СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок обществознания в 5 классе "Семейное хозяйство"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Два урока  в 5 классе по теме "Семейное хозяйство"

Просмотр содержимого документа
«Урок обществознания в 5 классе "Семейное хозяйство"»

Урок №1 "Семейное хозяйство".

Цели урока: познакомить с понятиями семейное хозяйство, потребности,  семейный трудэкономика, с основными статьями доходов и расходов семьи, особенностями распределения обязанностей в семье; объяснить необходимость рачительного ведения хозяйства, правила хозяйствования.

Ход урока

  1. Орг. момент

  2. Мотивация к учебной деятельности

1) Защита проектов «Моя семья"

2) Притча о семье (2 слайд):

Однажды учитель спросил у учеников: «Чья мама выполняет много работы?» Ребята начали рассказывать, что делают их мамы, пытаясь расхвалить их. И тут преподаватель спросил: «А как ваши мамы умудряются все это делать, ведь у них только 2 руки?» Ученики задумались, а учитель добавил: «Просто каждой матерью движет сила материнской любви. Именно это придает ей силу и могущество на Земле!»

- Как вы поняли смысл притчи?

- Предположите, о чём пойдёт речь на нашем уроке?

2. Изучение нового материала

1. Каким должен быть хозяин дома

Просмотр мультфильма «Теремок» (можно аудиозапись).

- Как называется сказка? Что объединяет жителей? (Распределены обязанности, каждый выполняет свое дело)


-  Правильно – это распределение обязанностей в семье. Семьи бывают разные по своему составу, способностям, возможностям участия в совместных делах. Поэтому, дать один для всех совет, как лучше распределить обязанности – трудно. Главное – это желание и стремление членов семьи приложить свои силы в создание домашнего уюта.


- Каким должен быть труд в семье? (совместным)


Работа с текстом учебника

Задание: Откройте учебники с. 35, прочитайте текст «Каким должен быть хозяин?» (2-3 мин).


Определите в нем ключевое слово. (Хозяин.)

- Какие ассоциации у вас возникают при слоне хозяин? (Ответы учеников.)

А теперь проверим, насколько точно вы смогли определить смысл этого понятия.

Хозяин - а) собственник, владелец, б) Частный наниматель, в) разг. Руководитель, начальник предприятия, коллектива.

Хозяин - а) тот, кто отличается способностью умело хозяйствовать, хорошо руководить предприятием, б) Тот, кто ведет хозяйство, распоряжается делами хозяйства.

Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое»

- Какое напутствие Владимир Мономах наказывал взрослым и детям?

- Что советует «Домострой» хозяину дома? Почему это произведение называется «Домострой»?

- Ребята, давайте вспомним героев сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» и мультфильма «Трое из Простоквашино». Кто был хозяином в каждом из них?

- И старуха, и кот Матроскин заботились об улучшении своего домашнего хозяйства.

- А кого из них можно назвать настоящим хозяином дома? Почему?

Работа со словарём: зачитайте определение слова РАЧИТЕЛЬНЫЙ.

Главное в семье – это желание и стремление членов семьи приложить свои силы в создании домашнего уюта


  1. Семейные заботы.

- Рассмотрите картинки в учебнике стр. 34. Расскажите о каждой из них . Что их объединяет?

- Каким должен быть труд в семье? Предложите свои варианты ответов.

- Как у вас распределяются домашние обязанности?

- Какой вклад в выполнение домашних дел вносишь ты?

- Есть ли совместные дела в твоей семье? Кто принимает в них участие?

- Что ты можешь сделать самостоятельно для удобства и уюта в доме?

  Работа с репродукцией картины А.А.Пластова «Ужин тракториста», стр.36

- Почему ужин проходит в поле?

- Какие семейные обязанности сельских детей отражены в сюжете картины?

- Какой труд можно охарактеризовать как совместный, а какой – как помощь-обязанность?

Совместный труд помогает удовлетворить необходимые для жизни потребности.

Вопросы:

Работа со словарём «потребности».

- Что такое потребности?

- Какие бывают потребности? (стр. 33)

3. Закрепление изученного материала

- Что означает «вести домашнее хозяйство»?

- Каким должен быть настоящий хозяин?

- Все ли домашние обязанности нужно делить на мужские и женские?

- Задание в рубрике «В классе и дома», стр. 39, №7,8

Работа с рубрикой « Учимся помогать вести семейное хозяйство», стр. 39

  1. Рефлексия

- Оцените свою работу на уроке, нарисовав смайлика.

