Урок №1 "Семейное хозяйство".
Цели урока: познакомить с понятиями семейное хозяйство, потребности, семейный труд, экономика, с основными статьями доходов и расходов семьи, особенностями распределения обязанностей в семье; объяснить необходимость рачительного ведения хозяйства, правила хозяйствования.
Ход урока
Орг. момент
Мотивация к учебной деятельности
1) Защита проектов «Моя семья"
2) Притча о семье (2 слайд):
Однажды учитель спросил у учеников: «Чья мама выполняет много работы?» Ребята начали рассказывать, что делают их мамы, пытаясь расхвалить их. И тут преподаватель спросил: «А как ваши мамы умудряются все это делать, ведь у них только 2 руки?» Ученики задумались, а учитель добавил: «Просто каждой матерью движет сила материнской любви. Именно это придает ей силу и могущество на Земле!»
- Как вы поняли смысл притчи?
- Предположите, о чём пойдёт речь на нашем уроке?
2. Изучение нового материала
1. Каким должен быть хозяин дома
Просмотр мультфильма «Теремок» (можно аудиозапись).
- Как называется сказка? Что объединяет жителей? (Распределены обязанности, каждый выполняет свое дело)
- Правильно – это распределение обязанностей в семье. Семьи бывают разные по своему составу, способностям, возможностям участия в совместных делах. Поэтому, дать один для всех совет, как лучше распределить обязанности – трудно. Главное – это желание и стремление членов семьи приложить свои силы в создание домашнего уюта.
- Каким должен быть труд в семье? (совместным)
Работа с текстом учебника
Задание: Откройте учебники с. 35, прочитайте текст «Каким должен быть хозяин?» (2-3 мин).
Определите в нем ключевое слово. (Хозяин.)
- Какие ассоциации у вас возникают при слоне хозяин? (Ответы учеников.)
А теперь проверим, насколько точно вы смогли определить смысл этого понятия.
Хозяин - а) собственник, владелец, б) Частный наниматель, в) разг. Руководитель, начальник предприятия, коллектива.
Хозяин - а) тот, кто отличается способностью умело хозяйствовать, хорошо руководить предприятием, б) Тот, кто ведет хозяйство, распоряжается делами хозяйства.
Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое»
- Какое напутствие Владимир Мономах наказывал взрослым и детям?
- Что советует «Домострой» хозяину дома? Почему это произведение называется «Домострой»?
- Ребята, давайте вспомним героев сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» и мультфильма «Трое из Простоквашино». Кто был хозяином в каждом из них?
- И старуха, и кот Матроскин заботились об улучшении своего домашнего хозяйства.
- А кого из них можно назвать настоящим хозяином дома? Почему?
Работа со словарём: зачитайте определение слова РАЧИТЕЛЬНЫЙ.
Главное в семье – это желание и стремление членов семьи приложить свои силы в создании домашнего уюта
Семейные заботы.
- Рассмотрите картинки в учебнике стр. 34. Расскажите о каждой из них . Что их объединяет?
- Каким должен быть труд в семье? Предложите свои варианты ответов.
- Как у вас распределяются домашние обязанности?
- Какой вклад в выполнение домашних дел вносишь ты?
- Есть ли совместные дела в твоей семье? Кто принимает в них участие?
- Что ты можешь сделать самостоятельно для удобства и уюта в доме?
Работа с репродукцией картины А.А.Пластова «Ужин тракториста», стр.36
- Почему ужин проходит в поле?
- Какие семейные обязанности сельских детей отражены в сюжете картины?
- Какой труд можно охарактеризовать как совместный, а какой – как помощь-обязанность?
Совместный труд помогает удовлетворить необходимые для жизни потребности.
Вопросы:
Работа со словарём «потребности».
- Что такое потребности?
- Какие бывают потребности? (стр. 33)
3. Закрепление изученного материала
- Что означает «вести домашнее хозяйство»?
- Каким должен быть настоящий хозяин?
- Все ли домашние обязанности нужно делить на мужские и женские?
- Задание в рубрике «В классе и дома», стр. 39, №7,8
Работа с рубрикой « Учимся помогать вести семейное хозяйство», стр. 39
Рефлексия
- Оцените свою работу на уроке, нарисовав смайлика.
5. Домашнее задание
Стр. 33-37
Урок №2 "Семейный бюджет ".
