Урок окружающего мира "Что такое горизонт. Ориентирование по солнцу" (3-й класс УМК «Планета знаний» )
Цели:
Систематизировать знания обучающихся об ориентирах (известных способах).
Сформировать представления об ориентире (Солнце) и ориентировании.
Развивать интеллект обучающихся (внимание, память, мышление), практические навыки ориентирования на местности.
Прививать познавательный интерес к предмету.
Ход урока
Введение в тему урока.
- Прочитайте вопрос ( слайд 1). Сможете ли ответить на него? Почему?
- В конце урока сможете задать этот вопрос своим одноклассникам, причём в разных вариантах.
- Отгадайте математический ребус. Отгадка имеет отношение к нашему уроку.
ГОРИМ – М + ЗОНТИК – ИК (горизонт) (Слайд2- 3)
- Слышали ли это слово? Где? Какие есть предположения, что оно обозначает?
- Вот этим сегодня мы и займёмся. Сегодня на уроке мы узнаем новые географические понятия, научимся применять их и определять по фотографиям, картинкам.
II. Новый материал.
1. Работа над термином «горизонт» и «линия горизонта».
-Посмотрите, как пишется слово горизонт. Какие буквы нужно запомнить? (орфографическое проговаривание) (слайд 3 – щелчок)
- Это слово не русское, оно пришло к нам из греческого языка и значило «намечать границу». Но в русском языке есть аналог этого слова «окоём». Раньше на Руси горизонт называли «Кругозор». (слайд 4) Попробуйте определить, что же обозначает современное слово «горизонт».
- Прочитайте 1 и 2 абзац на с. 10 учебника. Сформулируйте, что же такое, горизонт? (Это видимое вокруг нас пространство). (Слайд 5)
- Какое ещё понятие встретилось в тексте учебника? (Линия горизонта).
- Что такое линия горизонта? (Это воображаемая линия, где небо сходится с землёй) (Слайд 5)
2. Работа по применению знаний термина «линия горизонта»
- На ваших столах есть листочки с фотографиями разных пейзажей. Обозначьте на них линии горизонта (Слайд 6) (на одной фотографии невозможно обозначить линию горизонта)
- Что заметили? (Проверка со слайдом 7-10). Почему на рис. 4 невозможно обозначить линию горизонта?
- Какой вывод можно сделать? (линия горизонта видан только там, где хорошо видно небо, земля.
3. Работа над терминами «Открытая и закрытая местность».
- Рассмотрите 2 вида местностей. (Слайд 11) Сравните их. Что можете о них сказать? (на одной хорошо видна линия горизонта, на другой нет).
- Как бы вы назвали местность с рис. 1, где местность открыта, всё хорошо видно? А другую? (Вывод: линия горизонта хорошо видна на открытой местности и не видна на закрытой)
- Посмотрите ещё раз на свои листочки, Можно ли на рис.4 обозначить линию горизонта? Почему? (местность закрытая).
- с. 10, вопрос 2. (Местность перед зданием школы закрытая)
4. Дискуссия по вопросам: (Слайд 12)
- Можно ли дойти до линии горизонта?
- Изменятся ли горизонт, если подняться вверх? (После ответов детей (Слайд 13). Посмотрите на фотографии одной и той же местности. Сравните. Что можете сказать о горизонте? Какой вывод можно сделать? (При подъёме вверх горизонт расширяется.
- В каких случаях нам может понадобиться это свойство расширения горизонта при подъёме вверх? (заблудились и надо осмотреться, …)
5. Стороны горизонта.
- Встаньте, повернитесь, пожалуйста, на север; на юг; на восток; на запад.
- Почему вы не смогли выполнить мою просьбу?
- Чтобы её выполнить, что нам нужно будет сделать? (узнать, что это такое и где это находится)
- Чтобы узнать, что такое север, юг, запад, восток, прочитаем об этом с. 11 абзац 1.
- Что же такое «север, юг, запад, и восток»? (это стороны горизонта).
- Достаточно ли этого, чтобы выполнить мою просьбу? (нет. Надо знать где эти стороны относительно нас)
- Рассказ учителя о том, как определить стороны горизонта «Утром Солнце восходит на востоке и ровно в полдень (12 часов дня оно светит со стороны юга). Значит относительно нас в классе, где юг? Покажите. Противоположная сторона горизонта – это север. Закат Солнца – на западе.
С
Север
Запад Восток
Юг

хема: (
Слайд 14)

- Потренируемся в определении сторон горизонта в нашем классе. Покажите руками, где юг, север, запад восток.
- Встаньте, повернитесь, где север, юг, запад, восток, юг, восток, север,…. (физминутка)
- Это основные стороны горизонта. Но есть и промежуточные. Как бы вы назвали сторону между севером и востоком? (Слайд 14). Между востоком и югом? Ит.д.
- с. 11, 2 абзац, чтение (обобщение)
- Тетрадь с.4 №2 (самостоятельно)
- Тетрадь с.4 №3 (проблемная ситуация)
7. Ориентирование.
- Мы с друзьями пошли в поход. Разделились на 2 группы и пошли к одному месту разными путями. Ваш маршрут: «Пройти 100 метром на север, затем 500 метров на северо-восток, затем 250 метров на юг, 470 метров на северо-запад». Как думаете, сможет ли неподготовленный человек пройти по этому маршруту? Что для этого нужно? (уметь находить стороны горизонта)
- Уметь находить и определять стороны горизонта – это значит уметь ориентироваться.
- Рассмотрите рис. С. 11. Как мальчик определил стороны горизонта? Сколько должно быть на часах времени, чтобы данный эксперимент удался? (12 часов дня)
III. Обобщение по теме:
- (электронный тест) Слайд 15 – 22) Слайд 23 –ключ для проверки
- задайте вопросы своим одноклассникам (Слайд 24).