько строк таблицы будут содержать информацию о черных бусинах?

(Ответ: одна строка, так как все черные бусины имеют одинаковый размер.)

– Сколько строк таблицы будут содержать информацию о белых бусинах? (Ответ: две строки.)

Если ученики не дают ответ быстро, учитель сам формулирует ответ. Следует подчеркнуть, что пункты b и c выполняются не по рисунку, а по заполненной таблице, и записывать в них надо не ответы-числа,

а выражения.

5. Практическая работа по выполнению и составлению для Считайки алгоритмов с ветвлением

Выполняется либо на компьютере в программе «Считайка» (режим «Выполнение алгоритмов с ветвлением»), либо в учебнике и в тетради в клетку (задание 3).

Задание 3

а. Заполненная таблица выглядит так:

В данном случае узнать, правильно ли ребенок выполнил блок проверки условия, можно только по столбцу «Исполненные блоки». Выяснить, понял ли ребенок цель алгоритма – найти наибольшее из двух значений, можно будет по тому, как он справится со следующим пунктом задания.

b. Приведем один из возможных вариантов алгоритма и соответствующее ему заполнение таблицы.

c. Самый простой и надежный способ проверки алгоритма для заданного варианта исходных данных – его исполнение с записью номеров выполненных блоков и значений переменной М по их выпол-

нению.

Приведем один из возможных алгоритмов и его проверку для варианта 3 исходных данных.

Поиск наименьшего из трех чисел

Домашнее задание (задание 4)1

a. Правильно заполненные таблицы могут различаться порядком записей. Содержание записей показано ниже.

b. Всего в игрушке голубых бусин: 13 + 3 + 1 = 17

c. Всего в игрушке самых мелких бусин: 13 + 12 + 10 = 35

Просмотр содержимого презентации
«Урок 1-4»

Урок 1  Тема урока: «Алгоритмы с ветвлением»

Урок 1

Тема урока: «Алгоритмы с ветвлением»

Дайте определение понятиям: Алгоритм  Исполнитель алгоритма  Линейный алгоритм

Дайте определение понятиям:

  • Алгоритм

  • Исполнитель алгоритма

  • Линейный алгоритм

  • Алгоритм с ветвлением
Блок-схема

Блок-схема

Домашнее задание  Составьте линейный алгоритм и алгоритм с ветвлением.

Домашнее задание

Составьте линейный алгоритм и алгоритм с ветвлением.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!