Цели урока: познакомить с понятиями семейная экономика, с основными статьями доходов и расходов семьи, учить составлять семейный бюджет, развивать понимания того, что экономическое состояние семьи зависит от каждого из ее членов.
Ход урока
Орг. момент
Актуализация знаний
- Отгадайте загадку:
Вот ведь дело, то какое
Нас не семеро, а трое:
Папа, мамочка и я
Но все вместе мы____(семья)
- Как хорошо, что у каждого из нас есть семья. Напомните, для чего нужна семья?
- В ней мы воспитываемся, работаем и отдыхаем, переживаем неудачи в жизни и радуемся новым победам. Тема нашего сегодняшнего занятия вновь связана с семьёй. Давайте ответим на вопросы урока и определим ее.
Определение темы и учебных задач урока
- Послушайте притчу. Охарактеризуйте главных героев. Как они вели хозяйство? Какими были хозяевами?
ПРИТЧА
Жили-были муж с женой. Жена была баба ленивая и беззаботная, да к тому же еще и большая лакомка: все проела на орешках да на пряничках, так что наконец осталась в одной рубахе, и то в худой - изорванной.
Вот подходит большой праздник, а у бабы нечего и надеть, кроме этой рубахи. И говорит она мужу:
- Сходи-ка, муж, на рынок да купи мне к празднику рубаху.
Муж пошел на рынок, увидал, что продают гуся, и купил его вместо рубахи. Приходит домой, жена его и спрашивает:
- Купил мне рубаху?
- Купил, - отвечает муж, - да только гуська. А жена недослышала и говорит:
- Ну и узка, да изношу!
- Сняла с себя изорванную рубаху и бросила в печку. А потом и спрашивает:
- Где же рубаха? Дай я надену.
- Да ведь я сказал, что купил гуська, а не рубаху. Так и осталась баба без рубахи, нагишом.
(Баба – ленивая, беззаботная. Дед – безответственный. Хозяйство вели не по правилам. Поэтому у них возникали проблемы. Средств не хватало.)
- Скажите, пожалуйста, кто из вас ходит часто в магазин за покупками?
- Сколько стоит буханка хлеба? 1 кг сахара? Пачка соли? Мыло? Зубная паста?
- Все вы что-то да покупаете. А на что? Откуда берёте деньги?
- Кто из вас слышал, что такое « Семейный бюджет»?
- Назовите тему урока и определите учебные задачи?
- Сегодня мы откроем тайны семейного « финансирования», т.е. узнаем, что такое «семейный бюджет» и из чего он складывается.
- Выясним, что такое источники доходов семьи, что такое расходы.
- И подумаем, почему нужно бережно относиться к семейному бюджету.
Изучение темы урока
1)Работа с учебником (словарная работа)
- Ученые утверждают, что семейное хозяйство необходимо вести по правилам. Чтобы хватало средств на жизнь, отдых, учебу и другие потребности. Об этом говорит и значение слова ЭКОНОМИКА.
- Найдите в учебнике и словаре информацию понятии экономика. (текст стр. 37, словарь стр. 127)
- Именно наука экономика нам и поможет разобраться в вопросах формирования семейного бюджета.
2)Просмотр мультфильма о финансовой грамотности.
- Сейчас мы с вами посмотрим мультфильм. Тетушка Сова и ее мультипликационные помощники расскажут нам об азах финансовой грамотности, формировании семейного бюджета, подскажут, как быть бережливыми и внимательными.
- Что такое семейный бюджет?
Запись в тетрадь
Семейный бюджет – это сумма всех доходов и расходов семьи за определённый период времени.
- Таким образом, бюджет – это своеобразный план семьи.
3) Игра «Семейная копилка»
— Сейчас мы с вами будем формировать семейный бюджет. Назовите источники пополнения семейного бюджета. Из каких доходов складывается бюджет вашей семьи?
(Ученики называют источники пополнения семейного бюджета и опускают монетку в банку с названием «ДОХОДЫ». По ходу выполнения задания составляется кластер «Доходы»)
- К доходам можно ещё отнести выигрыш в лотерею, денежный подарок на день рождение, находка, дополнительный заработок — продажа с огорода картофеля, яблок.
- Итак, мы наполнили семейную копилку благодаря вашим знаниям, эрудиции.
4)Составление кластера «Семейные расходы»
- Как вы думаете, семейная копилка-бюджет у нас останется постоянно заполненной? (Ученики предполагают, что необходимо будет осуществлять расходы.)
