Тема: "Наша дружная семья"
Цели и задачи:
обогащать представления детей о семье, о возможности взаимопомощи между членами семьи;
воспитывать внимательное и уважительное отношение к родителям и старшему поколению;
способствовать сплочению семей учащихся, раскрытию ценностей взаимоотношений в семье;
умение найти и сформулировать проблему урока;
умение слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение;
способность слушать, наблюдать и делать самостоятельные выводы;
добывать новые знания, используя дополнительные информацию и информацию, полученную на уроке;
развитие способностей к творческому мышлению;
отбирать из предложенных важные для семейной жизни условия;
определять роль в жизни человека культуры семейного общения .
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, проекты по теме, презентации учащихся, генеалогическое древо семьи, фотографии прадедушек и прабабушек участников ВОВ.
ХОД УРОКА.
I. Организационное начало.
Прозвенел звонок для нас,
Всех ребят позвал он в класс.
Чтобы дети не ленились,
С удовольствием трудились,
Всем здоровья пожелаем
И урок наш начинаем.
Чтобы снять напряжение и волнение, давайте выполним с вами одно упражнение. С помощью описания погоды постарайтесь описать своё настроение . Начнём с меня. У меня сейчас ясная, безветренная погода. Кто следующий?
Остальные - улыбнитесь, если у вас в душе хорошая погода.
II. Актуализация знаний.
- Сегодня на уроке мы поговорим о чём-то приятном и согревающим душу каждого человека. Ребята, вас окружают самые близкие для люди. Как можно, одним словом назвать всех близких вам людей?
- Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.(семья)
Совершенно верно.
«НАША ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ»
О чём же мы должны узнать на уроке? (ответы детей)
III. Самоопределение к деятельности
А сейчас давайте выясним значения слов, о которых пойдёт речь. Поможет нам в этом толковый словарь.
Словарная работа
СЕМЬЯ-группа живущих вместе родственников, сплочённых общими интересами.
ПОКОЛЕНИЕ-одновременно живущие люди близкого
возраста.
РОДСТВО-отношения между людьми, создаваемое наличием общих ближайших предков.
ТРАДИЦИИ-то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений.
IV Работа по теме урока.
Проектная творческая деятельность.
У каждой семьи есть своя история. Вокруг каждого из нас много разных родных, с ними мы связаны незримыми ниточками-кровью. Есть родные, которые моложе, есть и гораздо старше нас. И тот род силён, который предков помнит и чтит. Такой род можно сравнить с большим и крепким деревом, которое имеет глубокие и сильные корни. Каждый человек может исследовать свою родословную. Посмотрите, какие генеалогические древа получились у наших ребят из нашего класса.
Бухтиярова Дарья расскажет о своём генеалогическом древе.
Для каждого из вас первый шаг к познанию Родины- изучение своей семьи. В каждой семье есть свои герои, которыми можно гордиться. Это защитники Родины, это труженики, посвятившие жизнь трудному, но полезному делу.
А есть ли в ваших семьях такие родственники? (рассказы детей)
Наши ребята работали над проектом «Моя семья».
Некоторые вы видите сейчас на выставке.
Чернавцева Кристина хочет рассказать о себе и о своей семье.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Говорят, что раньше о доме и семье говорили с большим уважением. Наверное, потому семьи на Руси были большие и дружные. Я нашла тому много свидетельств. Вспомним хотя бы народные сказки, пословицы, поговорки. В них говорится о семье.
Сейчас я начну пословицу, а вы постарайтесь вспомнить продолжение:
- Не нужен клад,…когда в семье лад.
-Хозяюшка в дому,… что оладушек в меду.
-Дом вести,… не бородой трясти.
-Семья вместе,…так и душа на месте.
15 мая отмечается День семьи.
V. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
А теперь ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
Продолжение работы по теме урока.
А сейчас мы отправляемся в гости к семье Колкуновых. А экскурсию нам проведёт Колкунова Алёна.
Презентация.
В презентациях наших девочек, да и в ваших проектах, встречаются фото класса. Почему они оказались здесь? (ответы детей)
А можно ли Русский Брод назвать семьёй?
Почему?
В нашем селе жил А.С. Коновалов-учитель, краевед. Он написал книгу «Времен связующая нить». В ней он рассказал о возникновении нашей
семьи Русскобродцев, о людях, прославивших нашу семью. Эта нить связала все времена: от истории возникновения, до настоящего времени.
Я надеюсь, что вы станете достойными членами этой семьи. Будете изучать её историю, принимать участие в будущем нашего села.
Каждому из нас нужно такое место, где не надо притворяться, где тебя не обманут, где спокойно и хорошо, где можно отдохнуть душой.
О каком месте идёт речь? (о доме, о семье)
А какая семья будет у вас? Вы должны придумать слова, первые буквы которых написаны у меня в столбик.
С – счастливая, солнечная, славная, спортивная, современная…
Е – единая, единственная…
М – милая, мечтательная, музыкальная, многодетная …
-Есть ли у нас многодетные семьи?
Ь
Я – яркая, ясная…
Если вы будете иметь хорошую семью, почитать своих предков, содержать в порядке своё жилище, улучшать свой быт, образ жизни и культуру поведения, то вас можно будет назвать настоящими патриотами
нашей Родины.
Когда в доме все друг другу помогают, он наполнен улыбками, то в нём тепло и уютно всем. В таких семьях из поколения в поколение передаются добрые традиции.
А какие традиции у вас в семье? (ответы детей)
Вы также готовили в своих проектах герб своей семьи. Герб- символ, знак отличия, эмблема государства.
Кто же нам расскажет нам о гербе своей семьи? (ответы детей)
VI. Рефлексия. Подведение итогов.
Сейчас мы постараемся построить дом своей мечты. Прочитайте слова на брёвнышках. Прикрепите к дому те, брёвнышки, которые, на ваш взгляд, нужны для того, чтобы семья была дружной, крепкой.
Давайте хором прочитаем, что же у нас получилось. (дети читают хором)
Ну что ж, вам понравился урок?
Что запомнилось?
Что бы вы ещё хотели сделать?
Вот это большое солнце- тепло моей души. И я хочу поделиться своим теплом с вами, чтобы в ваших семьях царили дружба, доверие, счастье, уважение, понимание. Я дарю вам это маленькое солнышко. А вы подарите его тому человеку, которому хотите передать частичку своего добра, уважения, понимания. Не забывайте про улыбку!
Учитель :
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле
МБОУ «Русско-Бродская средняя общеобразовательная школа»
Урок окружающего мира во 2 классе по теме:
«Наша дружная семья»
Учитель начальных классов: Филатова Л.Ю.