5. Домашнее задание

Стр. 33-37

















Урок №2 "Семейный бюджет ".

Цели урока: познакомить с понятиями семейная экономика, с основными статьями доходов и расходов семьи, учить составлять семейный бюджет, развивать  понимания того, что экономическое состояние семьи зависит от каждого из ее членов.

Ход урока

  1. Орг. момент

  2. Актуализация знаний

- Отгадайте загадку:

Вот ведь дело, то какое

Нас не семеро, а трое:

Папа, мамочка и я

Но все вместе мы____(семья)

- Как хорошо, что у каждого из нас есть семья. Напомните, для чего нужна семья?

- В ней мы воспитываемся, работаем и отдыхаем, переживаем неудачи в жизни и радуемся новым победам. Тема нашего сегодняшнего занятия вновь связана с семьёй. Давайте ответим на вопросы урока и определим ее.


  1. Определение темы и учебных задач урока

- Послушайте притчу. Охарактеризуйте главных героев. Как они вели хозяйство? Какими были хозяевами?

ПРИТЧА

Жили-были муж с женой. Жена была баба ленивая и беззаботная, да к тому же еще и большая лакомка: все проела на орешках да на прянич­ках, так что наконец осталась в одной рубахе, и то в худой - изорванной.

Вот подходит большой праздник, а у бабы нечего и надеть, кроме этой рубахи. И говорит она мужу:

- Сходи-ка, муж, на рынок да купи мне к празднику рубаху.

Муж пошел на рынок, увидал, что продают гуся, и купил его вместо рубахи. Приходит домой, жена его и спрашивает:

- Купил мне рубаху?

- Купил, - отвечает муж, - да только гуська. А жена недослышала и говорит:

- Ну и узка, да изношу!

- Сняла с себя изорванную рубаху и бросила в печку. А потом и спрашивает:

- Где же рубаха? Дай я надену.

- Да ведь я сказал, что купил гуська, а не рубаху. Так и осталась баба без рубахи, нагишом.

(Баба – ленивая, беззаботная. Дед – безответственный. Хозяйство вели не по правилам. Поэтому у них возникали проблемы. Средств не хватало.)


- Скажите, пожалуйста, кто из вас ходит часто в магазин за покупками?

-  Сколько стоит буханка хлеба? 1 кг сахара? Пачка соли? Мыло? Зубная паста?

 - Все вы что-то да покупаете. А на что? Откуда берёте деньги?


- Кто из вас слышал, что такое « Семейный бюджет»?

- Назовите тему урока и определите учебные задачи?

- Сегодня мы откроем тайны семейного « финансирования», т.е. узнаем, что такое «семейный бюджет» и из чего он складывается.

- Выясним, что такое источники доходов семьи, что такое расходы.

- И подумаем, почему нужно бережно относиться к семейному бюджету.



  1. Изучение темы урока

1)Работа с учебником (словарная работа)

- Ученые утверждают, что семейное хозяйство необходимо вести по правилам. Чтобы хватало средств на жизнь, отдых, учебу и другие потребности. Об этом говорит и значение слова ЭКОНОМИКА. 

- Найдите в учебнике и словаре информацию понятии экономика. (текст стр. 37, словарь стр. 127)

- Именно наука экономика нам и поможет разобраться в вопросах формирования семейного бюджета.

2)Просмотр мультфильма о финансовой грамотности.

- Сейчас мы с вами посмотрим мультфильм. Тетушка Сова и ее мультипликационные помощники расскажут нам об азах финансовой грамотности, формировании семейного бюджета, подскажут,  как быть бережливыми и внимательными.


- Что такое семейный бюджет?

Запись в тетрадь

 Семейный бюджет – это сумма всех доходов и расходов семьи за определённый период времени.

- Таким образом, бюджет – это своеобразный план семьи.


 3) Игра «Семейная копилка»

Сейчас мы с вами будем формировать семейный бюджет. Назовите источники пополнения семейного бюджета. Из каких доходов складывается бюджет вашей семьи?

(Ученики называют источники пополнения семейного бюджета и опускают монетку в банку с названием «ДОХОДЫ». По ходу выполнения задания составляется кластер «Доходы»)


- К доходам можно ещё отнести выигрыш в лотерею, денежный подарок на день рождение, находка, дополнительный заработок — продажа  с огорода картофеля, яблок.

- Итак, мы наполнили семейную копилку благодаря вашим знаниям, эрудиции.


