СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок обществознания в 5 классе на тему "Мораль"

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок обществознания в 5 классе

Просмотр содержимого документа
«Урок обществознания в 5 классе на тему "Мораль"»

Тема урока: Мораль

Цель: сформировать представление учащихся о морали как общепринятой норме поведения¸ не закрепленной в законах, добре и зле как этических категориях морали.

Задачи.

Образовательные:

·  познакомить учащихся с понятием «мораль»;

·  дать представление об основных категориях морали: «добре» и «зле».

Развивающие:

·  развивать умения анализировать различные ситуации с позиций норм морали, проводить анализ сходных явлений;

·  развивать умение работать с документами, сравнивать различные точки зрения по проблеме.

Воспитательные:

·  воспитывать толерантность, уважительное отношение к другим людям;

·  сформировать понимание ценности собственных жизненных целей и задач при уважении целей и задач других людей.

План урока.

1.  Мораль, нравственность.

2.  Добро и зло.

Эпиграф урока:

«Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло»

В. О.Ключевский. (на доске)

I. Проверка домашнего задания.

Конкурс «Разгадай анаграмму»(Задание для ребенка с ОВЗ) «Разгадай анаграмму»

  1. Дрообта (доброта)

  2. Мралоь (мораль)

  3. Цнсеонть (ценность)

  4. Насвнотьсневр (нравственность)

Работа с классом. (ребенок с ОВЗ работает с классом)

-Какую тему изучали на прошлом уроке? (Сфера духовной жизни)

-Какие еще сферы общественной жизни знаете?

-Что отличает духовную сферу от других сфер общества?

-Культура

-Существуют ли нормы, закрепленные в законах, которые бы регулировали нравственные поступки людей? (Нет)

-Но все же есть правила, нормы, которые не закреплены письменно, но, тем не менее, регулируют жизнедеятельность людей.

-Может быть кто-то догадался, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

(ВЕРНУТЬСЯ К ЗАДАНИЮ ребенка с ОВЗ)

II.Объявление темы и целей урока.

-Тема нашего урока: «Мораль»

-Сегодня на уроке мы познакомимся с таким понятиями как «мораль» и его основными категориями: «добром» и «злом», узнаем, чем отличаются понятия «мораль» и «нравственность», поговорим о том, как понимали добро философы в разные времена.

(В тетради записать тему и план урока)

III. Знакомство с новым материалом.

1.«Корзина идей» (последний лист тетради)

-Предлагаю вам назвать слова или словосочетания к понятию «мораль».

-Какие ассоциации у вас возникли?

Вывод:

Мораль - правила поведения человека в обществе, не закрепленные в законах. (Записать в тетради)

-Обратимся к словарю. Мораль – это…. (Читает ребенок с ОВЗ)

А теперь побудем исследователями. Вопрос классу:

-Термин «мораль» впервые встречается во 2 веке в трудах древнеримского юриста, политика и философа Цицерона. Но определенные правила поведения существовали задолго до появления самого термина «мораль».

-Опираясь на текст учебника, докажите это.

(стр. 38-39 учебника: Моисей, Конфуций, Иисус Христос)

(Вопрос из истории - КОНФУЦИЙ)

Еще в VI веке до н. э. Конфуцием было сформулировано «золотое правило», которое гласит:

Не делай другому того, чего себе не желаешь.(Прикрепить на доске) (ребенок с ОВЗ)

2.Мораль, нравственность. (с.39)

-Некоторые ученые считают, что между понятиями «мораль» и «нравственность» можно поставить знак =, а кто-то утверждает, что это - не одно и то же.

-А как считаете вы? Используя текс параграфа обоснуйте свою позицию. Таблицу чертим в тетрадь

Мораль

Нравственность

правила поведения

(как надо поступать)

практические поступки людей

-У людей есть образец поведения, но все ли следуют нормам морали?

На этот вопрос мы ответим после разминки!

РАЗМИНКА (тихо встали. Ответ «ДА» 2 хлопка, ответ «НЕТ» один хлопок

1. Быть моральным это значит отвечать за свои поступки, совершать добрые делам (да).

2. Мораль представляет собой нормы, установленные государством (нет).

3. Нравственные поступки требуют наград, слова благодарности (нет).

4. Золотое правило нравственности учит нас относиться к людям так, как хотим мы, что бы относились к нам (да).

5. Нарушение моральных норм наказывается общественным мнением (да).(ПЕРЕХОД К СТИМУЛАМ)

3.Стимулы нравственного поведения. (Распечатать на листы)

-Что, по вашему мнению, в большей степени стимулирует нравственное поведение людей? Выберите вариант ответа: (ребенок с ОВЗ считает полученные результаты.)

·  Боязнь общественного осуждения

·  Совесть, чувство долга

·  Одобрение окружающих

·  Желание делать, как все

·  Боязнь наказания

-Конечно, в своих поступках люди должны руководствоваться своей совестью, понимать, что хорошо, а что плохо. Именно поэтому, основными категориями морали являются добро и зло.

IV. Добро и зло.

1.Прием «мозговой штурм».

-Какие ассоциации у вас возникают к слову «добро»? «зло»? Назовите их. (дети с ОВЗ рисуют) альбом и фломастеры

-А теперь давайте обратимся к словарю Ожегова. (ребенок с ОВЗ) ДОБРО И ЗЛО (работа с рисунками)

V.Закрепление изученного материала.

- Как должен вести себя человек, по отношению к которому совершают дурной поступок? Ответить на этот вопрос нам поможет притча «Ведро яблок».

1.Притча «Ведро яблок»

Купил человек себе новый дом — большой, красивый — и сад с фруктовыми деревьями возле дома. А рядом в стареньком домике жил завистливый сосед, который постоянно пытался испортить ему настроение: то мусор под ворота подбросит, то ещё какую гадость натворит.

Однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, а там — ведро с помоями. Человек взял ведро, помои вылил, ведро вычистил до блеска, насобирал в него самых больших, спелых и вкусных яблок и пошёл к соседу. Сосед, услышав стук в дверь, злорадно подумал: «Наконец-то я достал его!». Открывает дверь в надежде на скандал, а человек протянул ему ведро с яблоками и сказал:

— Кто чем богат, тот тем и делится!

-В чем смысл этой притчи?

3.Основные ценности (с 40-41 (читать).

работа в парах- Задание на соотношения: соотнесите высказывание мыслителя с ценностью. Дайте каждой ценности свой символ

ценность

символ

высказывание



4,Домашнее задание

параграф №5 учебника, вопрос №4 письменно

VI.Подведение итогов. Рефлексия.

-Наш урок подходит к концу. Что он вам дал?

-Какие выводы вы для себя сделали?

-Вы сегодня работали очень хорошо, аргументировано отвечали на поставленные вопросы и заслуживаете оценки «отлично». Но помните, что окончательную оценку вам поставит сама жизнь. Старайтесь всегда в любой ситуации руководствоваться «золотым правилом», которое гласит:

(хором)

Не делай другому того, чего себе не желаешь!













5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!