- Давайте учиться расходовать семейный бюджет. На что обычно тратятся денежные средства? (Ученики берут монетки из банки «Доходы», называя вид расхода опускают её в банку с названием «РАСХОДЫ»)
- Какие бывают виды расходов?
Виды расходов
• Обязательные — на питание, одежду, ЖКХ, транспорт, налоги
• Произвольные — на приобретение дорогостоящих предметов и предметов длительного пользования (бытовая техника, туристические путевки, транспортные средства, драгоценности)
Непредвиденные (ремонт бытовой техники, покупка лекарств и т.п.)
По окончании игры (возможны варианты):
Вариант 1. У нас осталось несколько монеток. В таком случае мы говорим, что бюджет семьи является профицитным, или избыточным, т. е. денежные средства у нас остались после покупок.
Вариант 2. У нас в копилке не осталось монеток, а мы не осуществили все обязательные расходы. Бюджет семьи в этом случае является дефицитным.
Вариант 3. Бюджет семьи является сбалансированным, если доходы равны расходам.
5) Работа в парах
- Ну, а так как семья маленькое общество вам сейчас необходимо в группе рассчитать доходы и расходы вашей семьи за месяц и узнать, как ваша семья расходует средства и указать вид бюджета. (Учащиеся в группах выполняют задания.)
1. Семья Ивановых
Доходы
Зарплата мамы – 9000 рублей
Зарплата папы – 14000 рублей
Детское пособие – 800 рублей
Итого:
Расходы
Коммунальные услуги – 4000 рублей
Питание – 10000 рублей
Кредит- 2800 рублей
Одежда – 3000 рублей
Прочие расходы –4000 рублей
Итого:
Бюджет:
2. Семья Соловьевых
Доходы
Зарплата мамы – 15000 рублей
Пенсия бабушки – 9000 рублей
Детское пособие- 800 рублей
Итого:
Расходы
Коммунальные услуги – 5000 рублей
Продукты – 10000 рублей
Лекарства – 3000 рублей
Одежда – 5000 рублей
Игрушки – 300 рублей
Прочие расходы – 2000 рублей
Итого:
Бюджет:
3. Семья Петровых
Доходы
Зарплата мамы – 17000 рублей
Зарплата папы –15000 рублей
Стипендия дочери- 3000рублей
Итого:
Расходы
Коммунальные услуги – 4000 рублей
Продукты – 8000 рублей
Одежда – 5000 рублей
Прочие расходы – 5000 рублей
Итого:
Бюджет:
Ответы детей.
Ивановы: 23800-23800=0 - сбалансированный бюджет
Соловьевы 24800-25 300= - 500 недостаток (дефицит бюджета)
Петровы 35000-22000=13000 экономия (профицит бюджета)
- Ребята, а почему одной семье средств не хватило? Что бы вы им посоветовали?
-А что нужно делать, чтобы в семье было больше доходов? (Хорошо работать, хорошо учиться, экономить)
- Что значит экономить?
- Чем отличается экономный человек, от жадного?
– На чем можно сэкономить? (Сладости и излишества в еде; транспорт (использование проездного билета); коммунальные услуги (экономия электричества); одежда и обувь (если беречь, то продлится срок службы.)
- А на чём нельзя экономить? (На отдыхе, еде, здоровье, вещах первой необходимости.)
- Я надеюсь, когда вы станете взрослыми, то будете хорошими хозяевами, умеющими планировать свой семейный бюджет.
5. Закрепление изученного материала
– Ребята, сегодня на уроке мы с вами просто поиграли в семейный бюджет. А представьте, что Ваши родители не играют, а каждый месяц зарабатывают деньги и рассчитывают, на что их потратить, а с чем можно подождать. Поэтому не обижайтесь на своих родителей, когда они говорят, что сейчас нет денег. Это не значит, что их нет в кошельке, просто они нужны для других целей.
Задание: на каждую букву слова «Итог» назвать учащимися характеристики
И - что было интересно…
Т - какие термины знаем…
О - обобщить изученное…
Г - что можно выделить главное на уроке…
6. Рефлексия
- Нарисуйте смайлик у вас в тетради, отражающий ваше настроение в конце урока.
7. Домашнее задание
П.4, с.37 - 38, составит бюджет своего Дня рождения