4)Составление кластера «Семейные расходы»

- Как вы думаете, семейная копилка-бюджет у нас останется постоянно заполненной? (Ученики предполагают, что необходимо будет осуществлять расходы.)

- Давайте учиться расходовать семейный бюджет. На что обычно тратятся денежные средства? (Ученики берут монетки из банки «Доходы», называя вид расхода опускают её в банку с названием «РАСХОДЫ»)

- Какие бывают виды расходов?

Виды расходов

•        Обязательные — на питание, одежду, ЖКХ, транспорт, налоги

•        Произвольные — на приобретение дорогостоящих предметов и предметов длительного пользования (бытовая техника, туристические путевки, транспортные средства, драгоценности)

  • Непредвиденные (ремонт бытовой техники, покупка лекарств и т.п.)



По окончании игры (возможны варианты):

Вариант 1. У нас осталось несколько монеток. В таком случае мы говорим, что бюджет семьи является профицитным, или избыточным, т. е. денежные средства у нас остались после покупок.

Вариант 2. У нас в копилке не осталось монеток, а  мы не осуществили все обязательные расходы. Бюджет семьи в этом случае является дефицитным.

Вариант 3. Бюджет семьи является сбалансированным, если доходы равны расходам.


5) Работа в парах

- Ну, а так как семья маленькое общество вам сейчас необходимо в группе рассчитать доходы и расходы вашей семьи за месяц и узнать, как ваша семья расходует средства и указать вид бюджета. (Учащиеся в группах выполняют задания.)

1. Семья Ивановых

Доходы                    

Зарплата мамы – 9000 рублей

Зарплата папы – 14000 рублей

Детское пособие – 800 рублей  

Итого:        

Расходы

Коммунальные услуги – 4000 рублей

Питание – 10000  рублей

Кредит- 2800 рублей

Одежда – 3000  рублей

Прочие расходы –4000  рублей

Итого:

Бюджет:

 

2. Семья Соловьевых

Доходы              

Зарплата мамы – 15000  рублей

Пенсия бабушки  – 9000  рублей

Детское пособие- 800 рублей

Итого:        

Расходы

Коммунальные услуги – 5000  рублей

Продукты – 10000  рублей

Лекарства – 3000  рублей

Одежда – 5000  рублей

Игрушки – 300  рублей

Прочие расходы – 2000  рублей

Итого:

Бюджет:

3. Семья Петровых

Доходы

Зарплата мамы – 17000  рублей

Зарплата папы –15000  рублей

Стипендия дочери- 3000рублей

Итого:        

Расходы

Коммунальные услуги – 4000  рублей

Продукты – 8000  рублей

Одежда – 5000  рублей

Прочие расходы – 5000  рублей

Итого:

Бюджет:

 

Ответы детей.

Ивановы: 23800-23800=0  - сбалансированный бюджет

Соловьевы 24800-25 300= - 500  недостаток (дефицит бюджета)

Петровы 35000-22000=13000 экономия (профицит бюджета)


- Ребята, а почему одной семье средств не хватило? Что бы вы им посоветовали?


-А что нужно делать, чтобы в семье было больше доходов? (Хорошо работать, хорошо учиться, экономить)

- Что значит экономить?

- Чем отличается экономный человек, от жадного?

– На чем можно сэкономить? (Сладости и излишества в еде; транспорт (использование проездного билета); коммунальные услуги (экономия электричества); одежда и обувь (если беречь, то продлится срок службы.)

- А на чём нельзя экономить? (На отдыхе, еде, здоровье, вещах первой необходимости.)

 - Я надеюсь, когда вы станете взрослыми, то будете хорошими хозяевами, умеющими планировать свой семейный бюджет.

5. Закрепление изученного материала

– Ребята, сегодня на уроке мы с вами просто поиграли в семейный бюджет. А представьте, что Ваши родители не играют, а каждый месяц зарабатывают деньги и рассчитывают, на что их потратить, а с чем можно подождать. Поэтому не обижайтесь на своих родителей, когда они говорят, что сейчас нет денег. Это не значит, что их нет в кошельке, просто они нужны для других целей.


Задание: на каждую букву слова «Итог» назвать учащимися характеристики

И - что было интересно
Т - какие термины знаем…
О - обобщить изученное…
Г - что можно выделить главное на уроке…

6. Рефлексия

- Нарисуйте смайлик у вас в тетради, отражающий ваше настроение в конце урока.

7. Домашнее задание

П.4, с.37 - 38, составит бюджет своего Дня рождения
























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!